Из опыта работы учителя химии Васильевой Ж.А.
Современное качество химического образования определяется формированием ключевых компетенций, где одной из основных является учебно-познавательная компетенция, предполагающая умение самостоятельно применять знания в новых, нестандартных условиях. Практика показывает, что большинство школьников успешно освоивших базовый курс химии не умеют самостоятельно применять приобретенные ими знания, применять их на практике, испытывают затруднения при выполнении практико-ориентированных заданий. Одной из технологий, позволяющей формировать учебно-познавательные компетенции является организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части, проблемы формирования учебно-познавательной компетенции и развития творческих, умственных способностей учащихся. Исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Необходимы условия для осуществления исследовательской деятельности:
— готовность к данному виду работы учащихся;
— мотивация учащимися к данному виду деятельности;
— желание и готовность учителя руководить этим видом деятельности.
Готовность учащихся к исследовательской деятельности формируется на уроках с элементами исследования: уроки-практикумы, уроки-конференции, уроки-дискуссии. Во внеурочной деятельности большую помощь оказывает проведение элективного курса в 9 классе «Азбука исследовательской деятельности». Данная программа элективного курса ориентирована на формирование учебно-познавательных компетенций учащихся на основе предмета химии, умения применять полученные навыки в исследовательской деятельности по любому предмету. Учащиеся отрабатывают все этапы работы над исследованием по выбранной теме от постановки цели, отбора информации до представления результатов работы. Результатом курса является проведение, представление и защита своего исследования, анализ недостатков и трудностей, рефлексия собственной деятельности. Предлагаемые темы исследовательских работ: «Жесткость воды, ее определение и устранение», «Определение нитратов в овощах и фруктах в зависимости от способов обработки; «Способы очистки от нефтяных пятен», «Физико-химические методы оценки качества воды», «Исследование различных видов домашних заготовок на наличие витамина «С», «Определение лучшего синтетического моющего средства по отношению цены, качества и безопасности», «Исследование воздуха в кабинетах и школьных помещениях». Исследование по изучению противогололедного компонента Бионорд было расширено, дополнено и представлено в региональном конкурсе «Вектор познания», секция химии.
Большое значение имеет опора на личный интерес, значимость учащихся, исследования должно быть лично значимым. Навязывание той или иной темы может отпугнуть учащихся от исследования, поэтому темы учащиеся выбирают сами, учитель помогает и направляет, настраивает ученика не столько на «добывание» новой информации, сколько на приобретение опыта исследователя. Например, работа над изучением противогололедного компонента продолжалась в течение 3-х лет, потребовала объединение знаний по химии, биологии, статистике, умения проводить химический эксперимент. Чтобы поддержать интерес к работе необходимо систематическое стимулирование: школьные радиопередачи, церемонии награждения успешных исследований («Школьный научный «Олимп»), научные стипендии. Понимание того, что приобретение опыта исследовательской деятельности обеспечивает высокую конкурентоспособность, гарантирует успешное обучение в высших учебных заведениях, является еще одним стимулом к исследовательской деятельности. Взаимоотношения между учителем и учащимся переходят на более высокий уровень.
Работа педагога с детьми, желающими заниматься исследовательской деятельностью, требует от него особой педагогической культуры и сопровождается рядом трудностей: подбор методик исследования, большая загруженность учащихся, недостаток времени, отслеживание и контроль хода исследования. Работая над исследованием учащийся обязательно ведет «Дневник», что позволяет своевременно получать информацию об особенностях формирования общеучебных умений, оперативно реагировать на затруднения и оказывать необходимую помощь.
Дневник исследователя.
Критерии оценивания собственной деятельности | Дата | (0 — 5) баллов | Трудности | ||
Умения целеполагания и планирования | |||||
1. | Постановка проблемы | ||||
2. | Определение цели и задач | ||||
3. | Планирование деятельности | ||||
Деятельность по решению проблемы | |||||
4. | Проведение наблюдения, эксперимента, исследования, измерения. | ||||
5. | Получение информации из различных источников, целесообразность их использования. | ||||
6. | Критическое осмысление информации. | ||||
7. | Умение соблюдать процедуру групповой работы. | ||||
8. | Качество проведения презентации исследования. | ||||
9. | Достижение цели. Соответствие выбранных способов работы теме и цели проекта. | ||||
Ценность научно-исследовательской работы состоит в том, что она способствует более глубокому и прочному усвоению знаний, вырабатывает навык самостоятельной работы, развивает личностные качества ученика, влияет на выбор будущей профессии, помогает не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение.
Исследовательская деятельность учащихся: индивидуальный и групповой аспект
Интересные записи:
- Организация итоговой аттестации выпускников школ
- Организация маркетинга на кинопредприятии 12 глава
- Организация может применять следующие два способа определения срока полезного использования объекта нма.
- Организация общественных отношений при реализации либеральной (монетаристской) модели правления