Основные принципы речевого бизнес-этикета

Свободное владение манерами поведения оказывает помощь разрешать непростые обстановки. Внимание, уделяемое деловому этикету, зависит от корпоративного уровня, статуса человека. Данный уровень определяет степень строгости правил, важность соблюдения отдельных норм. К примеру, в случае, если общение менеджера по продажам и администратора может происходить менее формально, то общение менеджера дирекции и высшего уровня компании её филиала происходит по более строгому протоколу.

В деловом беседе имеется неспециализированные правила, необходимые для всех уровней сотрудников. Разглядим их.

Список ключевых принципов
Иерархическое различение
Позитивность впечатления
Уважение чужого мнения
Учёт обстановки (её уместности)
Предсказуемость

Принцип иерархического различения

Это необходимость соблюдения несложных, но необходимых правил речевого общения подчинённого с главой: не перебивать обращение главы, дослушать, а после этого задать собственный вопрос либо высказать собственный мнение. Данный принцип оптимален не только в корпоративном мире, но и в других сферах судьбы — демонстрация уважительного отношения к собеседнику без ущерба для собственного преимущества.

Принцип позитивности впечатления

Данный принцип предписывает постоянно побуждать к хорошим чувствам сотрудников, партнеров, менеджмент. Речевой этикет делового беседы собственными манерами, интонациями должен быть хорошим. Кроме того при беседе о негативных вещах, в случае, если аудитория либо собеседник вас злит. Никаких бесед «про тяжёлую судьбу», «нехорошую погоду», никаких жалоб в ожидании «жалости» от слушателя. В особенности, при невербальном общении!

Принцип уважения чужого мнения

Нужно уважать чужую манеру речи, чужое поведение на трибуне, образ, аргументацию оппонента. Имея собственное мнение о проблеме, не нужно через чур настойчиво его «продвигать» без особенной необходимости. Обучитесь слушать оппонента, собственные высказывания взвешивайте и аргументируйте, поскольку речевой этикет в рабочий сфере не терпит безосновательности. Приводите доводы тихо, не навязывая слушателям собственный безальтернативное ответ. В случае, если дело доходит до конфронтации – сделайте отступление, осмыслите заново собственную аргументацию. Применяйте правило: сперва главные преимущества, после этого – главные недочёты, напротив – никак!

Не волнуйтесь по поводу признания правоты собеседника, оно не унижает, а возвышает, обычно открывая путь к принятию вашей аргументации. Главные цели делового общения — это согласование позиций, выход из непростой обстановки, выработка действенного ответа. Помните поблагодарить оппонента в конце спора (это нужно, даже в том случае, если ваше мнение было пара поколеблено).

Принцип учёта обстановки (уместности обстановки)

Поведение, действия, вид должны соответствовать конкретной ситуации. Это относится, к примеру, непринуждённости беседы, свободной манеры наряжаться (в частности, беседа «без галстуков» делается популярной у политиков), конфиденциальности (все предпочитают отсутствие «лишних ушей» при беседе) и т.д.

Разговор в непринужденной обстановке не свидетельствует отмены опрятности, ухоженности, манеры сказать, правил поведения, а также, и неписанных. Особенно принципиально важно думать об имидже компании секретарям, референтам, начальникам по связям с общественностью, подразделений. Нужно поддерживать соответствующий уровень своим поведением, стилем беседы, перепиской, манерой наряжаться, походкой а также причёской.

Принцип предсказуемости

Данный принцип оказывает помощь избегать непредсказуемого и довольно часто неловкого поведения в корпоративных коммуникациях. Беседа происходит по заблаговременно составленному протоколу, стандарту поведения, в котором всё прописано чтобы не было нештатных обстановок.

Речевой этикет делового письма кроме этого базируется на приведённых выше правилах. Выполняя эти несложные правила, возможно существенно уменьшить процесс бизнес-общения а также вывести его на как следует новый уровень!

Тема практического занятия №6: Логика научного изучения

Выступление учителя: Логика научного изучения (нем. Logik der Forschung) — эпистемологический трактат англо-австрийского философа иудейского происхождения Карла Поппера, написанный в 1934. Главная неприятность — неприятность демаркации науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип фальсификации научного знания, интерсубъективного характера истины и внерациональности научных постулатов.

Поппер начинает с утверждения, что «деятельность ученого содержится в проверке и выдвижении теорий» (50), а «логика научного изучения» занимается изучением этого процесса. Анализируется неприятность индукции, сущность которой пребывает в неосуществимости полного обобщения единичного опыта, сформулированного в частных либо «сингулярных высказываниях» («протокольных предложениях»). К примеру, утверждение «все лебеди белые» не может быть выведено из обобщения частных высказываний о том, что некое множество лебедей вправду имеет белый цвет. Так, индуктивный способ в науке несовершенен. Ему противостоит «дедуктивный способ проверки», в соответствии с которому догадка проверяется эмпирически уже по окончании её формулирования. Существует четыре критерия, по которым возможно проверить научную теорию:

1. «Внутренняя непротиворечивость совокупности»

2. Исключение тавтологии.

3. Новизна «несет ли новая теория вклад в научный прогресс».

4. Эмпирическая проверка логических следствий.

В случае, если проверка пройдена, то теория может принимать во внимание приемлемой либо верифицируемой, а вдруг нет, то фальсифицируемой. Но процедура верификации не говорит об истинности теории. «Теории ни при каких обстоятельствах эмпирически не верифицируемы».

Потом, Поппер переходит к проблеме демаркации либо специфики науки. Разделяется мнение позитивистов о «эмпирическом базисе» научного знания, но подвергается сомнению их критика метафизики за отрицание универсальных высказываний, лежащих в базе научных законов. Предельному антиметафизической позиции и эмпирическому догматизму Поппер противопоставляет конвенциональность, довольно часто имеющую иррациональный темперамент. Метафизика не только мешала прогрессу науки, но и содействовала ему (к примеру, атомизм — 60). Помимо этого, устаревшая наука может сама превратиться в метафизику. Однако, Поппер признает, что наука имеет эмпирический фундамент, т.е. исходит из описания мира вероятного опыта и допускает «возможность умелой её проверки». Из этого «не верифицируемость, а фальсифицируемость совокупности направляться разглядывать в качестве критерия демаркации» либо, иначе говоря «эмпирическая совокупность обязана допускать опровержение на основании опыта». Но данный критерий не хороший (как у позитивистов), а негативный. Касаясь неприятности объективности науки, Поппер говорит, что она «основана на возможности их интерсубъективной проверки». Наряду с этим в науке нет места «совсем установленным высказываниям».

Поппер отождествляет эпистемологию, «логику научного изучения» и «теорию научного способа». Потом, он повторяет, что благодаря опровержениям осуществляется прогресс науки. Но он выделяет, что речь заходит только об антидогматической, критической установке ученого, поскольку «окончательного опровержения теории по большому счету нельзя провести, поскольку в любой момент допустимо заявить, что результаты экспериментов ненадежны»

Задание 1.Прочтите и озаглавьте текст.

В середине 50-х годов для громадных ЭВМ, каковые использовались в научных и военных изучениях, в первый раз в графическом виде было реализовано представление данных. На данный момент активно применяются разработке обработки графической информации посредством ПК. Графический интерфейс пользователя стал стандартом де-факто для ПО различных классов, начиная с операционных совокупностей. Возможно, это связано со свойством людской психики: наглядность содействует более стремительному пониманию. Широкое использование взяла особая область информатики, которая изучает методы и обработки изображений и средства создания посредством программно-аппаратных вычислительных комплексов, — компьютерная графика. Без нее тяжело представить уже не только компьютерный, но и в полной мере материальный мир, поскольку визуализация данных используется во многих сферах людской деятельности. Как пример возможно привести умело-конструкторские разработки, медицину (компьютерная томография), научные изучения и др.

Задание 2. Выпишите пара предложений из текста, высказывающие главную идея.

Растровое изображение

При помощи увеличительного стекла возможно заметить, что черно-белое графическое изображение, к примеру из газеты, складывается из небольших точек, составляющих определенный узор — растр. Во Франции в девятнадцатом веке появилось новое направление в живописи — пуантилизм. Его техника заключалась в том, что на холст рисунок наносился кистью в виде многоцветных точек. Кроме этого данный способ с покон веков используется в полиграфии для кодирования графической информации. Точность передачи рисунка зависит от их размера и количества точек. По окончании разбиения рисунка на точки, начиная с левого угла, двигаясь по строчкам слева направо, возможно кодировать цвет каждой точки. Потом одну такую точку будем именовать пикселем (происхождение этого слова связано с британской сокращением picture element — элемент рисунка). Количество растрового изображения определяется умножением количества пикселей (на информационный количество одной точки, что зависит от количества вероятных цветов. Уровень качества изображения определяется разрешающей свойством монитора. Чем она выше, другими словами больше количество точек и строк растра в строчке, тем выше уровень качества изображения. В современных ПК по большей части применяют следующие разрешающие свойства экрана: 640 на 480, 800 на 600, 1024 на 768 и 1280 на 1024 точки. Так как яркость каждой точки и ее линейные координаты возможно выразить посредством целых чисел, то возможно заявить, что данный способ кодирования разрешает применять бинарный код чтобы обрабатывать графические эти.

Задание 3.Выясните тип речи, по которому выстроен текст и укажите ее особенности.

Форма отчетности:

Беседа по теме, исполнение заданий, вопрос-ответ, презентации

Литература (главная, дополнительная):

11. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета. Под ред. К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой, Х.С.Мухамадиева. –Алматы, 2012.

12. Жаналина Л.К.,Килевая семь дней.Т., касымова Р.Т., Маймакова А.Д., Абаева М.К. Язык современной науки: языковые портреты. Обучаемся мастерству научной речи. Учебное пособие. – Алматы, 2010.

13. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. –Алматы: Казак университети, 2006.

14. Краткое методическое пособие по упорядочению и разработке научно-технической терминологии. Отв. Ред. В.И.Сифоров – М.: Наука, 1979.

15. Александров Н.В. история математических терминов, понятий, обозначений. Словарь-справочник. – М.:ЛКИ, 2008.

Дополнительная:

9. Бузело А.С. Русский язык: учеб. Пособие для студентов-математиков. –Алматы: Казак ун-т., 2011.

10. не меньше.С. образование кратких форм научно-технических терминов. – М.: Наука, 1971.

11. Алексеева Л.М. Неприятности термина и терминообразования: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: перм. гос. ун-т., 1998.

12. Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Идея, ограниченная словом: математический язык через призму естественного языка: способ. Пособие к элективному курсу. – СПб.: Книжный мир, 2011

Четвертая семь дней

Тема практического занятия №7:Главные требования, предъявляемые к математическим терминам

определения и Термины

теорема Больяи-Гервина:
Каждые две простые равновеликие фигуры на плоскости (а также, к примеру, равновеликие многоугольники) равносоставлены.

теорема Брианшона:
Диагонали обрисованного шестиугольника пересекаются в одной точке.

теорема Фалеса:
Параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают от сторон угла пропорциональные отрезки.

теорема Паскаля
Точки пересечения противоположных сторон (в случае, если эти стороны не параллельны) вписанного шестиугольника лежат на одной прямой.

обратная теореме Пифагора
В случае, если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух вторых сторон, то треугольник прямоугольный.

теорема Помпею
Разглядим точку X и верный треугольник ABC. Из отрезков XA, XB и XC возможно составить треугольник, причем данный треугольник вырожденный тогда и лишь тогда, в то время, когда точка X лежит на обрисованной окружности треугольника ABC.

теорема Сильвестра
На плоскости дано конечное число точек, причем такое, что каждая прямая, проходящая через две из данных точек, содержит еще одну данную точку. Тогда все сведенья точки лежат на одной прямой.

Блок-схема практического занятия(опорный конспект либо тезисы)

Выступление учителя: Требование однозначности истолкования термина при определении понятия. Обстоятельства существования синонимии математических терминов (параллельное терминирование понятия несколькими исследователями; разные варианты перевода терминов и т.п.) Явление полисемии (многозначности) терминов. Два типа полисемии.

Термин (включая научные термины и термины организационно-распорядительной документации) – это единица какого-либо конкретного естественного либо неестественного языка (слово, словосочетание, сокращение, знак, сочетание букв и слова-знаков, сочетание цифр и слова-знаков), владеющая в следствии стихийно сложившейся либо особенной сознательной коллективной договоренности особым терминологическим значением, которое возможно выражено или в словесной форме, или в том либо другом формализованном виде и достаточно совершенно верно и полно отражает главные, значительные на данном уровне развития науки и техники показатели соответствующего понятия. Термин – слово, непременно соотносимое с определенной единицей соответствующей логико-понятийной совокупности в плане содержания.

А.А. Реформатский определяет термины «как однозначные слова, лишенные экспрессивности». М.М. Глушко констатирует, что «термин – это слово либо словосочетание для обозначения предметов и выражения понятий, владеющее, благодаря наличию у него строгой и правильной дефиниции, четкими семантическими границами и исходя из этого однозначное в пределах соответствующей классификационной совокупности». Какова же лингвистическая природа термина? Во-первых, термин – это неотъемлемая органическая часть лексической совокупности литературного языка. Во-вторых, термины отличаются от других разрядов слов собственной огромной информационной насыщенностью. В научном и техническом термине дано самоё точное, концентрированное и экономное определение научного либо технического понятия. Главное требование, предъявляемое к термину, – его однозначность. В общетерминологическом замысле это требование реализуется двумя дорогами, т. к. существуют две категории терминов: 1) общенаучные и общетехнические термины и 2) особые (номенклатурные) термины. Общенаучные и общетехнические термины высказывают техники и общие понятия науки. Термины существуют не просто в языке, а в составе определенной терминологии. Терминология, как совокупность научных терминов, является подсистемой в неспециализированной лексической совокупности языка. В соответствии с А.А. Реформатскому, терминология – это совокупность понятий данной науки, закрепленных в соответствующем словесном выражении. В случае, если в общем языке (вне данной терминологии) слово возможно многозначным, то, попадая в определенную терминологию, оно получает однозначность.

Тема практического занятия №8: Изюминки математической терминосистемы

Задание 1.Разработайте замысел изложенного материала в виде опорной схемы

Задание 2.Прочтите нижеизложенную теорему и дайте собственное пояснение, применяя соответствующие термины.

Хорошую формулировку теоремы Паскаля возможно обобщить двумя методами. Во-первых, теорема будет верна не только для шестиугольника, но для произольной (быть может, самопересекающейся) шестизвенной ломаной с вершинами на окружности. Во-вторых, теорема останется верна и в случае, если вместо окружности разглядеть произвольную конику на плоскости.

Задание 3.Напишите дефиницу формулыtg(A)=А/В

Форма отчетности:

Беседа по теме, исполнение заданий, вопрос-ответ, презентации

Литература (главная, дополнительная):

1. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета. Под ред. К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой, Х.С.Мухамадиева. –Алматы, 2012.

2. Жаналина Л.К.,Килевая Л.Т., касымова Р.Т., Маймакова А.Д., Абаева М.К. Язык современной науки: языковые портреты. Обучаемся мастерству научной речи. Учебное пособие. – Алматы, 2010.

3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. –Алматы: Казак университети, 2006.

4. Краткое методическое пособие по упорядочению и разработке научно-технической терминологии. Отв. Ред. В.И.Сифоров – М.: Наука, 1979.

5. Александров Н.В. история математических терминов, понятий, обозначений. Словарь-справочник. – М.:ЛКИ, 2008.

Дополнительная:

1. Бузело А.С. Русский язык: учеб. Пособие для студентов-математиков. –Алматы: Казак ун-т., 2011.

2. Лотте Д.С. образование кратких форм научно-технических терминов. – М.: Наука, 1971.

3. Алексеева Л.М. Неприятности термина и терминообразования: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: перм. гос. ун-т., 1998.

4. Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Идея, ограниченная словом: математический язык через призму естественного языка: способ. Пособие к элективному курсу. – СПб.: Книжный мир, 2011

Пятая семь дней

Тема практического занятия №9:Главные направления терминообразования математики

определения и Термины

1. Теорема параллельных в планиметрии, узнаваемая кроме этого как V постулат Евклида, говорит, что через точку, не лежащую на данной прямой, возможно совершить не более одной прямой, параллельной данной.

2. Биссектрисой треугольника, совершённой из данной вершины, именуется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий эту вершину с точкой на противоположной стороне.

3. Биссектриса треугольника дробит его сторону на отрезки, пропорциональные двум вторым сторонам, другими словами, в случае, если D — точка пересечения биссектрисы угла C со стороной AB треугольника ABC. Биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке, которая есть центром вписанной окружности данного треугольника.

4. Высотой пирамиды именуется перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания.

5. Высотой трапеции именуется перпендикуляр, опущенный из произвольной точки одного основания на прямую, содержащую второе основание.

6. Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, именуется перпендикуляр, совершённый из данной вершины к прямой, которая содержит противоположную сторону треугольника.

7. Преувеличение. Имеется пара эквивалентных определений преувеличения:

— Преувеличением именуется множество точек плоскости, которое в некоей прямоугольной совокупности координат задается каноническим уравнением.

8. Кривая Енжабека. Кривую, изогонально сопряженную прямой Эйлера, именуют преувеличением Енжабека.

9. Кривая Киперта. Кривую, изогонально сопряженную прямой OK, где K — точка Лемуана, а O — центр обрисованной окружности данного треугольника, именуют преувеличением Киперта равнобочная (равнобедренная). Преувеличение, которую возможно в некоей прямоугольной совокупности координат задать уравнением y = 1/x, именуют равнобочной.

Блок-схема практического занятия (опорный конспект либо тезисы)

Выступление учителя: Сформулированные Д. С. Лотте требования к термину: однозначность, точность, системность, отсутствие синонимов, краткость – строго соблюдаются конкретно в терминологии физики и математики. К соблюдению этих требований в процессеобразования новых слов пытается и вся совокупность терминообразования этих наук.

Как мы знаем, в середине прошлого столетия В.В.Виноградов в первый раз разрабатывает научную классификацию способов словообразования, четко выделяя морфологический метод. По определению В.В.Виноградова, морфологический метод словообразования – это «образование новых слов посредством аффиксов» Префиксация – метод образования новых слов посредством префиксов. Приставки присоединяются к исходному слову в целом, образуя слова той же части речи, что и исходное слово (симметричный асимметричный, проводник – полупроводник, логарифмический – антилогарифмический). Суффиксация – метод словообразования, в то время, когда новое слово образуется при помощи присоединения к образующей базе какого-нибудь суффикса (интеграл – интегральный, изобара – изобарный, изобарический, Декарт – декартов лист, Якоби – якобиан). К комбинированнымаффиксальным методам словообразования относятся:

1) префиксально-суффиксальный – слова наряду с этим методе образуются методом одновременного присоединения как приставки, так и суффикса (полиморфизм, аморфный, монотонная функция). К этому методу словообразования Н. М. Шанский относит и метод образования новых слов методом суффиксации предложно-падежной формы либо сочетания с отрицанием, в которых отрицательная частица и предлог преобразовываются в приставку (вневписанная окружность, неявная функция) К морфологическимспособам словообразования в современном русском языке относятся и безаффиксные методы образования новых слов: 1) сложение; 2) сращение; 3) аббревиация;

4) усечение; 5) субстантивация. Сложение – образование нового слова методом объединения в одно слово двух и более баз. Посредством соединительных о/е, и происходит сложение полных баз (импульсиметр, частотомер). (блок-схема, угольник-центроискатель, дельта-функция, эмаль-провода, числа-близнецы, нет чисел-близнецов, нет резца-клюкарзы). Сращение – метод образования новых слов методом объединения независимых слов, связанных подчинительными отношениями. Для сращения характерно объединение наречия либо имени существительного с прилагательным либо причастием (быстрорастворимый, фосфорсодержащий, густотекучий). Аббревиация – метод образования новых слов методом объединения в одно сочетание сокращенных

элементов слов. Имеет последовательность разновидностей: звуковую (вар – вольт-амперный реактивный, варистор), буквенную (лучи ИК, ИК-лучи – инфракрасные

лучи), слоговую (керметы – металлы и керамика), слогословную (техминимум),

смешанную (фотоэдс, мини-ЭВМ) телескопическую (каоны – К-мезоны). Усечение – сокращение создающей базы (принцип максимина, минимаксы, ультрафиолет,

копир). Субстантивация – образование существительных в следствии перехода в данный класс причастий и прилагательных (способ ломаных, способ «неделимых», механосборочный). В физико-математической терминологии видятся кроме этого «слова-дубли», каковые, обозначая одно да и то же понятие, остаются независимыми терминами. Явление дублирования этих слов разъясняется различными языками-источниками. К примеру, ноль – нуль, тоннель –туннель, номер – нумер. Производные этих слов входят в деятельный словарь: нолевой, нулевой провод, нулевой вектор, нуль-индикатор, нульмерные грани, нуллификация, нумератор, номеронабиратель. К этим же словам возможно добавить и слова с «префиксами-дуплетами»: антиударный – противоударныйх.

Тема практического занятия №10: Терминоэлементы в сфере математики

Выступление учителя Одна из частей производного слова (морфема, блок морфем), систематично воспроизводимая в готовом виде при применении уже существующих либо создании новых терминов и сохраняющая определенное приписанное ей в терминологии значение, именуется терминоэлементом. Терминоэлемент – это систематично повторяющийся в серии терминов компонент, за которым закреплено специальное значение. Наряду с этим не имеет принципиального значения, в форме какой транскрипции, латинской либо русской, выступает одинаковый интернациональный терминоэлемент греко-латинского происхождения: infra– – инфра-; -tomia – -томия; nephro– – нефро– и т. д. К примеру: термин cardiologia – наука о заболеваниях сердечно-сосудистой совокупности складывается из начального терминоэлемента cardio – сердце и конечного -logia – наука, отрасль знаний.

В математике терминэлементы греко-латинского происхождения, высказывающие числа: пентаэдр, додекаэдр, декалитр, задача, метр, дициметр и т.д. Имеется и фактически русские терминэлементы как, треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник, двухмерная голограмма, линейная функция, трехлинейная функция, двухмерно, трехмерно, двукратный, пятикратный и т.д.

Задание 1.Распишите формулы и описание канонического уравнение преувеличения. асимптоты преувеличения. эксцентриситы, преувеличения директрису преувеличения.

Задание 2.Дайте формулы соответствующей дефиницы:

Тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение противолежащего катета к прилежащему.

Задание 3.Дайте полное пояснение данному определению. Произвольная преувеличение получается из равнобочной преувеличения аффинным преобразованием.

Форма отчетности:

Беседа по теме, исполнение заданий, вопрос-ответ, презентации

Литература (главная, дополнительная):

1. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета. Под ред. К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой, Х.С.Мухамадиева. –Алматы, 2012.

2. Жаналина Л.К.,Килевая Л.Т., касымова Р.Т., Маймакова А.Д., Абаева М.К. Язык современной науки: языковые портреты. Обучаемся мастерству научной речи. Учебное пособие. – Алматы, 2010.

3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. –Алматы: Казак университети, 2006.

4. Краткое методическое пособие по упорядочению и разработке научно-технической терминологии. Отв. Ред. В.И.Сифоров – М.: Наука, 1979.

5. Александров Н.В. история математических терминов, понятий, обозначений. Словарь-справочник. – М.:ЛКИ, 2008.

Дополнительная:

1. Бузело А.С. Русский язык: учеб. Пособие для студентов-математиков. –Алматы: Казак ун-т., 2011.

2. Лотте Д.С. образование кратких форм научно-технических терминов. – М.: Наука, 1971.

3. Алексеева Л.М. Неприятности термина и терминообразования: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: перм. гос. ун-т., 1998.

4. Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Идея, ограниченная словом: математический язык через призму естественного языка: способ. Пособие к элективному курсу. – СПб.: Книжный мир, 2011

5. Земская Е. А., Кубрякова Е. С. Неприятности словообразования на современном этапе // Вопросы языкознания. 1978. №6. С. 123.

Шестая семь дней

Тема практического занятия №11:Терминологический анализ математического текста

определения и Термины

  • Гомотетия Гомотетией c центром O и коэффициентом k (k 0) именуют преобразование плоскости (пространства), переводящее точку X в точку X’, владеющую тем свойством, что = k. Время от времени в определении гомотетии требуют положительности коэффицента гомотетии, но таким определением менее комфортно пользоваться при ответе задач.

Гомотетию с центром O и коэффициентом k довольно часто обозначают через HOk.

o Поворотная гомотетия
Поворотной гомотетией именуют композицию поворота и гомотетии, имеющих неспециализированный центр. Порядок, в каком берется композиция, несуществен, поскольку RO oHOk = HOkoRO .

* Коэффициент поворотной гомотетии можно считать хорошим, поскольку RO180ooHOk = HO-k.

  • Дробно-линейное отображение (преобразование)
    Преобразования (расширенной) комплексной плоскости вида z , где a, b, c, d, ad — bc 0, именуются дробно-линейными преобразованиями (отображениями).

Возможно кроме этого разглядывать и дробно-линейные преобразования (проективной) вещественной прямой: x, где a, b, c, d, ad — bc 0.

* Напомним, что преобразование вещественной прямой есть проективным тогда и лишь тогда, в то время, когда оно дробно-линейно.

  • Дуга окружности.
    Пересечение окружности и (плоского) центрального угла данной окружности именуется дугой окружности, соответствующей данному центральному углу. Градусной мерой дуги окружности именуется градусная мера соответствующего центрального угла
  • Изодинамический центр треугольника
    Пускай AD и AE — биссектрисы внутреннего и внешнего углов треугольника ABC и Sa — окружность с диаметром DE, окружности Sb и Sc определяются подобно. Тогда три окружности Sa, Sb и Sc имеют две неспециализированные точки M и N, причем прямая MN проходит через центр обрисованной окружности треугольника ABC. Эти точки M и N именуются изодинамическими центрами треугольника ABC.

Блок-схема практического занятия (опорный конспект либо тезисы)

Выступление учителя: Одним из дорог формирования единых подходов в терминологической работе есть исполнение сравнительного анализа терминолексики уже изученных студентами разделов математики и информатики. В рамках этого анализа целесообразно:

1) определить список главных терминов, изученных в данных разделах;

2) узнать наличие неспециализированных научных терминов;

3) изучить терминообразование;

4) установить полисемии терминов и наличие синонимии;

5)сформулировать сходные и отличительные изюминки терминолексики представленных разделов. Разглядим главные нюансы терминологического анализа на примере математической логики и информатики. Математическая логика есть формализованным языком современной математики, выстроенным по принципу дедуктивности: тут выделены начальные понятия

(объекты) и их свойства. Термины, соответствующие этим их свойствам и объектам, назовем первичными. Логико-математические тексты содержат рассуждения, имеющие темперамент доказательств. Им характерно последовательное включение понятий, введенных сначала материала в цепочку рассуждений. Новые термины довольно часто строятся на базе первичных, поскольку новое понятие расширяет либо уточняет старое, и новый термин включает в себя первичный. Потому, что математическая логика выстроена по принципу дедуктивных наук, ее термины вводятся при помощи строгих дефиниций. Благодаря чего значения терминов по большей части строго выяснены, неизменны, фиксированы.

я» и др.

Возможно выделить главные направления терминообразования, свойственные как математической логике, так и информатике:

1) отбор слов из общенародного языка для обозначения особых терминов.

При выборе соответствующего заглавия исходят в большинстве случаев из сходства функций, формы,

внешнего вида, связи компонентов либо довольно часто из сочетания всех этих показателей

(к примеру, «операция», «ход», «промежуток», «массив», «окно», «адрес», «цикл», «ячейка», «память» и др.);

2) переосмысление единиц особой лексики из вторых областей науки (к примеру, применение лингвистических терминов «язык», «слово», «предложение», «предикат» и т. п.); 3) лексическое заимствование – это обращение к лексическому фонду вторых языков для обозначения новых понятий.

Многие термины математической логики имеют греко-латинскую базу, что разъясняется в первую очередь тем, что преобладающее число научных публикаций по математической логике издается на английском. вычислительной терминов техники и Большинство информатики появилось и возникает в английском, что обусловлено лидерством США в области производства и разработки компьютерной техники, и признанием английского как стандарта для большинства экспертов во всем мире в данной области. Исходя из этого отмечается большое влияние британской терминолексики на русскую. При помощи перевода с английского языка на русский появились, к примеру, термины «корень» (от англ. «root»), «жесткий диск» (от англ. «hard disk»), отображение (от англ. «mapping»), загрузка (от англ. «load») и многие другие. В информатике и математической логике активно применяются лексические заимствования (интернационализмы), причем различают:

а) полные интернационализмы – термины, образованные методом по буквенного пере-

вода с другого языка (как правильного, так и неточного). К примеру, «теорема» (axiom), «алго-

ритм» (algorithm), «алфавит» (alphabet), «файл» (file) и др.;

б) частичные интернационализмы – термины, образованные методом частичного пе-

ревода соответствующего термина из другого языка.

К примеру, термин «транзитивность» содержит заимствованную из британского

языка базу «transitiv» и русский суффикс «-ность». Подобно, термин «конкатенация»

случился от базы британского слова «concatenation» (сложение).

Как мы знаем, одним из главных требований к терминам есть их однознач-

ность, т. е. термин обязан обозначать лишь одно единственное понятие. Но обычно одинаковые понятия имеют различные формы выражения в разных науках, а довольно часто и в рамках одной и той же науки. Об этом свидетельствуют такие явления, как полисемия и синонимия.

К примеру, в обыденной жизни термином «множество» обозначается совокупность,

складывающаяся из более, чем двух объектов. В математике же множество может складываться из одного, двух, трех и более элементов, возможно конечным, нескончаемым либо безлюдным, т. е. по большому счету не содержать элементов. Термином «множество» в информатике, в частности в языке программирования Паскаль, равно как и в математике, именуется неупорядоченная совокупность хороших друг от друга однотипных элементов. Множество возможно безлюдным, но число его элементов не должно быть больше 255. Синонимия терминов, вероятными обстоятельствами которой являются 1) параллельное терминирование понятия несколькими исследователями; 2) разные варианты перевода терминов, отмечается как в математической логике, так и в информатике. Применительно к математической информатике и логике направляться подчернуть, что

Деловой этикет. Лекция 1. Специфика этики деловых отношений


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: