От древнего человека до современного

Древними людьми, либо палеантропами, сейчас именуют не просто людей, живших «в древности», к примеру в старом Китае либо в старой Индии, а неандертальцев (см. ст. «Первые шаги в развитии человека»). Они жили на Земле примерно 200—100 тыс. лет назад. Времена неандертальцев часто именуют «мустьерским» периодом в предыстории человечества. Наименование это происходит от заглавия одной старой пещеры — Ле-Мустье — во Франции. В данной пещере нашли орудия неандертальцев. Это были орудия из камня, значительно чаще из кремня: остроконечники, скребки, скребла, метательные камни, отбойники и отжимники; двумя последними видами орудий неандертальцы пользовались при изготовлении собственного несложного технического инвентаря. В совокупности все эти орудия и составляют «мустьерскую культуру», когда-то обширно распространенную на Земле. Данной культурой обладали неандертальцы, и они были, возможно, ее создателями. В эру мустьерской культуры никаких вторых людей, не считая неандертальцев, на Земле не было.

От древнего человека до современного

Мустьерские орудия; верхний последовательность (слева направо) — ручные рубилъца и скребло; средний последовательность — отщепы, скобель и ядрище; нижний последовательность — остроконечник, ручной топор и скребок.

В конце ледникового времени, т. е. приблизительно 75—100 тыс. лет назад, неандертальцев поменяли люди современного типа; их часто именуют неантропам и, т. е. новыми людьми, представителями вида «человека разумного», в случае, если пользоваться зоологическим обозначением человека, которое ввел в науку Карл Линней более 200 лет назад. Установив факт появления людей современного типа, каковые поменяли неандертальцев, наука стала перед вопросом: откуда эти новые люди взялись? Случились ли они от неандертальцев (подобно тому как сами неандертальцы когда-то случились от питекантропов либо обезьянолюдей) либо показались на Земле каким-то иным методом? Данный вопрос появился во второй половине прошлого века и волнует ученых и по сей день. На данный момент намечается два главных мнения. Кое-какие, сейчас уже немногочисленные, ученые уверены в том, что неандертальцев истребили откуда-то пришедшие представители «разумного человека». Те, кто держится для того чтобы мнения, обязаны указать, откуда «пришли» эти люди, и привести доказательства, но приверженцы указанной теории не в состоянии этого сделать. Они ищут второй выход из затруднения: стараются доказать, что-одновременно с неандертальцами а также рань те их на Земле жили и разумные люди. Доказательством этому пара лет назад служила так называемая «пильтдаунская находка».

Неподалеку от города Пильтдауна (Южная Англия) краевед и местный юрист Даусон отыскал у громадной дороги неглубоко в яме кости древних животных и куски людской черепа. Это были куски теменной, затылочной и лобной костей, и нижняя челюсть е несколькими зубами. Кости отличались чрезвычайной толщиной и имели шоколадный цвет. Из них возможно было составить череп. Было видно, что это не череп неандертальца: не было ни лобного, ни затылочного валика, ни вторых показателей неандертальца. Если бы не было нижней челюсти, то каждый анатом либо антрополог признал бы, что это череп человека современного типа. Но неподалеку от указанных кусков черепа была нижняя челюсть. Она не была массивной, но практически во всех показателях совпадала с нижней челюстью шимпанзе. На ней не только не было подбородочного выступа, но вся подбородочная часть ее уходила назад, как у мартышек; только зубы были не совсем обезьяньи. Вот за эту-то пильтдаунскую находку и ухватились кое-какие ученые, утверждая, что отысканный череп весьма старый, значительно древнее неандертальца. Показывая супруга кости мозговой коробки (лобную, теменные и т. д.) пильтдаунского черепа, они утверждали, что это остатки человека современного-типа.

Кое-какие британские ученые объявили, что череп принадлежал старейшему человеку, и назвали его «эоантропом Даусона», т. е. человеком зари (по-гречески «эос» — заря). Десятки лет «эоантроп» фигурировал как наиболее значимая находка ископаемого человека. Кости его как величайшая сокровище хранились в Английском музее.

