Искусство древнего вавилона и ассирии

Сказочно плодородные почвы Двуречья уже в IV тысячелетии до н. э. были заселены разными племенами. Большая часть обитателей юга составляли шумеры, а севера — аккадяне. Тут появились старейшие рабовладельческие страны.

В центре каждого шумеро-аккадского города на высоких насыпях поднимались храмы. Их замечательные стенки, сложенные из высушенного на солнце кирпича-сырца, представляли собой чередующиеся выступы и уступы. Внутренние помещения всех строений имели вид коридоров, в каковые через оконца, сделанные под самым сводом, скупо пробивались солнечные лучи. Парадной частью храма были центральный двор и примыкающие к нему помещения. Стенки их были украшены фризами из перламутра либо мозаикой из красных, тёмных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в сырец.

В главном святилище храма при тусклом свете плошек возможно было рассмотреть выступающую из стенки лепную фигуру богини с красивым лицом из белого камня, с глазами из светло синий лазурита, с золотыми волосами. Тут же на протяжении стенку теснились плохо сделанные примитивные статуи, изображавшие людей в молитвенных позах — все на одно лицо.

В том месте, где Евфрат раньше впадал в Персидский залив, сохранились развалины старого Ура. Археологи нашли тут в подземных камерах погребения царей. Вместе с ними были похоронены слуги, певцы, музыканты, стража, возничие. По представлениям обитателей Двуречья, как и многих древних народов, челядь должна была являться своим господам и по окончании смерти. Погребенные были в узких цветных одеждах. Тут же были отысканы украшения, арфы, шлемы, повозки, оружие, туалетные принадлежности, посуда. Многие предметы обихода изготовлены из золота, самоцветов и серебра. Ученые датируют эти вещи приблизительно XXVI в. до н. э. Разумеется, по этим примерам и обучались следующие поколения мастеров, один из которых отлил из латуни превосходную голову — скульптурный портрет известного полководца Саргона Старого.

Главным центром ремёсел и торговли Двуречья в начале II тысячелетия до н. э. стал Вавилон, превратившийся при царе Хаммураби в один из самых громадных и богатых городов Двуречья. От старого Вавилона ничего не осталось, в силу того, что в VII в. до н. э. его захватили ассирийцы, срыли упрочнения, ограбили храмы, сожгли и уничтожили все постройки, угнали население. Через сто лет Вавилон отстроился заново и был обнесен двумя последовательностями стен с восемью воротами. Дорога через северные ворота, посвященные плодородия и богиня войны Иштар, вела к главному храму. По пути дни праздничных дней под пение и музыку гимнов проходила процессия со статуями всевышних. В городе было больше пятидесяти храмов, уличных алтарей и сотни святилищ. Выше всех строений поднималась известная вавилонская башня, воздвигнутая во дворе храма Мардука — главного вавилонского всевышнего. Высота ее достигала 90 м, площадь фундамента — 3600 м2. Все этажи были окрашены в различные цвета: тёмный, красный, белый; наверху стоял светло синий храмик, крыша которого увенчивалась золотыми рогами.

Любой из больших городов другого рабовладельческого страны — Ассирии—возможно назвать городом дворцов. Снаружи все строения смотрелись, как и вавилонские: снаружи те же глухие грандиозные стенки, а внутренние помещения — в виде полутемных коридоров. В Ассирии дворец-крепость размещался на краю города, а не в центре. У входа в парадные помещения находились огромные фигуры человекобыков либо человекольвов, а стенки были облицованы плоскими каменными рельефами, ярко расписанными синей, красной и белой краской.

История старого мастерства не знает настенных рельефов лучше ассирийских по размаху и смелости в передаче самых напряженных сцен.

Дабы продемонстрировать мощь царя, ассирийские скульпторы IX в. до н. э. делали его фигуру огромной, исходя из этого остальные фигурки теснились кое-как. В VII в. до н. э. та же цель достигается уже в противном случае. Живописцы старались продемонстрировать трудность и широту деяний царя; показались панорамы строек, поэтические изображения сражений в болотах и непроходимых горах, разрушения и картины осад неприступных крепостей. В таких панорамах фигурку царя с телохранителями чуть возможно найти. Мало больше вторых ее делали лишь в сценах, выстроенных по ветхим шаблонам, где изображались дикие расправы с повстанцами, приемы униженных богатой дани и послов. В сценах охоты фигура царя повторялась как центральная в каждом эпизоде.

Обитатели Вавилона и Ассирии наряжались в броские платья с пёстрой бахромой и вышивками, — возможно, по причине того, что в противном случае быт жителей смотрелся бы тягостно однообразным. Везде сплошь тянулись глухие глиняные стенки. Во двориках было мало зелени, — дабы она не засохла в жару, приходилось поминутно спускаться за водой к реке. Кроме того известные висячие сады Вавилона занимали маленькую территорию у самой реки, где для них выстроили водоподъемное колесо, которое вращали рабы.

Дошедшие до нас произведения безыменных живописцев Вавилона и Ассирии оказывают помощь нам лучше выяснить, как жили люди далекой древности.

Ассирия и Новый Вавилон


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: