Изучение (анализ) рынка недвижимости представляет собой независимый вид деятельности, имеющий целью обеспечение объективной информацией лиц, принимающих ответы о проведении тех либо иных операций на рынке.
Изучение (анализ) рынка может проводиться с разными частными целями и воображать собой элемент, этап вторых видов деятельности: исследования рынка с целью продвижения конкретного товара либо услуги; оценочной деятельности с целью определения цены конкретного объекта; инвестиционной деятельности с целью оценки эффективности инвестиционных ответов; прогнозирования и анализа тенденций рынка с самыми неспециализированными целями – для выработки риэлтерским сообществом, и ассоциаций, потенциальными инвесторами, органами управления, стратегических ответов по формированию бизнеса, совершенствованию механизмов функционирования рынка.
Неспециализированным элементом анализа рынка в интересах всех видов деятельности есть мониторинг рынка, т.е. обработка и сбор информации о рынке.
Сейчас все большее познание находит необходимость преодоления информационного разрыва между оценщиками, брокерами, девелоперами, денежными аналитиками и другими риэлторами — специалистами рынка недвижимости, и их объединениями.
В этом круге задач выделяются три независимых, но тесно связанных направления:
- информационное обеспечение операций с недвижимостью (прием, переработка и хранение в компании заявок на покупку и продажу объектов, межфирменный, межрегиональный, интернациональный обмен);
- информационное обеспечение разработки риэлтерской деятельности (прием, использование и хранение юридической и другой неспециализированной информации, нужной риэлторам);
- информационное и методическое обеспечение маркетинговых исследований недвижимости (мониторинг, анализ состояния и прогнозирование тенденций рынка).
Реакция рынка на конкретный вид недвижимости зависит от конкурентного предложения и спроса недвижимости на этот момент и в будущем, исходя из этого прогнозирование есть вершиной и конечным результатом каждого из направлений анализа. Исходя из этого эти задачи расположены в конце каждого последовательности задач, а предшествующие — выстроены в нужной последовательности их решения, т.е. отражают этапы анализа на пути к прогнозу.
Анализ ценовой обстановке включает следующие задачи (этапы):
- Типизация объектов недвижимости по качеству, местоположению и размерам (районирование территории)
- Своевременная оценка средних по типу стоимостей
- Изучение размеров параметров и влияния качества на среднюю цену
- Изучение влияния расположения на среднюю цену
- Анализ состояния рынка
- Изучение социально-экономической ситуации в макроэкономической ситуации и регионе в стране
- Прогнозирование стоимостей
Анализ состояния рынка включает следующие задачи (этапы):
- структуры состава (и Изучение объёма) и состояния фонда объектов недвижимости города (по видам, подвидам, типам)
- состояния и Изучение состава приватизированного, частного фонда, темпов приватизации
- Изучение состава строящегося фонда и темпов строительства
- Анализ законодательной и нормативной базы
- Анализ состояния корпоративной деятельности (ассоциации, подготовка кадров, лоббирование и подготовка нормативных актов, сотрудничество с банками, органами управления)
- структуры предложения и Анализ объёма, спроса, соотношения спрос/предложение
- структуры сделок и Анализ объёма, отношения сделки/спрос, сделки/предложение, сделки/фонд
- Анализ ценовой обстановке на первичном и вторичном рынке
- состояния рынка и Прогнозирование конъюнктуры
ликвидности и Анализ доступности включает следующие задачи (этапы):
- состояния характера экономики и Анализ развития региона
- Анализ демографической обстановке, структуры и состава населения, темпов миграции (въезд, выезд, сальдо), а также нерезидентов
- Оценка обеспеченности жильем, вторыми видами объектов недвижимости
- Анализ ценовой обстановке
- оценка и Изучение накоплений и уровня доходов, наличия потребности на конкретные виды объектов и платежеспособного спроса на них
- ликвидности и Оперативная оценка доступности объектов
- ликвидности и Прогнозирование доступности
Маркетинговый анализ рынка включает следующие задачи:
- Описание продвигаемого объекта (услуги)
- Описание границ локации(микро района)
- Изучение предложения объектов-аналогов
- Изучение экономического прогноза для района
- Изучение субъектов рынка(соперников)
- Изучение платежеспособного спроса
- Прогнозирование количества продаж при разных затратах на рекламу
Анализ рынка при оценке объекта включает следующие задачи:
- Подбор объектов-аналогов, изучение их цены и характеристик продажи (приобретения)
- Определение поправок на местоположение и качество оцениваемого объекта и аналогов (при способе сравнение сопоставимых продаж)
- Прогнозирование арендных ставок, реверсии (цены продажи объекта в будущем), потока доходов, коэффициента капитализации, ставки дисконтирования (при оценке прибыльным способом)
- Определение произведенных и прогнозирование будущих затрат (при затратном и прибыльном способе)
- прогнозирование и Определение потока чистого дохода с учетом налогов и иных отчислений
- Оценка текущей цене объекта недвижимости
Анализ эффективности инвестиций включает следующие задачи:
- Анализ цен на объекты-аналоги
- Прогнозирование цен на объекты инвестиций
- Изучение экономических параметров (ставка рефинансирования ЦБ, доходность ценных бумаг, девальвации рубля и темпы инфляции) и прогнозов их трансформации
- прогнозирование и Оценка затрат на проект
- Расчет потока доходов
- Расчет налогов и отчислений
- Прогнозирование эффективности инвестиционного проекта
Выше было отмечено, что любая задача может решаться самостоятельно или во обоюдной связи. Сущность связи пребывает в том, что кое-какие из этапов являются неспециализированными для нескольких направлений, и одни направления применяют результаты, полученные вторыми.
При прогнозировании и анализе тенденций рынка недвижимостипредметом изучения являются такие свойства рынка, как:
- ценовая обстановка на рынке;
- предложения и конъюнктура спроса;
- активность рынка, количество операций на рынке;
- ликвидность объектов;
- доступность объектов, состояние платежеспособного спроса;
- состояние инфраструктуры рынка, его субъектов;
- состояние законодательной, нормативной, методической базы рынка.
Для обеспечения комплексности анализа рынка на протяжении мониторинга рассчитывается определенный комплект показателей (индикаторов) состояния рынка, характеризующих:
- ценовую обстановку: средние за период (к примеру, среднемесячные) стоимости сделок и предложения (продажи, приобретения, аренды) объектов разных видов на вторичном и первичном рынках, дифференцированные по типам объектов и другим признакам и районам города и обобщенные по совокупности сделок (предложений), размах личных значений в выборках и количество выборок, частотное распределение стоимостей в выборках (гистограмма),среднеквадратические отклонения выборок (СКО) и погрешности в определении средних значений;
- предложения и конъюнктуру спроса: объем и предложения и структура спроса, объем предлагаемых в аренду площадей, часть свободных площадей, ввод в строй площадей и объектов ,предложения и соотношение спроса объектов разных видов на вторичном и первичном рынках, дифференцированные по типам объектов и другим признакам и районам города и обобщенные по совокупности заявок на продажу и покупку(аренду) объектов;
- активность рынка: число зарегистрированных сделок купли-продажи, аренды, залога на вторичном и первичном рынках по компании и по городу в целом, отношение этих размеров к количеству предложения, спроса, общему объему частных объектов разных видов в городе (часть объектов в рыночном обороте, часть заполненных арендуемых площадей), дифференцированные по типам объектов и другим признакам и районам города и обобщенные по совокупности сделок;
- ликвидность объектов: среднее за месяц время экспозиции реализованных (сданных в аренду) и непроданных объектов (время от момента выставления на продажу либо последней корректировки цены до момента продажи и время от момента выставления на продажу до момента корректировки цены либо снятия с продажи) объектов разных видов на вторичном и первичном рынках, дифференцированные по типам объектов и другим признакам и районам города и обобщенные по совокупности сделок, размах личных значений в выборках и количество выборок, частотное распределение времени в выборках (гистограмма), среднеквадратические отклонения выборок (СКО) и погрешности в определении средних значений.
По собственной форме показатели смогут быть поделены на следующие категории.
1. Безотносительные (имеющие размерность): рубли либо доллары США (цена), квадратные метры (площадь объекта, площадь введенных в строй объектов), штуки (количество спроса, предложения, сделок), дни (время экспозиции) и т.д.
2.Относительные (безразмерные):
а) доли от целого — проценты либо доли единицы (структура предложения, спроса, сделок, жилого фонда, стоимостей и т.д.
б) индексы, характеризующие изменение безотносительных показателей во времени:
- темпы (недельные, месячные, годовые) – отношение показателей двух смежных периодов
- накопленные индексы –отношение показателей текущих периодов к показателю базисного периода
- индексы с исключенной сезонностью – отношение показателей текущих периодов (семь дней, месяц) к показателям того же периода прошлого года.
Анализ рынка включает следующую последовательность действий:
- оценка и анализ текущего состояния показателей;
- изучение динамики показателей;
- совместное изучение динамики разных показателей;
- изучение факторов, воздействующих на трансформацию показателей;
- прогнозирование тенденций трансформации показателей.
В базу разработки информационно-аналитической совокупности положены следующие правила:
1.Комплексность: применяемые в совокупности показатели, алгоритмы и математические методы должны снабжать ответ разнообразных задач, появляющихся при анализе рынка недвижимости, а база данных — использование и хранение разнообразных показателей и характеристик состояния рынка, и элементов системного окружения.
2.Стандартизованность: применяемые в совокупности классификации объектов, списки их черт, показатели (индикаторы) состояния и тенденций рынка недвижимости должны быть унифицированы и стандартизированы. Одновременно с этим алгоритмы и методы ответа задач, программные продукты свободны от этого требования.
3.Многоуровневость: все задачи, решаемые совокупностью, должны быть распределены по уровням в зависимости от масштаба объекта изучения — сегмента рынка (агентство, город, регион, Российская Федерация) и субъекта изучения – пользователя, клиента (агентство, региональное объединение, общероссийское объединение). Все показатели, вычисляемые в совокупности, должны быть распределены по уровням в зависимости от степени дифференцированности объектов и сегментов рынка (единичный объект, несколько однотипных объектов, несколько локализованных по расположению объектов) и степени обобщения (город, регион, несколько городов, регионов, Российская Федерация).
4.Гибкость: совокупность обязана снабжать пользователю эластичный выбор независимых блоков и модулей в зависимости от его потребностей и задач. Каждому пользователю должны быть предоставлены лишь те те данные и программные модули, в которых он заинтересован.
5.Многовариантность: совокупность в целом и любой выделенный модуль должны быть приспособлены к функционированию в сопряженном режиме (при получении информации от баз информации об объектах недвижимости (листингов) или от нижележащего блока) и в независимом режиме (при вводе подобной информации с внешних носителей).
6.Доступность: совокупность обязана содержать описания применяемых математических способов и быть дешёвой пользователю, не имеющему особого образования.
7.Открытость: совокупность должна быть приспособлена к включению на каждом уровне новых модулей по мере расширения списка решаемых развития анализа методов и задач рынка анализа.
Анализ рынка недвижимости включает его интерпретацию и идентификацию, исходя из полезности недвижимости, ее наличия на рынке, и покупательной сторон способности и предпочтений сделки.
методы и Приёмы анализа рынка достаточно разнообразны и зависят от разглядываемого конкретных потребностей и параметра клиента. В оценке нет единого мнения о том, как должны увязываться эти анализа рынка с оцениваемой недвижимостью. Однако, возможно выделить два подхода к анализу рынка, любой из которых предполагает рассмотрение всего спектра факторов:
1 подход — анализ от общего состояния экономики к конкретной недвижимости;
2 подход — анализ от конкретного объекта к неспециализированному положению дел в экономике.
В первом случае аналитики начинают с изучения рынка.
1 ход — оценка рыночного равновесия. Информацию о занятости и доходе населения, являются индикаторами спроса; текущая информация об количестве дешёвой площади строительства и помещений снабжает критерии предложения недвижимости со стороны соперников. На базе сопоставления спроса и соперничающего предложения оценщик делает вывод о наличии равновесия на перспективах сохранения и рынке недвижимости обстановки.
2 ход — анализ возможного другого применения недвижимости, оценка рыночной реакции на этот влияние и вариант на цена. Для этого рассматриваются физические и юридические характеристики оцениваемой недвижимости, и ее окружение. Вывод — заключение о самоё эффективном применении оцениваемого объекта недвижимости.
Второй способ предполагает, что рыночный анализ направляться затевать с изучения параметров оцениваемого объекта недвижимости, каковые формируют его конкурентоспособность и доходность на конкретном рынке.
1 ход — познание физических, законодательных, нормативных и местных черт недвижимости, что позволит найти потенциальных участников рынка (клиентов, продавцов, пользователей, арендаторов и т. д.) и в конечном итоге оценить предложения и динамику спроса на конкретном рынке недвижимости. После этого изучаются рыночные эти текущего и будущего спроса, количество дешёвого и предполагаемого предложения, определяется степень рыночного равновесия и прогнозируется конъюнктура рынка с учетом наиболее значимых факторов (изменение численности, занятости и доходности населения, количество розничной торговли и т. д.)
2 ход — рассмотрение самые вероятных вариантов применения недвижимости с позиций настоящей и перспективной рыночной помощи. Вывод — определение другого самый доходного вида пользования, соответствующего оптимальному применению недвижимости.
Не обращая внимания на разную процедуру указанных способов, оба преследуют одну цель: выяснить уровень текущей и будущей рыночной помощи по конкретному виду пользования с учетом влияния местной экономики на конъюнктуру рынка, на котором функционирует объект оцениваемой недвижимости.
На начальной стадии анализа рынка нужно решить две взаимосвязанные задачи:
1) идентифицировать объект недвижимости;
2) идентифицировать рынок недвижимости, на котором объект соперничает.
Качественное маркетинговое исследование требует изучения следующих факторов.
1. Назначение (тип применения недвижимости).
2. Физические и экономические характеристики недвижимости: размер число арендных контрактов пользователи и потенциальные арендаторы физическое состояние объекта проектные параметры и т. д.
3. Территориальные изюминки рынка предполагают разбивку рынка на интернациональный, национальный, региональный, местный, муниципальный и пригородный, а также выделение района либо района города.
4. Замещающие объекты недвижимости, к каким относят недвижимость, подобную по полезности (приносимому доходу), но воображающую сегмент недвижимости другого назначения. Отбираемые объекты недвижимости должны пользоваться таким же спросом, что и оцениваемая недвижимость, и принадлежать тому же территориальному рынку.
5. Дополняющие объекты недвижимости, к каким относят недвижимость, увеличивающую привлекательность оцениваемого объекта при совместном применении с оцениваемым объектом. (К примеру, наличие земельного надела под парковку либо готового объекта рядом с офисным либо торговым строением.)
Анализ спроса либо обнаружение потребностей, покупательной способности и предпочтений потребителей. Главная задача — обнаружение потенциальных потребителей недвижимости (клиентов, арендаторов либо пользователей). Для этого первым делом нужно выяснить спрос на конечный продукт либо услугу, предоставляемую оцениваемой недвижимостью. К примеру, при оценке отелей направляться выяснить число потенциальных постояльцев.
Для прогнозирования спроса принципиально важно изучить возраст и доход обитателей; возможности миграции, будущую инфляцию, данные о наличии земельных участков, уровень качества инфраструктуры недалеко от объекта недвижимости. Изюминкой текущего состояния русском экономики есть тенденция территориального перемещения капитала из традиционно активных инвестиционных территорий в пассивные регионы, но имеющие хороший потенциал развития. Так, столичные инвесторы деятельно скупают недвижимость в северо-западных и южных областях европейской части России.
Соперничающее предложение воображает перечень существующих и строящихся объектов, сопоставимых по потребительским и инвестиционным чертям с оцениваемым объектом. Наряду с этим нужно учитывать, что часть проектов не будет полностью закончена, а определенная часть имеющихся объектов будет выведена из конкурентной борьбы. В ходе анализа соперничающих объектов недвижимости направляться учитывать следующие факторы:
— текущее предложение объектов недвижимости (качество и количество соперничающих объектов недвижимости);
— динамика коэффициентов загрузки;
— количество нового строительства (проекты в стадии планирования и в стадии строительства);
— реконструкция в целях трансформации назначения недвижимости;
— наличие свободных земельных участков;
— динамика цен на строительную продукцию, услуги девелопмента, земельные наделы;
— соотношение объектов недвижимости, предназначенных для сдачи в аренду, и объектов, применяемых собственниками;
— особенные обстоятельства и экономические условия;
— влияние законодательных и нормативных ограничений (правила и строительные нормы, положения о зонировании и др.).
Рыночное равновесие по недвижимости в большинстве случаев достигается в кратковременном замысле, поскольку стабильность предложения цен и постоянство недвижимости продолжаются недолго. При повышении арендная плата и спроса цены растут опережающими темпами из-за очень сложности и высокой длительности строительного процесса. Так, для рынка недвижимости характерен точка и дисбаланс равновесия достигается редко. Избыточное предложение недвижимости усугубляется завершением строительства уже начатых объектов и еще больше увеличивает дисбаланс.
Цикл рынка недвижимости испытывает влияние кратковременных и долговременных факторов. Долговременный цикл зависит от трансформаций черт текущей занятости, уровня доходов и численности населения. Кратковременный цикл зависит в большинстве случаев от доступности других источников финансирования, уровня ёмкости рынка и незанятой недвижимости, массовой миграции рабочей силы.
Таблица Неспециализированная классификация недвижимости
Тип классификации | Виды недвижимости |
По характеру применения | Для жилья: дома, коттеджи, квартиры для коммерческой и производственной деятельности: отели, офисные помещения, магазины, рестораны, пункты сервиса, заводы, склады Для сельскохозяйственных целей: фермы, сады Для особых целей: школы, церкви, монастыри, поликлиники, ясли-сады, дома старых, строения правительственных и административных учреждений |
По целям владения | Для ведения бизнеса, для проживания обладателя В качестве инвестиций В качестве товарных запасов и НЗП Для развития и освоения для потребления истощимых ресурсов |
По степени специализации | Специальная (в силу собственного особого характера редко, в случае, если по большому счету сдается в аренду третьим лицам либо продается на открытом рынке для продолжения ее существующего применения, не считая случаев, в то время, когда она реализуется как часть ее применяющего бизнеса): нефтехимические и химические фабрики, электростанции музеи, библиотеки и подобные им помещения, находящиеся в собствености публичному сектору Неспециализированная — вся вторая недвижимость, на которую существует общий спрос на открытом рынке для инвестирования, применения в существующих либо подобных целях |
По степени готовности к эксплуатации | Введенные в эксплуатацию, требующие реконструкции либо капремонта, незавершенное строительство |
По воспроизводимости в натуральной форме | Не воспроизводимые: земельные наделы, месторождения нужных ископаемых Воспроизводимые: строения, сооружения, долгие насаждения |
Таблица. Процессы, протекающие на рынке недвижимости
Главные | Сложные | Базисные |
1.Создание (развитие) недвижи-мости | 1.1.Организация совокупности развития недвижимости | 1.1.1.Совершенствование структуры, функций, нормативно-инструктивной базы национальных и муниципальных органов, ведающих градостроительством и землепользованием |
1.1.2.развитие и Создание предпринимательских структур | ||
1.1.3.Совершенствование процедур сотрудничества госорганов и коммерческих структур | ||
1.1.4.юрсопровождение операций по формированию недвижимости | ||
1.1.5.Информационное обеспечение развития недвижимости | ||
1.1.6.повышение и Обучение квалификации персонала | ||
1.2.Развитие территорий | 1.2.1.Функциональное зонирование территорий | |
1.2.2.ведение и Создание земельного кадастра | ||
1.2.3.Градостроительное проектирование | ||
1.2.4.Экологический мониторинг | ||
1.2.5.Инженерно-геодезический мониторинг | ||
1.2.6.Социально-демографический мониторинг | ||
1.2.7.оценка земли и Финансовый анализ и инвестиционных проектов | ||
1.2.8.Финансирование развития территорий | ||
1.2.9.Создание (развитие) инженерно-транспортной инфраструктуры территории | ||
1.2.10.Налогообложение улучшений и земли | ||
1.3.Создание (развитие) объекта недвижимости | 1.3.1.Определние назначения и местоположения объекта, согласование землеотвода | |
1.3.2.согласование и Проектирование архитектурно-строительной документации | ||
1.3.3.Информационное обеспечение, реклама и маркетинг | ||
1.3.4.оценка и Финансовый анализ инвестиционных проектов | ||
1.3.5.Финансирование строительства (инвестирование, продажа долей, кредитование) | ||
1.3.6.Ресурсное и техобеспечение | ||
1.3.7.Строительство (реконструкция, утилизация) | ||
1.3.8.Налогообложение строительства | ||
1.3.9.Страхование риска застройки | ||
1.3.10.Регистрация объекта недвижимости | ||
2.Исполь-зование (эксплуа-тация) объекта недвижи-мости | 2.1.управления и Организация эксплуатации недвижимостью | 2.1.1.Создание органов управления национальной и муниципальной недвижимостью |
2.1.2.Создание кондоминиумов (товариществ собственников жилья) | ||
2.1.3.Опись объекта, регистрация границ и прав собственности | ||
2.1.4.Создание (наем) юридического либо физического лица – управляющего объектом недвижимости | ||
2.1.5.юрсопровождение управления объектом | ||
2.1.6.Информационное обеспечение управления объектом | ||
2.1.7.повышение и Обучение квалификации персонала | ||
2.2.Управление объектом | 2.2.1.оценка объекта и Финансовый анализ недвижимости | |
2.2.2.модернизации объекта и Финансирование эксплуатации | ||
2.2.3.Техническая эксплуатация объекта | ||
2.2.4.Обеспечение правил взаимоотношений и соблюдения норм властей, собственников, арендаторов, управляющего | ||
2.2.5.Налогообложение объекта | ||
2.2.6.Страхование объекта | ||
3.оборот-и Товар объектов недвижи-мости | 3.1.Организация совокупности товарного оборота недвижимости | 3.1.1.Совершенствование деятельности госорганов, важных за предоставление недвижимости в пользование, в аренду, бесплатную и платную приватизацию |
3.1.2.Создание совокупности конкурсных торгов, тендеров, аукционов | ||
3.1.3.Обеспечение деятельности судебно-арбитражной и нотариальной совокупности | ||
3.1.4.Создание совокупности ипотечного кредитования оборота недвижимости | ||
3.1.5.развитие и Создание предпринимательских структур (брокерских агентств) | ||
3.1.6.Совершенствование сотрудничества госорганов и коммерческих структур | ||
3.1.7.юрсопровождение оборота недвижимости | ||
3.1.8.Информационное обеспечение оборота недвижимости, маркетинг, реклама | ||
3.1.9.повышение и Обучение квалификации персонала | ||
3.2.Передача прав (правомочий) собственности на объект недвижимости, регистрация сделки | 3.2.1.Купля-продажа | |
3.2.2.Мена | ||
3.2.3.Аренда | ||
3.2.4.Найм | ||
3.2.5.Залог (заклад) | ||
3.2.6.Наследование | ||
3.2.7.Заключение контракта пожизненного содержания | ||
3.2.8.Выполнение судебного ответа | ||
3.2.9.Взыскание по векселю | ||
3.2.10.Передача в своевременное управление | ||
3.2.11.Передача в полное хозяйственное ведение | ||
3.2.12.Приватизация (деприватизация) | ||
3.2.13.Передача в госимущество | ||
3.3.Финансиро-вание товарного оборота недвижимости | 3.3.1.Оценка цены объекта | |
3.3.2.Единовременная оплата сделки | ||
3.3.3.Оплата в рассрочку | ||
3.3.4.Кредитование приобретения | ||
3.3.5.Долгосрочное кредитование приобретения | ||
3.3.6.субсидирование покупки и Целевое дотирование | ||
3.3.7.Накопление средств | ||
3.3.8..Страхование сделки | ||
3.3.9.Налогообложение сделки | ||
4.Управ-ление рынком | 4.1.Маркетинговое исследование | 4.1.1.Изучение законодательной и нормативной базы |
4.1.2.Изучение экономики | ||
4.1.3.Изучение методической базы | ||
4.1.4.Изучение информационного пространства рынка недвижимости | ||
4.2.развитие и Формирование рынка | 4.2.1.Развитие законодательной базы | |
4.2.2.Развитие нормативной базы | ||
4.2.3.Развитие методической базы | ||
4.2.4.Развитие инфраструктуры | ||
4.2.5.Развитие совокупности информационного обеспечения рынка | ||
4.2.6.повышения системы квалификации и Развитие образования | ||
4.3.регулирование и Контроль | 4.3.1.Лицензирование, сертификация и аккредитация | |
4.3.2.Судебно-арбитражная практика | ||
4.3.3.обеспечение конкуренции и Контроль монополий |