Море довольно часто выбрасывает на берег раковины моллюсков, панцири крабов, трубки морских червей, куски дерева, источенные корабельным червем тередо, обрывки водорослей. На берегу возможно отыскать высушенных солнцем рыбок. На протяжении отлива обнажается дно, и тогда возможно собрать разнообразных представителей подводного царства, каковые не уплыли в море с отошедшей водой.
Но все это — лишь ничтожно малая часть неординарно богатой и разнообразной жизни моря. Такие сборы не смогут удовлетворить исследователя моря. Он обязан понаблюдать жизнь морских животных в их природных условиях. Но спокойным море бывает редко, исходя из этого кроме того на маленькой глубине небольшая рябь мешает рассмотреть прекрасных жителей прибрежных зарослей.
Первый коммунистический экспедиционный корабль «Персей».
В изучении моря оказывают помощь водолазы. Но они смогут трудиться на маленьких глубинах, а ученых интересуют животные, населяющие всю огромную толщу вод и океаническое дно.
Много было нужно потрудиться, пока были отысканы методы всестороннего изучения судьбы моря.
Многое в изучении Мирового океана сделали русские моряки. Лишь в первой половине XIX в. они совершили около 40 кругосветных плаваний. В экспедициях моряки брали пробы воды, определяли солёность, измеряли ее температуру, добывали образцы ила со океанического дна и собирали коллекции морской флоры и фауны.
Так понемногу исследователями раскрывались тайны океана.
Особых удач достигли советские ученые. Еще не закончилась гражданская война, в то время, когда В. И. Ленин подписал декрет об организации Плавучего морского научного университета.
Экспедиционное судно «Витязь» ведет промер глубины дна моря особенным прибором — эхолокатором.
В 1923 г. был выстроен первый коммунистический экспедиционный корабль «Персей». На «Персее» было восемь лабораторий. Скоро в Москве, Ленинграде, Владивостоке, Мурманске и в других местах были организованы университеты, станции и лаборатории для изучения морей. За годы пятилеток еще шире развернулась исследовательская работа на морях. Полеты над Центральной Арктикой, дрейф станции «Северный полюс» (стр. 466), плавание ледокольного парохода «Георгий Седов» — большие этапы в истории изучения Северного Ледовитого океана. Еще в большем масштабе стали проводиться изучения морей по окончании ВОВ.
Советские ученые изучали не только моря, окружающие отечественную великую Отчизну, но и вышли на просторы Негромкого и Атлантического океанов и в антарктические воды.
Превосходных удач добились советские полярники в Изучении центральной части Северного Ледовитого океана. Сейчас дрейфующие станции на льдах Арктики стали неизменно действующими научными центрами. Помимо этого, на самолетах удалось изучить самые недоступные районы. Увеличилось число экспедиционных судов, и среди них п-оявился превосходный коммунистический исследовательский теплоход «Витязь». В Атлантике трудится громадной исследовательский корабль «Ломоносов». Каждый год в далекую Антарктику отправляются советские китобои. В каждом рейсе флотилии «Слава» участвуют научные работники.
На дизель-электроходе «Обь» советские ученые совершили широкие изучения вод Антарктики и южного полушария, а на самой Антарктиде расположился большой посёлок и научный центр Мирный.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЙ
Водолазам, трудящимся под водой, все время накачивают свежий воздушное пространство.
Перед тем как появляться на борту корабля, ученые разрабатывают замысел изучений.
В то время, когда замысел составлен, глава экспедиции подбирает людей. На корабле нужны гидрологи, каковые будут брать пробы воды, измерять температуру на разных глубинах, определять направление течений, темперамент волн, отливов и приливов. Течения и волны зависят от ветра, исходя из этого нужно забрать в экспедицию метеорологов, дабы они систематично следили за погодой.
Запрещено обойтись без гидрохимиков, каковые будут создавать химические анализы воды и грунта. Они выяснят соленость, состав и количество растворенных в воде веществ и газов.
Геологи займутся изучением дна моря. Довольно много труда будет затрачено на выяснение рельефа дна.
Громадные работы предстоят гидробиологам. Они будут изучать планктон — небольшие организмы, населяющие водную толщу, и бентос — растения и животные дна моря.
Ихтиологи займутся изучением рыб. А ведь это не верно легко: нужно поймать лежащую на дне камбалу, прячущегося среди водорослей морского конька и стремительную скумбрию. Морские птицы, киты, тюлени также интересуют биологов. Часть биологов будет изучать невидимую несложным глазом, но очень неотъемлемую часть населения моря — бактерий.
Перед выходом в плавание на карте точками отмечаются места будущих станций, т. е. места, на которых корабль остановится для изучений. Эти точки — станции — покрывают сеткой всю карту моря. В одном месте они чаще, в другом реже. В том месте, где морское дно ровное и как мы знаем, что на громадном пространстве нет трансформаций солености, температуры воды либо планктона и состава рыб, нет потребности делать нередкие станции. Напротив, в случае, если участок моря мало изучен и возможно предполагать наличие резких впадин и подъёмов на дне, изменение температуры воды либо же существование различных течений, в том месте станции делаются чаще.
В море корабль станет плавучим городом, в котором должно быть все нужное для работы и жизни — начиная от устройств для изучений до иголки с ниткой.
В то время, когда груз прибывает в порт, думается немыслимым, что вся эта громада сможет уместиться в одном корабле. Вместе с экипажем судна члены экспедиции распределяют грузы так, дабы самое нужное было сверху. В противном случае из-за какого-нибудь гвоздя нужно будет перекладывать груз.
Но вот раскрылись трюмы, получили лебедки, и скоро начали таять горы экспедиционного снаряжения.
В один момент оборудуются лаборатории. Ящик с микроскопом запрещено на стол: при качке он упадет на пол. Для ножек микроскопа делаются крепления, каковые надежно предохраняют прибор от падения. Закрепить необходимо все. Кроме того для пинцета нужно сделать петлю, в которую он будет засунут.
И вот корабль отходит от берега, начинается собственная, особенная судьба. Дни на корабле поделены на шесть судовых вахт. Через каждые четыре часа сменяются матросы и штурманы на палубе, кочегары и механики в машинном отделении. Каждому приходится нести в день по две вахты.
Режим труда научных сотрудников зависит от станций. В случае, если корабль подойдет к станции ночью, то срочно разбудят всех участников экспедиции для работы, а вдруг это произойдёт днем, на протяжении обеда либо каких-либо занятий, то они будут прерваны, любой поспешит к собственному рабочему месту.
Матросы заблаговременно снимают брезент с лебедок, контролируют электромоторы, дабы, придя на станцию, сходу начать опускать научные устройства в морские глубины.
В такие часы целый корабль мобилизован. Начинается новая судьба — жизнь людей, открывающих морские тайны.