В соответствии с планом автора Программы «Предшкольная пора» игра выступает не только как способ обучения, но и как свободная независимая деятельность детей.Значение организации для того чтобы игрового часа пребывает в том, что свободная игровая деятельность требует от творчества и каждого ребёнка импровизации, что содействует формированию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.
Выделим ещё раз, что мысль организации особого игрового часа как средства подготовки к школе появилась у авторов по причине того, что в школу приходят недоигравшие дети, а это отрицательно воздействует на успешность их обучения. Зависимость между сформированностью игровой деятельности и удачами в школе определяется ее влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается на любом виде игр. В случае, если, например, дошкольник не принимал участия в разнообразных дидактических играх, то у него смогут быть неприятности с произвольной деятельностью, поскольку конкретно в этом виде игр развиваются умения функционировать в соответствии с правилом, получать желаемого результата, преодолевать трудности, и целеустремленность, настойчивость, терпение, упорство, волевые упрочнения. RPG имеет особенное значение для развития воображения, фантазия ребёнка – ответственной свойстве будущего школьника. Режиссерские и ролевые игры во многом определяют и сформированность умении сотрудничать, общаться, договариваться и т.п.
К тому же, педагогу направляться не забывать, что игровая деятельность может изобретаться ребёнком, в случае, если к этому имеется определённые предпосылки: знания, каковые становятся главной ее результативности, разнообразные умения играться (как применять игрушки либо предметы-помощники, как разыгрывать роль, изображать образ; делать условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во сотрудничество и тд.).
Всему этому необходимо детей учить. Усваивая в общении со взрослыми технику разных игр, ребёнок после этого обобщает игровые методы и переносит на другие ситуации. Так игра получает самодвижение, делается формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает ее развивающие эффекты. Для этого педагог обязан оказывать влияние на содержание игры, учить детей методам сотрудничества, помогать согласовать планы, распределять роли, договориться о правилах, совестно решать, что потребуется для игры и т.д.
По плану авторов игровой час – время для развития и возникновения различных видов игр. Дадим коротко чёрта тех игр, каковые воспитатель (преподаватель) может советовать детям на протяжении игрового часа.
Режиссёрские игры детей 5-6 лет это игры с планом, включающие пара персонажей, связанных определенным отношениям на что обязан обратить внимание педагог при управлении этими играми?
Во-первых, нужно учить детей «видеть» неспециализированную картину игры, элементарно планировать ее, исходя из плана, что рождается в его голове раньше, чем он начинает делать игровые действия.
Во-вторых, игра обогащается, в случае, если педагог вместе с ребёнком мастерит те предметы, каковые нужны для развития ее содержания. Довольно много нужного возможно сделать из бумаги, разных коробок, другого подсобного материала. К примеру, из обувной коробки получается целая квартира для мелких кукол, из разных картонных футляров возможно сделать трейлеры, автобусы, прицепы.
В-третьих, применять приемы обогащение содержания игры: обращение к знакомым литературным произведениям, мультипликационным фильмам; вовлечение ребёнка в сотворчество с педагогом (предложения сочинить совместно сказку и продемонстрировать её; разграть историю, поведанную педагогом).
В центре сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет – отражение взаимоотношений людей, наряду с этим предметы легко заменяются либо в мыслях представляются («как словно бы мы на Луне», «путешествие на батискафе», «в театре» и пр.). в базе управления этим видом игр стоит ответ задачи развития условных и символических действий, расширение возможностей применять речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий. Опираясь на эту особенность сюжетно-ролевых игр, педагог побуждает детей применять в игре разнообразные предметы-помощники, символические действия, ненавязчиво предлагает вои образцы замещений. Широкое применение предметов-помощников в игре в будущем разрешит ребёнку овладеть вторыми типами замещения, к примеру, моделями, схемами, знаками и символами, что потребуется в учении.
Особенное внимание направляться уделять обогащению содержания игр. Для этого педагог применяет следующие приёмы:
- участие в деятельности детей по формированию сюжета: придумывание игровых событий, последовательно связанных между собой;
- анализ настоящей обстановке, в которой находится игра (игра отлично начинается либо она «выдохлась», остановилась в развитии – дети повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, ситуации и события);
- яркое включение педагога в игру, в случае, если имеется в этом необходимость, или маленькая косвенная помощь всем участникам игры (либо отдельным детям) в развитии сюжета, ролевых действий.
Одним из видов игр, организация которых очень желательна во время подготовки к школе, являются театрализованные игры.Они воображают богатейшие возможности для развития творчества детей, их самовыражения. Серьёзной предпосылкой развития театрализованных игр есть тяга ребёнка-дошкольника к импровизации, его интерес к театральной деятельности и драматизации, исходя из этого предложение воспитателя (преподавателя) принимать участие в спектакле практически в любое время приводит к положительной ответной реакции детей.
Управление этими играми требует особенного методического ответа. Во-первых, педагогу нужно развивать у детей свойство к эстетическому восприятию мастерства художественного слова: умения вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности языка персонажей, осознавать использованные в тексте речевые обороты. Во-вторых, необходимо учить ребят мыслить образами, воображать себя на месте храбреца, предвидеть действия, каковые он может совершить в рамках игры. В-третьих, особенное внимание уделяется ясному, художественному преподнесению текста, вовлечению детей в его несложный анализ с целью осознания мотивов поступков персонажей.
Серьёзным приемом развития театрализованной игры есть разыгрывание детьми этюдов, в ходе которого дети овладевают разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями, ясной по интонации и лексике речью).
Часть игр со стройматериалом в игровом часе мала, т.к. для них необходимо создавать особенные условия (иметь всевозможный стройматериал, особое свободное пространство, большое время и др.). совместно тем, воспитатель (преподаватель) при наличии этих условий может предложить детям строительные игры с природным материалом, так и с разными конструкторами. Это принципиально важно по причине того, что в ходе строительной игры у детей начинается творчество, мышление, пространственное воображение, инициатива. Педагогу направляться организовывать различные типы строительных игр: конструирование по примеру, по заданной теме, по условиям, по собственному плану ребёнка.
В случае, если подготовительные группы существуют в условиях дошкольного учреждения, и в режиме дня имеется прогулка, то целесообразно на участке организовывать игры с песком, снегом. Управление этими играми будет заключаться в следующем:
- нужно учить детей различным конструктивным умениям, методам преобразования природных материалов;
- целесообразно объединять детей в игровые коллективы. В этом случае игры становятся более занимательными и содержательными: дети вовлекаются в сооружение не отдельных предметов, а целых строительных комплексов (парк, пристань,, улицы, сказочный город);
- педагог побуждает детей к архитектурному и строительному фантазированию, учит их разным методам комбинирования стройматериалов, применению дополнительных подробностей. К примеру, постройка плотины в ручье, в то время, когда употребляются камни, глина, дощечки; сооружения парка из песка в сочетании с камнями, сухими ветками (в качестве деревьев) и т.п.
Часть времени смогут занимать игры с правилами (подвижные и дидактические).Ограничение применения этих игр на протяжении игрового часа связано с тем, что они активно применяются (по авторскому плану) на протяжении занятий, и того достаточно, дабы дети их освоили. К тому же, имеется множество дидактических и подвижных игр, каковые дети, во-первых, смогут организовывать самостоятельно, а во-вторых, в ходе этих игр совершенствуют ответственные для обучении в школе качества: координация перемещений, сосредоточение и зрительный контроль, пространственные ориентировки и др. к примеру, игры с дидактическими игрушками моторного характера: бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом.
Увлекательны и нужны народные игры, отличительными изюминками которых являются выдумка, шутка, юмор, оптимизм. В каждой народной игр решается комплекс воспитательно-образовательных задач. К примеру, игра «Барыня», имеющая довольно много «запретных» правил ( «да» и «нет» не сказать, не смеяться, не радоваться, тёмное с белым не выбирать), исподволь учит детей выдержке, умению подчинять эмоции рассудку, приучают преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неуспех.
В случае, если разрешают условия, дети смогут самостоятельно играться в разные настольно-печатные игры.Это смогут быть игры, в базе которых лежит парность картин, подбираемых по сходству, а также разнообразные по содержанию игры-лото: «Кем быть», «Зоологическое лото», «Мы вычисляем», «Сказки!, «Поведай сказку», «В гостях у сказки», «Соберём грибы», «Дорожные символы» и др. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очерёдности хода («Игрушки», «фигуры », «Ягоды», «Животный мир», «Радостный зоопарк», «Зверята» и др.). Современным детям весьма интересно играться в домино, созданное по мотивам привычных мультипликационных фильмов: «Простоквашино», «Ну, погоди», «Приключения кота Леопольда» и др. Возможно применять и игры типа «Лабиринт» (гусек), и пазлы различного вида.
Ещё раз обратим внимание на то, что на протяжении игрового часа приоритет должен быть дан играм свободным, творческим (режиссерским, сюжетно0ролевым). Это крайне важно для обеспечения развития воображения будущих школьников, их умения решать творческие задачи. Игры с правилами непременно смогут употребляться на протяжении игрового часа, но их часть должна быть меньше, чем творческих.
Исходя из изюминок конкретного вида игры, задач, каковые возможно решить с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру собственного участия в ней, приёмы управления в каждом конкретном случае. Так, новую игру с правилами (дидактическую либо подвижную) он обязан растолковать, поиграть с детьми: сперва в роли ведущего, а после этого- «рядового» партнера; напомнить правила игры, оказать помощь избежать конфликта при распределении порядка игровых действий (к примеру, продемонстрировать, как применять считалки, жеребьёвки и т.д.).
Как воспитатель (преподаватель) может организовать игровой час? В первую очередь, необходимо спланировать тот вид игр, что будет предложен детям. Конечно, это проходит в доброжелательной и ненавязчивой форме: «А не поиграть ли нам всем совместно в…?», Не желаете поиграть в…?, «Давайте осудим, во что мы сейчас будем играться» и т.п. Это прямой метод предложения детям игровой деятельности. Целесообразно пользоваться и косвенными способами её организации: прочесть литературное произведение, которое станет базой будущей игры, внести в группу новые игрушки, вызывающие живой интерес детей и определяющие начало игры и т.п.
При планировании игрового часа крайне важно предусмотреть следующее:
1.Педагог обязан не только следить за игровой деятельностью детей, но и разбирать её: выяснить этап развития, отобрать приёмы, каковые обеспечат предстоящее развитие игры, оценить уровень интереса детей к ней и целесообразность продолжать эту игровую деятельность.
2.Крайне важно установить связь между занятиями и игровым часом. содержание и Тема занятия смогут стать предпосылками развития той либо другой сюжетно ролевой, театрализованной либо режиссерской игры. Разбирая содержания занятия, целесообразно предвидеть его перенос в игровую деятельность, обратить на это внимание детей. К примеру, на занятии, где дети определили о собственной стране, её природе, сёлах и разных городах, возможно предложить на протяжении игрового часа совершить путешествие на Север либо на Дальний Восток, принять гостей, каковые живут на Урале либо в Поволжье.
3.Игровой час возможно организован по-различному. К примеру, в один момент в разные игры смогут играться пара групп. Создать эти игровые сообщества оказывает помощь педагог: одним предлагает игрушки для ролевой игры; вторая несколько занимается настольно-печатными играми, а третья подготавливается к театрализованному представлению. Крайне важно учитывать личный интерес каждого ребенка к конкретному виду игры и на данной базе организовывать играющие коллективы. На следующий сутки игровой час может проходить по-второму: он начинается с общей сюжетно-ролевой игры, на тему, предложенную педагогом либо самими детьми.
На протяжении одного игрового часа смогут быть предусмотрены различные виды игр. Наряду с этим воспитатель (преподаватель) должен быть очень внимателен к настроениям детей: непедагогично прерывать игру, в случае, если дети активны и их интерес очень глубок. Одновременно с этим не требуется искусственно продолжать игру, если она не вызывает интереса у играющих.
Так, дабы действенно применять игровой час для подготовки и развития детей их к школе, нужна заинтересованность педагога, его умение и желание педагогически целесообразно организовать игровую деятельностей детей в данный час.
развития детей и Программа обучения с 5 лет
«Предшкольная пора» по редакцией Н.Ф. Виноградовой
«Обучаемся РОДНОМУ ЯЗЫКУ»
Применяемая литература:
Л.Е.Журова, М.И.Кузнецова «Азбука для дошкольников» 1-4 части, прописи 1-4.
Рабочая тетрадь №1 «Играем со словами и звуками»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие. | |||
Игра-путешествие в страну Знаний. | |||
Звуки речи. Звук «ш» | |||
Звук «ж» | |||
Звуки «ш», «ж» | |||
Звуки «з», «з» | |||
Звуки «с», «с». Р.К. Составление предложений о г. Сорске | |||
Звуки «л», «л». | |||
Звуки «м», «м». | |||
Звуки «к», «к». | |||
Звуки «п», «п». | |||
Звуки «в», «в». | |||
Звуки «г», «г» | |||
Чуковский «Врач Айболит». Закрепление изученных звуков. | |||
Закрепление. Жёсткие и мягкие согласные звуки. | |||
согласные и Гласные звуки. Звуки «а», «у», «о». | |||
Звуковой анализ слов «лук», «дом» | |||
Звуки «ы», «и». Звуковой анализ слов «дым», «сыр», «кит», «мир». | |||
Звуковой анализ слов «мел», «клинок», «лес». | |||
Звуковой анализ слов «утка», «аист», «паук». | |||
Звуковой анализ слов «рыба», «лиса». | |||
Звуковой анализ слов «лист», «игла», «вишня». | |||
Звук «й». | |||
Закрепление. Звук «й». | |||
согласные и Гласные звуки. Закрепление. Звуковой анализ слов «замок», «зебра». | |||
Письмо печатной и большой букв Аа | |||
Звуки «а», «йа». Письмо печатных букв Яя. Буква Я | |||
Буква Я в начале слова. | |||
Закрепление. Буква я. | |||
Буква Ёё | |||
Письмо печатных букв Ёё | |||
Буквы О, Ё | |||
Гласные буквы. Закрепление. | |||
Буква Ё в начале слова. | |||
Буква Уу. Звук «у». Р.К. Улицы отечественного города. | |||
Письмо печатных букв Уу | |||
Гласные буквы. Закрепление. | |||
согласные и Гласные звуки. Закрепление. | |||
Буквы «Ю» «ю». В гостях у буквы «ю» | |||
Буквы «у» «ю». письмо печатной буквы «ю» | |||
Буква «ю» в начале слова | |||
Гласные буквы у, ю, о, ё, а,я. Независимая работа. | |||
Звук «э». буквы Ээ. | |||
Письмо печатных букв Ээ | |||
Буквы Ее. | |||
Буква Е в начале слова | |||
Письмо печатных букв Ее. Звуковой анализ слов. | |||
Звук «ы», буква ы | |||
Письмо печатной буквы ы | |||
Звук «и», буквы «И», «и». | |||
Буква Ии. Звуковой анализ слов с буквой «и». независимая работа. | |||
Письмо печатных букв Ии. | |||
Гласные буквы. Закрепление. | |||
Гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука. | |||
Гласные буквы, обозначающие твердость согласного. | |||
Закрепление. Составление слов по заданным схемам. | |||
Ударение. | |||
Ударение. Закрепление. | |||
Звуковой анализ слов рука-река, руки-реки. Подбор схем к заданным словам. | |||
Закрепление изученного материала. | |||
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №1 «Играем и читаем совместно» | |||
Звуки «м», «м», буква Мм. Письмо печатных букв Мм. | |||
Понятие о предложении. Составление предложений по картинам. | |||
Звуки «н», «н» | |||
Буквы направляться | |||
Письмо печатных букв Нн | |||
Звуки «р», «р». | |||
Буквы Рр | |||
Письмо печатных букв Рр. Наша страна — Российская Федерация | |||
Звуки «л», «л» | |||
Буквы Лл. | |||
Письмо букв Лл. | |||
Звук «й», буква «й» | |||
Слова со звуком «й». звуковой анализ слов. | |||
Звуки «г», «г». Анализ слов со звуками «г», «г» | |||
Буквы Гг. Письмо букв Гг. | |||
Звуки «к», «к». Анализ слов со звуками «к» «к». | |||
Буквы Кк. Письмо букв Кк. | |||
Звуки «з» «з». Анализ слов со звуками «з», «з» | |||
Буквы З з. Письмо букв З з. Составление рассказа о зиме по картинам. | |||
Звуки «с» «с». Анализ слов со звуками «с» «с» | |||
Буквы Сс. Письмо букв С с. | |||
Звуки «д» «д». Анализ слов со звуком «д» | |||
Буквы Дд. Письмо букв Дд. | |||
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | |||
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? | |||
Закрепление пройденного материала. Звуки «т» «т». Анализ слов со звуками «т» «т» | |||
Буквы Тт. отрывок из поэмы А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» | |||
Закрепление изученного материала. А.Барто «Думают ли животные?» | |||
Закрепление изученного материала. | |||
Звуки «б» «б». Анализ слов со звуком «б» | |||
Буквы Бб. Письмо букв Бб. | |||
Звуки «п» «п». Анализ слов со звуком «п».Сопоставление звуков «б» и «п». | |||
Буквы Пп. Письмо букв Пп. | |||
Закрепление изученного материала. Звуки «б» «б» и «п» «п» | |||
Закрепление изученного материала. К.И. Чуковский «Айболит». | |||
Звуки «в» «в». Анализ слов со звуками «в» «в». | |||
Буквы Вв. Письмо букв Вв. | |||
Знакомство со многозначными словами. | |||
Закрепление изученного материала. К.И. Чуковский «Мойдодыр» | |||
Рабочая тетрадь №2 «Играем и читаем совместно» | |||
Звуки «ф» «ф». Анализ слов со звуками «ф» «ф». Работа со схемами. | |||
Буквы Фф. Письмо печатных букв Фф. | |||
Закрепление изученного материала. Э. Успенский «Тигр вышел погулять». | |||
Мягкий символ. Знакомство. | |||
Повторение. Письмо мягкого символа. | |||
Звук «ж». анализ слов со звуком «ж». работа со схемами. | |||
Буквы Жж. Письмо буквы ж. | |||
Повторение изученного материала. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | |||
Звук «ш». Работа со схемами. Анализ слов со звуками «ш» | |||
Буквы Ш ш . Письмо букв Ш ш | |||
Закрепление. Сопоставление звуков «ш» «ж» | |||
Звук «ч». Работа со схемами. Анализ слов со звуком «ч». | |||
Буквы Ч ч. Письмо печатных букв Ч ч. | |||
Закрепление изученного материала. | |||
Звук «щ». Работа со схемами. Анализ слов со звуком «щ». | |||
Буквы Щ щ. Письмо букв Щ щ. | |||
Закрепление изученного материала. | |||
Звуки «х» «х». Анализ слов со звуками «х» «х». Работа со схемами. | |||
Буквы Х х. Письмо букв Х х. | |||
Закрепление изученного материала. | |||
Звук «ц». Работа со схемами. Анализ слов со звуком «ц» | |||
Буквы Ц ц. Письмо печатных букв Ц ц. | |||
Закрепление изученного материала С.Я.Маршак «Усатый-полосатый» | |||
Мягкий символ. | |||
Жёсткий символ. | |||
Закрепление изученного материала. Жёсткий и мягкий символы. | |||
Закрепление изученного материала. К.И.Чуковский «Телефон» | |||
Закрепление изученного материала. В.Сутеев «Три котёнка»ю | |||
Обобщение изученного материала. | |||
«Обучаемся ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ»
Применяемая ЛИТЕРАТУРА: Н.Г.Салмина «Обучаемся думать»