О взаимодействиях один на один

Роберт Левенсон

В отечественных изучениях диадических сотрудничеств людей, пребывающих в родных отношениях, мы поняли, что обсуждение областей разногласий снабжает хорошие условия для изучения того, как люди высказывают и регулируют собственные эмоции. Так как конкретно потому, что люди являются социальными существами, они имеют эту глубокую потребность в том, дабы не разрешать своим чувствам «приходить в неистовство», и в том, дабы приводить эмоции в соответствии с требованиями обеспечения и ситуации комфортного существования окружающих.

Мы поняли, что супружеские пары, талантливые поддерживать психотерапевтическое самообладание при дискуссии неприятностей в собственных взаимоотношениях, скорее были довольны своим браком и продолжительнее продолжали совместную судьбу. Довольно часто в домашних парах один из супругов принимает на себя роль «термостата», отслеживающего температуру сотрудничеств и делающего при необходимости корректирующие действия. Эти корректировки смогут принимать форму помощи мужу либо супруге в регулировании собственных чувств (в большинстве случаев конкретно дама берет на себя роль термостата в отношениях представителей различных полов) и оставаться в зоне эмоционального комфорта в том месте, где неприятности смогут обсуждаться продуктивно без чрезмерной горячности (интенсивности) либо холодности (отстраненности).

В этих сотрудничествах Мэттью играл роль термостата. Кроме того имея дело с весьма враждебно настроенным и требовательным партнером, он оказывал на него успокаивающее действие, что разрешало продолжать дискуссию в конструктивном ключе.

(Роберт Левенсон есть доктором психологических наук в Калифорнийском университете (Беркли) и директором общества исследований и Института личности.)

Экман: Что вы сообщите по этому поводу? Может ли появляться, что в то время, когда вы встречаете человека с отлично развитой эмоциональной уравновешенностью, — а у Мэттью с эмоциональной уравновешенностью все в порядке, — вы ощущаете в нем довольно много людской доброты? Вы осознаёте, что встретились с человеком, не похожим на всех тех, с кем вы виделись прежде, и что данный человек оказывает на вас успокаивающее влияние. Как вы имеете возможность это растолковать?

Далай-лама (через переводчика): Одно из вероятных, но далеко не полных объяснений содержится в том, что тут употребляется расхожее клише. В буддистской традиции кроме этого существует познание — практически речь заходит о качестве, приписываемом самому Будде, — того, что без применения оружия либо инструментов власти, одной только силой доброты и любви он был способен подчинять себе собственных неприятелей. доброта и Любовь, и сострадание владеют естественной свойством обезоруживать и смягчать людей. Кое-что зависит кроме этого от фактического содержания беседы и от ее темы.

В первой половине семидесятых годов прошлого века в Британии жил джентльмен по имени Феликс Грин. Он был одним из немногих представителей западной цивилизации, сумевших посетить Китай и Тибет, причем Китай кроме того пара раз.

Джинпа: Грин отснял довольно много фильмов о Тибете. Он был втором Чжоу Эньлая — тогдашнего премьера Китая. Он был уверен, что жизнь в Тибете при коммунистах была превосходной, что тибетцы были радостны и что все было замечательно. Он захотел приехать к Его Святейшеству и продемонстрировать ему собственные фильмы. Перед тем как встретиться с Его Святейшеством, он был принят представителями тибетского правительства. Они предотвратили Его Святейшество о том, что данный человек разделял взоры коммунистов на тибетский вопрос, владел ограниченными знаниями и обладал только односторонней информацией о ситуации в Тибете. «Будьте осмотрительны. Он весьма страшен», — без устали повторяли они. Его Святейшество виделся с ним в течение трех дней. Они разговаривали и наблюдали отснятые пленки, и к моменту расставания Грин стал совсем вторым человеком!

Его Святейшество растолковал эту видоизменение действием силы правды. Грин имел укоренившиеся предубеждения, собственное восприятие обстановки, но в то время, когда он определил фактическое положение дел, то это знание его поменяло.

Далай-лама: Итак, правда кроме этого, по-видимому, имеет громадное значение.

Экман: Если бы я должен был применить это знание к обрисованной мной ситуации, то я сообщил бы, что при первом сотрудничестве Мэттью с хорошим собеседником данный человек не поменял состояние его психики, но у них было мало времени для беседы.

Вторым показателем, различия людей, есть их свойство к трансформации убеждений. Имеется фанатичные, одержимые люди, каковые всеми силам противодействуют трансформациям.

Далай-лама: Это так.

Экман: на данный момент я прочту отрывок из вашей книги «Вселенная в одном атоме»: «Главной изюминкой этих психологических состояний есть вызываемые ими потеря и расстройство самоконтроля. В то время, когда они появляются, мы начинаем утрачивать свойство функционировать в соответствии с отечественными устремлениями и становимся заложниками отечественного нарушенного образа мыслей, С учетом того, что эти огорчения глубоко уходят корнями в отечественные эгоцентричные связи с другими людьми и с миром в целом, в то время, когда они появляются, отечественный взор на мир делается более узким».

Осознанность

Далай-лама (через переводчика): Чем выше вырабатываемая вами свойство проявлять внимание, тем лучше вы сможете замечать и осознавать это свойство.

Экман: Да.

Далай-лама (через переводчика): В практике буддистской медитации главным способом выработки для того чтобы понимания явля-ется развитие осознанности. Вторым способом, что считается более подходящим для развития свойства к такому мониторингу, есть постоянное использование осведомленности в фактических процессах размышления, легко методом наблюдения за вашей психикой и за вашими мыслями, в то время, когда они появляются, и понимания того, что происходит в настоящем.

Экман: Разрешите мне удостовериться в том, что я верно осознал различие. Один способ имеет дело с нашим знанием. Знание пребывает в понимании того, что вы должны фокусироваться на действии, а не на том, кто это воздействие совершает. Знание будет пребывать в том, что если вы вместо удаления препятствия постараетесь наказать человека за создание этого препятствия, то это будет страшно и для вас, и для другого человека. И это все знание. Сейчас многие люди не имеют этого знания. Нам значительно легче научить знанию, чем научить второй практике, которая производит умение осознавать моментальный опыт.

Далай-лама (через переводчика): Правильно. Подобным образом возможно учить знанию о пользе сострадания.

Экман: Знанию возможно научить. Но усвоить навык наблюдения за осведомленностью — навык нахождения в текущем моменте, навык осознания искры до происхождения пламени — непросто. Вам необходимо и то и другое. Вам требуется знание, и вам требуется навык. Знание вы имеете возможность взять легко из книги[10]. Но навык нельзя получить из книги — вы должны практиковаться опять и опять. Это два различных, но взаимосвязанных понятия, и оба они очень важны для сбалансированной судьбы.

Далай-лама (через переводчика): Совсем правильно. В современной буддистской литературе термин «осознанность» употребляется мало в противном случае. В тибетской традиции он свидетельствует осознанность того знания, а не мониторинг осведомленности.

Экман: Лишь знания?

Далай-лама (через переводчика): На санскрите для этого употребляется слово sati, а в тибетском языке — drenpa, что практически свидетельствует «памятование». Осознанность привносит в настоящее осведомленность о тех вещах, которым вы уже обучились.

Экман: Но, дабы функционировать так, вы должны иметь свойство к самонаблюдению, владеть метасознанием. Вам нужно знать о настоящем. Какой термин употребляется для обозначения выработки этого навыка?

Джинпа: Это то, что Алан Уоллес именует метавниманием, либо замечающей осведомленностью.

О ЗНАЧЕНИИ ОСОЗНАННОСТИ

Алан Уоллес

Не смотря на то, что осознанность, либо памятование (sati), обычно отождествляется с простым вниманием [что неверно], в действительности простое внимание соответствует применяемому в языке пали термину manasikara — «внимание», либо «ментальная вовлеченность». Под ним понимаются начальные доли секунды, в течение которых человек обращает внимание на объект прежде, чем он начинает его выяснять, идентифицировать и концептуализировать, но в буддистских трактатах это не рассматривается как нужный психологический фактор. Manasikara этически нейтральна. Иначе, главное значение sati — это памятование, отсутствие забывания. Оно включает в себя ретроспективную память о прошлом, перспективное запоминание того, что нужно сделать в будущем, и воспоминание, сосредоточенное на настоящем, — в смысле сохранения неослабного внимания к окружающей действительности. Противоположностью осознанности, либо памятованию, есть забывание, исходя из этого памятование, используемое, например, к дыханию, подразумевает постоянное, неослабное внимание к процессам вдоха-выдоха. Памятование может употребляться для поддержания простого внимания (manasikara), но классические буддистские источники ни при каких обстоятельствах не отождествляли памятование с таким вниманием.

В то время, когда памятование приравнивается к «простому вниманию», это легко может привести к неверному представлению о том, что развитие памятования не имеет ничего общего с этикой либо с развитием здоровых состояний психики и ослаблением нездоровых, Нет ничего более далекого от истины. В том месте, где памятование причисляется к здоровым психологическим факторам, оно представляется не как простое внимание, а как психологический фактор, что четко отделяет здоровые психологические состояния от нездоровых и здоровое поведение от нездорового. Оно употребляется для помощи здоровых противодействия и состояний нездоровым.

Развитие простого внимания полезно во многих отношениях, и мы замечаем рост числа изучений, посвященных его благотворному влиянию на лечение психотерапевтических и физиологических расстройств. Но было бы неправильно уравнивать памятование и обычное внимание, и еще более важной неточностью было бы считать, что все это имеет отношение к vipassana (направленная на познание сущности вещей медитация, созданная для эмпирического осознания главных черт действительности; освобождает психику от аффликтивных тенденций). Если бы это было так, то все буддистские учения об этике, samadhi (прочное, медитативные практики и устойчивое внимание, предназначенные для развития навыков поддержания внимания) и мудрости были бы ненужными. Через чур довольно часто люди, наивно полагающие, что простое внимание — это все, что имеется в медитации, отвергают все другое в буддизме как «идолопоклонство» и «болтовню». В следствии отбрасываются главные идеи учения, а не личные предубеждения.

Чистое памятование как спокойная, нереактивная осведомленность о медитативной цели индивида играется важную роль в практике shamatha, которая смягчает остроту таких аффликтивных состояний, как страстное желание, отвращение, уныние, сомнение и тревога. Простое внимание — это несовершенная практика, но само по себе оно возможно нужным, не смотря на то, что и в весьма ограниченных пределах.

(Врач философии Алан Уоллес, в далеком прошлом принявший сан буддистского монаха, есть основателем и директором некоммерческого Университета изучения сознания (Санта-Барбара) и автором многих книг по буддизму.)

Экман: Я желаю поднять технический вопрос. Вы ежедневно подолгу сидите и концентрируете внимание на том, как при дыхании воздушное пространство проходит через ваш шнобель в одном и втором направлении, — по какой причине это должно оказать помощь вам иметь дело с вашими чувствами в реальности?

Я признаю, что так оно и имеется в действительности. В 2006 году я совершил семь дней в психиатрической лечебнице, где прошел особый курс занятий под управлением Джозефа Голдштейна и Шарон Зальцберг. Каждый день в течение восьми часов я должен был сидеть и концентрировать внимание на дыхании. Это было тяжело. Весьма тяжело. (Далай-лама и Джинпа сочувственно смеются.) Я кроме этого занимался медитацией на протяжении прогулок, что не так не легко, но все равно непросто, и медитацией на протяжении еды[11]. Каждое из этих медитативных упражнений имеет неспециализированную направленность, заключающуюся в том, что вы фокусируете сознание на том, на чем у нас нет потребности фокусировать его в повседневной судьбе.

В детском возрасте вы должны были обучиться пользоваться вилкой. По окончании того как вы этому обучились, вы больше ни при каких обстоятельствах не думаете о том, как подцепить вилкой кусочек пищи и поднести его ко рту. Вы ни при каких обстоятельствах не промахнетесь, и пища непременно попадет вам в рот. Вы совсем об этом не думаете! То же самое происходит и при ходьбе. Исключением возможно случай, в то время, когда вы идете по булыжной мостовой либо неожиданно спотыкаетесь и после этого начинаете думать о каждом следующем шаге. О дыхании мы не думаем ни при каких обстоятельствах. Что мы делаем на протяжении таких медитативных сеансов, так это производим навык, что в определенном смысле нам просто бесполезен. Весьма тяжело сфокусировать внимание на дыхании, в силу того, что оно осуществляется машинально. Такими нас сделала природа, и исходя из этого концентрация внимания на дыхании для отечественного существования не нужна. Но это вспомогательный навык, и в случае, если мы обучимся это делать, то тогда мы купим свойство машинально осуществлять мониторинг отечественных психологических процессов, а это значит, что мы будем создавать новые нейронные связи для мониторинга того, что происходит без участия отечественного сознания.

Если вы создаете эти новые связи, каковые совсем не необходимы для дыхания, приёма и ходьбы пищи, то это разрешит вам замечать автоматическую природу чувств. Если вы выработаете в себе умение фокусироваться на своем дыхании в течение все более и более продолжительных периодов времени, то тогда сам данный выработанный вами навык принесет пользу вашим чувствам, в силу того, что ваши эмоции кроме этого появляются машинально. Я уже высказывал это предположение, но никто не отреагировал на него, так что я не знаю, имеет ли оно значение для людей западной культуры. Я желал бы выяснить, что вы думаете об данной идее. Имеет ли она суть с позиций объяснения того, по какой причине фокусирование внимания на дыхании оказывает помощь расширить временной промежуток между действием и импульсом?

О ВНИМАНИИ

Клиффорд Сейрон

Мы еще не знаем, как это свойство заботливого внимания к другим аспектам и дыханию физического поведения должно обеспечить громадную осведомленность о начинающейся эмоциональной реакции. Но мы знаем, что правильный сенсомоторный навык не обязательно распространяется на другие нетренированные действия. Но одна из основных руководств по медитации, направленной на развитие осознанности, пребывает в том, дабы производить осведомленность о намерении, — пробуя уловить данный момент прежде, чем вы дотронетесь до стакана, сделаете следующий вдох либо следующий ход. Получение осведомленности о намерении учит человека улавливать краткие мгновения опыта по мере того, как они преобразуются в сложное поведение.

Оказывается, что субкомпоненты сложных поведений, включая курс действий, способного привести к деструктивному поведению, складываются из дополнительных последовательностей намерений. Наличие развитого навыка «внимания к вниманию» свидетельствует появление большего числа возможностей чтобы порвать цепочку событий, ведущих к вредным действиям. Подобным образом развитие метакогнитивного осознания (внимания к качеству внимания) на протяжении сеанса медитации вносит большой вклад в неспециализированную свойство обнаруживать поток эмоциональных состояний «без подушки». Это порождает тип дружественного знания о себе самом, которое сохраняется на протяжении сильной чувстве и само по себе может смягчить проявление деструктивных действий. Нейронная база для для того чтобы навыка будет представлена, подобно обучениям всех типов, в виде трансформаций в схемах связей в мозгу, но какие конкретно конкретно области мозга оказываются задействованными, пока еще неизвестно; нельзя исключать, что они будут различными у различных индивидов.

(Клиффорд Сейрон трудится исследователем в Центре мозга и изучения психики при Калифорнийском университете Дэвис, Занимается изучением влияния на человека трехмесячного обучения медитации.)

Далай-лама (через переводчика): Мысль, лежащая в базе медитации, направленной на развитие осознанности, и применение данной медитации на ежедневной базе, в особенности применительно к тому, что в буддистской терминологии именуется повседневной деятельностью — прогулкам, приему пищи и т. п., — содержится в сохранении остроты вашей осознанности для того, чтобы ваша осознанность всегда была наготове. Конкретно развитый навык поддержания осознанности приобретает после этого собственный использование.

(Переходя на английский.) В то время, когда ваши мысли сосредоточены на каком-то вопросе, это может привести к возбуждению вашей психики, другими словами ее нарушение. В таких ситуации направляться забыть обо всем и думать лишь о дыхании: сперва вдох, позже выдох; подсчитывайте число таких циклов — первый вдох-выдох, второй; третий, четвертый, пятый и без того до двадцатого. Конкретно так рекомендуется себя вести. Затем ваши тревожные мысли ослабят собственный давление.

Экман: Вы придете в более спокойное состояние.

Далай-лама: Да. Так мы поступаем, в то время, когда мы перегружены работой. успокоение и Отдых для психики. Это короткий способ — он не ведет к настоящему трансформации вашей психики-Проблемы тут так же, как и прежде остаются. Сейчас необходимо выработать сострадание, которое вправду имеет отношение к базисным проблемам. Это лишь временный способ. Смягчение либо забывание всего Того, что вам не нравится, отклонений либо расстройств вашей психики. Затем психика успокаивается.

Экман: Это крайне полезно.

Далай-лама: Бирманские и тайские буддисты имеют продолжительную традицию применения данной практики. Это практически начало либо один способ тренировки осознанности. В течение этого периода сдерживайте себя и концентрируйтесь на дыхании: вдох, выдох, вдох, выдох. Это один из способов увеличения осознанности. Вы сами видели буддийских монахов и понимаете о буддийских традициях: ходить, ходить весь день.

Экман: Да.

Далай-лама: Осознанность, вырабатываемая на протяжении прогулок. Правая нога, левая нога. Попытайтесь это. Либо прием пищи. Да? Это также осознанность. Эти практические способы трансформации вашей осознанности[12].

(Через переводчика.) В управлениях по медитации осознанность, сконцентрированная на дыхании, именуется одним из самых действенных противоядий рассеянию мыслей, при котором ваш разум блуждает неясно где. Считается, что при таком отсутствии концентрации мыслей медитация, основанная на осознанности дыхания, выясняется крайне полезной.

Но мы должны совершить различие между медитацией, основанной на осознанности дыхания, и более идеальной медитацией, применяемой йогами, с целью манипулирования некоторыми видами энергии. Это две различные вещи. Тут мы говорим о несложной осознанности, сконцентрированной на дыхании. Вторая, более сложная разновидность медитации, не сконцентрированной на дыхании, может приводить к психологическим эффектам,

ОБ ОСОЗНАННОСТИ

Маргарет Каллен

Осознанность делается все более популярным термином на Западе благодаря влиянию нескольких преподавателей авторов медитации и известных книг, таких как Негромок Нхат Хан, Джон Кабат-Дзин и Джек Корнфилд. Негромок Нхат Хан, широко узнаваемый вьетнамский теоретик учения дзен, борец и поэт за мир, определяет осознанность как «чудо, талантливое в один миг призвать обратно отечественный рассеянный разум и вернуть его в целостности, благодаря чему мы сможем полноценно жить каждую 60 секунд нашей жизни».11 Джон Кабат-Дзин, разработчик и автор книг основанной на применении осознанности методики понижения стресса, которую во всем мире используют в таких различных областях, как медицина, бизнес и образование, писал: «Осознанность может рассматриваться как продолжающаяся от одного момента к второму, не основанная на рассуждениях осведомленность, вырабатываемая благодаря направлению внимания особенным образом, другими словами на этот момент с максимальной нереактивностью и открытостью сердца».12 Джек Корнфилд, учредитель двух медитативных центров, в методиках которых активно применяется концепция осознанности, обрисовывал осознанность как «врожденную людскую свойство сознательно направлять все внимание в том направлении, где мы имеется, на отечественный фактический опыт, и обучаться на нем».13 Ньянапоника Тера, буддистский монах, учёный и преподаватель, живший в середине прошлого века, написал книгу, в которой назвал осознанность душой буддистской медитации,14 Bсe эти определения обращаются к качеству разума либо методу су-ществования, что не только поймёт настоящее, но и считается здоровым , пока он характеризуется «открытостью сердца», «восстанавливает целостность» и разрешает научение.

Традиционно слово sati переводилось с языка пали как «осознанностъ», но, в соответствии с Алану Уоллесу, корневое значение sati соответствует термину «памятование».15 В теравада абхидхамма (буд-дистсхая психология) sati четко определяется как один из девят-кадиати «красивых» психологических факторов, функцией которого есть «отсутствие неразберихи либо забывчивости».16 В тексте проповеди Будды sati определяется как «тип внимательности, которая есть хорошей, искусной либо верной»17 и возможно укороченным вариантом satipatthana, которая в большинстве случаев переводится как установление sati, но имеет кроме этого отношение к завершенной методике, которая снабжает это установление.18 Бикху Бодхи, буддийский монах, ученик и учёный Ньянапоника Тера, пишет: «В английском нет слова, которое совершенно верно передает то, что понимается под sati, в то время, когда оно употребляется применительно к практике медитации». 19 Так, имеется как минимум три контекста, в которых sati употребляется мало по-различному, не смотря на то, что на английский везде переводится одинаково как «осознанность».

Многие современные учители буддизма применяют термин «осознанность» в более широком значении, чем легко «памятование» либо «отсутствие неразберихи». В соответствии с Джону Данну, эксперту по буддизму из Университета Эрмори, составляющие осознанности, в то время, когда она истолковывается более обширно, смогут включать не только sati, вместе с тем sampajanna (ясное познание) и appamada (заботливость). Ясное познание включает и свойство принимать феномены без влияния искажающих их психологических состояний (таких, как эмоции и настроения), и метакогнитивную свойство следить за качеством внимания. Заботливость в этом контексте может пониматься как применение на протяжении медитации того, что удалось определить в прошлом о том, какие конкретно мысли, решения и действия приводили к счастью, а какие конкретно — к страданию.

Не смотря на то, что интерпретации и контексты этих терминов смогут изменяться, преподаватели и учёные медитации, возможно, согласятся с тем, что факторы sati, sampajanna и appamada являются основополагающими для развития психики. К тому же по мере того, как буддистские и светские программы развития осознанности все больше распространяются на Западе, это более широкое использование понятия осознанности делается культурно значимым и дешёвым термином-«зонтиком» дня солидного числа практиков, не искушенных в тонкостях перевода с санскрита либо пали.

{Маргарет Каллен есть лицензированным домашним терапевтом и имеет диплом, разрешающий ей вести занятии по программе понижения стресса на базе применения осознанности (MBSR), В 2004 году она вместе с Аланом Уоллесом приняла участие в реализации и разработке учебного замысла для исследовательского проекта «Достижение эмоциональной уравновешенности».)

Экман: Хорошая иллюстрация того, как все это сложно. Разрешите мне дополнить сообщённое вами результатами из второй области моих изучений. Кроме изучения чувств я в течение многих лет изучал, как люди смогут лгать. Один из найденных мною показателей лжи имеет отношение к нашей дискуссии об чувствах. В то время, когда человек в первоначальный раз планирует сказать неправду о чем-то, имеющем громадное значение для другого человека, он думает:«направляться ли мне это делать? Либо не нужно? Не уличат ли меня во лжи? Имеется ли у меня второй метод действий?» Но, по окончании того как он солжет и добьется собственной цели, в следующий раз он уже не предается тягостным размышлениям. Он просто не колеблясь говорит неправду. Это входит у него в привычку. Под привычкой мы понимаем воздействие, которое выполняется машинально и не требует взвешивания всех за и против каждого из вариантов вы бора. Мы не могли бы жить без привычек, поскольку они разрешают нам делать многие вещи без размышлений. Но, отказываясь от размышлений, мы можем создать себе довольно много проблем.

При чувств все выясняется еще хуже, в силу того, что тут мы по большому счету ни при каких обстоятельствах не думаем. Все начинается без размышлений, Исходя из этого мы должны обучаться осознавать и разглядывать собственные действия, в то время, когда мы будем в эмоциональном состоянии. С позиций навыка осознания опыта, приобретаемого от одного эмоционального момента к второму, один из самых занимательных результатов на протяжении отечественного обследования Мэттью Райкарда мы взяли тогда, в то время, когда попросили его применять джойстик для регистрации его эмоций, каковые он испытывал при просмотре фильма, вызывающего разные чувства. Чем более неприятными были эмоции, каковые испытывал Мэттью, тем дальше он сдвигал джойстик влево, а чем приятнее были испытываемые им эмоции, тем дальше он сдвигал джойстик вправо. На протяжении просмотра фильма Мэттью непрерывно перемещал джойстик. Делаемые перемещения джойстика были связаны у Мэттью с более заметными трансформациями артериального давления, чем у других людей. Мой дорогой друг и коллега Ричард Дэвидсон замечал тот же итог при измерении вторых физиологических параметров. Это была впечатляющая демонстрация.21

Неприятность заключалась в том, что я не знал Мэттью тридцать лет назад, в то время, когда он еще не освоил буддистские методики, а нам необходимо было выяснеть, в любой момент ли он был таким либо же наблюдавшийся итог был следствием занятий медитацией. Сравнительно не так давно я встретился с его матерью и задал вопрос ее, каким был Мэттью в молодости, перед тем как он стал монахом. Она заявила, что ее сын был весьма обидчивым. Мэттью, услышавший ее слова, сообщил: «Я был обычным парижским студентом. Слово счастье означало для меня мало. Я имел определенное чувство, для углубления которого имелся какой-то потенциал, но я не имел понятия, что это было за эмоцию и как его следовало развивать. Сейчас, оглядываясь назад, я испытываю жёсткую уверенность в том, что любой прогресс, которого я, быть может, добился, есть следствием того, что я совершил многие годы в обществе выдающихся духовных преподавателей, каковые являлись живыми примерами применения выработанной ими практики для наилучшего развития моих ограниченных свойств».

Далай-лама (через переводчика): Каков был временной отрезок между двумя различными состояниями, наблюдавшимися на протяжении опыта?

Экман: Маленьким, весьма маленьким. По мере того как он перемещал джойстик, его артериальное давление изменялось соответствующим образом. Мы не считаем, что он знал о собственном артериальном давлении легко по причине того, что он так осознавал испытываемые им сейчас чувства. Он делал это в то время,, как наблюдал фильм, что мы выбрали по причине того, что данный фильм вызывал чувстве.

По окончании завершения сеанса мы задали вопрос зрителей: «Что вы ощущали, в то время, когда наблюдали фильм?» Большая часть ответили: «Огорчение». Тогда мы просили поведать об этом подробнее. «Я испытывал тяжелое чувство, в силу того, что данный человек смотрелся весьма несчастным». — «Возможно, вы поведаете что-нибудь еще?» — «Нет, это все». В то время, когда же мы обратились с той же просьбой к Мэттью, он сказал около восьми сотен слов, благодаря которым он последовательно обрисовал все испытанные им эмоции. Это кроме этого весьма порадовало бы Франсиско Варела.

Уверенность в себе: до победного конца! Ассертивность. Четкие доказанные методы


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: