Окончание последования изобразительных

С началом пения: «Во Царствии Твоем…» отверзается завеса. По окончании прочтения на клиросе «Отче отечественный» священник перед престолом произносит возглас: «Яко Твое имеется Царство…».

Чтец: «Аминь».И далеечитает кондаки, «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и сейчас», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…».

Священник сейчас крестится, целует святое святого Евангелие и край престола, опять крестится, выходит из алтаря северной дверью, делается на солее перед царскими вратами и произносит возглас: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник воздевает руки[196] ипроизносит молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Чтец по окончании молитвы прп. Ефрема Сирина произносит: «Аминь» и просматривает конечное Трисвятое по «Отче отечественный…».

Священник на солеевозглас: «Яко Твое имеется Царство…».

Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз) и молитву: «Всесвятая Троице…».

Священник на солее: «Премудрость».

Хор: «Достойно имеется…» до слов: «и Матерь Всевышнего отечественного»(включительно).

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим…».

Священник:«Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и сейчас», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник при закрытых царских вратах произносит на солеемалый отпуст: «Христос подлинный Всевышний отечественный, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Папа отечественных и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетие, по традиции, не поются.

Священник совершает поясной поклон перед царскими вратами и возвращается в алтарь южной дверью.

Последование Вечерни

На Литургии преждеосвященных Даров

диакон и Священник надевают камилавки и скуфьи и становятся перед святым престолом. Потом они благоговейно совершают троекратное поклонение (малые поклоны) со словами священника: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя».

После этого священник целует престол и Евангелие, а диакон край святого престола.

Диакон, наклонив голову и сложив руки и орарь для принятия благословения, испрашивает благословение у священника.

Священник, благословляя диакона, негромко говорит: «Благословен Всевышний отечественный в любой момент, сейчас и присно, и во веки столетий».

Диакон, взяв благословение от священника, отвечает: «Аминь»ипоклонившись ему, обходит святой престол с северо-восточной его стороны и выходит на солею северной дверью. Став перед царскими вратами на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется к востоку и, воздев руку с орарем, велегласно возглашает: «Благослови, владыко».

Начало литургии и великая ектения

Диакон по окончании произнесения возгласа совершает поклон перед царскими вратами и уходит южной дверью в алтарь. В алтаре, сотворив положенные поклоны святому священнику и престолу, он делается на своём простом месте перед престолом.

Священник, забрав святое Евангелие, произносит празднично начальный возглас литургии: «Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, сейчас и присно, и во веки столетий»иначертывает Евангелием символ креста над антиминсом, строя его на словах: «Отца»–на восток, «и Сына»– на запад, «и Святаго»– насевер и«Духа» – на юг. После этого он думает Евангелие на антиминсе, крестится, целует Евангелие, опять крестится и выходит со Служебником в руках из алтаря северной дверью на солею. Став на солее, он совершает поясной поклон перед царскими вратами и, поднявшись прямо, тайно просматривает светильничные молитвы «с откровенною главою»(клобук и камилавка снимается), начиная с 4-й: «Немолчными песньми…»[197](см.:Служебник,Чин вечерни).

Хор: «Аминь».

Чтец: «Прииди?те, поклонимся…» (трижды)[198] и 103-й псалом.

В конце чтения 103 псалма диакон, предварительно сотворив поклон святому престолу, выходит из алтаря северной дверью на солею для произнесения великой (мирной) ектении. При выходе диакона из алтаря священник делается перед иконой Спасителя, а диакон перед иконой Богоматери, после этого они трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь южной дверью, крестится, целует Евангелие и край престола, опять крестится и делается на собственный место перед святым престолом.

Диакон, по окончании окончания чтения 103 псалма, на амвоне произноситвеликую ектению (см.:Служебник,Божественнаялитургия Преждеосвященных Даров).

Хор поет: «Господи, помилуй» великопостным распевом.

По окончании последнего прошения: «Пресвятую, Пречистую…» диакон, сотворив поклон перед царскими вратами, возвращается в алтарь южной дверью, и делается около священника у святого престола с южной его стороны.

Священник в конце ектении в алтаре перед престолом просматривает тайно молитву первого антифона –1-юсветильничную молитву: «Господи Щедрый и Милостивый…» заканчивая её по окончании произнесения ектении велегласнымвозгласом: «Яко подобает Тебе любая слава, честь и поклонение…»(см.:Служебник,БожественнаяЛитургия Преждеосвященных Даров).

Хор: «Аминь».

Чтец просматривает первый антифон 18-й[199] кафизмы[200].

При служении одним священником без диакона. Священник сам на солее произносит великую ектению, а молитву первого антифона просматривает по окончании прошения: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…»,но не по окончании возгласа, поскольку возглас есть последней частью тайной молитвы. Поэтомухор поет медлительно: «Тебе, Господи». В алтарь он входит тогда лишь по окончании возгласа: «Яко подобает…». Таким же образом на солее произносятся малые ектении и читаются молитвы 2-го и 3-го антифонов.

Антифоны

В начале чтения первого антифонасвященнослужители снимают камилавки и скуфьи.После этого священник крестится, целует Евангелие, лежащее на антиминсе, и думает его на горней стране престола ближе к верхнему его краю, выше антиминса. Потом он разворачивает илитон и святой антиминс абсолютно с четырех сторон, и берет лежащую в антиминса плоскую губу (мусу) и думает её в верхнем правом углу развёрнутого антиминса.

Одвременно с этим диакон (а вдруг его нет, то священник, по окончании раскрытия антиминса) переносит с алтаря и передаёт священнику дискос, копие и лжицу. Священник поставляет посредине развёрнутого антиминса дискос, на что думает копие и лжицу.

Дальше священники совершают два земных поклона. После этого священник снимает с дискоса со Святыми Дарами звездицу и покровец и переставляет его на антиминс рядом со свободным дискосом. Потом он берет в правую руку копие, а в левую лжицу (либо напротив, как кому комфортно) и с опаской зажав, Преждеосвященный Агнец копием и лжицей, в двух руках, перекладывает его на вольный дискос. По окончании этогоон кроме этого посредством копия и лжицы переворачивает Агнец и поставляет его на середине дискоса печатью вверх, и без того дабы печать была верно развёрнута. Потом он поставляет на дискос с остальными Агнцами звездицу и покровец и переставляет его на прошлое место перед Дарохранительницей. Затем он шепетильно вытирает над дискосом губой копие и лжицу и думает их обратно на плат рядом с антиминсом.

В завершении всего священники совершают земной поклон и надевают камилавки и скуфьи.

Примечание. В случае, если на дискосе с приготовленными Агнцами находится лишь один Агнец, то тогда он не переставляется на вольный дискос, а лишь переворачивается и поставляется на середине то же дискоса печатью вверх.

В случае, если же Агнец хранится в Дарохранительнице, то тогда он таким же образом посредством копия и лжицы переставляется на дискос.

К этому времени чтец заканчивает первый антифон: «Слава, и сейчас», «Аллилуия»(трижды).

Диакон, предварительно сотворив поклоны святому священнику и престолу, выходит на амвон, делается против царских врат и произносит малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).

Священник на протяжении произнесения ектении просматривает в алтаре перед престолом тайно молитву 2-го антифона –2-ю светильничную молитву: «Господи, да не яростию Твоею…»заканчивая её велегласным возгласом: «Яко Твоя держава…» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).

По окончании окончания ектении на протяжении произнесения священником этого возгласа диакон, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь, совершает положенные поклоны святому священнику и престолу, и делается около священника у святого престола с южной его стороны.

Хор: «Аминь».

Чтецчитает 2-й антифон кафизмы.

Диакон принимает от пономаря кадильницу с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему кадило с правой стороны престола. Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон принимает от пономаря зажжённую диаконскую свечу (либо мелкий подсвечник с горящей свечой), берет её в левую руку, а в правую берет орарь, делается сзади святого престола (т. е между горним местом и престолом) лицом к священнику. Потом священник без звучно совершает каждение Святого Агнца, находящегося на престоле: т. е., трижды кадит святой престол кругом с четырех сторон. Диакон с зажжённой свечой на протяжении каждения находится наоборот священника лицом к нему, и всегда отвечает на его поклон при каждении своим поясным поклоном. В завершение каждения священник кадит святой престол с передней его диакона и стороны. Покадив диакона, священник отдает ему кадило. Диакон принимает кадило, целуя наряду с этим его руку, и кадит священника. После этого диакон поворачивается на восток к горнему месту, отдает кадило и свечу пономарю истановится около священника у святого престола с южной его стороны[201].

При служении одним священником без диакона. Священник сам со свечой в левой руке совершает каждение Святых Даров.

Чтец заканчивает второй антифон: «Слава, и сейчас». «Аллилуия»(трижды).

Диакон, предварительно сотворив поклоны святому священнику и престолу, выходит на амвон, делается против царских врат и произносит малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).

Священник на протяжении произнесения ектении просматривает в алтаре перед престолом тайно молитву 3-го антифона – 3-ю светильничную молитву: «Господи Боже отечественный…» заканчивая её велегласным возгласом: «Яко Благ и Человеколюбец…» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).

По окончании окончания ектении на протяжении произнесения священником этого возгласа диакон, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь, совершает положенные поклоны святому священнику и престолу, и делается около священника у святого престола с южной его стороны.

Хор: «Аминь».

Чтецчитает 3-й антифон кафизмы.

Священники снимают камилавки и скуфьи, а после этого свершают два земных поклона перед Святыми Дарами

Потом диакон принимает от пономаря кадильницу и испрашивает у священника благословение. Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование Проскомидии). Диакон берет кадило в правую руку, а в левую руку принимает от пономаря мелкий подсвечник с горящей свечой и делается с правой стороны святого престола лицом к священнику.

Сейчас, по установившейся традиции[202], пономарь звонит в колокольчик: чтец прекращает чтение антифона и все молящиеся в алтаре и храме по благочестивому обычаю становятся на колени.

Священник делается на колени перед передней стороной престола, берет двумя руками дискос со Святым Агнцем и, держа его на уровне чела[203], поднимается с колен и переносит его на алтарь, идя мимо горнего места. Диакон со кадильницей и свечой идет впереди священника лицом к нему и совершает каждение Святых Даров. Подойдя к алтарю, священник делается на колени и поставляет на него дискос слева от чаши.

Пономарь звонит в колокольчик: чтец продолжает чтение антифона и все молящиеся в алтаре и храме поднимаются с колен.

Диакон поставляет свечуна жертвенникистановится справа от священника. После этого онперекладывает кадило в левую руку, а правойрукойберет сосуд с вином, смешанного с маленьким числом воды (не освящённой и некипячёной) и ничего не произнося, подносит его для благословения священником. Священник благословляет вино, не произнося наряду с этим никаких слов, а диакон (а вдруг его нет, то сам священник) вливает его в чашу.

Диакон (а вдруг его нет, то пономарь) держит кадило на уровне алтаря: берет за верхнее кольцо левой рукой, а чашку кадильницы придерживает правой так, дабы крышка кадильницы не мешала священникуокаживать звездицу и покровы.

Священник берет с алтаря развернутую звездицу и надносит её над кадилом так, дабы она была окурена кадильным дымом (делает образ креста), и после этого, поцеловав на ней изображение креста[204], поставляет на дискосе над Агнцем, ничего не произнося[205]. После этого онберет первый небольшой покровец и предварительно его окадив (кроме этого крестообразно) и, поцеловав на нем изображение креста, кроме этого без звучно покрывает им дискос поверх звездицы. Таким же образом он покрывает потир вторым малым покровцем.

Диакон берет кадило легко за кольцо одной рукой.

Священник обёртывает воздухом кадило и, поцеловав на воздухе изображение креста, покрывает им оба святых сосуда, а после этого негромко возглашает: «Молитвами святых папа отечественных, Господи Иисусе Христе, Боже отечественный, помилуй нас».

Диакон отвечает: «Аминь»,поставляет перед Святыми Дарами на алтаре зажжённую свечу и отдает кадильницу священнику, целуя наряду с этим его руку. Священник, приняв кадильницу, трижды кадит Святые Подарки на алтаре, а после этого и диакона.Диакон принимает кадило от священника и кадит священника.Затем диакон и священник совместно крестятся и творят земной поклон перед Дарами на алтаре, после этого кланяются друг другу инадевают камилавки и скуфьи.

Чтец заканчивает третий антифон: «Слава, и сейчас». Аллилуия»(трижды).

Диакон отдает кадило пономарю, выходит на амвон, делается против царских врат и произносит малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).

Священник на протяжении произнесения ектении возвращается к престолу, складывает антиминс, полагает на него Евангелие и завершает ектению велегласным возгласом: «Яко Ты еси Всевышний отечественный, Всевышний миловати и спасати…» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).

Хор: «Аминь»и«Господи, воззвах».

По окончании окончания ектении на протяжении произнесения священником этого возгласа диакон, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь и идет на горнее место, где совершает положенные поклоны святому священнику и престолу и принимает от пономаря кадильницу. Потом став на горнем месте у северной стороны престола, он поднимает её и обращается к священнику: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило, и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон отвечает: «Аминь» и начинает каждение. Сперва он кадит престол с четырех сторон, а после этого Святые Подарки на алтаре (50-й псалом при этомнечитается). Потом он совершает полное каждениеалтаря, храмаи молящихся в такой же последовательности, как и на вечерне на «Господи воззвах» (см.:II. Вечернее богослужение, Последование вседневной вечерни).

При служении одним священником без диакона. Священник сам переносит дискос со святыми Дарами на алтарь, вливает вино и покрывает сосуды. Потом он складывает антиминс, полагает на него Евангелие и после этого произносит малую ектению, по окончании которой совершает полное каждениеалтаря и храма.

Примечание. В канун праздника Благовещения либо храмового праздника вечерня совершается без кафизмы. В этом случае,на протяжении 103-го псалма священник просматривает все светильничные молитвы (начиная с первой). Все священнодействия, предваряющие перенос Святых Даров с престола на алтарь, и само перенесение, каковые в большинстве случаев бывают на протяжении чтения трёх антифонов кафизмы, совершаются все вместе с началом пения «Господи, воззвах».Сначаларазворачивается антиминс и Святый Агнец надеется на дискосе, потом трижды совершается каждение престола с четырех его сторон, а после этого дискос со Святыми Дарами переносится на алтарь. Затем в чашу вливается вино, сосуды прокрываются покровцами и воздухом, а после этого совершается каждениеалтаря и храма.

При пении последней стихиры на «Слава, и сейчас» диакон отверзает царские врата и совершается вечерний вход с кадилом либо с Евангелием (в случае, если положено евангельское чтение).

Вход с кадилом

Перед началом совершения входа свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику идруг приятелю.

В начале пения последней стихиры на «Слава, и сейчас», священники крестятся с поклоном, целуют святой престол (а святое Евангелие и священник), опять крестятся и кланяются друг другу, полагая тем начало входа.

Диакон принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и испрашивает благословение у священника.Священник благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон держит кадило перед собой, на уровне нижней части лица, идет через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идет за диаконом от южной стороны престола с опущенными руками, «несложен» и кроме этого выходит северной дверью на солею. Им предшествуют два свещеносца с зажжёнными свечами, каковые спускаются вниз солеи лицом против царских врат.

На солее священник останавливается посредине перед царскими вратами, а диакон, покадив местные иконы Спасителя и самого священника и Божией Матери, делается мало правее священника, вполуоборот по отношению к нему. Забрав кадило в левую руку, а правой тремя перстами держа орарь, диакон преклоняет голову и говорит в полголоса священнику: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, просматривает (в полголоса) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне…»[206](см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных). Диакон негромко отвечает:«Аминь» и указуя орарем на восток,обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося негромко: «Благословен вход святых Твоих, в любой момент, сейчас и присно, и во веки столетий». Диакон негромко отвечает: «Аминь» и забрав в правую руку кадило, отойдя мало в сторону, кадит священника, истановится на прошло место, ожидая окончания пения хора. В то время, когда заканчивается пение стихиры, он делается в царских вратах, лицом к престолу впереди священника и, начертав кадильницей крест, возглашает: «Премудрость, забудь обиду».

Хорпоет: «Свете Негромкий…».

Диакон входит в алтарь, кадит святой престол с четырех сторон, горнее место и делается у северной стороны святого престола, откуда кадит священника при его входе в алтарь.

Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, два раза крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и опять крестится. После этого он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, опять два раза крестится, целует икону Богоматери на левой стороне царских врат, снова крестится и входит в алтарь.

В случае, если на литургии Преждеосвященной Даровполагается чтение Евангелия (к примеру, 24 февраля, 9 марта, в храмовый либо полиелейный праздник, в первые три дня Страстной седмицы), тогда совершается вход с Евангелием.

Вход с Евангелием

В начале пения последней стихиры на «И сейчас»,либо на «Слава, и сейчас» священники два раза крестятся: священник целует Евангелие и престол, диакон край престола, и совместно поклоняются третий раз. Священник берет со святого престола Евангелие и подаёт его диакону. Диакон,держа орарьв правой руке,принимает двумя руками святое Евангелие, целует правую руку подающего его священника и начинается шествие северной дверью на солею. поклонов и Никаких остановок на горнем месте на протяжении шествия входа не должно быть.

Диакон несёт Евангелие лицевой сторонойторжественно высоко в обеих руках идет через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идет за диаконом от южной стороны престола и кроме этого выходит северной дверью на солею.

Свещеносцы со свечамивыходят в первых рядах священников северной дверью из алтаря, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

Священник останавливается на солее посредине перед царскими вратами лицом к престолу, а диакон делается в первых рядах мало правее священника (правым плечом к правой створке царских врат), вполуоборот по отношению к нему. Положив Евангелие на собственный левое плечо, и удерживая его левой рукой, он, держа правой рукой орарь, крестится и говорит священнику в полголоса: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, просматривает (в полголоса) молитву входа: Вечер, и заутра, и полудне…»(см.:Служебник,литургии и Чин преждеосвященных). Диакон негромко отвечает:«Аминь» и указуя орарем на восток,обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося негромко: «Благословен вход святых Твоих, в любой момент, сейчас и присно, и во веки столетий». Диакон отвечает: «Аминь», берет Евангелие двумя руками, поворачивается через левое плечо и подносит его священнику для целования. Священник, поддерживая Евангелие двумя руками, целует его, а диакон целует правую руку священника. Потом диакон делает ход назад, кланяется священнику, поворачивается на восток через правое плечо, делается у царских врат, высоко держа Евангелие в обеих руках, и ожидает окончания пения хора. В то время, когда заканчивается пение стихиры, он делается в царских вратах лицом к престолу впереди священника и, возвышая Евангелие, изображает им символ креста, возглашая: «Премудрость, забудь обиду».

Хорпоет: «Свете Негромкий…».

Диакон входит в алтарь и думает Евангелие на простое место на святом престоле, а после этого делается у южной стороны престола, ожидая входа священника в алтарь.

Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, два раза крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и опять крестится. После этого он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, опять два раза крестится, целует икону Богоматери на левой стороне царских врат, снова крестится и входит в алтарь.

Потом и на входе с кадилом и на входе с Евангелиемсовершаются однообразные действия.

По окончании входа священника в алтарь священники совместно крестятся, целуют святой престол (а Евангелие и священник), кланяются друг другу и восходят на горнее место: диакон северной (при входе с Евангелием южной стороной впереди священника), а священник южной стороной алтаря. В том месте они ещё раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом к молящимся в храме.

Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, крестятся, входят со свечами в алтарь северной и южной дверями и идут на горнее место. Тут они опять крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на собственные места.

Совершение вечернего входа при служении одним священником без диакона

Вход с кадилом

На протяжении пения на «И сейчас» стихиры священник отверзает царские врата, крестится, целует святой Евангелие и престол, опять крестится, принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и благословляет его с молитвой: «Кадило Тебе приносим…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Потом, обходя престол с южной его стороны, он идет, в предшествии свещеносцев через горнее место северной дверью на солею.Остановившись на солее посредине перед царскими вратами, он кадит местные иконы Божией Матери и Спасителя, просматривает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне…»(см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных),после этого перекладывает кадило в левую руку, а правой крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося негромко: «Благословен вход святых Твоих, в любой момент, сейчас и присно, и во веки столетий. Аминь». Переложив кадило в правую руку, и дождавшись окончания пения хором стихиры, он делается в царских вратах лицом к престолу и начертывает кадильницей крест, возглашая: «Премудрость, забудь обиду».

Хорпоет: «Свете Негромкий…».

Священник перекладывает кадило в левую руку и, сотворив поклон по направлению к святому престолу, два раза крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. После этого опять крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, опять два раза крестится, целует икону Богоматери на левой стороне царских врат, снова крестится и входит в алтарь. Тут он кадит переднюю часть святого престола, отдает кадило пономарю, крестится, целует святой Евангелие и престол и восходит на горнее место южной стороной алтаря, где он ещё раз крестится, кланяется и делается против юго-восточного угла святого престола, лицом к народу. На горнем месте он произносит: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость». Потом перекрестившись и сотворив поклон горнему месту, он закрывает царские врата и отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад.

Вход с Евангелием

В начале пения стихиры священник отверзает царские врата. Перед началом совершения входаонкрестится, целует святой Евангелие и престол, опять крестится, берет Евангелие со святого престола и несёт его лицевой стороной празднично высоко в обеих руках. Потом он обходит престол с южной его стороны, и идет, в предшествии свещеносцев, через горнее место северной дверью на солею. Остановившись на солее посредине перед царскими вратами, он опускает Евангелие на грудь, придерживая его левой рукой, а правой крестится, просматривает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне…»(см.:Служебник,литургии и Чин преждеосвященных),а после этого крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося негромко: «Благословен вход святых Твоих, в любой момент, сейчас и присно, и во веки столетий. Аминь». Потом онстановится у царских врат, высоко держа Евангелие в обеих руках, и ожидает окончания пения хора. В то время, когда заканчивается пение стихиры, он делается в царских вратах, лицом к престолу и, возвышая Евангелие, изображает им символ креста, возглашая: «Премудрость, забудь обиду».

После этого опустив Евангелие на грудь, и придерживая его левой рукой, он творит поклон по направлению к святому престолу, два раза крестится правой рукой и целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. Потом он опять крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, опять два раза крестится, целует икону Богоматери на левой стороне царских врат, снова крестится, входит в алтарь и думает Евангелие на святом престоле. После этого он опять крестится, целует святой Евангелие и престол и отходит на горнее место южной стороной алтаря, где он ещё раз крестится, кланяется и делается против юго-восточного угла святого престола, лицом к народу. На горнем месте он произносит: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость». Потом, перекрестившись и сотворив поклон горнему месту, он закрывает царские врата и отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад.

Чтение паримий

Перед пением прокимна назначенный для чтения паримийчтец (либо в случае, если имеется, то второй диакон), держа книгу в обеих руках перед собой, приходит на горнее место южной стороной алтаря, трижды крестится, кланяется священнику и горнему месту, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение паримий: «Благослови владыко паримии прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и думает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Потом, перекрестившись и поклонившись горнему месту, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит северной дверью на солею, спускается по ступеням амвона в храм и делается перед аналоем с торжественной иконой лицом к алтарю, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю.

По окончании окончания пения«Свете негромкий» диакон, предварительно поклонившись священнику, возглашает: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови Твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтецпроизносит прокимен Триоди.

Хор поет тот же прокимен.

Чтец:стихпрокимна.

Хор опять поет прокимен.

Чтец: первую половину прокимна.

Хор допевает вторую часть прокимна.

Диакон возглашает: «Премудрость».

Чтец произносит: «Бытия чтение»(либо «Финала чтение»).

Диакон возглашает: «Вонмем».

Чтец начинает чтение 1-ой паримии.

диакон и Священник крестятся, делают поклонение горнему месту и кланяются друг другу. Потом диакон закрывает царские врата, а священник отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места и садится лицом на запад. Диакон делается с северной стороны святого престола на своём месте.

По окончании прочтения 1-ой паримиидиакон произносит: «Вонмем» и открывает царские врата.

Чтец: «Прокимен, глас…» и произносит второй прокимен.

Хор поет прокимен.

Чтец произносит стих.

Хор повторяет пение прокимна.

Чтец произносит первую половину прокимна.

Хор заканчивает вторую часть прокимна.

Священник в начале пения прокимна поднимается со собственного места, крестится, кланяется горнему месту, отходит южной стороной алтаря и делается перед святым престолом. Диакон подаёт священнику подсвечник с горящей свечой и кадильницу, а после этого по окончании окончания пения прокимна

Последствия ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: