Согласно точки зрения Н.А.Бердяева, культура в любой момент бывала великой неудачницей судьбы. Конкретно цивилизация пробует осуществить жизнь. Во всякой культуре, на известной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, каковые подрывают духовные базы культуры.
Любая культура ( кроме того материальная культура) имеется культура духа.
Цивилизация по природе собственной технична, в цивилизации любая идеология, любая духовная культура имеется только надстройка, иллюзия, не действительность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по собственной базе, в ней побеждает разум просвещения. Цивилизация в противоположность культуре не символична, не иерархична, не органична. Она реалистична, демократична, механистична. Она желает не символических, а реалистических достижений судьбы, желает самой настоящей жизни, а не подобий и знаков, не знаков иных миров. В цивилизации коллективный труд вытесняет личное творчество. Цивилизация обезличивает. Освобождение личности, которое как словно бы бы цивилизация обязана нести с собой, смертельно для личностной оригинальности. Личное начало раскрывалось лишь в культуре. Воля к мощи судьбы уничтожает личность.
В ХХ столетии стало ясно, что диалог цивилизаций и культур предполагает общение и взаимопонимание не только между разными культурными и цивилизационными образованиями в рамках громадных культурных территорий, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, организовавших на заре цивилизации собственный комплекс отличительных линия. Диалог как принцип культурного развития разрешает не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «собственный» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Лишь внутреннее переосмысление культурных сокровищ, лишь деятельный диалог с культурными формами делает человека культурным, приобщенным к громадному космосу культуры.
Возможно выделить следующие главные тенденции сотрудничества культур ицивилизаций Сейчас:
1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;
2) правила ненасилия;
3) культурный плюрализм и толерантность как результат и условие диалога;
4) «экологизация» техногенной цивилизации, т.е. привнесение в западный мир восточных идей уважения к окружающему миру и благоговения перед судьбой
5) «рационализация» экологической цивилизации, т.е. привнесение в восточный мир идей разумного устройства людской общества и природы, и личной деятельностной активности
6) сотрудничество индивидуализма и коллективизма как правил соответственно восточного и западного миров;
7) связь национального своеобразия и глобализации в развитии, что проявляется в т.наз. «глокализации»,т.е. единстве глобального (общего, универсального, мирового) и локального (местного, особого либо кроме того неповторимого).
41 Понятие социальных законов: механизм их реализации и познания.
Понятие социального закона
Каждая совокупность знаний не имеет возможности именоваться наукой , пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта изучения. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в людской обществе.
В соответствии с определению, данному известным русским социологом Г.В. Осиповым, социальные законы являются довольно устойчивые и Систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и опытными группами, и между социальной организацией и обществом, семьёй и обществом, трудовым коллективом и обществом, личностью и обществом, личностью и социальной организацией. Базой классификации социальных законов являются различия в сфере их действия. К примеру, социальные законы смогут охватывать явления на уровне малых групп, организаций, социальных слоев (страт), классов, общества в целом.
Социальные законы (как и законы вторых публичных наук) действуют, проявляются лишь в определенных условиях. Выяснить эти условия представляется самая сложной задачей социологии. Это обусловлено тем событием, что на человека, группу либо организацию воздействует много разных факторов окружающей среды и, помимо этого, ответственным причиной есть мир внутренних стремлений и желаний людей.
С социальными законами люди сталкиваются неизменно и или подчиняются их действию, или стараются избегать обстановок, условий, в которых проявляется воздействие таких законов. Многие люди приспособляют собственный поведение к социальным законам либо выступают в протест них, но знание социальных законов нужно для изучения людской общества.
42 проявления и Сущность социального детерминизма. свобода и Необходимость, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.
Социальный детерминизм — один из ключевых принципов социологии, высказывающий взаимообусловленность и всеобщую взаимосвязь социальных явлений.
Ответственной чёртом социального детерминизма есть причинно-следственная сообщение, но к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них направляться назвать связи случайные и нужные, вероятные и настоящие, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность отношений и связей данного класса объектов выступает в качестве наиболее значимого детерминанта развития.