От древнего человека до современного

Кроманьонцы за выделкой орудий.

Другие ученые обнаружили совсем неестественным объединение обезьяньей челюсти с чисто людской черепом и утверждали, что челюсть в собственности мартышке, ископаемому шимпанзе, только случайно появлявшемуся рядом с черепными костями.

В 1954 г. грянул гром с ясного неба. Два британских антрополога по окончании тщательного изучения данной находки поняли, что она— подделка! Зубы на нижней челюсти были подпилены, а все кости пропитаны краской, дабы придать им старый вид. Это открытие выбило у приверженцев чрезвычайной древности «гомо сапиенса» землю из-под ног. Но они не сдались. Во Франции, в местности Фонтешевад, нашли обломочки двух черепов, по-видимому, громадной древности; согласно точки зрения некоторых французских ученых, они принадлежали черепам людей современного типа. На данной базе и держится теория о старом существовании этого типа человека. Нужно сообщить, но, что такое основание весьма шатко. Громадная древность фонтешевадской находки не доказана. Принадлежность костей современному типу доказана еще меньше. Так, эта теория «пресапиенсов» (т. е. предков «сапиенса»), хороших от неандертальцев, не имеет убедительных доказательств.

С ней соперничает вторая теория. По данной теории люди современного типа происходят от неандертальца. Ее придерживаются практически все антропологи СССР. Она опирается не только на отсутствие находок людей современного типа в глубокой древности. В ее пользу говорят и другие факты: существуют переходные формы между современным типом и неандертальцами. Таковы, к примеру, так именуемые «палестинские неандерталоиды». В пещерах горы Кармель в Палестине нашли пара скелетов позднемустьерского времени. Часть этих скелетов принадлежала настоящим неандертальцам. Но кое-какие скелеты имели смешанные показатели людей и неандертальцев современного типа. В пределах СССР также отысканы переходные формы: таков череп ребенка из пещеры Староселье в Крыму недалеко от Симферополя, таковы же черепная крышка и кое-какие кости «подкумского человека» с Северного Кавказа (Пятигорск) и другие находки.

От древнего человека до современного

Контур черепов людей двух типов: неандертальского
и кроманьонского.

Все они наглядно показывают превращение-неандертальского скелета в современный — процесс, что продолжался, само собой разумеется, продолжительное время.

Медлительно развивалась и первобытная мустьерская культура неандертальцев. Понемногу’ совершенствовалась техника обработки камня, разнообразились формы орудий и методы их выделки. Неотёсанные мустьерские треугольные орудия заменяются разными шепетильно заостренными скрёблами и скрёбками, время от времени выпуклыми, время от времени прямолинейными, время от времени в форме птичьего клюва. К ним прибавляются кинжалы и длинные ножи, заостренные с одной либо с обеих сторон легкими ударами по краю либо надавливанием этого края на жёсткую подставку. Появляются кроме этого скребки и скребла, заостренные с двух сторон, и круглые и круглые орудия. Не считая новых способов обработки камня, люди этого времени начинают осваивать и пускать в производство новые виды сырья: кости, рога животных, их жилы и шкуры и т. д. Известны, к примеру, заостренные наконечники из кости. Их насаживали на древко и приобретали замечательное метательное оружие.

Окружали людей этого времени такие животные, как мамонт, пещерный медведь, пещерная гиена, сибирский носорог, дикий кабан и северный олень.

Самое же увлекательное и совсем новое, что стали вносить в собственную жизнь эти новые-люди, были зачатки мастерства. У неандертальцев, а тем более у питекантропов этого не было-совершенно.

Первоначально мастерство выражалось в орнаменте — в украшении орудий какими-нибудь черточками, линиями, кружками. Позже стали вырезать на рукоятках изображения зверей, лошадиные головы и т. д. А после этого появилась и настоящая живопись. В древних пещерах, на горах сохранились ее остатки. В тех местах, где картины живописцев ледникового времени не подвергались действию воздуха (к примеру, в пещерах, куда вход был завален обрушившейся почвой), они сохранились до отечественного времени в полном блеске. На них в большинстве случаев изображены животные, за которыми охотился человек: бизоны, зубры, мамонты и другие. Целые галереи таких картин в красках открыты в Испании, во Франции и в некоторых вторых: государствах.

