Старая западная, либо древняя, цивилизация характеризуется определенным территориальным ареалом, особой моделью и культурным типом публичного устройства. Такие древние страны, как Рим и Древняя Греция, сыграли ключевую роль во всемирной истории, показав большой уровень культуры, филантропии и возможности демократии, и организованных начал призрения.
Истоки древней Греции уходят в критскую государственность предела III—IIтыс. до н.э. Известен один из правителей этой страны — царь Минос. В середине IIтыс. до н.э. ко мне, на остров Крит, вторглись из материковой части Греции агрессивные племена микенцев (ахейцев). На рубеже II—I тыс. до н.э. крито-микенское общество пришло в упадок. интенсивное развитие и Возрождение Старой Гре-
Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 частях. Ч. 1, М, 198О.
С. 37.
1 Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 частях. Ч. 1. М., 1980. С.31.
ции связано с периодом архаики (VIII—V в. до н.э.), за которым последовал хороший период (V— первая добрая половина IV в. до н.э.). В то время Греция состояла фактически из двух тысяч независимых городов-стран (полисов), любой из которых имел собственные вооруженные силы, чеканил монету. Главным органом власти в большинстве полисов было народное собрание свободных граждан. Возвысившаяся на севере Греции в середине IV в. до н.э. Македония подчинила скоро собственному влиянию все греческие полисы, и начала устанавливать контроль над вторыми сопредельными территориями. Так было положено начало эре эллинизма, продолжавшейся до второй половины I в. до н.э. По окончании правителя Александра и смерти полководца Македонского греко-македонская империя распалась на последовательность стран, во главе которых находились греки (эллины). В 30 г. до н.э. римляне совсем покорили эллинистические страны, перевоплотив их в провинции собственной державы.
История Древнего Рима берет начало с его основания в 753 г. до н.э. Позднее Рим из маленькой крепости стал влиятельным городом-страной, расширяя понемногу контроль за территорией Апеннинского полуострова. В ранний период римской истории (VIII— начало VI в. до н.э.) правителем страны был царь, что чтобы получить согласие народа на изменения и войну законов не реже двух раз в год созывал народное собрание граждан. Родоначальники 300 родов, заложивших основание страны, составляли римский сенат. Пять столетий (начало VI в. — 31 г. до н.э.) в римской Империи было республиканское правление. Вто время начинается процесс большого расширения территории страны. Во время империи (финиш I в. до н.э. — 476 г. н.э.) Рим делается наибольшей всемирный державой, но после этого начинается его ослабление и во второй половине V в. н.э. — падение под ударами вестготов, вандалов и других «безжалостных народов», вторгшихся в пределы империи.
Рим и Древняя Греция были регионом, в котором сложилось хорошее рабство. Тут рабы являлись главной производительной силой. Рабовладельческий темперамент публичного устройства сказался на социальной сфере, на практике социальной помощи. Она купила преимуществен-
но классовую направленность, Главным ее объектом стали свободные граждане, а рабы были ее лишены. Влияние древней филантропии, меценатства, зарождавшегося национального призрения распространялось на полноправных участников общества.
Определенные трансформации в классовый темперамент социальной помощи в древних странах были внесены в последний период Римской империи в связи с распространением христианства. Оно зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на базе учения о спасении людей через веру в привлекательную силу сына Божьего Иисуса Христа, принявшего за людской грех ужасную казнь, а после этого воскресшего. Это учение провозглашало равенство всех людей перед Всевышним, объявляя одной из религиозных заповедей помощь нуждающимся и бедствующим. Филантропия становилась разновидностью богоугодного дела, а оказание социальной помощи не исчерпывалось только свободными гражданами. В соответствии с христианской моралью все люди — Божьи дети, исходя из этого все, включая несвободных, хороши понимания, сочувствия, поддержки и сострадания.
В древней Греции и Риме появилась разнообразная благотворительная помощь нуждавшимся. Наиболее значимыми ее компонентами были: филантропическая раздача беднякам из свободных граждан хлеба, денег, одежды; зарождение меценатства как искусства и покровительства науки со стороны состоятельных людей и др.
В роли филантропов в эру античности выступали кое-какие богатые и правители люди. лидером и Выдающимся представителем афинской демократической совокупности в V в. до н.э. был полководец, первый стратег Перикл. Он из собственных частных средств в праздники раздавал беднякам хлеб, одежду, деньги. Так же поступал и римский правитель Октавиан (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), взявший от сената титул Августа и провозглашенный в 27 г. до н.э. императором. Из собственных средств он многократно раздавал народу финансовые подарки, не обходя в малолетних детей и таких раздачах, не смотря на то, что до его правления мальчики допускались к массовым раздачам подарков только с одиннадцати лет. Внеурожай-ные годы Август довольно часто раздавал гражданам и хлеб. В докумен-
3 П. Я. Циткилов
те I в. н.э. «Деяния божественного Августа», составленном в виде необычного отчета самого императора о собственном правлении, отмечалось, что при крайнем недочёте хлеба он в пара дней при помощи собственных средств высвободил целый народ от страха и угрожавшей ему опасности голода. Такая угроза была в Риме в 23 г. до н.э. в полной мере настоящей. Император Август много раз подчеркивал, что финансовые, хлебные и вещевые подарки для народа он раздавал из личных средств, из собственного, а не госимущества. Эти раздачи часто приурочивались к праздникам, разным массовым представлениям, по окончании которых на арену время от времени выкладывали куски мяса, безвозмездно раздавали кур, уток, плащи и др.
Вместе с филантропической раздачей подарков из имущества правителей и личных средств в древних странах существовала практика выдачи свободным гражданам национальных хлебных пайков, финансовых компенсаций из казны на посещение театральных представлений и приобретение нужных для жизни вещей и продуктов. Такие раздачи носили не столько филантропический, сколько политический темперамент, касались не только бедных, а фактически всех свободных граждан. Согласно точки зрения исследователя неприятностей социальной помощи Гергарда Ульгорна, жившего в XIX в., мотивы раздач хлеба, денег, вещей из государственного имущества и казны были не доброго, а политического характера. «В раздаваемом дарах и хлебе, — писал он, — народ приобретал собственную долю в добыче, забранной у покоренных народов».
Многие состоятельные обитатели Рима и Греции тратили собственные индивидуальные накопления на устройство праздничных дней, деятельно приняли участие в публичных сборах денег, вещей, продуктов. Денежно поддерживая организацию праздничных муниципальных мероприятий, богатые люди приобретали публичное признание. Часто на протяжении праздничных дней при скоплении огромного количества людей назывались звучно имена щедрых дарителей.
1 Ульгорн Г. История публичного призрения бедных//Трудовая
помошь. 1903. №5. С. 628.
Семьи заслуженных людей в Риме, именуемые нобилями, часто раздавали небольшие деньги, одежду, продукты бедным и обнищавшим из свободных граждан. Людей, искавших у занятий и нобилей поддержки для себя, именовали тогда клиентами. Это понятие на данный момент обширно закрепилось в практике социальной работы, означая, вправду, людей, нуждающихся в поддержке и помощи. В римской Империи клиенты ждали в передней дома нобиля, в то время, когда он выйдет, чтобы получить у него оплачиваемое поручение либо милостыню. Иногда их кормили безвозмездно за господским столом, раздавали монетки, а из вещей давали ветхие плащи.
Помогая бедным из свободных людей, состоятельные граждане и правители древних стран жестоко относились к рабам. Особенной суровостью к подневольным людям отличались римляне. Рабам, живущим в громадных имениях (виллах), хозяева не разрешали кроме того обзаводиться семьями. За мельчайшие провинности рабов заковывали в цепи, сажали в колонии. Римские рабовладельцы оправдывали собственную жестокость тем, что рабы — иноверные чужаки, которых в страхе возможно удержать только суровостью. На чрезмерную жестокость рабы отвечали восстаниями и побегами. Особенно замечательным было выступление рабов во II в. до н.э. на Сицилии, где к рабам присоединились обнищавшие свободные люди. Три года римские армии не могли их одолеть. Забрав все же верх над восставшими, римляне распяли на крестах около 20 тыс. рабов.
Говоря о жестокостях рабовладельцев, направляться подчернуть, что среди них были люди, проявлявшие сострадание к невольникам. Случалось и без того, что в некоторых богатых семьях одни относились с суровостью и пренебрежением к рабам, а другие — с жалостью и сочувствием. В книгах «Исторической историка» римского и библиотеки писателя I в. до н.э. Дио-дора Сицилийского приводился таковой пример. Обрисовывая события наибольшего восстания рабов в Римской империи, он информировал, что в сицилийской Энне жил состоятельный и надменный человекДамофил. Он и его супруга Мегаллида с необыкновенной жестокостью относились к своим рабам. Но их дочь, наоборот, была человеколюбивой и сострадательной к рабам, которым она постоянно старалась оказать помощь по мере воз-
можности. Она имела обыкновение утешать рабов, наказанных плетьми ее родителями, и собственной человечностью, помощью им заслужила их тёплую любовь. В то время, когда на Сицилии восстали рабы, то они учинили расправу над собственными мучителями, но пощадили дочь Дамофила и Мегаллиды, не забывая о ее сострадании и человеколюбии к обездоленным невольным. «На протяжении восстания, — писал Диодор Сицилийский, — ее прошлая доброта приводила к состраданию к ней у тех, каковые раньше испытали ее доброту: не только никто не осмелился наложить на девушку руки, но все они сохранили неприкосновенной от всякого оскорбления ее молодость. Восставшие рабы выбрали из собственной среды надежных людей, из которых самым усердным был Гермий. Они отвели девушку в Катану и передали ее родственникам…»1
В древнюю эру зародилась и такая форма благотворительной помощи, как меценатство, означавшее науки и покровительство искусства. Само это наименование идет от имени Гая Цильния Мецената — одного из известных деятелей Рима, ближайшего приятеля императора Августа. Кое-какие современники именовали Мецената головою императора. Покидая столицу империи, Август оставлял Рим на этого человека, которому подчинялись сенат и консулы, не смотря на то, что сам он ни при каких обстоятельствах не занимал выборной должности. Меценат не только давал умные рекомендации императору, делал ответственные его политические и дипломатические поручения (вел переговоры с Марком Антонием и др.), но отличался безукоризненным вкусом в поэзии, проявлял щедрость к людям науки и искусства.
В эру Октавиана Августа особенно актуальной была поэзия. Во многих зданиях тогда имелись литературные произведения, написанные на папирусах, пергаменте, восковых дощечках. Стихи писали многие римляне, включая видных политиков, полководцев, жрецов. Литературной деятельностью занимался и Меценат. Из его собственных произведений до нас дошли маленькие отрывки стихов и прозы. Меценат был страстным коллекционером. Он собирал не только драгоценные изделия из камня, золота, но и произведения искусства. С его коллекцией имели возможность ознакомиться бессчётные го-
1 Хрестоматия по истории Древнего Рима / Пол ред. В.И. Кузнецова. М.. 1987. С. 76.
сти, посещавшие дом Мецената. Данный дом был одним из самых шикарных дворцов того времени. Тут проходили пышные застолья, выступали узнаваемые поэты.
Литературный кружок Мецената объединял лучших талантливых литераторов и поэтов того времени — Горация, Вергилия, Проперция и др. Их Меценат щедро одарял, оказывал всяческое покровительство и защиту.
художники и Поэты приобретали по милости Мецената почетные и удачные должности. На их потребности он тратил собственные индивидуальные средства, преподносил дорогие подарки, жаловал из собственных поместий земельные наделы и рабов. Позднее имя Мецената как науки деятелей и покровителя искусства стало нарицательным.
В древних странах наровне с благотворительной помощью стали формироваться и элементы национальной помощи нуждающимся. К их числу возможно отнести: создание приютов для обездоленных и странствующих; организацию общественных работ; заботу об изувеченных воинах, семьях солдат, стариках и др.
Призрение определенной части бедных, сирот осуществлялось в древних странах в особых приютах. Особенные помещения, где бедные имели возможность отыскать себе приют на ночь, в Греции существовали в Афинах, Родосе, в других городах.
Приюты — «гостиницы» для странствующих имелись в Афинах, Коринфе. Тут путники имели возможность отдохнуть и отыскать ночлег, но о собственном пропитании они должны были позаботиться сами. По сложившейся у древних греков традиции, странствующие люди пользовались в те времена поддержкой и состраданием. Оказать помощь путнику и угостить его считалось обязанностью каждого добропорядочного гражданина. Это отношение прослеживается в гомеровской «Одиссее», в которой повествуется о возвращении на родину (остров Итаку) одного из участников троянской войны, царя Одиссея. В поэме сообщалось, что царский сын, заметив странника, отправился ему навстречу, лично приветствовал за правую руку, предлагая состояться в дом и утолить голод. Наряду с этим он негодовал в сердцах, что путнику было нужно его ждать за порогом.
В той же поэме «Одиссея» говорилось, что забота о путнике не ограничевалась предоставлением пропитания и временного приюта. Ему предлагалось остаться в этих местах и посильным трудом получать на судьбу.
Приюты для бедных, странствующих, сирот функционировали и в римской Империи. Тут кроме этого поощрялась практика опеки над сиротами. С III в. до н.э., со времени правления Аппия Клавдия, в Риме сложилась традиция поощрять опекунов сирот досрочным выдвижением в консулы.
Кое-какие состоятельные люди и императоры Рима учреждали сиротские приюты в честь собственных покойных жен. К примеру, Антоний Пий, правивший во время наивысшего экономического подъема римской средиземноморской державы (середина II в. н.э.), в память о собственной супруге Фаустине открыл приют для воспитания и содержания бедных детей. В память жены Юлии Маммеи создал сиротский приют основатель римской семейства Северов Септимий Север, правивший с 193 по 211 г. н.э.
Не считая императоров сиротские приюты в римской Империи учреждали и частные лица. Одним из них был некто Плиний. В поздний период Римской империи в сиротские приюты принимались как дети граждан, так и лиц, не пользовавшихся правом гражданства. Но функционировавших приютов имелось очень слишком мало. Особенно тяжела была участь кинутых детей-калек. Таких сирот часто оставляли на городских овощных рынках в расчете на то, что им не разрешат умереть с голоду сострадательные торговцы. Ко мне же на овощные рынки время от времени приносили и в полной мере здоровых младенцев из многодетных семей и бедных. Их клали около колонны. Они либо погибали, либо становились рабами подобравших их людей.
Одной из форм социальной помощи в древних странах, осуществлявшейся методом привлечения к массовым строительным работам громадного количества свободных бедняков, была организация общественных работ. В Греции она стала широко распространена при афинском правителе Перикле (V в. до н.э.). Он предоставлял рабочей массе, не занятой военной службой, возможность получить нужные средства для зажиточной судьбы за счет национален-
ных средств (общегреческой казны), направленных на постройку замечательных архитектурных сооружений, дорог, водопровода, других работ и каналов публичной значимости. Одним из таких объектов был известный Афинский акрополь, приводивший к восхищению обитателей вторых городов.
противники и Политические оппоненты Перикла упрекали его за то, что тот тратит на украшение и строительство городов средства обшегреческой казны, собранные для защиты союзников и ведения войн. Он отвергал эти обвинения, полагая, что в условиях, в то время, когда страна достаточно обеспечена всем нужным для ведения войны, правомерно применять поступающие от союзниковденьги на крупномасштабное городское постройку.
Общественные работы, рассчитанные на привлечение и длительное время солидного числа свободных бедняков, проводились не только в Афинах. Они организовывались и в таких греческих городах, как Сиракузы, Коринф и др. При осуществлении крупномасштабных строительных работ требовались различные ремесла.
Использовались общественные работы и в древнем Риме. В начале III в. до н.э. при Аппии Клавдии обедневшие свободные граждане привлекались для сооружения дорог в различные финиши Италии, включая известную Аппиеву дорогу, для постройки водопровода в Риме, проведения на больших территориях страны осушительных мероприятий.
Широкий размах общественные работы взяли в правление римского императора Августа. Им были созданы кроме того особые должности: попечители общественных работ на городских постройках, на сооружении дорог, на водопроводах, и попечители о речном русле Тибр и др.
В древних странах проявлялась определенная забота о раненых военнослужащих и семьях погибших солдат. В Афинах больные солдаты, если они не владели никаким имуществом, пользовались публичным призрением. Вча-стности, они приобретали из национальных средств компенсационное пособие, разрешавшее обеспечить скромное су-шествование. Подобная практика использовалась и в римской Империи. Но тут в отличие от Греции «компенсационный фонд» формировался не только страной, но и самими воен-
нослужащими. Это по сути дела были зачатки страховых механизмов. Такое подобие касс легионеров разрешало накапливать средства не только для помощи раненых солдат, но и для помощи семьям погибших солдатах.
Уважительное отношение к старости, сострадание к немощи, забота о состарившихся родителях были во многом свойственны для древнегреческого и древнеримского обществ. Как мы знаем, что в Афинах и особенно в Спарте наиболее значимые вопросы жизнедеятельности решали старейшины. В Спарте сразу после рождения сына папа приносил его в назначенное место, где заседали старейшины, каковые и определяли его судьбу. В их присутствии решался вопрос о наказании провинившихся и др.
В Греции состарившиеся люди часто привлекались в качестве педагогов мальчиков с семилетнего возраста. Греческий педагог был не столько преподаватель в современном понимании этого слова, сколько воспитатель ребенка. Он учил собственного воспитанника верному поведению, хорошим манерам, сопровождал в школу, а при непослушания имел возможность применять и розги. Многие пожилые и искалеченные люди, включая кроме того рабов, в Афинах и других греческих городах-полисах становились такими педагогами собственных питомцев до их юношеского возраста. Как-то Перикл сообщил о рабе, сломавшем ногу: «Вот еще одним педагогом больше».
Состарившиеся, увечные люди и в римской Империи довольно часто трудоустраивались в сфере педагогики, трудясь в школах грамоты. Кое-какие из них, не талантливые по старости либо болезни к прошлому собственному труду, открывали начальные школы. Тогда создать школу тут имел возможность любой. Официального разрешения на это не требовалось. Родители сами определяли, какому преподавателю доверять собственных детей. И в этом вопросе простолюдины не были строгими судьями.
Для старых людей свойственны житейская мудрость, здравый подход к появляющимся проблемам, осмысленность в принятии ответа. Конкретно исходя из этого в Спарте и Афинах участником ареопага1 и геронты2 имел возможность стать человек, достигший
1 ареопаг — совет родовой знати в Афинах, являвшийся высшим органом
власти в архаическую эру;
2 геронты — совет родовой знати в Спарте, пользовавшийся в архаический
период истории большой полнотой власти.
60 лет, а в Риме верховный национальный орган власти именовался сенатом (что в переводе с латинского свидетельствует ветхий, старец), т. е. собранием пожилых и глубокоуважаемых людей.
В Афинах бедные состарившиеся граждане, каковые не могли по общему состоянию организма получать средства для собственного существования, приобретали маленькое пособие. Оно снабжало им скудное существование, выручая от необходимости и нищеты просить подаяние. Размер этого и других пособий определялся в Афинах Советом пятисот, являвшимся комиссией народного собрания.
Вместе с филантропией, меценатством, началом национального призрения в древних государствах показались и ростки публичного призрения в форме разных объединений взаимопомощи. В Афинах, к примеру, действовали альянсы ремесленников, небольших торговцев и др., каковые снабжали собственных сочленов при обеднения и обнищания. Такие товарищества и добровольные союзы были и в римской Империи, где широкое распространение взяли дружеские кружки, объединявшие бедных граждан, вольноотпущенных а также рабов. На первое место тут выдвигалась действенная взаимопомощь между приятелями, формировались особенные мораль-ные нормы поведения.
Дружеские кружки в сельской местности объединяли людей не только для взаимопомощи, но и для неспециализированного времяпрепровождения. Довольно часто на собраниях простых людей, именуемых в Римской империи «коллегиями», обсуждались насущные неприятности их жизни, а после этого дружно садились за отлично накрытый стол. На коллегий и нужды кружков простые люди отписывали часть собственных завещаний. В книге известного российского эксперта по античности ГС. Кна-бе «Древний Рим — повседневность и история» приводятся ссылки на сохранившиеся бессчётные надписи римских граждан, завещавших часть собственных денежных средств на то, дабы «их односельчане либо члены их коллегий устраивали систематично совместные трапезы»1.
Среди необязательных объединений, функционировавших в Риме, были и без того именуемые «похоронные товарищества».
1 Кнабе Г. С. Древний Рим —повседневность и история: Очерки. М., 1986. С. 139-140.
Они создавались для обеспечения их участников приличным погребением. В них вступали не только бедные граждане, но и рабы, взяв соответствующее разрешение от хозяев. За счет маленьких ежемесячных членских взносов эти товарищества владели нужным для собственной деятельности капиталом.
Как уже отмечалось, в древнюю эру рабовладельческий метод производства был определяющим. И это отыскало отражение в социальной сфере, в практике социальной помощи. Власть в случае, если и заботилась о бедных, раненых солдатах, семьях солдатах, старых и других людях, то только свободных гражданах. Рабы были вне рамок данной помощи. Считалось, что раб в собственности хозяину-рабовладельцу, что пускай и заботится о нем. О том, как последние «заботились» о собственных невольниках, свидетельствуют бессчётные выступления рабов.
В поздний период античности отношение к рабам изменялось, становилось более терпимым и мягким. Кое-какие господа отпускали их на свободу, многие разрешали рабам вступать в союзы взаимопомощи и различные товарищества.
Ослаблению классового характера социальной помощи в последние столетия античности содействовало раннее христианство. Не обращая внимания на преследования со стороны правительства, христианство распространилось В первую очередь I в. н.э. во многих провинциях Римской империи. Появившееся как перемещение угнетенных весов за лучшую и праведную судьбу, оно завоевывало души все большего числа людей. Наиболее значимый христианский завет любви был понятен и близок многим. По этому завету верующий человек обязан в каждом без различия видеть ближнего и вычислять своим долгом помогать и поддерживать любого нуждающегося, страждущего.
С христианством применительно к позднему периоду Римской империи связаны два главных направления социальной помощи: общинное церковная благотворительность и призрение бедных. Первое из них характерно для периода раннего христианства, в то время, когда церковь еще не имела официального национального статуса. Второе направление христианской социальной помощи стало деятельно развиваться по окончании принятия императором Константином в 313 г. Ми-
ланского эдикта о свободе христианского вероисповедания. * С того времени христианство стало официальной национальной религией.
В ранних христианских общинах появилась особенная форма общинного попечения о бедных. Начальником призрения бедных был епископ, а его ассистентами — бессчётные диаконы. Старые, немощные, больные общинники, каковые были не могут самостоятельно получать себе на хлеб, приобретали нужную помощь (продуктами, одеждой, деньгами). Нуждавшиеся в постоянной и долгой помощи приобретали из общинной кассы ежемесячные пособия. В каждой христианской общине имелся лист со перечнем бедных ее участников. В роли необычных социальных работников тогда выступали диаконы. Они конкретно помогали нуждающимся, учитывая их потребности. Диаконы старались дать каждому из них конкретно ту помощь, в которой те нуждались. Как справедливо увидел исследователь XIX в. Гергард Ульгорн, в ранних христианских общинах была обеспечена индивидуализация призрения. Именно поэтому диаконы знали, кому из перечня бедных еще продолжительное время необходимо помогать материально, выдавать пособие, а кто уже вернул собственную трудоспособность и ему направляться подыскать соответствующую работу.
Особенная забота в христианских общинах проявлялась о сиротах. За их воспитанием и содержанием замечал лично епископ, решая появлявшиеся поэтому вопросы.
По окончании обретения христианством в первой половине IV в. н.э. в Римской империи статуса официальной национальной религии начинает понижаться роль общинного призрения о бедных. Одновременно с этим активизируется деятельность церкви. Формируется особенный вид социальной помощи — церковная благотворительность.
Вместо маленьких христианских общин с отлично отлаженной и управляемой совокупностью публичного призрения теперьстали формироваться массовые общины, складывавшиеся из многих десятков и тысяч тысяч людей. В этом случае членство в общинах получало формальный темперамент. В случае, если раньше пожертвования и добровольные взносы шли на потребности конкретных бедных, больных и нуждавшихся в помощи
участников данной же малой христианской общины, то сейчас необязательные пожертвования трансформировались в необходимые взносы формальных участников огромной общины, уплачивавшиеся духовенству.
финансовых возможностей и Средств для социальной помощи у официальной национальной церкви, ее епископов стало сейчас больше. В 321 г. император Константин предоставил христианской церкви право «принимать подарки для верных». Наровне с привилегиями церковь взяла имущество и дополнительные средства, предназначавшиеся ранее для языческого культа, и большие земельные владения (церковные имения), доходы от которых множили церковное достаток. От всех этих средств большие суммы христианская церковь направляла тогда на благотворительные потребности. В Риме и пребывавших в зависимости от него церквях на потребности бедных выделялась приблизительно одна четвертая часть церковных доходов.
Благотворительная деятельность церкви осуществлялась по средствам, во-первых, раздачи милостыни, во-вторых, создания целой сети богоугодных заведений, всевозможных убежищ для призрения бедных, странников, больных, сирот, вдов. Раздача милостыни носила массовый темперамент. Поданным Ульгорна, лишь в одной Александрии при Иоанне Златоусте в особенные перечни получателей милостыни было внесено 7800 имен. Тогда же в городе Антиохии была оказана помощь трем тысячам девиц и вдов. В Риме, в разных частях города были открыты на средства церкви особые дома (диаконии), пребывавшие в ведении диаконов. В этих зданиях бедные приобретали бесплатную пищу.
Общинное призрение бедных, выстроенное во время раннего христианства на принципе ее индивидуализации, было заменено массовой раздачей милостыни всем просящим. Фактически никто не разбирался в том, попадала ли она тем, кто в ней нуждался, либо нет. При таком подходе создавались предпосылки для злоупотреблений на благотворительном поприще, в то время, когда не хотевшие трудиться приобретали от церкви милостыню, а людям, неспособным себя обеспечить из-за старости, инвалидности, болезни такая помощь имела возможность и не достаться. Начало возникать «опытное нищенство, приобрет-
шее со временем массовый темперамент. В христианских же общинах никто нс выдерживал потребности, нищих в том месте просто не было.
взаимопомощи и Практика помощи, берущая начало в первобытнообщинном строе, начала развививаться в странах старого мира. Наиболее значимыми звеньями механизма помощи нуждавшимся в государствах Древнего Востока были национальные нормы социального законодательства и личная филантропия. Особенную роль в деле оказания помощи игрались сельская община и семья. В древних государствах в отличие от классических обществ Востока национальная общественное призрение и социальная помощь начали покупать системный темперамент. В странах старого мира в первый раз показались социальные учреждения, формы социальной помощи, благотворительности и общественного призрения, каковые взяли собственный предстоящее развитие не только в эры нового и средневековья времени, но и во время новейшей истории.
Контрольные вопросы к теме III
/. Межличностная, домашняя и общинная помощь людей в условиях первобытнообщинного строя.
2. Социальные функции территориальных общин в государ
ствах Древнего Востока.
3. Социальное законодательство в государствах Старого Вос
тока.
4. Зачатки филантропии в древних странах Востока.
5. меценатство и Частная филантропия в древних госу
дарствах.
6. Формирование элементов национальной социальной по
мощи в Греции и Риме.
7. Появление ростков публичного призрения в древних
странах.
8. Церковная благотворительность на позднем этапе исто
рии Древнего Рима.