необходимость и Свобода — философские категории, высказывающие взаимоотношение между объективными законами и деятельностью людей природы и об-ва. Идеалисты в собственном большинстве разглядывают С. и н.. как взаимоисключающие понятия знают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать в соответствии с волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они считают, что идеи детерминизма, устанавливающая необходимость людских поступков, абсолютно снимает ответственность человека совершает неосуществимым нравственную оценку его действий. Лишь ничем не ограниченная и абсолютная С. выступает, с их т. зр., единственной базой людской ответственности, а следовательно, и этики. Конечный субъективизм в объяснения С.
СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ в ИСТОРИЧЕСКОМ Ходе — категории социального познания, благодаря которым раскрывается темперамент протекания процессов публичной судьбе как деятельности людей, степень результатов деятельности и совпадения целей. Ядром вопроса о сознательности и соотношении стихийности в историческом ходе есть неприятность ее границ и рациональности применительно к изюминкам индустриальной цивилизации. В качестве исходного пункта представлений о возможности абсолютно сознательной (рациональной) организации социальной судьбе возможно разглядывать учение Платона об совершенном стране. Но самый объемно неприятность обсуждается в Новое время в условиях развития и становления индустриального общества. В духе просвещения и рационализма обосновывается мысль о возможности рациональной организации исключения и общества в нем какой-либо стихийности (случайности) на базе научного предвидения, в чем и выражается публичный прогресс (Декарт и др.). Совершенное общество имеется рационально организованное общество, где ведущую роль делают носители знаний, из единого центра планирующие будущее (позитивизм, марксизм). Предельной формой данного подхода выступила практика и теория коммунистических режимов, исходивших из идеи безотносительной рационализируемости человека и жизни всех сторон общества (ленинизм).
43 надстройка и Базис общества. Материальное производство – база развития общества. Диалектика производительных производственных отношений и сил.
НАДСТРОЙКА и БАЗИС (греч. basis — основание) — главные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру публично-экономической формации. Посредством данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить значительную, взаимозависимость и системообразующую связь экономических и идеологических взаимоотношений, и неспециализированные закономерности их развития. Сжатую чёрта Б. и Н. и их сотрудничества Маркс сформулировал в предисловии к работе К критике политической экономии: В публичном производстве собственной жизни люди вступают в определенные, нужные, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, каковые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных взаимоотношений образовывает экономическую структуру общества, настоящий базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы публичного сознания.
Маркс создал концепцию материалистического понимания истории. Её база — признание решающей роли материального производства в жизни общества.
Причём материальное производство имеет две стороны: 1) Техническкую -отношение людей к природе (люди, применяя орудия, преобразуют вещество природы в формы, пригодные для потребления);
2) Публичную — в ходе производства между людьми объективно появляются производственные отношения (отношения собственности в широком смысле слова, все экономические отношения).
Конкретно они определяют целый вид общества.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое познание истории (исторической материализм). Сущность исторического материализма в следующем:
- на каждом этапе публичного развития люди для обеспечения собственной жизнедеятельности вступают в особенные, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
- производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую совокупность, которая есть базисом для общества и институтов государства, публичных взаимоотношений;
- указанные национальные и публичные университеты, публичные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
- надстройка и базис взаимно воздействуют друг на друга;
- в зависимости от уровня развития производительных производственных отношений и сил, определенного типа базиса и надстройки выделяются теорию публично-экономических формаций – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных производственных отношений и сил, зачатки общества); рабовладельческое общество; азиатский метод производства – особенная публично-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом страной труде свободных людей – земледельцев в равнинах больших рек; феодализм; капитализм; социалистическое общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при гос собственности на средства производства;
- рост уровня производственных сил ведет к трансформации производственных взаимоотношений и смене публично-экономических формаций и публично-политического строя;
- уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют общества и судьбу государства, движение истории.
44 Сущность культуры, закономерности ее функционирования и развития.
Культура — понятие, имеющее множество значений в разных областях. По большей части, под культурой знают области людской деятельности, которые связаны с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, знаний и умений). Культура является предметом изучения культурологии.
Понятие сущность культуры личности выступает явлением нормативным. Предполагает сотрудничество последовательности элементов:
- определенный комплект социальных сил личности (свойств, знаний, навыков, потребностей),отражающий целостный темперамент общества и потому разрешающий индивиду в разных формахучаствовать в экономической, политической, социальной, духовной сферах социума.
- возможность перехода сущностных сил человека с уровня инди-видуально значимого на социально значимый.
- изменение характера детерминации развития социальных сил человека с внешнего на внутренний.
Культура не может быть осознана абстрактно, вне исторического контекста. Дабы научно выяснить природу культуры, нужно исходить из анализа исторического процесса, из изучения развития человека в ходе истории. В противном случае говоря, чтобы выяснить культуру, постоянно сопровождается разрушением культуры.
История включает все виды жизнедеятельности человека – конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. Полного тождества между историей общества и развитием культуры не может быть.
Концепции, отрицающие наличие единой всемирный культуры. Приверженцы данной линии делают упор на несовместимость и оригинальность разных этнокультур, отрицание однолинейности и монотонности всемирный культуры. Наряду с этим подчеркивается, что безграничное развитие культуры ведет к происхождению цивилизации. броским представителем этого направления есть О. Шпенглер (1880-1936). В его главном труде «Закат Европы» культура трактуется им как «организм», что владеет твёрдым, сквозным единством и, одновременно с этим, он обособлен от вторых «аналогичных ему организмов». Исходя из этого, делает создатель вывод, единой общечеловеческой культуры нет и быть не имеет возможности. Умирая, культура перерождается в цивилизацию – этакий бездушный интеллект. Данный путь, по Шпенглеру, имеется путь от творчества к бесплодию. Любая культура существует в течении столетий, после этого она угасает, и процесс ее восстановления неосуществим, а народ остается жить, впитывая новую культуру.
45 природа и Культура. общество и Культура, деятельность, человек.
природа и Культура
природы и Взаимодействие культуры — это одна из неприятностей культурологии.
Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке почвы. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на обоюдную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает планы, обучается, в ответ обогащая природу творчеством собственного труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не смогут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не смогут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и есть культура.
Современное, не редко видящееся природы и противопоставление культуры допустимо при допущении мысли об отдельности людской существования от отождествления и природы культуры и муниципальный судьбы, цивилизации. Не тяжело отыскать примеры проявлений, относящихся к муниципальный судьбы каковые не смогут быть отнесены к области культуры а также стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения возможно отыскать в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха.
Не тяжело убедиться, что отстранение человека от правил разумного сотрудничества с природой, его порождающей, ведет к упадку накопленного культурного достояния, а по окончании и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых стран старого мира и многогчисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.
Современная культура начала формироватся в 18 — 20 веке. Получая множество направлений и течений, охватывая новые территории и делая революции культура на данный момент представляется перед нами в собственном громадном многообразии. Исходя из этого на данный момент культура ассоциируется конкретно с цивилизацией и ставится в противоположенность естественной природе. По уровню культуры делают выводы о народах, о их духовном и социальном развитии. Культура тесно переплетается с социальным общим прогрессом и развитием общества
46 Материальная и духовная культура.
Культура представляет собой целостный системный объект, владеющий сложной структурой. Наряду с этим само бытие культуры выступает как единый процесс, что возможно поделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется на:
— производственно-технологическую культуру, воображающую собой вещественные результаты материального производства и методы технологической деятельности публичного человека;
— воспроизводство людской рода, включающего в себя всю сферу интимных взаимоотношений между женщиной и мужчиной.
Необходимо заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий людской существования». Сущностью материальной культуры есть воплощение разнообразных людских потребностей, разрешающих людям приспособиться к биологическим и социальным условиям судьбы.
Понятие духовной культуры:
— содержит в себе все области духовного производства (мастерство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь заходит о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
47 Главные положения цивилизации взаимодействия и теорий культуры.
48 Российская Федерация как особенная историко-культурная целостность. Запад, Восток, Российская Федерация в диалоге культур.
В современной науке Восток, Запад, Российская Федерация воспринимаются как наиболее значимые социокультурные образования в ходе исторического развития. Традиционно время цивилизациив истории органичивается 5–6 тясячелетиями, начиная с появления развитых, техногенных обществ в равнинах громадных рек (Шумер, Египет, Китай, индская цивилизация), заложивших социально-экономический и духовно-культурный фундамент стран-жестоких правителей Древнего Востока. С этими и подобными им средневековыми обществами (исламская цивилизация) значительно чаще и связывается представление о существовании во всемирной истории особенного образования – Востока, противоположного Западу (второй фундаментальной формы глобального социокультурного опыта). Запад и Восток противопоставляются в виде следующих оппозиций: стабильность – нестабильность, естественность – искусственность, рабство – свобода, субстанциональность – личность, духовность – материальность, чувственность – рациональность, порядок – прогресс, устойчивость – развитие. В этих идущих из философии истории представлениях остался без внимания тот факт, что Запад и Восток – не изначальные, соответственно, и не универсальные формы цивилизационно-исторического существования. Из этого – критика классическихисторических теорий (особенно европоцентризма, рвения поставить Запад над Востоком) в теориях локальных цивилзаций, принципиально отвергающих допустимость применения в историческом познании самих Запада и понятий Востока. Новейшие цивилзационные теории, выстроенные с опорой на противопоставление классических и современных обществ (культур), кроме этого отвергают действительность Запада и Востока во всемирной истории. Но по окончании трудов М. Вебера, Р. Генона и М.К. Петрова чуть ли вероятен отказ отэтих исторических действительностей, но с одной весьма значительной поправкой в отношении к классике. культуры и Общества классического типа – изначальные и социально-универсальные (естественные, обновления) и нормальные формы организации социокультурного опыта. От хорошей греческой цивилизации берет начало европейская (западная) культурная традиция с ее народовластием, философией, рынком, капитализмом, наукой и либерализмом. Западное происхождение этих новаций допускает применение в данном контексте понятия «Восток» для обозначения сохранивших древних и свою традиционность, и средневековых, а также культур и новых обществ.
Вопрос о России и ее месте в истории решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский темперамент ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, государственности и общества (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на совпадение и православие государственности и цивилзации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от государств Западной Европы. Чисто исторически Российская Федерация (вместе с Западной Европой и Византией) – это вторичная и самый юная христианская цивилизация западного мира.
Культура России – это культура русского народа, сложившаяся сначала на восточнославянской базе в виду культуры древнерусской народности (приблизительно в VIII–XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. Для русского культурного самосознания определяющей есть идея о временном, локальном и значительном единстве русском культуры и о ее определенном своеобразии. Существуют и два иных подхода в определении понятий «культура России» обособительный и расширительный. Первый настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и значительно более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в фактически России. Второй воображает культуру России как совокупность множества разных национальных культур, так или иначе связанных с фактически русской культурой. Оба подхода – и обособительный, и расширительный – в известной мере разъясняются спецификой самой путей и русской культуры ее исторического развития, своеобразием природных социокультурного окружения и условий, и неспециализированным колоритом исторической эры.
православие и Культура России – один из качеств, высказывающих важнейшие особенности и специфику развития русской культуры на всем его протяжении и, в особенности, в допетровскую эру (довольно часто обозначаемую в литературоведении, истории эстетики и исторической культурологии как «эра Старой Руси» в противоположность послепетровскому «новому времени»). Православие – изначальное христианство «Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви» (в соответствии с общецерковному Никео-Цареградскому знаку веры IV в.), принятое Киевской Русью до отделения от него западной церкви во главе с папой, начавшей именоваться католической. Сообщение с православной Византией и отмежевание от католичества Западной Европы, а с XVI в. – и от протестантизма, появившегося в эру Реформации, – главные духовно-мировоззренческие устремления и самого русского народа (образ Святой Руси в народном самосознании), и всех выдающихся творцов русской культуры. бросче всего идея о хранении русским народом, его культурой бесценных духовных сокровищ православия для общечеловеческого спасения выражена в известной речи Ф.М. Достоевского на открытии монумента А.С. Пушкину в Москве.
49 Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
Данный тип цивилизации основан на информационных разработках. У ее истоков лежат процессы, сущность которых принято обозначать терминами глобализация и информатизация.
Сущность информатизации пребывает в экспоненциальном нарастании количества экономической, политической, технической, научной, бытовой, правовой и духовно-культурной информации, нужной для ответа скоро усложняющихся социально-экономических, научно-технических, бытовых и культурных неприятностей.
Цивилизационные сокровища, открытые в начале Нового времени, и основная из них — сокровище людской личности, остаются значимыми для обществ, составивших цивилизацию Нового времени XV—XX вв., до нынешнего дня. Современная (постиндустриальная, информационная, постмодернистская) цивилизация по существу есть составной частью цивилизации, начало которой было положено в XV—XVII столетиях.
Обстоятельства происхождения Информационной цивилизации:
1.-появление транснациональных корпораций, что содействует происхождению нового интернационального разделения труда (другими словами появляется экономическая взаимозависимость разных обществ, глубоко пробравшаяся в экономику всех государств);
2. -появление новых глобальных торговых сетей, каналов экономического обмена, связывающих компании и страны;
3. -процесс, сопровождаемый зарождением информационных сетей, основанных на новейших разработках; их бурное развитие;
4.-интенсификация миграционных потоков разных уровней и развитие мирового туризма;
5.-распространение культуры постмодерна, новых интегральных форм религиозных культов, усиление популярной культуры культуры и влияния Интернета (поп-культуры).
Действительность информационной цивилизации фактически вся неестественна. Люди оказываются не в среде людских существ, как это было в прошлом, но объектов. Имеет место не обмен людей между собой, но статистический обмен сообщениями и товарами: начиная со сложной организации дома, оснащенного бытовой техникой, до городов-мегаполисов с их коммуникационной и вечным праздником и профессиональной активностью рекламы.
У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер в собственных историко-стадиальных изучениях используют технократический подход, на базе которого выделяют следующие цивилизации:
1. Аграрную (доиндустриальную),
2. Промышленную (индустриальную)
3. Информационную (постиндустриальную)
Одной из тенденций Информационной (постиндустриальной) цивилизации есть современная диалектика становления ноосферы сферы разума как отличительной черты и одновременно с этим объективной потребности развития Постиндустриальной цивилизации.
Знание, свойство его хранить, концентрировать, покупать, обмениваться, добывать как следует новое знание, играется все громадную, если не господствующую роль в развитии Постиндустриальной цивилизации.
Развитие науки, сфер интеллектуальной деятельности, получает важную роль. Современные высокие разработки, без которых уже нереально не только развитие, но и существование всех главных сфер людской жизнедеятельности, продукт современного интеллекта, его материализация.
Это породило острую потребность в действенном массовом образовании, как базе для развития нужного интеллектуального и культурного потенциала Постиндустриальной цивилизации, и одновременно с этим стимулировало углубление кризиса образования, т.к. образовательные концепции, системы и технологии уже во многом не соответствуют требованиям нового времени.
Карл Саган дополнил энергетическую классификацию Кардашёва сверхцивилизаций информационной.
50 Кризис современной цивилизации. Мировые проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.
Сейчас уже разумеется, что современная мировая цивилизация идет по пути бездуховного, материалистического развития. Ее первостепенная цель — не удовлетворение и развитие духовных потребностей человечества, а все более полное удовлетворение его запросов и материальных потребностей, не ограниченных никакими разумными пределами. Все это происходит на фоне действия трех главных объективных факторов:
1) Ограниченность территории земной суши, благоприятной для жизни и деятельности человека;
2) Уже в полной мере очевидная ограниченность сырья Почвы и неравномерное их распределение по территории Почвы;
3) Динамично возрастающая численность населения Почвы.
Все эти обстоятельства закономерно обрекли современную цивилизацию на экстенсивное развитие сельскохозяйственной деятельности и промышленности и (благодаря действию вышеперечисленных факторов) стали причиной глубочайшему и необратимому кризису, неизбежно ведущему к глобальной трагедии данной цивилизации. Причем трагедия эта обязана случиться в ближайшем, обозримом будущем.
В современной цивилизации условно возможно выделить два центра. Западный — промышленно развитые государства (США, Англия, Франция и др.) и страны третьего мира, лежащие в сфере их сырьевых заинтересованностей. Восточный центр — Китай, Индия, Япония и т.д. Западный центр быть в состоянии глубочайшего кризиса. Кризис позван наличием гипертрофированной индустрии, ориентированной на удовлетворение огромных материальных потребностей и запросов тамошнего населения — при фактически полном отсутствии сырья. А в ближайшие 60 лет провалятся сквозь землю и по большому счету все невосполнимые сырьевые ресурсы Почвы — в случае, если численность населения и промышленное производство будут расти столь же динамично.
Восточный центр всемирный цивилизации переживает предкатастрофический кризис перенаселенности: не достаточно территории, пригодной для жизнедеятельности людей.
Разумеется, современная материалистическая цивилизация в принципе не может преодолеть кризис (либо хотя бы оттянуть время собственной трагедии). Оба центра современной цивилизации пробуют продолжить собственный существование чисто материалистическими методами. Западный центр пробует сделать это методом установления твёрдого контроля над сырьевыми ресурсами государств со слабо низким военным и развитой промышленностью потенциалом, поддерживая в них послушные ему диктатуры и (политические режимы демократии). Восточный центр будет решать собственные неприятности методом экспансии на чужие территории. По мере нарастания перенаселенности способы экспансии будут изменяться от поощрения официальной и неофициальной эмиграции населения, экономического и политического проникновения до военной интервенции.
Вся мировая история говорит о том, что периоды интернациональной стабильности наступают тогда, в то время, когда достигается баланс заинтересованностей разных стран. А данный баланс заинтересованностей появляется лишь благодаря установлению баланса сил. Нарушения баланса сил ведет к нарушению баланса заинтересованностей в пользу стран, появлявшихся более сильными в политическом, экономическом и армейском отношениях. Повторим: баланс заинтересованностей обеспечивается балансом сил — а отнюдь не общечеловеческими сокровищами либо демократическими людьми доброй воли.
51 Роль объективных и субъективных факторов в ответе современных мировых проблем. культура и Экологическое сознание. Национальное и правовое регулирование процессов ответа мировых проблем.
Мировые проблемы (франц. glоbаl — общий, от лат. glоbus (terrae) — земной шар) являются совокупностью неприятностей человечества, от ответа которых зависит развитие, предстоящий социальный прогресс и, в конечном счете — сохранение цивилизации. Они являются причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий Сейчас.
Параметрами выделения мировых проблем есть следующее:
— повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
-неразрешение данных неприятностей может привести к смерти все люди;
— разрешить их допустимо лишь общими усилиями человечества, т.е. они не смогут быть абсолютно разрешены в рамках отдельного страны либо региона.
Анализ мировых проблем немыслим без их научной, логически стройной типологии. В литературе существует пара подходов к типологии мировых проблем современного этапа публичного развития. Одним из вариантов есть подразделение их на три группы.
Первая несколько мировых проблем вырастает из взаимоотношений между главными социальными общностями современного человечества (публично-экономическими совокупностями и составляющими их странами, классами, нациями), другими словами совокупность «общество-общество».
Эти неприятности связаны с перестройкой интернациональных взаимоотношений сообразно требованиям предстоящего прогресса человечества. Их возможно выделить называющиеся «общемировые мировые проблемы» либо «интерсоциальные неприятности».
Вторая несколько мировых проблем вырастает из взаимоотношений «человек- природа».
Ее составляют неприятности оптимизации, гуманизации и гармонизации отношения общества к природе для приумножения и сохранения ресурсного потенциала человечества. Их возможно выяснить, к примеру, как «общепланетарные мировые проблемы»
Третья несколько — совокупность «человек — общество».
Нужен комплексный анализ этих неприятностей всей совокупностью научного знания. Это связано с тем, что глобальная проблематика требует одновременного рассмотрения в биосфере, техносфере и социосфере, причем на различных уровнях ее решения и анализа в каждой из названных сфер. Так, скажем, рассмотрение мировых проблем в социосфере можнопроанализировать и последовательно решить практическина разных уровнях: на уровне личных людских существ, на уровне ресурсов и технологии, на уровне экономики, на уровне политики, на уровне культуры (права, эстетики, психологии, этики и т п), на уровне определенного социального организма (определенной отдельной местности, страны, региона) и социетальном уровне (человечества). Упрочнения человечества лишь тогда будут действенны, в то время, когда ни один из уровней не будет пропущен и всем им будет уделено должное внимание.
Специфика философского осмысления мировых проблем пребывает в следующем:
1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, каковые во многом определяют направление и характер людской деятельности.
2) Методологическая функция философии пребывает в том, что она обосновывает частные теории, содействуя целостному видению мира.
3) Философия позволяет разглядывать мировые проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, например, что мировые проблемы появляются во 2-й пол. ХХ столетия.
4) Философия разрешает заметить не только обстоятельства происхождения мировых проблем современности, но и распознать возможности их развития, возможности ответа.
В отыскивании дорог ответа мировых проблем современности определяющую роль играется умение человека прогнозировать будущее. Это свойство, в котором заложена свойство высшей нервной совокупности к опережающему отражению действительности, задано человеку от рождения, другими словами генетически свойственно ему