Затрудненное
Поверхностное
Неровное, неритмичное
- Разделение ротового и носового выдоха
Сохранна (N)
Нарушена
Ротовой выдох укорочен, вдох поверхностный
- Речевое дыхание
Количество речевого выдоха (обычный; недостаточный)
интенсивность и Длительность (норма; недостаточная)
Ритмичность (сохранна; нарушена)
Синхронность (сохранна; нарушена)
Плавность (сохранна; нарушена)
Голос
- Главные голосовые характеристики
Голос сильный, звонкий (N)
Свойство модулировать голос по высоте и силе
Сохранена (N)
Нарушена
Нарушения силы голоса:
чрезмерно громкий
негромкий
не сильный
истощающийся
Нарушения тембра голоса:
глухой
сдавленный
хриплый
резкий
фальцет на фоне грудного регистра
назализованный
напряженный
дрожащий
- Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции
Сохранена (N)
Нарушена
Просодическая организация звукового потока (просодика)
- Мелодико-интонационная сторона речи
Не нарушена (N)
не сильный выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный)
Отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный)
Нарушение интонационного оформления речи
- Темп речи
Обычный (N)
Ускоренный /тахилалия/
Замедленный /брадилалия/
Запинки
Заикание
- Ритм речи
Обычный (N)
Дисритмия:
— растянутый
— скандированный
— зависит от проявления гиперкинезов
Сохранна (N)
Нарушена
- Ясность
— тембр /эмоциональная окраска высказывания/
— интонирование /свойство использовать главные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную/
— потребление ударения (словесного, логического).
Логопедическое заключение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] С.С. Ляпидевский смежные науки и Логопедия. // В сб. «Очерки по патологии голоса и речи.»/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – Вып. 3 – М., «Просвещение», 1967. – С. 9-10.
2 Мы не разглядываем губы и расщелины неба, каковые, на отечественный взор, направляться отнести к категории тяжелых недостатков анатомического строения органов артикуляции.
[3] Под тяжелыми недостатками строения артикуляционного аппарата речи мы подразумеваем неба и расщелины губы (в соответствии с изучением направляться.В. Чиркиной, 1969).
[4] Органическая (либо механическая) дислалия – нарушения звукопроизношения, обусловленные анатомическими недостатками органов артикуляции и наблюдающиеся при сохранной иннервации и сохранном слухе периферического аппарата речи.
[5] Пискунов М.А. Анатомо-терапия косноязычия и физиологические основы. – М., МЕДГИЗ, 1962. – С. 80-81.
[6] Гриншпун Б.М. Дислалия //В кн. « Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.» /Л.С. Волкова, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн. Кн.1. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – С.77
[7] Фомичева М.Ф. Воспитание у детей верного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – С.38.
[8] Мелихова Л.В. Разделение направляться. // В сб. «Очерки по патологии голоса и речи.»/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – Вып.3. – М.: Просвещение, 1967. – С.77-97.
[9] В будущем в отечественной работе мы будем использовать данный термин, синонимичный понятию «стертая форма дизартрии».
[10] Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
[11] Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский нюансы органической дислалии и методы ее коррекции. – ж. «Дефектология», 2000г., № 4. – С. 22-31.
[12] К тяжелым органическим патологиям строения органов артикуляции мы относим неба и расщелины губы (в соответствии с изучениями Г.В. Чиркиной,)
[13] Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – С. 85-86.
[14] При обнаружение патологических трансформаций носоглотки, глотки и ротовой полости логопед в собственном заключении основывается в первую очередь на данных обследования отоларинголога. Исходя из этого, в случае, если при поверхностном осмотре такие патологии отмечаются, логопед обязан советовать родителям обратиться за консультацией к отоларингологу.
[15] Образцы проб приведены в схеме диагностического обследования (См. Приложение).
[16] К неотёсанным недостаткам зубочелюстной совокупности, носоглотки и ротовой полости мы относим неба и расщелины губы.
[17] Содержание проб приведено в «Схеме клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци» (См. Приложение)
[18] Содержание проб приведено в «Схеме клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци» (См. Приложение)
[19] Гриншпун Б.М. Дислалия. // В кн. «Логопедия» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – 2-е изд. – В 2-х кн. Книга 1. М.: Просещение: Владос, 1995. – С.77
[20] Проявления дизартрических расстройств, каковые мы встречали на практике при обследовании детей, имеющих недостатки звукопроизносительной деформации строения и стороны речи органов артикуляции, детально обрисованы И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько «воспитания детей и Технологии обучения с нарушениями опорно-двигательного аппарата» — М.: Издат. центр «Академия», 2001. – С. 57.
[21] В таблице не рассматриваются неба и расщелины губы.
[22] В таблице не рассматриваются неба и расщелины губы.