1) они были строжайше запрещены Петром I.
2) по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.
3) вышел указ Петра I о запрещении поединков.
4) Пётр I запретил поединки особым указом.
А5. Укажите предложение с грамматической неточностью (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Экономисты говорят о понижении инфляции и что задержки заработной плата больше не будет.
2) К числу достижений лаборатории направляться отнести то, что в ней удачно завершён сложнейший научный опыт.
3) В случае, если нужные меры будут приняты, всё закончится благополучно.
4) Последнее, на чём направляться остановиться, – это композиция романа.
Прочтите предложения и выполните задания А6 — А11.
(1)… (2) Вся вторая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Подобным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер любая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между числами и набором букв именуется кодировкой знаков. (5) Все числа в компьютере представляются посредством единиц и нулей, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры в большинстве случаев трудятся в бинарной совокупности счисления
А6. Какое из нижеприведенных предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать лишь данные, представленную в числовой форме.
3) Все данные, предназначенная для долгосрочного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти либо на разных носителях, к примеру на эластичных и твёрдых дисках.
А7. Какое из приведённых ниже сочетаний слов должно находиться на месте пропуска в шестом (6) предложении?
1) В первую очередь, 3) Помимо этого,
2)Но 4) Иными словами,
А8. Какие конкретно слова являются грамматической базой во втором (2)
предложении текста?
1) информация для обработки
2) информация обязана
3) информация должна быть преобразована
4) информация преобразована
А9. Укажите верную чёрта третьего (3) предложения текста.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
А10. Укажите верную морфологическую чёрта слова
ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.
1) настоящее причастие 3) краткое прилагательное
2) страдательное причастие 4) деепричастие совершенного вида
А11. Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.
1) воспроизводится в определённой последовательности
2) всегда повторяется
3) записывается в виде текста
4) переводится из одной совокупности знаков в другую
А12. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина имеется некая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом броского света и существуют вне связи со средой.
1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1, 2, 3
А13. В каком последовательности во всех словах пропущена безударная контролируемая гласная корня?
1) спец…алист, р…внение, изб…рательный
2) кр…терий, употр…бить, г…сударственный
3) т…рритория, оп…раться, предст…вление
4) мот…вировать, б…зироваться, произн…шение
А14. В каком последовательности во всех трех словах пропущена одинаковая буква?
1) пр…увеличивать, пр…одолеть, пр…града
2) бе…дарно, бе…пристрастный, _н…шифровать
3) о…далённый, на…треснутый, на…пиленный
4) из…маму, дез…нформация, от…граться
А15. В каком последовательности в обоих словах на месте пропуска пишется И?
1) догон…шь, озадач…вший
2) разбуд….шь, омыва…мый
3) беспоко…шься, подстрел…нный
4) шепч…шься, расчист…вший
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущенаЕ?
А. претерп…вать
Б. привередл…вый
В. алюмини…вый
Г. успока…ваться
1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В
А17. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?
Н(1)кто из живописцев до Левитана н(2) передавал с таковой печальной силой н(3) измеримые дали русского н(4)настья.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 4
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в собственных грехах, а ТАК(ЖЕ) отыскать покой в родном имении.
2) Первые пара лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ радостнейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) конкретно тут он приобрёл настоящую известность.
3) Страсть к чтению у неё была ненасытна, свойство трудиться – огромная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)Словно бы все вещи.
4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником видного художника Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) скульптора и флорентийского живописца Андреа Верроккио.
А19. Укажите верное объяснение постановки запятой либо её отсутствия в данном ниже предложении:
Для способа голландских живописцев определяющее значение имеет опыт яркого созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.
1) Простое предложение с однородными участниками, перед альянсом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед альянсом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными участниками, перед альянсом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед альянсом И не нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны находиться запятые?
Эра (1) начавшаяся (2) по окончании открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
1) 1 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 4
А21. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны находиться запятые?
Язык поэзии (1) как мы знаем (2) не может быть обычным, поскольку неординарен метод изъясняться ямбами, хореями. Исходя из этого поэзия – это (3) возможно сообщить (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того либо иного цветового эпитета.
2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
3) Грин имел возможность детально обрисовать как изгиб реки так и размещение домов как вековые леса так и комфортные приморские города.
4) Практически любой из французских скульпторов трудился одновременно и в историко – мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
А23. Как растолковать постановку двоеточия в данном предложении ?
Музыка П.И. Чайковского тревожит слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко попадает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами собственного искусства раскрывает духовно-эмоциональную судьбу людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения говорит о условии совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения говорит о причине того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения говорит о времени совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны находиться запятые?
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен монумент (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) произошло крещение Руси.
1) 1, 2 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А25. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны находиться запятые?
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) в то время, когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
А26. В каком варианте придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Княжна Марья взглянуть на Ростова своим лучистым взором, что заставлял забывать некрасивость её лица.
2) Эра реакции, которая наступила в РФ за восстанием декабристов, породила людей, аналогичных Печорину.
3) Войска Первой русской армии, при которой был правитель, были находятся в укреплённом лагере у Дриссы.
4) Среди присутствующих Маргарита сходу определила Азазелло, что стоял у спинки кровати.
А 27. Прочтите текст.
В организме человека насчитывается около 200 типов разных клеток. С момента собственного происхождения ведущим способом изучения клетки остаётся микроскопия. Большая часть компонентов клеток являются прозрачными, исходя из этого они в микроскоп не видны. Как же разглядеть живую клетку? Для этого на микроскоп монтируют особое устройство, которое особенным образом преобразует свет. Тогда многие подробности живой клетки видны более отчётливо.
В каком из приведённых ниже предложений правильно передана основная информация, содержащаяся в тексте?
1) В случае, если клетку окрасить, предварительно обработав особыми растворами, тогда подробности её видны более отчётливо.
2) Чтобы разглядеть живую клетку, на микроскоп монтируют особое устройство, которое особенным образом преобразует свет.
3) Большая часть компонентов клеток являются прозрачными, исходя из этого они в микроскоп не видны.
4) С момента собственного происхождения ведущим способом изучения клетки остаётся микроскопия.
Прочтите текст и выполните задания А28 — А30; В1 – В8; С1.
(1)Не помню, как его кликали. (2)Он жил на Сортировочной и в отечественную школу перешёл временно, в силу того, что его мать положили в поликлинику, а тут, в третьем районе, жила бабушка. (3)Новенького посадили со мной, и это мне не пришлось по нраву: значит, в то время, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым – запрещено, посадите с Саней Табуховым – снова запрещено, а тут, выясняется, возможно!
(4)Новенький пара раз обратился ко мне с какими-то дурными вопросами: «как кличут?», «где живёшь?»… (5)Я отвечал неохотно, через зубы, и он отвязался.
(6)А по окончании уроков его повели бить. (7)Это именуется «прописка». (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, легко традиция такая. (9)Новенький, заметив толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Серёжке Романову, отбросил его ударом в сторону и, умело увернувшись от Кольки Лыкова, как будто бы ветер, скрылся во дворах. (10) 3а ним побежали, но догнать не смогли. (11)Серёжка Романов, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро наблюдали на него. (12)Решили не ожидать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сейчас же, не смотря ни на что.
(13) – Димон, ты же сидел с ним! (14)3айди к нему, позови его на свою квартиру – музыку в том месте послушать либо чего ещё… – попросил меня Колька Лыков. (15) –Ты же умный, схитри как-нибудь, дабы он вышел на улицу.
(16)Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует находчивости и смекалки, согласно его точке зрения, могу выполнить лишь я.
(17) Через полчаса я уже нажать на звонок квартиры, где жил новенький.
(18) – Тебе чего?
(19) – Как чего? (20)взглянуть в твои глаза! – насмешливо сообщил я. (21) – Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя взял по полной программе.
(22) – А ты-то при чём?
(23) – Как при чём? – удивился я. (24) – Мы же совместно сидим, значит, мы приятели, вот мне за тебя и в ломили! (25)До сих пор рёбра болят… (26)Пройти-то возможно?
(27) – Проходи…
(28)Мы попили чай, он продемонстрировал собственные картинки… (29)Хорошо он рисовал. (30)Позже я взглянуть на часы и позвал его к себе домой.
(31) – Давай лишь не сейчас!
(32)В у меня всё упало: парни из отечественного к ласа уже ожидали нас в засаде около недостроенного дома.
(33) – Осознаёшь: у меня братишка болеет, и я желал, дабы ты нарисовал ему какую-нибудь картину, он обожает различные сказочные сюжеты…
(34) – Ну, раз так, то отправимся…
(35)Тот путь я не забываю до сантиметра, как будто бы шёл босиком по гвоздям. (36)Новенький что-то сказал мне, а я торопливо кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат краски и альбомные листы… (39)Тёплый воздушное пространство, как будто бы напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал ещё пара шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медлительно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.
(45)Самое ужасное было дальше. (46)Будущее, видно, решила совершить меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький внезапно взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, заметив, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.
(49) – Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?
(51)В этот самый момент я улыбнулся, а остальные захохотали. (52)Лишь тогда он всё осознал и взглянуть на меня. (53)Удивлённо, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взором кожа, как будто бы чулок, сползла с моего тела…
(55)…Уже много лет я грежу кого-то спасти: извлечь тонущего из воды, обезопасисть девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя, я согласен кроме того погибнуть, совершая смелый поступок. (56)Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто не требует меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу собственное окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь замечу преданного мною паренька и он меня забудет обиду. (58)Либо хотя бы осознает. (59)Либо, по крайней мере, выслушает… (60)Но он живёт где-то на Сортировочной, в отечественную школу его перевели временно, и отечественные жизненные дороги всё никак не смогут пересечься.
(По С. Надыршину)
А28. В каком предложении храбрец растолковывает, по какой причине он дал согласие выманить новенького на улицу?
1) 16 2) 21 3) 55 4) 4
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 45 – 52?
1) рассуждение и повествование
2) описание
3) рассуждение и описание
4) рассуждение
А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 9 2) 12 3) 33 4) 54
ЧАСТЬ 2
В1. Укажите метод образования слова ПОРУЧЕНИЕ (предложение 16).
В2. Из предложений 10 – 15 выпишите существительное, образованное путём перехода одной части речи в другую.
В3. Из предложений 28 – 30 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 51 – 60 отыщите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неизвестно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 39 – 49 отыщите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 32 – 39 отыщите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 1-10 отыщите такое, которое связано с прошлым при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В 8. «Создатель текста, дабы бросче изобразить смятение в душе храбреца, применяет ______ (предложения 35, 39). Маленькие, отрывистые фразы, _____ (предложения 52 – 53) создают особенный художественный эффект: мы как словно бы бы слышим взволнованное дыхание человека. В финальной части создатель применяет _______ (к примеру, в предложении 55) и таковой приём, как _______ («никто… никто… никто…» в предложении 56), дабы продемонстрировать, как случившееся оказало влияние на храбреца».
Перечень терминов:
1) цитирование 6) лексический повтор
2) лично-авторские слова 7) однородные члены
3) риторический вопрос сравнение
4) диалектизм 9) риторическое обращение
5) парцелляция
ВАРИАНТ 7
ЧАСТЬ 1
А1. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) катАлог 2) обеспЕчение 3) докУмент 4) отогнАла
А2. В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ необходимо употребить
ЛЕДОВЫЙ?
1) очень холодный ветер сбивал с ног.
2) По окончании ЛЕДЯНОГО плавания данной экспедиции была составлена карта Крайнего Севера.
3) Его резкие слова сопровождались ЛЕДЯНЫМ взором.
4) Узоры на ЛЕДЯНОМ окне манили собственной сказочной красотой.
А3. Укажите пример с неточностью в образовании формы слова:
1) оденьтеся теплее 3) с семьюстами рублями
2) пятеро студентов 4) сладких мандаринов
А4. Укажите грамматически верное продолжение предложения.
Позвонив в студию,
1) у вас покажется возможность задать вопросы отечественному гостю.
2) вы сможете победить приз.
3) радиоприёмник обязан находиться в соседнем помещении.
4) вам ответит отечественный оператор.
А5. Укажите предложение с грамматической неточностью (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Благодаря труду реставраторов мы можем наслаждаться фресками Ферапонтова монастыря.
2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине древних усадебных деревьев.
3) Шофер маршрутного такси сообщил снова вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
4) В то время, когда наблюдаешь на монумент Лермонтову, складывается чувство, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает радостные 60 секунд судьбы
Прочтите текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Так, они установили, что в южном полушарии в конце каменноугольного периода было материковое оледенение. (3) Южноамериканские геологи, изучавшие следы этого оледенения на юге побережья Бразилии, узнали, что оно шло со стороны Атлантического океана. (4) Валуны в ледниковых моренах содержат необычные редкие породы, которых в Южной Америке по большому счету не было. (5) Но точно такие же породы нашли позднее в южной Африке, на территории Намибии. (6) … стало ясно, что в конце каменноугольного периода Южная Африка Южная Америка вовсе не были поделены океаном и материковые льды, зародившиеся в Африке, языками спускались на равнины теперешней Южной Америки.
А6. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте ?
1) Учёные находят новые подтверждения и всё новые догадки о передвижении материков.
2) К материкам современной геологической эры относятся Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
3) Около берегов Северного Ледовитого океана нет дрейфующих вулканов.
4) Материки – это широкие пространства суши, омываемые океанами и морями.
А7. Какое из приведённых ниже сочетаний слов должно находиться на месте пропуска в шестом предложении?
1) Помимо этого, 2) Не обращая внимания на это 3) Тогда 4) Не смотря на то, что
А8. Какое слово либо сочетание слов есть грамматической базой в одном из предложений либо в одной из частей сложного предложения ?
1) узнали (предложение 3)
2) содержат необычные редкие породы (предложение 4)
3) не было (предложение 4)
4) породы нашли (предложение 5)
А9. Укажите верную чёрта третьего (3) предложения.
1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
А10. Укажите верную морфологическую чёрта слова ПОДЕЛЕНЫ (предложение 6).
1) краткое прилагательное
2) деепричастие
3) настоящее причастие
4) страдательное причастие
А11. Какое из слов употреблено в тексте в переносном значении?
1) оледенение 2) валун 3) морена 4) язык
А12. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Подли(1)о романтический и одновреме(2)о гуманистический пафос поэзии Лермонтова коренился в напряжё(3)ых духовных исканиях поэта.
1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
А13. В каком последовательности во всех словах пропущена безударная контролируемая гласная корня?
1) ф…лиант, соприк…сновение, экз…менатор
2) благов…ление, абс…лютизировать, выг…реть
3) задр…жать, т…инственный, обл…котиться
4) прил…жание, увл…кающийся, ориг…нальный
А14. В каком последовательности во всех трех словах пропущена одинаковая буква?
1) по…сообщить, о…дать, по…зарядить
2) бе…злобный, и…тратить, ра…бросанный
3) пр…пугнуть, пр…льщать, пр…косновение
4) без…нтересный, с…мпровизировать, с…митировать
А15. В каком последовательности в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) стел…шь, скле…вший
2) удерж…шь, прославл…ный
3) щебеч…шь, неприемл…мый
4) разбуд…шь, анализиру…мый
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. незатейл…вый Б. действит…льно В. больш…нство Г. разве…ть
1) А, В, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Матрос (не)медлительно доложил начальнику о странном шуме.
2) Меня провели в (не)громадную, но комфортную помещение с камином.
3) Мелкие (не)крашеные домишки бережно расположились по обеим сторонам улицы
4) (Не)хотя выдавать собственный ужас, собака звучно залаяла.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, нужно довольно много упрочнений, ЗА(ТО) какое количество эйфории он вам доставит
2) Младший сын ТАК(ЖЕ) обожал книги, как и все в отечественной семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не появилось сомнения, что ему подарить.
3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) отлично, как день назад, я накопал свежих червей и поднялся пораньше
4) Я благодарю вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне позволили изучить данный проект.
А19. Укажите верное объяснение постановки запятой либо её отсутствия в данном ниже предложении:
Она порывисто надевает собственную шубку ( ) и сейчас из её неосторожно сделанной прически обязательно падают на пол две-три шпильки.
1) Простое предложение с однородными участниками, перед альянсом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед альянсом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед альянсом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными участниками, перед альянсом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны находиться запятые?
Перебравшись через топь (1) мы заметили маленькую тропинку (2) протоптанную (3) какими – то животными (4) и углубились в чащу леса.
1) 1, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4
А21. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны находиться запятые?
Он успел спастись, отпрянув в сторону, но (1) однако (2) у него так была повреждена нога, что сейчас матрос практически не имел возможности трудиться до самого финиша плавания. По его словам (3) всё случилось из-за небрежности его спутника. Но (4) тот ссылается на сильную качку.
1) 3 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Судьбу Пушкина возможно назвать и судьбой и отдельной судьбой народной.
2) Звук то приближался и увеличивался то слышался глуше то уходил куда – то за горизонт
3) Я обожаю эти чёрные ночи эти звёзды и пруд и клёны.
4) Ливень принимался гудеть обширно и ровно во дворе и в саду и в переулке.
А23. Как растолковать постановку двоеточия в данном предложении ?
Очень приметными в той глухой деревеньке были две мелкие избушки на отшибе: наличники на их окнах напоминали искусно связанные вологодские кружева.
1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными участниками предложения.
3) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения содержит указание на стремительную смену событий.
А24. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны находиться запятые?
В начале 1930 года (1) С. М. Бонди (2) идеи которого (3) позднее осуществились при издании (4) отвлечённого собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение исходников поэта.
1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 4, 5 3) 2, 5 4) 1, 3, 4, 5
А25. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны находиться запятые?
Окраска зверька (1) замершего в испуге (2) до того доходила под цвет дерева (3) что (4) если бы он оставался неподвижным (5) то его совсем не было возможности бы подметить.
1) 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4
А26. В каком варианте придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) А. С. Пушкин – это гений человечности, что во всём обнаружил наивысшее проявление людских эмоций.
2) Российская Федерация – это нескончаемые снега, над которыми поют серебряные метели.
3) А. С. Пушкин поведал Н. В. Гоголю историю похождений некоего авантюриста, что скупал у помещиков крестьян для получения ссуды в опекунском совете.
4) Новейшая история – самая маленькая среди эр, каковые выделяются в летописи человечества.
А27. Прочтите текст.
Все обвинения в кастовости, элитарности научной среды, которая словно бы бы не хочет впускать посторонних, не имеют под собой ни мельчайшего основания. Тяжело представить среду более демократичную. На научных семинарах часто возможно услышать, как толковый студент высказывает собственную точку зрения, которая может противоречить позиции доктора наук, но обсуждается наряду с этим наравне с мнением авторитетного учёного.
В каком из приведённых ниже предложений правильно передана основная информация, содержащаяся в тексте?
1) Научную среду небезосновательно обвиняют в кастовости, элитарности.
2) На научных семинарах сейчас часто возможно услышать, как студенты перебивают доктора наук.
3) Научная среда демократична: на научных семинарах наравне обсуждаются позиции студента и профессора, исходя из этого обвинения научной среды в элитарности беспочвенны.
4) Точка зрения кроме того самого толкового студента вряд ли может оказаться увлекательнее того, что может сказать доктор наук.
Прочтите текст и выполните задания А28 — А30; В1 – В8; С1.
(1)в один раз ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы спешили в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На освещённом замечательными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире появились усталые созвездия…
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, ночь и дождь сходу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, чёрные от дождя птицы и чехлы — распушённые ветром влажные комочки. (9) Они метались между антеннами и пробовали спрятаться от ветра за трубой.
(10) Палубу отечественного теплохода выбрали эти мелкие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в собственном долгом пути на юг. (11)Само собой разумеется, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё по большому счету вспомнилось, что не редкость около нас и что не редкость внутри наших душ, в то время, когда приходит русская весна и прилетают скворцы и грачи. (13) Это не обрисуешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И это связано не только с удовольствием от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением отчизны, России. (16) И пускай ругают отечественных русских живописцев за литературность и старомодность сюжетов. (17) 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева прячется не только вечная в мастерстве радость судьбы. (18) Прячется конкретно русская радость, со всей её нежностью, глубиной и скромностью. (19)И как несложна русская песня, так несложна живопись.
(20)И в отечественный сложный век, в то время, когда мастерство мира мучительно ищет неспециализированные истины, в то время, когда запутанность судьбы приводит к необходимости сложнейшего анализа психики сложнейшего анализа и отдельного человека судьбы общества, — в наш век живописцам тем более не нужно забывать об одной несложной функции мастерства — будить и освещать в соплеменнике чувство отчизны.
(21)Пускай отечественных пейзажистов не знает заграница. (22)Дабы не проходить мимо Серова, нужно быть русским. (23) Мастерство тогда мастерство, в то время, когда оно вызывает в человеке чувство пускай мимолетного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье появляется в нас тогда, в то время, когда мы чувствуем любовь к Российской Федерации. (25) Я не знаю, имеется ли у других наций такая нерасторжимая связь между ощущением родины и эстетическим ощущением…
(По В. Конецкому)
А28. В каком(-их) предложении(-ях) создатель открыто высказывает собственную точку зрения на назначение мастерства?
1) 11, 13 2) 16 3) 17, 18 4) 20, 23
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21-25?
1) описание и рассуждение 3) рассуждение
2) повествование и рассуждение 4) повествование
А30. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?
1) усталые (предложение 4) 3) пробуждение (предложение 15)
2) белые (предложение 4) прячется (предложение 17)
ЧАСТЬ 2
В1. Из предложений 3 — 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным методом.
В2. Из предложений 21— 23 выпишите все предлоги.
В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 16 — 23 отыщите сложное, все части которого
являются односоставными безличными предложениями. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 1 — 10 отыщите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 10 — 19 отыщите сложноподчинённое предложение, в котором имеется однородные придаточные. Напишите его номер.
В7. Среди предложений 7 — 13 отыщите такое, которое соединяется с прошлым при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. «Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Отчизне и множество вторых тёплых эмоций, для которых он пробует отыскать правильные слова, прибегая наряду с этим к применению таких изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («по большому счету вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____ («пронзительное счастье») в предложении 24. Позицию автора оказывает помощь выразить такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 15, 17 – 18)».
Перечень терминов:
1) лексический повтор 6) последовательности однородных участников
2) олицетворение 7) просторечное слово
3) синтаксический параллелизм риторическое обращение
4) парцелляция 9) сравнительный оборот
5) эпитет
ВАРИАНТ 8
ЧАСТЬ 1
А1. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) свеклА 2) бАрмен 3) случАй 4) зАвидно
А2. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ необходимо употребить ВРАЖЕСКИЙ?
1) Юная племянница постоянно ощущала ВРАЖДЕБНОЕ отношение к себе со стороны родственников
2) В статье было довольно много ВРАЖДЕБНЫХ высказываний в адрес писателя.
3) На протяжении обстрела ВРАЖДЕБНАЯ пуля ранила молодого полковника.
4) Антилопы через чур поздно увидели ВРАЖДЕБНЫЙ взор хищника.
А3. Укажите пример с неточностью в образовании формы слова.
1) лягте на траву 3) ложите скоро
2) двое подруг 4) самый приветливый человек
А4. Укажите грамматически верное продолжение предложения: