Особенности фрустрирующего воздействия нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей

В качестве психотравмирующего фактора, определяющего темперамент личностных переживаний своих родителей детей с отклонениями в развитии, выступает комплекс психологических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту либо иную аномалию детского развития. Непременно, выраженность нарушений, их стойкость, необратимость и длительность воздействуют на глубину переживаний своих родителей больных детей. направляться также подчернуть, что психологическая травматизация своих родителей, позванная нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических недостатков. В этом параграфе рассматриваются изюминке психоэмоционального состояния конкретно таковой категории своих родителей.

По отечественным наблюдениям, в случае, если сами родители имеют те же недостатки, что и их ребенок (первым делом, сенсорные либо психологические), к примеру мать либо папа страдают глухотой либо умственной отсталостью, нарушения развития ребенка их, фактически, не травмируют. В этом случае родители индентифицируют недостаток ребенка со своим собственным, что в их сознании воспринимается как норма. К сожалению, экспериментальные данные, говорящие о дифференциации переживаний своих родителей в зависимости от характера нарушений у детей с разными отклонениями в развитии, отсутствуют.

Умственно отсталые дети.Специфика нарушений психологического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется, первым делом, тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психологических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком недостатке абстрактного мышления, отвлечения Основы и процессов (обобщения особой психологии, 2002; Особая психология, 2003).

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей характеризуются недифференцированностью внимания и процессов восприятия, несформированностью мыслительных и счетных операций, узким количеством механической памяти, недифференцированностью и низким уровнем мнемических образов. Развитие произвольности психологических процессов связано с громадными трудностями.

Речевые нарушения у умственно отсталых детей носят комплексный и системный темперамент, характеризуются несформированностью всех сторон речевой деятельности, выраженными трудностями порождения речевого высказывания, операций сенсорно-перцептивного и моторного уровня (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова).

Нарушения эмоционально-волевой сферы особенно ярко проявляются у детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Эти нарушения характеризуются наличием немотивированных страхов, отсутствием свойства подавлять собственные яркие влечения, неспособностью и слабой критичностью к анализу собственного поведения и. что самое основное, низкими социально-адаптивными возможностями.

Изучения В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, М.С. Певзнер и других ученых продемонстрировали, что у умственно отсталых детей имеются достаточно неотёсанные трансформации в условно-рефлекторной деятельности. Им кроме этого характерна несбалансированность в протекании торможения и процессов возбуждения. Все это определяется физиологическими базами нарушений психологического развития умственно отсталых детей, включая не только процессы познания, но и эмоции, личность и волю в целом.

В целом изюминки психики умственно отсталых детей изучены достаточно полно и нашли собственный отражение в особой литературе (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Е.А. Стребелева, Ж.И. Шиф и др.).

Особенности внутрисемейной атмосферы, межличностных внешних переживаний родителей и социальных контактов, воспитывающих умственно отсталых детей, изучены в намного меньшей степени. Но отдельными авторами выделяются определенные параметры этих взаимоотношений.

Предметом глубоких эмоциональных близких и переживаний родителей умственно отсталых детей являются изюминке их психофизических нарушений, и, первым делом, недостаточность интеллектуальной деятельности, поскольку эта аномалия, не обращая внимания на имеющийся потенциал к формированию хорошей динамики, в целом, исключает возможность полного выздоровления ребенка его социально-трудовой адаптации и независимой полноценной жизни в социуме. Поэтому, тяжесть патогенного действия нарушений развития умственно отсталых детей на психику их своих родителей зависит от таких черт умственной отсталости как стойкость (другими словами необратимость), продолжительность, степень выраженности (тяжесть, глубина поражения) и темперамент интеллектуального недостатка.

Интеллектуальный недостаток умственно отсталых детей, разглядываемый как ведущий, оказывает особенное дестабилизирующее, угнетающее действие на психику их своих родителей (Майрамян, 1976; Ткачева, 1999). Конкретно ведущий недостаток есть для близких и родителей умственно отсталых детей психотравмирующим причиной. Рождение ребенка с интеллектуальным недостатком дестабилизирует психологическое состояние своих родителей еще и по причине того, что в бытовом сознании это событие довольно часто воспринимается как показатель наличия несвойственных человеку черт, как отсутствие принадлежности ребенка к людской роду («Он не таковой как все»; «Он не похож на нас — значит он чужой»). У своих родителей для того чтобы ребенка окружающие начинают «выискивать» отклонения от нормы и принимают их как психически неполноценных людей. Это конечно возводит невидимую стенке между социальным окружением и семьёй. Родители умственно отсталых детей очень страшатся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. Они применяют все возможности для его трансформации на другой, согласно их точке зрения, более приемлемый диагноз (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.)

Умственно отсталый ребенок, ребёнок либо взрослый воспринимается как родными людьми, так и в обществе чаще очень плохо, не смотря на то, что в отдельных случаях такое отношение сопровождается избирательной жалостью либо снисхождением. Кроме того в среде экспертов термины, обозначающие диагноз «умственная отсталость», «олигофрения», -дебильность», что, по сути, свидетельствует то же самое, что и диагноз любого соматического заболевания, смогут употребляться для негативных, унизительных, дискриминирующих их близких и характеристик детей (олигофрен, дебил свидетельствует дурак). Эта обстановка не повторяется ни с какой второй категорией детей с отклонениями в развитии.

Стереотип негативного восприятия умственно отсталого человека, по данным В.В. Юртайкина и О. Г. Комаровой (1996), выясняется устойчивым, ригидным образованием. Анализ результатов изучения, совершённого этими авторами, продемонстрировал, что умственно отсталый человек воспринимается разными социальными группами испытуемых очень плохо. В описаниях как своих родителей, так и лиц контрольной группы фактически отсутствуют какие-либо упоминания хороших линия либо свойств, найденных у умственно отсталых лиц. Единственной отличительной чёртом, дифференцирующей представления своих родителей от представлений лиц контрольной группы, есть интровертированность характера представлений своих родителей об умственно отсталом ребенке и громадная экстравертированность характера представлений у лиц контрольной группы.

Преобладание отрицательных черт при описании умственно отсталых детей различными категориями лиц, включая и их своих родителей, отмечено и в изучении А.Г. Московкиной, Е.В. Пахомовой, А.В. Абрамовой (2000).

Отношение матерей к умственно отсталым детям имеет противоречивый темперамент (Чарова, Савина, 1999). Обычной хорошей реакцией матери есть жалость к ребенку, рвение его опекать и осуществлять контроль. Одновременно с этим у матерей умственно отсталых детей довольно часто проявляется раздражение, желание наказать ребенка, проигнорировать его интересы в силу их примитивности. Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, эмоцией вины, горя, страдания и стыда (Майрамян, 1975).

В работах отдельных авторов все большее значение придается роли семьи в ходе формирования личности аномального ребенка, эмоциональному характеру оценок, даваемых родителями собственному ребенку (Раку, 1977, 1981; Мишина, 1998). В данной связи особенную роль играется культура общения педагога с аномальными детьми (Строгова, 1999). Уважение к его близким и ребёнку понимается как одно из средств коррекции личности таких оказания и детей психотерапевтической помощи их семьям.

Отклонения в психофизическом развитии детей раннего возраста рассматриваются не только как вероятное следствие органических и функциональных нарушений, но и как вторичные проявления, обусловленные отсутствием и дефицитом общения адекватных способов сотрудничества своих родителей с детьми. Г.А. Мишина выделяет шесть неадекватных моделей сотрудничества своих родителей с ребенком: изолированность, предполагаемую взаимосвязанность, речевую взаимосвязанность, немногословное соприсутствие, взаимовлияние и влияние, активную взаимосвязанность.

В поведении своих родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, выделяется последовательность изюминок. Среди них неумение создавать обстановку совместной деятельности, неэмоциональный темперамент сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком (Мишина, 1998).

Из года в год все актуальнее звучит тема насущной потребности своих родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в психокоррекционной помощи. Поэтому экспертами подчеркивается необходимость включения своих родителей умственно отсталых детей в коррекционно-воспитательный процесс, разрабатываются методы и приёмы психокоррекционной помощи (Ткачева, 1999). Считается, что параметрами готовности своих родителей к коррекционному воспитанию детей с нарушением интеллекта являются педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном ходе, ценностное отношение к ребенку. На практике разрабатываются и адаптируются модели семьи и взаимодействия школы. Предлагаются следующие направления работы с семьями умственно отсталых воспитанников:

— личные практические занятия с родителями;

— совместная деятельность детей и родителей в классных и общешкольных мероприятиях;

— включение детей в трудовую судьбу взрослых;

— неизвестное и тайное психолого-педагогическое консультирование родителей и педагогов;

— реализация и разработка личных замыслов совместного воспитания.

О тяжести и глубине психотравмирующего влияния недостатка ребенка на психику своих родителей (особенно в случае, если данный недостаток характеризуется как выраженный) свидетельствует и факт более низкой социальной активности своих родителей умственно отсталых детей если сравнивать с родителями вторых категорий детей. Так, на данный момент существуют ассоциации, объединяющие своих родителей аутичных детей, детей с сенсорными нарушениями (с синдромом Ушера) и др. Высокую активность проявляют родители детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, сотрудничая с разными отечественными и зарубежными организациями и инвалидными обществами. Как показывает опыт, родители умственно отсталых детей демонстрируют более пассивную социальную позицию, рвение быть «в тени». Они избегают декларирования неприятностей ребенка, в особенности связанных с его интеллектуальным недостатком.

Дети с детским церебральным параличом.Нарушения при детском церебральном параличе (ДЦП) характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психологических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и расстройствами сенсомоторной чувствительности (Данилова, Ипполитова, Левченко, Приходько, Мамайчук, Мастюкова, Семенова, Симонова).

Двигательные расстройства — главной клинический синдром ДЦП — включают параличи, парезы, нарушения координации, насильственные перемещения, формирование костных множественных контрактур и деформаций (Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Калижнюк, 1987, Левченко, Приходько, 2001 и др.). Патология двигательной функциональной совокупности у детей с ДЦП есть одним из наиболее значимых факторов, замедляющих и искажающих их психологическое развитие.

Уровень интеллектуальных нарушений у детей, страдающих ДЦП, очень неоднороден. Определенная часть детей, имеющих двигательные нарушения, близка к нормально развивающимся сверстникам. Большинство детей с ДЦП имеет задержку психологического развития на фоне раннего органического поражения мозга; у части детей интеллектуальное недоразвитие быстро выражено. По большей части это характерно детям, имеющим атонически-астатическую форму ДЦП.

Третья несколько нарушений при ДЦП — это речевые расстройства: разные формы дизартрии, реже алалия, и нарушения письменной речи — дислексия, дисграфия. Главная масса детей страдают разнообразными формами дизартрии. У части детей речевые расстройства выражены моторной алалией, маленькая детская группа имеет сенсомоторную алалию. Фактически все дети страдают дислексией и дисграфией.

Первый опыт изучения влияния тяжелой двигательной патологии ребенка на психоэмоциональное состояние своих родителей был осуществлен в рамках медицинских изучений (Вишневский, 1984; Вишневский, Воскресенский, 1985). В работах В.А. Вишневского рассматривались формы реагирования матерей на проблему нарушения развития ребенка в разные периоды его жизни. Начальный период характеризовался острым проявлением эмоционально насыщенного депрессивного аффекта, обусловленного фиксацией внимания на психотравмирующих событиях, аффективно поменянным характерными механизмами и мышлением психотерапевтической защиты, «надеждой на яркое будущее», общеневротическими расстройствами. На втором этапе преобладала стойкая и менее броская депрессивная симптоматика с волнообразными колебаниями настроения. Отмечались постоянные вегетативные нарушения, астенические расстройства, сужение круга интересов, сохраняющиеся неточности суждений, видоизменение психотерапевтической защиты и некое уменьшение аффективных расстройств. На третьем этапе депрессивная симптоматика становилась монотонной, исчезали колебания настроения. Наровне с этим имели место характерологические нарушения, обусловленные трансформацией эмоциональности. Вегетативно-соматические расстройства трансформировались значительно чаще в психосоматические болезни. Отмечался тревожности и рост депрессивности, усиливалась фиксация на фрустрирую-щей обстановки. У некоторых лиц были распознаны разные варианты невротического и патохарактерологического развития личности (истерический, астенический, возбудимый, паранойяльный).

Изучение межличностных изюминок материнско-детских взаимоотношений в семьях детей с детским церебральным параличом взяло собственный продолжение в работе коллектива ученых, возглавляемого И.А. Скворцовым {Скворцов и др., 1995) на базе Научно-лечения и терапевтического центра профилактики психоневрологической инвалидности. По итогам тестирования все обследованные матери были поделены на четыре группы по принципу доминирования характерологических линия и изюминок ВНД.

Авторы приходят к выводу о том, что матери со не сильный типом личности не выявляют в себе сил на оказание помощи ребенку с выраженной психоневрологической недостаточностью. Исходя из этого в Центр на лечение попадает маленькое число таких матерей с тяжелобольными детьми. Они соглашаются с бесперспективностью будущего ребенка и оставляют его без лечения.

Наоборот, матери, относимые к сильному типу личности, кроме того имея тяжелобольного ребенка, имеют больше внутренних резервов с целью проведения его лечения, требующего довольно много времени и больших упрочнений. Эти матери ориентируются на собственные внутренние параметры оценки ситуации , они упорно получают успехи намеченной цели. Авторами высказывается кроме этого предположение о том, что тяжесть течения заболевания у детей может содействовать психологическим сдвигам в личностных чертях их матерей.

Самый фрустрирующими психику своих родителей, имеющих детей с ДЦП, оказываются двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, мины, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация (слюнотечение). По свидетельствам своих родителей, показатели «внешнего» калечества завлекают постоянное внимание окружающих и так травмируют сознание родных ребенка (Ткачева, 1999).

Во-вторых, обездвиженность либо особенные трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих своих родителей особенных упрочнений. Поиск, использование и покупка особых транспортных средств включают в спектр забот своих родителей и повышенные материальные затраты. Кроме того те дети, у которых передвижение нарушено в минимальной степени , вызывают у своих родителей глубокие эмоциональные переживания. Это разъясняется тем, что темп передвижения у таких лиц медленный, походка неустойчивая, отдельные элементы передвижения требуют дополнительных приспособлений (к примеру, при спуске и подъёме по лестнице, выходе и входе из публичного транспорта). Любой торопящийся по своим делам пешеход на улице либо в метро может нечаянно задеть, толкнуть подобную неуклюжую фигуру и, не хотя того, нанести ему вред.

Преобладающим стилем воспитания в семьях, где растут дети с детским церебральным параличом, есть гиперопека (Мамайчук, Мартынов, Пятакова, 1989; Чавес, 1993). Данный тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности. Такое отношение к ребенку сопровождается происхождением у своих родителей эмоционально-волевых неприятностей (тревожности, фрустрированности), матери фиксируются на физической и психологической слабости их детей.

Как мы знаем, что такая модель воспитания ведет к психопатическому формированию личности больного ребенка, формирует в нем эгоцентрические установки, отрицательно отражается на становлении долга и чувств ответственности. В большинстве случаев, родители, проявляющие данный стиль воспитания, снижают собственную трудовую и социальную активность. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в твёрдом обращении. Причем модель домашнего воспитания довольно часто зависит от психотерапевтических изюминок самих своих родителей.

Аутичные дети. Симптоматика нарушений при раннем детском аутизме отличается громадным полиморфизмом. Отечественная дефектологическая школа (среди наибольших представителей которой возможно назвать В.В. Лебединского, К.С. Лебединскую, О.С. Никольскую) разглядывает в качестве ядерного симптома клинико-психологической структуры данной странности развития особенную дефицитарность эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер, то есть: сенсоаффективную гиперстезию и слабость энергетического потенциала, проявляющихся в отсутствии либо большом понижении потребности в контактах с окружающим миром.

Нарушения эмоционально-волевой сферы аутичных детей представлены в классификации О.С. Никольской (Никольская, Баенская, Либлинг, 1997), которая выделила четыре варианта аутистического дизонтогенеза. Особенности коммуникативно-потребностной сферы аутичного ребенка проявляются не только в нарушениях акта коммуникации, но и в изюминках его речи (мутизме, речевых штампах, эхолалиях, аутодиалогах), а также в факторах, сопровождающих речевое высказывание (жеста и несформированности мимики). В один момент недостаточность структурных компонентов коммуникативной сферы сопровождается при аутизме несформированностью у детей мотивации к общению. Это, со своей стороны, растолковывает недостаточность навыков социально-бытовой ориентации и влечет за собой особенную потребность в создании навыков и формировании самообслуживания особенных условий приема пищи.

Особенности сенсорной сферы и недостаточность развития предметной деятельности предопределяют своеобразие интеллектуального развития аутичных детей. Многочисленная детская группа имеет интеллектуальные расстройства, часть из них выраженные. У некоторых детей начинается парциальная одаренность в какой-либо из областей знаний.

Своеобразные изюминки в развитии личностной сферы появляются в начале жизненного пути аутичного ребенка. Уклонения от глазного контакта с близкими и матерью, отсутствие либо вялость протекания «комплекса оживления», нежелание (впредь до полного избегания) вступать в речевой контакт, отсутствие применения местоимения «я», речевая стереотипность, и другое определяют личностное своеобразие аутичного ребенка либо ребёнка. Для своих родителей аутичных детей особенной психотравмирующей проблемой есть отсутствие возможности помещения ребенка в намерено созданное для таких детей образовательное учреждение. Неразработанность нормативно-правовой базы, снабжающей обучение аутичных детей в особых условиях, есть обстоятельством отсутствия учреждений для того чтобы вида у нас. На данный момент большая часть аутичных детей обучаются как в массовых, так и в разных особых коррекционных образовательных учреждениях, в основном VIII вида1. Их число неуклонно растет. Часть детей приобретают специальную помощь в разных реабилитационных и психолого-медико-педагогических центрах, по большей части сосредоточенных в столице либо больших городах. Аутичные дети, живущие на периферии, лишены и данной помощи. Перечисленные изюминки аутичныхдетей требуют от своих родителей создания дома своеобразных условий формирования и внутрисемейного быта особенных воспитания и моделей взаимодействия.

Травмирующим причиной, воздействующим на эмоциональный статус своих родителей, непременно, есть нарушение свойства ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично. Потом эта черта ребенка проявляется в виде социально-бытовой неприспособленности и нарушении социальной адаптации. Родители не легко страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери либо отцу, взглянуть им в глаза, побеседовать).

безразличие и Холодность аутичных детей кроме того к родным довольно часто сочетаются с эмоциональной хрупкостью и повышенной ранимостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса, мельчайших замечаний в собственный адрес, что очень затрудняет сотрудничество родных с ребенком и требует постоянного создания особых условий для его жизнедеятельности.

Особенная недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и довольно часто превращает родителя в эмоционального донора. На данный момент в РФ существует восемь видов особых коррекционных образовательных учреждений. В каждом виде учреждений обучается определенная категория детей. Неслышащие (глухие) дети обучаются в I виде учреждений; слабослышащие и позднооглохшие дети — во II виде учреждений; незрячие (слепые) дети — в III виде; слабовидящие дети — в IV виде; дети с задержкой психологического развития — в VII виде; умственно отсталые дети — в VIII виде учреждений. На данный момент в работе с родителями аутичных детей употребляется способ холдинг-терапии, созданный врачом М. Уэлч (Же1ск, 1983) и адаптированный М.М. Либлинг (1996). Способ холдинг-терапии разрешает выработать у ребенка формы хорошего эмоционального контроля, снять эмоциональное напряжение, тревогу, страхи. В следствии холдинга прогрессирует речевое развитие аутичных детей, формируются новые формы эмоционального контакта. Данный способ делает вероятным кроме этого улучшение понимания родителями возможностей и проблем аутичного ребенка, разрешает научить своих родителей адекватным методам сотрудничества с ребенком и конкретным приемам коррекционной работы. Определяются показания к проведению домашнего холдинга (присутствие на протяжении матери ребёнка и процедуры отца), и противопоказания и проведения режимные характеристики процедуры (серьёзные соматические болезни; обстановка неполной семьи либо отказ отца от участия в холдинге; сопротивление своих родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг-терапии).

Дети с задержкой психологического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения.Сейчас существенно расширился круг авторов, занимающихся изучением неприятности детей с задержкой психологического развития (см., к примеру, Борякова, 1999; Борякова, Касицына, 2003; Волковская, 2003; Лебединская, 1982; Лубовский, 1972; Марковская, 1995; Шевченко, 1995 и др.). В научно-методической литературе обширно обсуждаются воспитания детей и вопросы обучения данной категории. Дети с задержкой психологического развития относятся к странности, имеющей более благоприятное будущее, чем другие категории. Вероятная «обратимость» появившихся нарушений при проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный темперамент трудностей совершает эту категорию детей в представлении своих родителей перспективной.

Но сопутствующие нарушения, появляющиеся у детей с психогенной и органической задержкой, вызывают у своих родителей особенные неприятности социального характера. К таким проблемам относятся выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства поведения, развивающиеся у детей на земле особенной биологической дефицитарности. Эти нарушения говорят о наличии тенденции к аномальному формированию личности по типу психологической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев). Они наблюдаются первым делом при задержке психогенного генеза, которая появляется в следствии патологического влияния социального окружения на ребенка с самого начала его жизни. без сомнений, что внутрисемейная атмосфера и родительское отношение играются наряду с этим первостепенную роль. В большинстве случаев, психогенная задержка появляется как следствие социальной депривации ребенка, в то время, когда домашняя среда или отсутствует не известно почему, или использование родителями неадекватных моделей воспитания оказывает деформирующее действие на еще слабую детскую личность. Результаты аналогичного влияния родных проявляются без промедлений в виде искажения коммуникативного сотрудничества с социальным окружением, первым делом — с самими родителями.

Поэтому особенное фрустрирующее значение для своих родителей данной группы имеют разные формы нарушения поведения их детей, проявляющиеся в тщетном упрямстве, немотивированной грубости, агрессивности и злобности, в наличии постоянного жажды находиться у всех на виду, сильно выраженном эгоизме. Патологическое развитие личности, проявляющееся в постоянных конфликтах, социальной неадекватности и социально неприемлемых формах поведения детей, вызывает у своих родителей чувство полной потери и безысходности связи с ребенком.

Не легко переживают состояние организма собственных детей и родители детей с длительно протекающими инвалидизирующими соматическими болезнями (пороки внутренних органов, рак, СПИД).

Различные уровни родительской мотивации определяют степень их готовности к сотрудничеству с коррекционным учреждением (Волковская, 2003). Выделяют большой, средний и низкий уровни. Родители с большим уровнем мотивации адекватно принимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением, проявляют инициативу в плане сотрудничества, прислушиваются к рекомендациям и советам экспертов. Родители со средним уровнем мотивации при адекватном восприятии неприятностей ребенка затрачивают минимальные упрочнения для оказания ему помощи, аргументируя собственную пассивность недочётом времени. Родители с низким уровнем мотивации демонстрируют либо непонимание в необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением либо отказ от него благодаря устоявшейся собственной воспитательской позиции.

Дети с речевой патологией.Речевые расстройства, в большинстве случаев, относят к категории обратимых состояний, каковые смогут быть преодолены посредством коррекционной работы еще в дошкольном возрасте (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.). Исходя из этого принято вычислять, что речевые расстройства не вызывают долгих эмоциональных переживаний у своих родителей. Но выраженные нарушения речи, видящиеся у всех категорий детей с отклонениями в развитии являются заметным психотравмирующим причиной.

Сотрудничество с родителями получает все громадную значимость и для экспертов, трудящихся с детьми, имеющими речевую патологию (Крапивина, 1998; Микляева, 2001; Гегелия, 2000; Волкова, 2002). Ключевую роль играется сотрудничество между экспертами логопедического детского сада и семьей. В публикациях последних лет описываются главные формы работы с родителями, проводимые в специальных учреждениях, приводятся методические советы, которых направляться придерживаться дома.

Особенности речевой деятельности детей с алалией, афазией, анартрией и другими тяжелыми речевыми нарушениями, и расстройства речи умственно отсталых детей, детей с детским церебральным параличом, задержкой аутичных детей и психического развития являются отягощающими для психики своих родителей. Конкретно нарушение речи либо ее полное отсутствие есть предпосылкой к происхождению коммуникативного барьера в родительско-детских отношениях.

Дети с сенсорными нарушениями.Психотерапевтические изюминки детей с сенсорными нарушениями изучены практиками и представлены в научной литературе самый полно (ТА. Басилова, Р.М. Боскис, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина М.В. Жигорева, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева, СВ. Сташевский, Л.И. Тигранова и др.).

Возможно выделить две категории своих родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха: родители с обычным слухом и родители, кроме этого страдающие нарушением слуховой функции. Вторая несколько своих родителей, в соответствии с изучению Н.В. Мазуровой (1997), не испытывает особенных переживаний, в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными.

Для своих родителей первой группы нарушение слуха у ребенка есть фрустрирующим, мешающим установлению естественного межличностных связей и социального контакта. Это влечет за собой искажение внутрисемейных взаимоотношений и родительских (первым делом, отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к родным и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей (Мазурова, 1997; Богданова, Мазурова, 1998).

Согласно точки зрения практиков в сознании не каждого слышащего родителя формируется потребность к усвоению особых жестовой взаимодействия (речи и форм дактилологии) с ребенком, имеющим бисенсорный недостаток. В некоторых случаях отсутствие таких навыков (к примеру, при синдроме Ушера) может ограничивать как контакты самого ребенка с окружающим миром, так и вероятные формы сотрудничества с ним своих родителей. Это кроме этого обусловливает происхождение коммуникативного барьера между его родителями и ребёнком (Соломатина, 2001).

Адекватная и неадекватная позиции характеризуют разные нюансы родительско-детских взаимоотношений в семьях воспитывающих слепых детей (Оптимален, 1991). Из всего многообразия разных моделей взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, выделяют три: гиперопеку, насилие своих родителей, отчуждение от ребенка (Солнцева, Оптимален, 1988). Эти варианты неблагополучно складывающихся внутрисемейных взаимоотношений, воспитывают у слепого ребенка нежелательные личностные качества: избалованность, эгоизм, неповиновение взрослым2. Близорукость у детей может появиться и под влиянием микросоциальных факторов (Шарапов, Гафурова, 1998). Распознано, что у своих родителей детей с миопическими нарушениями более выражены черты воспитательной неуверенности, чем у своих родителей офтальмологически здоровых детей. Возрастание воспитательной неуверенности, с одной стороны, компенсируется попытками таких своих родителей полнее удовлетворять потребности ребенка. Иначе, подобная родительская позиция содействует происхождению детской близорукости как инструмента, разрешающего ребенку минимизировать обязанности и максимизировать удовлетворение собственных потребностей.

Предметом особенного тревоги для своих родителей детей с нарушениями зрения являются трудности ориентации детей в пространстве, благодаря чего транспортная неприятность делается одной из серьёзных. Они всегда тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно. Иначе, у детей с нарушениями зрения довольно часто формируются инфантильные и эгоистические черты личности, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям родных (Психология воспитания детей…, 2004).

Выраженные нарушения сенсорных функций, отягощенные интеллектуальными расстройствами, вызывают очень тягостные переживания своих родителей. У детей со сложной структурой недостатка оказывается стабильно нарушена возможность сотрудничества с окружающим миром и, так, возможность развития. Значительно чаще такие дети помещаются в особые учреждения интернатного типа (г. Сергиев Посад) либо же в учреждения соцзащиты. Принять подобное ответ кое-какие семьи

длительно не решаются, оставляя ребенка дома. Но отдельные родители, преодолев многие как внутренние, так внешние преграды, устраиваются на работу по месту проживания и обучения ребенка.

Итак, анализ жалоб своих родителей, включающих переживания по поводу главного недостатка ребенка, раскрывает темперамент и глубину травматизации их личности.

Эмоциональное выгорание, психологическое выгорание. Как с ним бороться? Лекция № 37, факультатив.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: