Введение
Информатика – отрасль знаний, изучающая неспециализированные особенности и структуру информации, и закономерности и правила её создания, преобразования, накопления, использования и передачи в разных областях людской деятельности
Информатика – наука, которая изучает процессы, которые связаны с получением, хранением, передачей и обработкой информации в обществе, в живой и неживой природе (компьютеры, разные технические устройства и тд.)
Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. Главным объектом являются абстрактные кибернетические совокупности: от компьютеров до человеческого общества и человеческого мозга.
Что такое компьютер ?
Первое автоматическое вычислительное устройство создал в 1832г Чарльз Бэббидж
Первая Электронно-Счётная Машина (ЭВМ) — ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer), была создана США в1946г. Её характеристики: 18900 электронных ламп, 5 тыс. операций сложения в секунду, разрядность 30бит, ОП — 600бит
Первая ЭВМ в СССР — МЭСМ (Малая Электронная Вычислительная Машина)была создана С.А.Лебедевпоя в1951г. : 6000 электронных ламп, 5 тыс. операций сложения в секунду, разрядность 16 бит, ОП — 1800бит
Первый ПК (ПК) в 1976г выпустила компания Apple; в СССР персональные компьютеры показались в 1985г.
Различают два главных класса компьютеров:1) цифровые компьютеры (компьютеры), обрабатывающие данные в виде числовых бинарных кодов; 2) аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно изменяющиеся физические размеры, каковые являются аналогами вычисляемых размеров.
По собственному назначению компьютер – универсальное техническое устройство для работы с информацией. По правилам устройства компьютер – модель человека, трудящегося с информацией.
Компьютер- это программируемое электронное устройство, талантливое обрабатывать эти и создавать вычисления, и делать другие задачи манипулирования знаками. (т.е. компьютер — это комплекс программно-управляемых электронный устройств)
Архитектура ЭВМ– описание устройств и принципов работы компьютеры, достаточное для программиста и пользователя (т.е без подробностей технического характера, то есть электронных схем, конструктивных подробностей и пр)
Архитектура определяет правила действия, взаимное соединение и информационные связи главных логических узлов компьютера.
Архитектура включает: 1) Описание пользовательских возможностей программирования; 2) системы системы адресации и Описание команд; 3) Организацию памяти и т.д.
Схему устройства компьютера внес предложение Джон фон Нейман в 1946г, её принципы работы во многом сохранились в современных компьютерах.
Правила Джон фон Неймана: 1)принцип программного управления (программа складывается из комплекта команд, каковые выполняются процессором приятель за втором в определенной последовательности) ; 2)принцип однородности памяти (программы и эти сохраняются в одной и той же памяти); 3)принцип адресности (ОП складывается из пронумерованных ячеек и процессору в любую секунду времени дешева каждая ячейка)
ПК (ПК)– универсальная ЭВМ, предназначенная для личного пользования. В большинстве случаев ПК проектируется на базе принципа открытой архитектуры: 1) описание принципа действия ПК и его конфигурации, что разрешает собирать ПК из деталей и отдельных узлов; 2) наличие в ПК внутренних расширительных гнезд, в каковые пользователь может вставлять разные устройства, удовлетворяющие заданному стандарт.
Функциональная схема компьютера
Для работы на компьютере нужно иметь:
Hardware(железо) — Аппаратное обеспечение, т.е. физические устройства, которыми человек руководит посредством программам и приобретает данные от компьютера
Software- ПО, т.е. совокупность нужных программ для обработки разных данных
Главные характеристики ПК
Производительность (быстродействие) ПК– возможность компьютера обрабатывать громадные количества информации. Определяется быстродействием процессора, количеством ОП и скоростью доступа к ней (к примеру, Pentium III обрабатывает данные со скоростью в много миллионов операций в секунду)
Производительность (быстродействие) процессора – количество элементарных операций делаемых за 1 секунду.
Тактовая частота процессора (частота синхронизации)- число тактов процессора в секунду, а такт – временной отрезок (микросекунды) за что выполняется элементарная операция (к примеру сложение). Так Тактовая частота — это число вырабатываемых за секунду импульсов, синхронизирующих работу узлов компьютера. Конкретно ТЧ определяет быстродействие компьютера
Разрядность процессора– max протяженность (кол-во разрядов) бинарного кода, что может обрабатываться и передаваться процессором полностью.
Разрядность связана с размером особых ячеек памяти – регистрами. Регистр в 1байт (8бит) именуют восьмиразрядным, в 2байта – 16-разрядным и тд. Высокопроизводительные компьютеры имеют 8-байтовые регистры (64разряда)
Время доступа — Быстродействие модулей ОП, это период времени, нужный для считывание min порции информации из ячеек памяти либо записи в память. Современные модули владеют скоростью доступа более 10нс (1нс=10-9с)
Количество памяти (ёмкость)– max количество информации, что может храниться в ней.
Плотность записи– количество информации, записанной на единице длины дорожки (бит/мм)
Скорость обмена информации– скорость записи/считывания на носитель, которая определяется скоростью перемещения и вращения этого носителя в устройстве
Процессор
Процессор(Процессор, chip-кристалл) – это главный рабочий компонент компьютера, что:
— делает арифметические и логические операции;
— руководит вычислительным процессом;
— координирует работу всех устройств компьютера.
Реализуется процессор в виде сверх громадной интегральной схемы (СБИС) на которой размешаются десятки миллионов функциональных элементов.
В общем случае центральный процессор содержит:
1) Арифметико-логическое устройство — часть процессора, делающая машинные команды
2) Устройство управления – часть процессора, делающая функции управления устройствами компьютера
3) Шины данных и шины адресов (на физическом уровне) – довольно много проводные линии с гнездами для подключения электронных схем.
4) Регистры — ячейки памяти, каковые помогают для преобразования и кратковременного хранения данных и команд. На физическом уровне регистр – совокупность триггеров, талантливых хранить один бинарный разряд и связанных между собой неспециализированной совокупностью управления
5) Счетчик команд – регистр управляющего устройства компьютера содержимое, которого соответствует адресу очередной делаемой команды. Счетчик команд помогает для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти
6) Кэш память — весьма стремительная память малого количества помогает для повышения производительности компьютера, согласования работы устройств разной скорости. Кэш-память возможно встроена сходу в процессор либо размещаться на материнской плате
7) Сопроцессор – вспомогательный процессор, предназначенный для исполнения математических и логических действий. Применение сопроцессора разрешает ускорить процесс обработки информации компьютером
Внутренняя память
Память компьютера (Memory)- устройство для запоминания данных. В зависимости от характера применения различают внутреннюю либо внешнюю память.
Внутренняя память
Оперативная память(ОП) предназначена для временного хранения делаемых программ и данных, обрабатываемых этими программами. Это энергозависимая память. Физически реализуется в модулях ОЗУ (оперативных запоминающих устройствах) разного типа. При выключении электропитания все данные в оперативной памяти исчезает.
Кеш память- весьма стремительная память малого количества помогает для повышения производительности компьютера, согласования работы устройств разной скорости.
Особая- постоянная, Fiash, видеопамять и тд.
Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)– энергонезависимая память для хранения программ управления работой и тестирования устройств ПК. Наиболее значимая микросхема ПЗУ – модуль BIOS (Basic Input/Output System – базисная совокупность ввода/вывода), в котором сохраняются программы автоматического тестирования устройств по окончании загрузки и включения компьютера ОС в оперативную память. Это Неразрушимая память, которая не изменяется при выключении питания
Перепрограммируемая постоянная память(Flash Memory) – энергонезависимая память, допускающая многократную перезапись собственного содержимого
CMOS RAM (Complementary Metal-Oxide Semiconductor) — память с минимальным энергопотреблением и невысоким быстродействием от батарейки. Употребляется для хранения информации о конфигурации и составе оборудования компьютера, о режимах его работы. Содержимое изменяется программой, находящейся в BIOS (Basic Input Output System).
Видеопамять– запоминающее устройство, расположенное на плате управления дисплеем и предназначенное для хранения текстовой и графической информации, отображаемой на экране. Содержимое данной памяти сходу доступно двум устройствам – дисплею и процессору, что разрешает изменять изображение на экране в один момент с обновлением видеоданных в памяти.
Внешняя память компьютера
Внешняя память — это память, предназначенная для долгого хранения программ и данных. Целостность содержимого ВЗУ не зависит от того, включен либо отключён компьютер
Дисковод(накопитель) — устройство записи/считывания информации. Накопители имеют собственное имя – буква латинского алфавита, за которой направляться двоеточие. Для подключения к компьютеру одного либо пара управления и дисководов их работой нужен Дисковый контроллер
Носитель информации (носитель записи) – материальный объект, талантливый хранить данные. Информация записывается на носитель при помощи трансформации физических, химических и механических особенностей запоминающей среды
По типу доступа к информации внешнюю память дробят на два класса:
Устройства прямого (произвольного) доступа – время обращения к информации не зависит от места её размещения на носителе;
Устройство последовательного доступа – такая зависимость существует
В состав внешней памяти входят:1) накопители на твёрдых магнитных дисках (НЖМД); 2) накопители на эластичных магнитных дисках (НГМД); 3) накопители на магнитооптических компакт дисках; 4) накопители на оптических дисках (CD-ROM); 5) накопители на магнитной ленте и др.
Устройства ввода
Устройства ввода — это устройства, каковые переводят данные с языка человека на машинный язык.
К устройствам ввода относятся:
Клавиатура– клавишное устройство для ввода числовой и текстовой информации;
Стандартная клавиатура содержит:
1) комплект алфавитно-цифровых клавиш;
2) дополнительно функциональные клавиши и управляющие;
3) клавиши управления курсором;
4) малую цифровую клавиатуру
Координатные устройства ввода- манипуляторы для управления работой курсора (Мышь, Трекбол, Тачпад, Джойстик)
Сканер– преобразования и устройство ввода в цифровую форму текстов и изображений. Существуют планшетные и ручные сканеры.
Цифровые камеры – формируют каждые изображения сходу в компьютерном формате;
Микрофон– ввод звуковой информации. Звуковая карта преобразует звук из аналоговой формы в цифровую.
Сенсорные устройства ввода :
Сенсорный экран — чувствительный экран. Общение с компьютером осуществляется методом прикосновения пальцем к определенному месту экрана. Им оборудуют диспетчеров и места операторов, применяют в информационно-справочных совокупностях
Дигитайзер – устройство преобразования готовых (бумажных) документов цифровую форму
Световое перо – светочувствительный элемент. В случае, если перемещать перо по экрану, то возможно им рисовать. В большинстве случаев используют в карманных компьютерах, совокупностях дизайна и проектирования
Устройства вывода
Устройства вывода — это устройства, каковые переводят данные с машинного языка в формы, доступные для людской восприятия.
К устройствам вывода относятся:
Монитор(дисплей) — универсальное устройство визуального отображения всех видов информации
Различают алфавитно-цифровые и графические мониторы, и мониторы и монохромные мониторы цветного изображения — энергично-матричные и пассивно-матричные жкм.
Существуют:
1) мониторы на базе электронно-лучевой трубки (CRT).
2) жидкокристаллические мониторы (LCD) на базе жидких кристаллов. Жидкие кристаллы – особенное состояние некоторых органических веществ, в котором они владеют свойством и текучестью образовывать пространственные структуры, подобные кристаллическим. Жидкие кристаллы смогут изменять собственную структуру и светооптические свойства под действием электрического напряжения.
Принтер– устройство для вывода информации в виде печатных копий текста либо графики. Существуют:
Лазерный принтер – печать формируется за счет эффектов ксерографии
Струйный принтер – печать формируется за счет микро капель особых чернил.
Матричный принтер – формирует символы несколькими иголками, расположенными в головке принтера. Бумага втягивается посредством вала, а между головкой принтера и бумагой находится красящая лента.
Плоттер (графопостроитель)– устройство, которое чертит графики, диаграммы и рисунки под управлением компьютера. Изображение получается посредством пера. Употребляется для получения сложных конструкторских чертежей, архитектурных замыслов, географических и метеорологических карт, деловых схем.
наушники и Акустические колонки – устройство для вывода звуковой информации
ПО ПК
Software- ПО (совокупность нужных программ для обработки разных данных)
Программа – последовательность команд, которую делает компьютер в ходе обработки данных.
Эти – это информация, представленная в форме, пригодной для её обработки и передачи посредством компьютера (Эти – это информация, обрабатываемая в компьютере программным методом). Эти сохраняются и обрабатываются на машинном языке — в виде последовательностей 0 и 1.
Файл- мельчайшая единица хранения информации, содержащая последовательность байтов и имеющая имя. т.е. Файл -это определенное количество информации, имеющее имя и хранящееся во внешней памяти.
Имя файласостоит из двух частей, поделённых точкой. Слева от точки — находится фактически имя файла (задает пользователь). Справа — формат файла (расширение; тип), которое показывает, какого именно рода информация хранится в данном файле. Формат устанавливает ОС в зависимости от отго в какой программной среде создавался файл
форматы файлов: exe, com, bat — программы
arj, zip, lzh,rar — сжатые файлы
gif, pcx, bmp, jpeg — картины (графика)
html — Web страницы
txt, doc — текстовый файл
wav, mid — звуковые файлы
bas, pas — тексты на языках программирования Бейсик, Паскаль
avi — фильмы
Имя файла в ОС Windows может иметь до 255 знаков, причем возможно применять русский алфавит.
В MS-DOS имя содержит до 8 знаков (латинские буквы, цифры и символы) и имеет ограничения в их применении
Файловая структура
Файловая совокупность(ФС)- функциональная часть ОС, т.е. это организации файлов и — порядок хранения на диске
Виды файловой структуры: 1) Одноуровневая ФС — линейная последовательность имен файлов, употребляется для дисков с маленьким числом файлов; 2) Многоуровневая иерархическая ФС — представляет собой древовидную структуру, помогает для тысячи файлов и хранения сотни. Каталог (Папка) верхнего уровня содержит положенные папки 1уровня, каковые смогут содержать папки 2 уровня и тд
Для хранения информации любой диск разбивается на 2 области: 1) каталог (directory) либо папка — содержит заглавия файлов и указание на начало их размещения на диске; 2) область хранения файлов, содержит текст.
Дабы отыскать файл нужно знать: 1)имя файла; 2) где храниться файл
к примеру:
C:\GAMES\CHESS\zena.exe
Имя диска – С
папка 1уровня –GAMES
папка 2уровня –CHESS; имя файла — zena.exe
В ходе работы чаще всего над файлами создают следующие операции: копирование, перемещение, удаление, переименование.
ОС
ОС (ОС)
— это комплект программ, снабжающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющий доступ к его ресурсам
— это системное ПО, т.е. программы, управляющие ОП, процессором, внешними устройствами и прикладными программами и файлами, и ведущие диалог с пользователем
MS-DOS – неграфическая ОС, которая применяет интерфейс командной строки. Все команды набираются по буквам в особой строчке. Оболочка – это программа, которая запускается под управлением ОС и оказывает помощь трудиться с ней (к примеру, Norton Commander)
WINDOWS – ОС компании Микрософт, применяет объектно-ориентированную оконную разработку. Подключение устройств происходит машинально, т.е. ОС сама определит, что установлено на ПК и настраивается на работу с новым оборудованием. Имеет эргономичный интерфейс пользователя. Делает базисные функции:
1) руководит файловой совокупностью (просмотр, удаление, копирование, перемещение, переименование);
2) завершение и запуск прикладных программ;
3) всевозможный сервиз (информация о параметрах, их настройка, оптимизация работы и тд)
Состав ОС:
Программный модуль, управляющий файловой совокупностью — Процесс работы компьютера в сводится к обмену файлами между устройствами
Командный процессор – особая программа,которая запрашивает у пользователя команды и делает их. Пользователь может дать приказ запуска программы, исполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление, переименование), вывода документа на печать и без того потом. ОС обязана эту команду выполнить
Драйверы –программы, каковые руководят работой устройств. Каждому устройству соответствует собственный драйвер. Разработка «Plug and Play» (подключи и играйся) разрешает автоматизировать подключение новых устройств. В ходе установки Windows определяет тип и конкретную модель установленного устройства и подключает нужный для его функционирова-ния драйвер. При включении компьютера произво-дится загрузка драйверов в оперативную память. Пользователь имеет возможность вручную установить либо переустановить драйверы.
Программные модули графического интерфейса – программы, разрешающие пользователю вводить команды посредством мыши
Утилиты — сервисные программы для обслуживания дисков (контролировать, сжимать, дефрагментировать и тд), исполнения операций с файлами (архивировать, копировать и тд), и работы в компьютерных сетях
Справочная совокупность – получение информации о функционировании ОС в целом и о работе её отдельных модулей
Инсталляция программ — процедура установки большинства программных продуктов, при которой употребляется особая дистрибутивная копия.
Копирование программного продукта на жесткий диск именуется установкой. Файл с программой имеет расширение .EXE .COM .BAT Он трудится самостоятельно либо в сопровождении служебных файлов. Запустить программу – значит начать её работу. Но этот программный продукт должен быть совместим с аппаратными средствами
Приложения
Прикладное ПО(ППО) делится на 2 группы:
1) Совокупности программирования – являются инструментами для программистов специалистов и разрешают разрабатывать программы на разных языках программирования (Basic, Pascal, C и совокупностях визуального программирования Visual Basic, Delphi)
2) Приложения– программы, каковые функционируют под управлением определенной ОС и разрешают пользователю обрабатывать данные и трудиться в компьютерных сетях, не обладая программированием
Приложения неспециализированного назначения:
— Электронные калькуляторы – обработка числовой информации
— Текстовые процессоры – программы для текстовых документов — Word (Микрософт)
— Электронные таблицы – программы для хранения данных в табличной форме и работы с этими данными – вычислений, создания диаграмм, красиво оформленных отчетов и тд. Самая узнаваемая электронная таблица – Excel (Микрософт)
— Графические редакторы — для и обработки графических изображений (Paint)
— Программы разработки презентаций – содержат текст, изображения, звук и анимацию. к примеру- Power Point (Микрософт
— Звуковые редакторы – обработка звука
— Мультимедиа проигрыватели – звук, анимация, видео
— Совокупности управления базами данных (СУБД) – для хранения больших количеств данных, имеющих сложную структуру ссылок и связей. Примером СУБД – есть Access (Микрософт)
— Интегрированные пользовательские совокупности – включают в себя пара прикладных программ различного назначения. Пригодны для всех этапов важной деятельности. Самый распространенные в мире интегрированные совокупности – Office и Works (Микрософт)
— Коммуникационные программы – обмен информации между компьютерами: для работы с электронной почтой, общения в сети.
— Компьютерные игры – логические, стратегические либо имитаторы-тренажеры
— Обучающие программы – электронные книжки, репетиторы, тесты
— Архиваторы — программы, каковые применяют для уменьшения количества файла. Степень сжатия зависит от программы архиватора и типа-файла. Для обращения к сжатому файлу, его нужно распаковать
Приложения особого назначения- это программы для профессионально применения в разных сферах деятельности квалифицированными пользователями:
— Совокупности компьютерного черчения
— Компьютерные словари, энциклопедии
— Совокупности автоматического перевода
— Бухгалтерские программы
— Совокупности программирования
— Графические совокупности — Это совокупности для рабочий и презентационной графики инженерной графики , художественной графики и анимации, обработки растровых изображений Adobe Photoshop, программы для просмотра серверов Интернет MSIE
Измерение информации
В информатике употребляются разные подходы к измерению информации:
Содержательный подход к измерению информации.Сообщение – информативный поток, что в ходе передачи информации поступает к приемнику. Сообщение несет данные для человека, в случае, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными Информация — знания человека ? сообщение должно быть информативно. В случае, если сообщение не информативно, то количество информации с позиций человека = 0. (Пример: вузовский учебник по высшей математике содержит знания, но они не дешёвы 1-класснику)
Алфавитный подход к измерению информациине связывает кол-во информации с содержанием сообщения. Алфавитный подход — объективный подход к измерению информации. Он эргономичен при применении технических средств работы с информацией, т.к. не зависит от содержания сообщения. Кол-во информации зависит от мощности алфавита и объёма текста. Ограничений на max мощность алфавита нет, но имеется достаточный алфавит мощностью 256 знаков. Данный алфавит употребляется для представления текстов в компьютере. Потому, что 256=28, то 1знак несет в тексте 8 бит информации.
Вероятностный подход к измерения информации.Все события происходят с разной возможностью, но зависимость между количеством информации и вероятностью событий, взятой при совершении того либо иного события возможно выразить формулой которую во второй половине 40-ых годов XX века внес предложение Шеннон.
Количество информации — это мера уменьшения неопределенности.
1 БИТ – такое кол-во информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний вдвое. БИТ- это аименьшая единица измерения информации
Единицы измерения информации: 1байт = 8 бит
1Кб (килобайт) = 210 байт = 1024 байт
1Мб (мегабайт) = 210 Кб = 1024 Кб
1Гб (гигабайт) = 210 Мб = 1024 Мб
Формула Шеннона
I — количество информации
N – количество вероятных событий
pi – возможности отдельных событий
Задача1:Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика, в случае, если в непрозрачном мешочке находится 50 белых, 25красных, 25 светло синий шариков
1) всего шаров 50+25+25=100
2) возможности шаров 50/100=1/2, 25/100=1/4, 25/100=1/4
3)I= -(1/2 log21/2 + 1/4 log21/4 + 1/4 log21/4) = -(1/2(0-1) +1/4(0-2) +1/4(0-2)) = 1,5 бит
Количество информации достигает max значения, в случае, если события равновероятны, исходя из этого количество информации возможно расcчитать по формуле
Задача2 : В корзине лежит 16 шаров различного цвета. какое количество информации несет сообщение, что достали белый шар?
т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит.
Бинарное кодирование чисел
Представление числовой информации в ПК
Естественная форма представления чисел употребляется для хранения в памяти и обработки процессором целых чисел с фиксированной запятой. Каждому разряду ячейки памяти соответствует в любой момент одинаковый разряд числа. Запятая находится справа от меньшего разряда (вне разрядной сетке).
Для представления и хранения
целых неотрицательных чисел употребляется 1 ячейка памяти = 8 бит (1байт)
целых чисел со знаком употребляется 2 ячейки = 16 бит:
старший левый разряд — символ числа (0- хорошее, 1–отрицательное)
Max значение целого положит. числа A=2n-1 – 1(n-число разрядов) = 3276710
громадных целых чиселиспользуется 4ячейки = 32 бит
отрицательных чисел употребляется дополнительный код, Дополнительный код отрицательного числа A, хранящегося в n-ячейках 2n — |A|
Экспоненциальная форма представления чисел в большинстве случаев употребляется для записи больших либо малых чисел, кот в естественной форме содержат много незначащих нулей (1 000 000 = 1·106). Вещественные числа (конечные и нескончаемые десятич. дроби) записываются в формате с плавающей запятой, т.е. положение запятой в числе может изменяться.
Формат чисел с плавающей запятой: A = m · q n
m – мантисса числа q – основание совокупности счисления n – порядок числа
к примеру:
Естественная форма | Экспоненциальная форма |
десятичная совокупность счисления 16000000000000000 = 1,6 ·10 16 | 0,00000000000000016 = 1,6 ·10 -16 |
бинарная совокупность счисления 11000000000000000 = 1,1 ·2 16 | 0,00000000000000011 = 1,1 ·2 -16 |
Диапазон трансформации чисел определяется числом разрядов, отведенный для хранения порядка числа, точность определяется числом разрядов, отведенных для хранения мантиссы.
Арифметические операции чисел в формате с плавающей запятой:
При вычитании и сложении сперва производится выравнивание порядков (до большего), а после этого производится операция сложения либо вычитания мантисс.
При умножении порядки складываются, а мантиссы перемножаются.
При делении – их порядка делимого вычитается порядок делителя, мантисса делимого делится на мантиссу делителя.
К примеру:
0,1·23 + 0,1·25 = 0,001·25 + 0,100·25 = 0,101·25
0,1·23 ? 0,1·25 = 0,01·28 = 0,1·27
Бинарное кодирование текста
Кодирование – присвоение каждому знаку десятичного кода от 0 до 255 либо соответствующего ему бинарного кода от 00000000 до 11111111
Присвоение знаку определенного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице.
В качестве западного стандарта была принята кодовая таблица ASCII(American Standard Code for Information Interchange) :
Коды с 0 по 32 (первые 33 кода) — коды операций (перевод строчка, ввод пробела, т.е. соответствуют функциональным клавишам);
Коды с 33 по 127 – интернациональные, соответствуют знакам латинского алфавита, цифрам, символам арифметических операций, символам препинания;
Коды с 128 по 255 – национальные, т.е. кодировка национального алфавита.
на 1 знак отводится 1 байт (8 бит), всего возможно закодировать 28 = 256 знаков
С 1997 года показался новый западный стандарт Unicode, что отводит для кодировки одного знака 2 байта (16 бит), и возможно закодировать 65536 разных знаков (Unicode включает в себя все существующие, вымершие и искусственно созданные алфавиты мира, множество математических, музыкальных, химических и других знаков)
На данный момент существует пять кодировок кириллицы: КОИ-8, CP1251, CP866, ISO, Mac. Для преобразования текстовых документов из одной кодировки в другую существуют программы каковые именуются Конверторы