Каковы же были сами люди, создававшие эту культуру? На данный вопрос возможно ответить с полной определенностью, поскольку раскопки древних пещер благодаря сохранившимся костям познакомили нас с их древними жителями. Это люди самого финиша ледникового времени, либо, как их время от времени именуют, люди «верхнего палеолита». питекантропы и Неандертальцы— люди «нижнего палеолита». Палеолитом же именуется то время, в то время, когда люди выделывали себе орудия из камня, но еще не умели данный камень шлифовать. Людей верхнего палеолита мы знаем. В Европе они принадлежали в большинстве случаев к кроманьонской расе. Наименование кроманьонцы дано им по причине того, что первый раз их кости много нашли в пещере, именующейся Кро-Маньон (во Франции).

Кроманьонцы были крепкими, отлично сложенными людьми, большого роста. Для мужчин рост 188 см был не уникальностью. Дамы были пониже. Высокому росту соответствовали долгие крепкие ноги и широкая, также весьма крепкая, грудь. Кости их рук весьма замечательные и долгие. По всему видно, что кроманьонцы владели громадной силой и выносливостью. Люди эти были очень ловкими и подвижными. Они, возможно, имели возможность продолжительно и скоро ходить и бегать. Это им и приходилось делать на охоте, которая все еще главенствовала основным средством и занятием добывания пищи. Широкое распространение взяла и рыбная ловля. В некоторых пещерах нашли кости большой речной рыбы, поломанные костяные и остроги и роговые гарпуны, кроме того рыбацкие крючья из костей. Видно, что ловили рыбу разными методами.

По внешнему виду кроманьонцы, возможно, не казались такими ужасными, как неандертальцы. У них была большая голова. Мозг превосходил среднюю величину мозга современного человека. Лоб был широкий. Надглазничного валика, этого остатка обезьяньих показателей, уже на было; на его месте пребывали отлично развитые надбровные дуги, каковые довольно часто возможно видеть на лбу современных людей. Лицо было не высокое, но весьма широкое, с низкими глазницами.

В целом кроманьонцы были весьма похожи на современных людей. Если бы мы встретили кроманьонца на улице, отечественное внимание привлек бы его сильное сложение и высокий рост. Ничего необычного, тем более ничего обезьяньего мы не увидели бы ни в его лице, ни в фигуре.

Что же сталось с кроманьонцами? Они не сохранились до отечественного времени в чистом виде, а смешались с другими древними расами, каковые, подобно кроманьонцам, также случились от неандертальцев. В отличие от кроманьонцев эти расы известны нам значительно меньше.

Скажем пара слов лишь об одной расе, открытой в Моравии (Чехословакии), недалеко от Пшедмоста, названной пшедмостской.

Люди данной расы также были высокими. Подобно кроманьонцам, они имели долгую голову и низкие глазницы. На лбу у них выступали еще более резкие, чем у кроманьонцев, надбровные дуги, да и сам лоб был очень сильно запрокинут назад, в то время как у кроманьонцев он высоко поднимался. Подбородок выступал вперед слабо. У кроманьонцев же подбородок был замечательно обрисован, как у современного человека. Как вы уже понимаете, ни у мартышек, ни у питекантропов, ни у неандертальцев подбородочного выступа на челюсти нет. Значит, своим слабо выраженным подбородком, запрокинутым назад сильными надбровьями и лбом люди пшедмостской расы больше, чем кроманьонцы, были похожим неандертальцев. Это лишний раз напоминает о происхождении людей современного типа от неандертальцев.

От древнего человека до современного

Неандертальцы. Изготовление каменного орудия.

О духовном развитии кроманьонцев свидетельствуют остатки их искусства: орнамент, фигурки зверей, вырезанные из слоновой (мамонтовой) кости, картины на стенах пещер, и орудия охоты. Имеется основание считать, что кроме того стрелы и лук изобрели кроманьонцы. Появляется еще вопрос: имели возможность ли они сказать? Мы знаем, что потребность в речи ощущалась людьми с того времени, как они стали производить орудия. Тогда же начала возникать звуковая обращение. Сейчас же, при развитой каменной технике, облавах и организованных охотах на зверей, при рыбной ловле, начале мастерства, кроманьонцы, конечно, должны были владеть развитой членораздельной людской речью. Обратимся к анатомическим изюминкам кроманьонцев. У них на нижней челюсти более либо менее выражен подбородочный выступ, к задней стороне которого прикрепляются мускулы языка: они информируют этому органу разнообразные и узкие перемещения; возможно думать, что и гортань этих людей мало чем отличалась от гортани современного человека. Мозговые извилины, которые связаны с членораздельной речью, у кроманьонцев развиты примерно в той же мере, как у современных людей. Все это разрешает сделать вывод, что и обращение их была для того чтобы же характера, как и сейчас звучащая в людских устах, т. е. членораздельная. Но данной высшей форме речи, само собой разумеется, предшествовала вторая форма, более несложная — обращение звуковая и частично язык жестов. Эти формы речи существовали у питекантропов и неандертальцев. Язык жестов, по-видимому, постоянно играл лишь запасного роль и ни при каких обстоятельствах не имел возможности собой заменить звуковую обращение.

О развитии людской речи антропология и анатомия говорят следующее. потребность и Возможность речи начали появляться у старейших людей (питекантропов), но не взяли у них большого развития. Древние люди — неандертальцы — произвели в этом отношении ход вперед, но аппарат речи еще не преобразовался у них до конца. Только у людей современного типа, показавшихся на Земле в конце ледникового времени, в пору так именуемого верхнего палеолита осуществилось полное преобразование речевых органов и развилась членораздельная обращение. В ходе совместного труда, как писал Энгельс, у людей появилась необходимость сообщить что-то друг другу. Потребность создала себе орган. Неразвитая глотка предков современного человека преобразовывалась медлительно, и органы рта понемногу обучились произносить один членораздельный звук за вторым. Обращение была порождена публичным трудом людей. Развиваясь, она со своей стороны оказывала влияние на труд, очень облегчая людским группам необходимые для труда порядок и организацию. Овладение речью двинуло вперед всю технику доисторических людей.

Люди обширно расселились по Земле и жили в разных природных условиях. Было нужно приспосабливаться в каждом месте к особенным условиям. У людей появились сноровки и разные привычки, различные формы быта. Приспособляясь к различным условиям климата, земли, к различной воде, болезням, люди не только изменяли собственный быт, но и собственную физическую природу. Так появились среди людей различные изюминки внешнего вида, иначе говоря появились человеческие расы. С течением времени эти особенности наружности закрепились по наследству, стали прочно передаваться от своих родителей к детям. Расовые показатели сделались стойкими, случилось разделение человечества по некоторым показателям внешнего вида на пара рас. Современные антропологи различают три громадные расы: белую (европеоидную), желтую (монголоидную) и тёмную (негроидную). Но все эти три расы едины по собственному происхождению, поскольку все они случились от неандертальцев. Все они едины и по собственной организации, в силу того, что все хорошо приспособлены к передвижению на двух ногах, у’ всех руки способны делать работу, все знают пламя, все говорят членораздельно и у всех обращение строится по определенным грамматическим правилам. Единство людских рас проявляется и в устройстве черепа. Все современные люди владеют подбородочным выступом на нижней челюсти, у всех отсутствует целой надглазничный валик, а вместо него бывают надбровные дуги, лоб у всех рас большой, громадное затылочное отверстие лежит приблизительно на середине основания черепа, лицевые кости относительно малы, и по большому счету лицо не выступает очень сильно вперед. Умственные свойства у всех рас в среднем однообразны.

От древнего человека до современного

Кроманьонец рисует на стене пещеры.

Единство происхождения всех современных людских рас и их тесное родное родство между собой подтверждаются кроме этого постоянным их полной жизнеспособностью и смешением потомства от смешанных браков. Исторические события с давних пор содействовали смешению. Этому помогали бесчисленные войны, набеги, торговые сношения, переселения народов, дальние походы, наподобие «крестовых», эмиграции и т. д. В следствии не осталось совсем «чистых», не смешанных рас. Весьма смешанно население Европы, США и других государств. Среди обитателей Центральной и Южной Америки преобладают смешанные народы (метисы различных степеней).

Не смотря на то, что равноценность рас широко известна, империалисты постоянно пропагандируют человеконенавистнические, фашистские учения о мнимой неполноценности негров и многих вторых народов, над которыми якобы нужна «опека» со стороны экономически развитых государств.

Обращаясь к расовым различиям, мы видим, что они сказываются в первую очередь в наружных чертах, таких, как цвет кожи, окраска волос, цвет глаз, форма носа, губ, особенности строения век, и в некоторых вторых небольших показателях. Расовые различия не распространяются на те значительные для людской судьбы изюминки, которыми человек отличается от мартышек. Нет ни хвостатых рас, ни волосатых, ни таких, у которых верхние конечности были бы дольше нижних, нет рас, каковые не были бы способны всесторонне культурно развиваться. Все расы биологически равноценны и полноценны. Не существует рас «высших» либо «низших».

В Советском Альянсе удачно разрешены национальный и расовый вопросы: осуществлено полное равноправие граждан СССР во всех областях национальной, публичной, политической и культурной жизни независимо от их национальной и расовой принадлежности.

Против национального и колониального гнета, за равноправие и полную независимость ведут борьбу народы всех государств, где еще сохранились остатки колониализма либо полу-колониализма.

* * *

К концу ледникового периода численность населения возрастала, но рост его сдерживался недочётом питания. Охота и рыбная ловля не могли прокормить громадного населения. По окончании успешной охоты пищи было в избытке, но часто наступали периоды голода со всеми страшными последствиями. Конечно, люди стремились как-нибудь обеспечить себя на голодное время. Они собирали все, что было пригодно в пищу: плоды, клубни, коренья и др. В то время, когда приятели охотились, дамы и дети собирали травы и съедобные коренья. Они выкапывали коренья заостренными кольями, время от времени насаживая на конец кола камень, что облегчал им работу. Еще сравнительно не так давно так поступали кое-какие южноафриканские племена. Для успеха аналогичных сборов принципиально важно «знать места». В том направлении, где удалось собрать больше кореньев, пригодных для еды, люди возвращались опять и опять. Они увидели, что через некое время коренья снова отрастают. Пара таких полей, богатых клубнями, кореньями, семенами и др., снабжали людскую группу продуктами питания, и она оставалась жить на этом месте. Это было первым шагом к земледелию. Палки с камнями, каковые использовались при сборах, первенствовали земледельческими орудиями — мотыгами. Значительно раньше обработки почвы посредством домашнего скота люди практиковали мотыжное земледелие, напоминающее примитивное огородничество. Само собой разумеется, продуктивность для того чтобы земледелия была низкой.

Вторым серьёзным шагом на пути экономразвития человечества было приручение, а позже и одомашнение животных. С чего оно началось? Ясно, что сперва животных приручили, а позже добились размножения их в неволе; так животные сделались «домашними». Уверены в том, что первым и старейшим домашним животным была собака. Она случилась от прирученных волков либо шакалов. Но окончательного слова исследователи в этом вопросе еще не сообщили. Доисторические охотники, убив волчиху, обнаружили ее щенят и брали их к себе. Волчата, выросшие вместе с людьми, становились как бы участниками семьи, ходили вместе с людьми на охоту, дробили неудачи и удачи, а при случае имели возможность кое-чем и оказать помощь хозяину. Устанавливалась собственного рода дружба между охотником и прирученным волком. Для того чтобы рода отношения, возможно, существовали много лет, перед тем как от приручения дело перешло к одомашнению.

Домашнее животное не только рождается в неволе, оно не покидает хозяина, даже в том случае, если ему предоставлена полная свобода.

От древнего человека до современногоВ то время, когда животное делается домашним, с ним происходят кое-какие перемены. Сероватая либо буроватая покровительственная окраска зверя у домашнего животного сменяется более яркой, часто пестрой и пятнистой. Форма головы изменяется, поскольку лицевая часть черепа сокращается. Изменяются и мозг, и органы эмоций. Появляются новые привычки. К примеру, псы смогут рычать, визжать, выть и лаять, в то время как у волков эти способности, не считая воя, меньше развиты. В случае, если псы дичают, они теряют свойство лаять.

Отечественным доисторическим предкам собаки приносили огромную пользу. Они сторожили жилье, помогали на охоте, ходили в упряжке. Но самое основное, собака сделала вероятным приручение вторых животных, к примеру овец, каковые составляли базу скотоводства во многих степных местах.

Старейшие остатки костей собаки были отысканы при раскопках на Ладожском озере. Это была большая собака, по-видимому, уже давно одомашненная человеком. В честь выдающегося русского палеонтолога, что создавал эти раскопки, ее назвали «собакой Иностранцева». Позже открыли пара вторых пород доисторических псов. Из них особенно занимателен так называемый «торфяной шпиц», старый прародитель современного шпица.

Земледелие, начавшееся с неотёсанной обработки почвы мотыгой, и скотоводство — с одомашнения и приручения собаки — внесли в людскую судьбу довольно много нового. Одновременно и техника обработки камня сделала громадной (и последний) ход вперед: люди обучились шлифовать и стачивать камень. Наступил так называемый «новокаменный век», либо неолит. На протяжении неолита жизнь приняла новые формы, была более обеспеченной, и численность населения увеличилась. В Европе неолит начался приблизительно около 10 тыс. лет назад и длился до начала эры металлов, т. е. закончился примерно за 4 тыс. лет до отечественного времени.

Сейчас люди обучились изготовлять глиняную посуду, стали не только жарить, но и варить себе пищу: много неолитической глиняной посуды («керамика») дошло до нас, само собой разумеется, в основном в виде черепков, в неолитических погребениях.

Дорогу к предстоящим удачам в области культуры человечеству расчистили еще два великих открытия: способы и письменность счета.

От орнамента люди перешли к изображениям разных предметов и животных. Из этих изображений понемногу развился таковой метод письма, при котором любой символ изображает какой-либо предмет. Такое письмо было, к примеру, у древних китайцев, у древних египтян.

У египтян наровне со символами, изображающими предметы, появились символы для изображения звуков. Это были буквы. Буквенную письменность у египтян заимствовали и усовершенствовали финикияне. От финикиян алфавит взяли греки, от них — римляне (латинский алфавит). От греков же была забрана азбука славянскими народами, из которой по окончании некоторых трансформаций был создан русский алфавит.

В базу меры и древнейшего способа счёта люди положили собственное тело. Первоначально люди вычисляли, пользуясь пальцами ног и рук. От десяти пальцев появилась «десятичная совокупность счисления», которая есть базой математики, а через остальной математики и нея.

При первых попытках что-либо измерить человек был еще больше связан с собственным телом, чем при счете. Начальными мерами ему служила нога и рука, протяженность шага. Следы этого сохранились в самих заглавиях: «фут» — стопа, «дюйм» — громадной палец руки, «четверть» — ширина пяти и одновременно с этим четверть аршина и т. д. говорят о размерах тела.

Но понемногу эти неточные и произвольные меры стали уступать место вторым, более правильным и свободным от размеров людской тела. Такова, к примеру, метрическая совокупность.

Сложен был путь развития человека. Но за миллион лет собственного существования человек преодолел все трудности и из обезьяноподобного полузверя превратился во властелина природы. И это преобразование совершил труд.

Эволюция от обезьяны к человеку


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: