Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (в соответствии с теории Д.Эльконина) некий базисный конфликт, через что проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.
Тьюторское сопровождение в начальной школе.
В отличие от преподавателя, занимающегося задачами учебно-воспитательного процесса, для преподавателя-тьютора, трудящегося с развитием познавательного интереса, первостепенной задачей есть оказание младшему школьнику помощи в реализации и осознании познавательного интереса.
Преподаватель-тьютор выступает в этом случае как консультант обучающегося, что оказывает помощь ему осознать и выяснить интересы, подобрать соответствующие методы, снабжающие его достижение, определиться с местами получения дополнительной информации. Он оказывает помощь младшему школьнику определиться по отношению к тому, как дальше применять полученные результаты.
Осуществляется совместная с обучающимися деятельность по реализации и выстраиванию всей цепочки шагов по формированию интереса, где ученик приобретает опыт фиксации собственного интереса, постановки целей, интеграции для ее успехи разных ресурсов образования (среди них и внешкольных), а в итоге – поймёт процесс управления собственной познавательной и образовательной деятельностью, осваивает методы развития интереса, формирует качества, содействующие ее реализации.
Преподаватель, применяющий тьюторскую технику, наряду с этим осуществляет:
— обнаружение, формирование и фиксацию познавательного интереса младшего школьника;
— обнаружение личных неприятностей, которые связаны с познавательным интересом;
— обучение младших школьников методам работы с познавательным интересом;
— совместный анализ ресурсов и способов, использованных на протяжении работы;
— содействие в определении нужных «проб выбора»;
— организацию рефлексии обучающимся собственный й деятельности;
— предоставление рекомендаций о методах получения нужной информацим.
Разработка есть многоступенчатой. Все части ее взаимосвязаны между собой и воображают определенную совокупность познавательного развития младшего школьника.
1. Диагностический этап — фиксация либо обнаружение познавательного интереса, предпочтений, намерений и интересов обучающихся, их склонности, сильные и не сильный стороны.
2. Ориентировочный этап — осознание младшим школьником собственных целей, планов и интересов. Для реализации этих целей на этом этапе были использованы следующие методы тьюторского сопровождения как для преподавателя, так и для ученика.
Методы работы преподавателя: работа с папкой личных достижений ученика; беседа, консультирование; диагностика, тестирование.
Методы работы ученика: посещение открыты уроков (с выходом и открытым входом), где растолковывают, что это будут уроки, где они смогут заниматься тем, что им весьма интересно; представление имеющегося количества знаний по теме; представление собственного «Я»; рассказ об истории происхождения познавательного вопроса.
3. Мотивационный этап, служащий для анализа информации и организации сбора по теме, включал в себя следующие методы ученика и работы учителя.
Методы работы преподавателя: нахождение вопросов в представленном материале; сужение либо расширение темы; анализ «портфеля»; консультации по «портфелю»; помощь в составлении «карты» интереса.
Методы работы ученика: составление карты интереса; сбор «портфеля»; анализ «портфеля»; обнаружение познавательного вопроса; определение темы выступления. Портфолио – это то место, где обучающийся собирает полезные для него материалы, добытые в поиске. Конкретно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его личная образовательная история.
На данном этапе работы школьник формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на что он желает узнать ответ. Задача тьюторской работы отыскать конкретно такие индивидуальные вопросы, в работе с которыми и возможно разбужено отношение к знанию, как нужному лично тебе в твоей жизни. Постановке для того чтобы вопроса уделяется достаточно довольно много времени, и для этого употребляются особые игровые, педагогические и психотерапевтические техники.
4. Формирующий этап включает в себя организацию представления познавательного интереса и анализ этого представления. Цель этого этапа – осознание младшим школьником значения представления познавательных заинтересованностей, способов работы, взятых результатов для себя.
Этап работы — поиск ответов на вопрос делится на два такта: на дискуссию с тьютором, в котором определяется метод получения вероятного ответа, и фактически — поиск. Выбор метода будет опираться, в первую очередь, на определение личного стиля образования.
В собственной работе тьютор пытается все время выполнять равновесие культурного и личного в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от личного.
Главные техники работы тьютора на данном этапе это:
- замысел-карта источников, где возможно так или иначе отыскать материал для ответа на вопрос (для школяра возможно представлена как карта пирата либо следы инопланетного существа);
- вопросные техники (получая опыт сопровождения личного образовательного поиска, тьюторы создают разные рабочие типологии вопросов);
- и образовательный портфель достижений.
5. Этап представления результатов работы над вопросом – презентация отысканных ответов в кругу школьников. Это возможно узкий круг либо, напротив, общешкольное мероприятие. Тут тьютор может поработать, помогая придумать форму презентации, но это не означает, что он обязан придумывать за подопечного, даже в том случае, если тот точно выбрал неудачную, «закрытую» форму
6. рефлексии и Этап анализа. Он складывается из содержательного и внешнего анализа выступления. На нем ученик попытается отметить сильные и не сильный стороны собственного выступления; трудности и успехи, каковые ему удалось преодолеть; методы деятельности, применяемые на протяжении подготовки и проведения представления познавательного интереса.
По окончании анализа выступления, наступает стадия определения замыслов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение возможностей развития познавательного интереса; определение темы (содержательных возможностей); определение сроков (временные возможности).