Он сделал для вас землю ложем, а небо – сводом, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания.

Его единственность в господстве есть доводом против неверующих и многобожников (мушриков): если вы, о многобожники, признаете все эти проявления господства Всевышнего и признаете тавхид ар-рубубиййа, то обязаны признать и исповедовать и тавхид аль-улухиййа.

Так Аллах обосновывает единственность Аллаха в праве на поклонение и обожествление (тавхид аль-улухиййа) при помощи Его единственности как Господа (тавхида ар-рубубиййа).

Затем Всевышний завершает аят первым запретом в Коране,говоря: «посему не придавайте Аллаху равных».В случае, если Аллах есть единственным Господом, значит должен быть и единственным всевышним. Запрещено брать наровне с Ним кого-то еще и придавать Ему сотоварищей и соучастников в поклонении, в тавхиде аль-улухиййа. Слово «андад» есть множественным числом слова «нидд», что означает «сходный» (шабих), «подобный» (масиль), «соответственный, равный» (назыр). Не придавайте Аллаху равных, сходных, аналогичных, соответственных, посвящая им то, что возможно посвящать и направлять лишь Аллаху (мольба, обеты, жертвоприношения, упование и т.д).

«в то время, как вы понимаете»: понимаете что? Понимаете и признаете, что Аллах – единственный Господь. Если вы понимаете, что Он – единственный Господь, значит и в обожествлении и поклонении Он должен быть для вас единственным. Тот, кто посвящает что-либо из поклонения не Аллаху, даже в том случае, если всего лишь раз и мало, тот делается мушриком, неверующим. В случае, если человек один раз принес жертву, пускай кроме того муху, не Аллаху, то он – многобожник, совершивший громадный ширк, и кроме этого в случае, если зарезал с возвеличиванием и любовью животное не для Аллаха. Да упасет нас Всевышний от этого!

ВИДЫ ПОКЛОНЕНИЯ, Каковые ПРИКАЗАЛ Выполнять АЛЛАХ, ТАКИЕ, КАК ИСЛАМ, ИМАН, ИХСАН, И К НИМ ОТНОСЯТСЯ МОЛЬБА, Ужас, НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ, УСТРЕМЛЕНИЕ (АР-РАГБА), ОПАСЕНИЕ (АР-РАХБА), СМИРЕНИЕ (АЛЬ-ХУШУ’), ОСТЕРЕЖЕНИЕ (АЛЬ-ХАШЙА), ОБРАЩЕНИЕ (АЛЬ-ИНАБА), ПРОСЬБА О ПОМОЩИ (АЛЬ-ИСТИ’АНА), ПРИБЕГАНИЕ К ЗАЩИТЕ (АЛЬ-ИСТИ’АЗА), ПРОСЬБА О СПАСЕНИИ (АЛЬ-ИСТИГАСА), ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, ПРОЧИЕ ВИДЫ и ОБЕТ ПОКЛОНЕНИЯ, Каковые ПРИКАЗАЛ Выполнять АЛЛАХ, – ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ ПОСВЯЩАТЬСЯ Лишь АЛЛАХУ.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО есть ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «ВСЕ МЕЧЕТИ (ВСЕ МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ) ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ, Исходя из этого НЕ ВЗЫВАЙТЕ НИ К КОМУ Наровне с АЛЛАХОМ» (Аль-Джинн 72:18).

Любой, КТО ПОСВЯЩАЕТ ЧТО-ЛИБО ИЗ УПОМЯНУТЫХ ВИДОВ ПОКЛОНЕНИЯ КОМУ-ТО Кроме АЛЛАХА, есть МНОГОБОЖНИКОМ (МУШРИК) И НЕВЕРУЮЩИМ (КАФИР). ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО есть ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ТОТ, КТО МОЛИТСЯ Наровне с АЛЛАХОМ ИНОМУ ВСЕВЫШНЕМУ, ПО ПОВОДУ КОТОРОГО У НЕГО НЕТ НИКАКОГО АРГУМЕНТА, ТО РАСЧЕТ С НИМ – У ЕГО ГОСПОДА. ВОИСТИНУ, НЕВЕРУЮЩИЕ НЕ ПРЕУСПЕЮТ (Аль-Муминун 23:117).

В этих предложениях создатель, да смилуется над ним Аллах, подтверждает важность и также самого тавхида, с которым пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и с которым являлись все посланники и пророки, мир им, говоря: «О народ мой! Поклоняйтесь только Аллаху!». Он еще раз выделяет, что разногласия и тяжба между Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и теми неверующими, к каким он был послан, касались конкретно этого тавхида («Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, и вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я» (Аль-Кафирун 110: 2,3), «О люди, поклоняйтесь вашему Господу!» (Аль-Бакара 2:21-22), «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте ему ничего в сотоварищи» (Ан-Ниса 4:36)). Создатель желает детально разъяснить, что поклонение – право Аллаха и неправильно посвящать что-либо из него кому-то либо чему-то, не считая Него. Он начинает приводить примеры разных видов поклонения, причем, говоря «к ним относятся», подчеркивает тем самым, что перечислил тут не все его виды.

Поклонение (аль-’ибада), в соответствии с определению шейха-ль-исляма Ибн Теймии – это неспециализированное наименование для всего, что обожает Аллах и чем он доволен из действий и слов, как явных, так и скрытых. (Мы подтверждаем в отношении Аллаха такие атрибуты, как «любовь» (аль-махабба) и «довольство» (ар-рида), подчеркивая, что они таковы, что соответствуют Его величию и не подобны любви и довольству творений. Мы кроме этого подтверждаем да и то, что вытекает и направляться из довольства и любви Аллаха, а это Его приз (ас-саваб)).

Примеры слов, являющихся поклонением: «Ля иляха илля-Ллах», «АстагфируЛлах», мольба о благословении для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Примеры действий: пост, омовение и др.

А к чему относится намаз – к действиям либо словам? Намаз – это такое поклонение, которое заключает в себе да и то, и второе.

действия и явные слова – это то, что именуется в хадисе Джибриля словом «ислям». Ислям – это все явные, внешние виды поклонения, столпами которых являются шахада, намаз, закят, хадж и пост.

действия и Скрытые слова – это то, что именуется в хадисе Джибриля как «иман», и разные деяния сердца, такие, как ужас, упование, надежда, любовь и т.д.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО есть ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «ВСЕ МЕЧЕТИ (ВСЕ МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ) ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ, Исходя из этого НЕ ВЗЫВАЙТЕ НИ К КОМУ Наровне с АЛЛАХОМ» (Аль-Джинн 72:18).

Как уже говорилось ранее, слово «ахадан» (ни к кому) будет в неизвестном состоянии и в контексте запрета, соответственно несет значение всеохватности и подразумевает все, что не считая Аллаха, будь то пророки, праведники, угодники, джинны и т.д. Тут уместно отыскать в памяти, что в разделе о трех вопросах вторым из трех вопросов было то, что аль-улухиййа (право на чье-либо поклонение) – это необыкновенное право Аллаха.

Любой, КТО ПОСВЯЩАЕТ ЧТО-ЛИБО ИЗ УПОМЯНУТЫХ ВИДОВ ПОКЛОНЕНИЯ КОМУ-ТО Кроме АЛЛАХА, есть МНОГОБОЖНИКОМ (МУШРИК) И НЕВЕРУЮЩИМ (КАФИР).

«Кто посвящает что-либо (шайан)…»: слово «шайан» будет в неизвестном состоянии в контексте условия, значит охватывает и очень многое, и малое. Следовательно, в случае, если человек принесет в жертву не Аллаху хотя бы муху, то станет мушриком, совершившим большой ширк, не верующим во Всевышнего Аллаха. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал людей исповедовать в отношении Аллаха все три вида единобожия, и в случае, если человек посвятит не Аллаху что-либо из поклонения (да упасет нас Аллах от этого) хотя бы один раз, он – многобожник, совершивший громадный ширк. Как в любой момент, утверждая что-то, создатель приводит аргумент из Корана либо Сунны. Где подтверждение того, что в случае, если человек посвятит что-либо из поклонения не Аллаху, то делается неверующим многобожником?

Ответственное замечание! Мы с вами в этом случае разбираем суждение о деянии (хукм ‘аля-ль-’амаль). Что же касается суждения о конкретных людях, совершающих такие деяния (хукм ‘аля-ль-’амиль), то тут обязательно нужны такие условия, как приведение и уведомление аргумента (икама аль-худжджа), и устранение непонимания (интифа аш-шубха). В этом вопросе мы обязаны обратиться к набожным ученым, и если они выносят суждение о человеке как о неверующем, то и мы вычисляем его таковым, в случае, если же они воздерживаются от вынесения для того чтобы суждения (хукма), то и мы воздерживаемся. Суждение о личностях – очень важный вопрос, в котором нельзя обходиться без обращения к людям знания, к громадным ученым.

Давайте повторим и запомним это ответственное правило: мы с вами изучаем неспециализированное суждение о том либо другом деянии, что оно есть неверием (куфром) и многобожием (ширком), а суждение о личностях, совершающих эти деяния – тут мы обязаны обращаться к ученым. Свидетельствует ли это, что мы должны воздержаться от отнесения к неверующим тех, кого назвал неверующими Всевышний Аллах и относительно неверия которых единодушна исламская умма? Конечно же, нет. Но что касается области, которая связана с обвинением в неверии конкретных лиц (хукм ‘аля аль-му’аййан) из тех, кто относит себя к людям и Исламу киблы (ахль-ль-къибла), то вторгаться в нее – не отечественное дело. Обратимся с этим вопросом к ученым либо судам, имеющимся в мусульманских государствах, и пускай они выносят подобного рода суждения и решают, мусульманином либо неверующим есть тот либо другой конкретный человек. Это их прерогатива. В случае, если к нам придет человек с вопросом: «Я сказал в адрес собственной жены такие-то слова, считается ли это разводом?» — мы ответим ему: «Аллаху это ведомо лучше. Тебе обязательно нужно обратиться за фетвой к ученым». В случае, если мы с вами не в состоянии вынести ответ в вопросе о выходе дамы из брачной связи с другом, то как осмеливаемся самостоятельно выносить решения о полном выходе человека из религии и веры, из ислама и имана?! В этом вопросе нужно удостоверяться и проявлять предельную осторожность, и в нем мы придерживаемся срединности и умеренности, как это делают Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а во всех вопросах, не допуская ни чрезмерности, ни упущения.

Аргумент на то, что в случае, если человек посвящает хоть что-нибудь из видов поклонения не Аллаху, то делается неверующим, многобожником – слова Всевышнего Аллаха:

ТОТ, КТО МОЛИТСЯ Наровне с АЛЛАХОМ ИНОМУ ВСЕВЫШНЕМУ, ПО ПОВОДУ КОТОРОГО У НЕГО НЕТ НИКАКОГО АРГУМЕНТА, ТО РАСЧЕТ С НИМ – У ЕГО ГОСПОДА. ВОИСТИНУ, НЕВЕРУЮЩИЕ НЕ ПРЕУСПЕЮТ (Аль-Муминун 23:117).

«Кто молится наровне с Аллахом иному всевышнему» – кем бы он ни был.

«По поводу которого у него нет никакого аргумента»: Эти слова не означают, что кроме Аллаха имеется какие-то всевышние, по поводу которых имеется аргумент и исходя из этого им возможно молиться, другими словами в случае, если человек поклоняется кому-то, не считая Аллаха, имея аргумент, то все в порядке. Нет! Не таков суть этих слов! Слова «по поводу которого у него нет аргумента» – это то, что именуется у экспертов арабского языка «сыфа кяшифа», другими словами описание, раскрывающее сущность чего-то. Все, чему люди поклоняются наровне с Аллахом, таково, что на него нет довода и никакого доказательства от Аллаха – вот что означают эти слова. Непременное уровень качества и сущность любого поклонения не Аллаху – отсутствие на это прочного, ясного и непререкаемого аргумента. Каждый всевышний, не считая Аллаха, таков, что никто не имеет возможности привести доказательств, что он хорош поклонения наровне со Всевышним Творцом. При изучении «Китаб ат-тавхид», мы, с позволения Аллаха, разглядим непреложные аргументы на несостоятельность поклонения всему, что не считая Аллаха.

«Воистину, неверующие не преуспеют»: тут Всевышний объявляет суждение (хукм) о тех, каковые молятся кому-то, не считая Него, и посвящают какое-либо поклонение не Ему, что они являются неверующими.

Создатель приводит примеры разных видов поклонения, хотя еще и еще раз растолковать, что всякое поклонение – необыкновенное право Аллаха и посвящение его не Аллаху – ширк. Конкретно к соблюдению этого права Аллаха призывали все посланники и пророки, говоря: «Поклоняйтесь Аллаху!» После этого он приводит аргументы на любой из упомянутых видов поклонения:

ХАДИС ГЛАСИТ: МОЛЬБА — СЕРДЦЕВИНА ПОКЛОНЕНИЯ.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО есть ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ВАШ ГОСПОДЬ СООБЩИЛ: «ВЗЫВАЙТЕ КО МНЕ С МОЛЬБОЙ, И Я ОТВЕЧУ ВАМ. ВОИСТИНУ, ТЕ, Каковые ПРЕВОЗНОСЯТСЯ НАД ПОКЛОНЕНИЕМ МНЕ, ВОЙДУТ В ГЕЕННУ УНИЖЕННЫМИ» (Гафир 40:60).

НА ПОКЛОНЕНИЕ В ВИДЕ СТРАХА (АЛЬ-ХАУФ) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: НЕ СТРАШИТЕСЬ ЖЕ ИХ, А СТРАШИТЕСЬ МЕНЯ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ! (Аль Имран 3:175).

НА НАДЕЖДУ (АР-РАДЖА) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: СООБЩИ: «Я ВСЕГО ЛИШЬ ЧЕЛОВЕК, ПОДОБНЫЙ ВАМ. МНЕ ПЕРЕДАЕТСЯ В ОТКРОВЕНИИ, ЧТО ВСЕВЫШНИЙ ВАШ – ВСЕВЫШНИЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ. ПОСЕМУ ТОТ, КТО Сохраняет надежду НА ВСТРЕЧУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ, Пускай СОВЕРШАЕТ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ И НЕ ПОКЛОНЯЕТСЯ НАРЯДУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ НИКОМУ (Аль-Кахф 18:110).

НА УПОВАНИЕ (АТ-ТАВАККУЛЬ) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: И НА АЛЛАХА УПОВАЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ (Аль-Маида 5:23).

ВСЕВЫШНИЙ Кроме этого СООБЩИЛ: ТОМУ, КТО УПОВАЕТ НА АЛЛАХА, ДОСТАТОЧНО ЕГО(Ат-Таляк 65:3).

НА УСТРЕМЛЕНИЕ (АР-РАГБА), ОПАСЕНИЕ (АР-РАХБА) И СМИРЕНИЕ (АЛЬ-ХУШУ’) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: Воистину, ОНИ ТОРОПИЛИСЬ К БЛАГИМ ДЕЛАМ И ВЗЫВАЛИ К НАМ С ОПАСЕНИЕМ и УСТРЕМЛЕНИЕМ, И БЫЛИ ПРЕД НАМИ СМИРЕННЫМИ (Аль-Анбийа 21:90).

НА ОСТЕРЕЖЕНИЕ (АЛЬ-ХАШЙА) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: НЕ ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЖЕ ИХ, А ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ МЕНЯ (Аль-Бакара 2:150).

НА ОБРАЩЕНИЕ (АЛЬ-ИНАБА) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: И ОБРАТИТЕСЬ К ВАШЕМУ ГОСПОДУ И ПРЕДАЙТЕСЬ ЕМУ (Аз-Зумар 39:54).

НА МОЛЬБУ О ПОМОЩИ (АЛЬ-ИСТИ’АНА) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: Лишь ТЕБЕ МЫ ПОКЛОНЯЕМСЯ И Лишь У ТЕБЯ ПРОСИМ ПОМОЩИ (Аль-Фатиха 1:5).

В ХАДИСЕ ГОВОРИТСЯ: В случае, если ПРОСИШЬ О ПОМОЩИ, ТО ПРОСИ У АЛЛАХА.

НА ПРИБЕГАНИЕ К ЗАЩИТЕ (АЛЬ-ИСТИ’АЗА)Показывают СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: СООБЩИ: ПРИБЕГАЮ К ЗАЩИТЕ ГОСПОДА ВОСХОДА солнца (Аль-Фаляк 113:1), И: СООБЩИ: Я ПРИБЕГАЮ К ГОСПОДУ ЛЮДЕЙ (Ан-Нас 114:1).

НА МОЛЬБУ О СПАСЕНИИ (АЛЬ-ИСТИГАСА) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ВОТ ВЫ ПОПРОСИЛИ СОБСТВЕННОГО ГОСПОДА О СПАСЕНИИ, И ОН ОТВЕТИЛ ВАМ (Аль-Анфаль 8:9).

НА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (АЗ-ЗАБХ) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: СООБЩИ: «Воистину, МОЛИТВА МОЯ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МОЕ, ЖИЗНЬ МОЯ И СМЕРТЬ – Для АЛЛАХА, ГОСПОДА МИРОВ, У КОТОРОГО НЕТ СОТОВАРИЩА. ЭТО МНЕ ПРИКАЗАНО, И Я – ПЕРВЫЙ ИЗ МУСУЛЬМАН (Аль-Анам 6:162-163).

И ИЗ СУННЫ: АЛЛАХ ПРОКЛЯЛ ТОГО, КТО ПРИНЁС ЖЕРТВУ НЕ АЛЛАХУ.

НА ОБЕТ (АН-НАЗР) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ОНИ Выполняют ОБЕТЫ И Опасаются ДНЯ, ЗЛО КОТОРОГО РАЗЛЕТАЕТСЯ (Аль-Инсан 76:7).

1. ХАДИС ГЛАСИТ: МОЛЬБА — СЕРДЦЕВИНА ПОКЛОНЕНИЯ.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО есть ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ВАШ ГОСПОДЬ СООБЩИЛ: «ВЗЫВАЙТЕ КО МНЕ С МОЛЬБОЙ, И Я ОТВЕЧУ ВАМ. ВОИСТИНУ, ТЕ, Каковые ПРЕВОЗНОСЯТСЯ НАД ПОКЛОНЕНИЕМ МНЕ, ВОЙДУТ В ГЕЕННУ УНИЖЕННЫМИ» (Гафир 40:60).

Создатель начал с упоминания таковой вещи, как мольба (ду’а). Ду’а делится на два вида: ду’а аль-’ибада (мольба в значении «поклонение») и ду’а аль-масаля (мольба в значении «просьба»). Мольба-поклонение – это мольба, но выраженная языком состояния (лисан аль-халь), а мольба-просьба – мольба языком слов (лисан аль-макаль). Это что может значить? – Человек, в то время, когда постится, совершает намаз, носит одежду, не опускающуюся ниже лодыжек, отращивает бороду, призывает к одобряемому и удерживает от осуждаемого, изучает религиозное знание, то он обращается к Аллаху с мольбой при помощи собственного состояния, прося языком собственных действий помиловать его, ввести в Эдем и спасти от Ада. Второй, что ослушивается распоряжений Аллаха, своим состоянием требует Ада и не желает Рая. В случае, если же человек молит о чем-то устами, то это есть мольбой языком слов (би лисан аль-макъаль). Любая мольба-поклонение (ду’а аль-ибада), посвященная не Аллаху, будь то намаз, пост, хадж либо иное поклонение, посвященное кому-то, кроме Аллаха, – это большой ширк. Что же касается мольбы-просьбы (ду’а аль-мас’аля), то она делится на два вида:

А.Просьба о том, на что способен лишь Аллах. Обращаться с подобными просьбами не к Аллаху – громадной ширк (к примеру, просить у кого-то, не считая Аллаха, о даре ребенка, достатка, дождя). В случае, если человек требует у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об исцелении, либо ниспослании дождя, либо даре потомства и т.д. – это громадное многобожие, в силу того, что даровать все это может лишь Аллах. Это не входило в возможности Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кроме того в то время, когда он был жив. Тем более, в то время, когда он уже погиб.

Б. Просьба людей о том, что находится в пределах людских возможностей. Это дозволяется при наличии четырех условий: тот, к кому обращаются, должен быть живым, присутствующим, талантливым выполнить просимое, наряду с этим просящий должен быть уверен, что тот, кого он требует – не более, чем обстоятельство.

Итак, первое условие: тот, к кому обращаются прося, должен быть живой. Значит, обращение к мертвым исключается. Обращение к погибшим с просьбами – многобожие (ширк).

Второе условие: тот, к кому обращаются, должен быть присутствующим. Значит, исключается обращение к отсутствующим. В случае, если, человек находится, к примеру, в Крыму и требует праведника, что находится в Индии, то это многобожие[2].

Третье условие: тот, кого просят, должен быть способен на исполнение просимого. Значит, исключается обращение к бессильным и неспособным.

Четвертое условие: просящий должен быть уверенным, что тот, к кому он обращается прося, – всего лишь обстоятельство, которая будет функционировать и принесет пользу лишь в том случае, если того захочет Аллах. Другими словами недопустимо вычислять, что тот, к кому обращаются прося, имеет распоряжение и самостоятельную власть во Вселенной и что в его руках владение пользой и вредом.

Люди делятся с собственном отношении к обстоятельствам на три группы. В противном случае говоря, отношение к обстоятельствам делится на три вида:

1. Верное. Это в то время, когда человек вычисляет обстоятельством то, что сделал обстоятельством Аллах (шариатской обстоятельством, как чтение шариатских заклинаний, либо физической обстоятельством, как лекарство). Таково отношение к обстоятельствам первой группы людей – Ахль ас-Сунна ва-ль-Джама’а. Аллах установил по Собственной мудрости в мироздании разные обстоятельства. Они делятся на два вида: шариатские (аль-асбаб аш-шар’иййа), к примеру, чтение переданных в Сунне и Коране заклинаний (рукъйа), и физические (аль-хиссиййа), к примеру, лекарства. Допустим, у человека болит пузо. Он идет к доктору, и тот прописывает ему лекарство, которое человек принимает, говоря перед этим: «Бисмиллях. Аллахумма, иджъаль фихи аш-шифа» («С именем Аллаха! О Аллах, сделай это обстоятельством исцеления»). Либо же он выпивает отвар из каких-нибудь целебных трав. Данный человек вычисляет обстоятельством то, что сделал обстоятельством Всевышний Аллах, и это физическая обстоятельство.

Данный же человек кладет собственную руку на пузо и просматривает, к примеру, суру «Аль-Фатиха». Он вычисляет обстоятельством то, что сделал обстоятельством Всевышний Аллах, и это – шариатская обстоятельство.

2. Небольшой ширк. Это в то время, когда человек вычисляет обстоятельством то, что Аллах не сделал обстоятельством (к примеру, носит талисманы, раковины либо веревочки, помещает над воротами дома бычий череп, звериный глаз либо подкову, вешает ветхую обувь, колесо от автомобили, тряпки либо верблюжью колючку, пишет на стенах дома либо машине какие-то надписи, к примеру: «‘айн ль-хасуд ля тасуд» («завистливый глаз да не коснется нас»), либо размещает стеклянные глазки и т.д.). Таковой человек вычисляет обстоятельством то, что Аллах не сделал обстоятельством – ни шариатской, ни физической.

3. Большой ширк. Это вычислять, что обстоятельство влияет сама по себе, другими словами способна скрыто распоряжаться во вселенной, и что она обладает даром пользы либо отвращением вреда. К примеру, человек думает, что глазок от сглаза – не просто обстоятельство, а что он сам имеет влияние и власть во Вселенной, либо, что бычья голова сама по себе имеет власть и прогоняет джиннов. Это – громадное многобожие, выводящее человека из религии.

То, что мы сообщили про мольбу (ду’а), относится и к таким вещам, как аль-исти’ана (обращение за помощью), аш-шафа’а (ходатайство), аль-истигаса (просьба о спасении), аль-исти’аза (просьба о защите).

Возможно ли обращение за помощью (аль-исти’ана) к творениям? В случае, если это относится того, на что способен лишь Аллах, то нет, и это будет громадной ширк. В случае, если же касается того, что находится в пределах людских возможностей, то возможно, но при тех четырех условиях, каковые были упомянуты ранее. К примеру, ты желаешь перенести стол из одной помещения в другую и говоришь кому-либо: «О такой-то, окажи мне помощь в перенесении этого стола». Не запрещаеться ли это? Да, потому, что соблюдены все четыре условия: тот, к кому ты обращаешься, живой, присутствующий, имеет силы для помощи, и ты вычисляешь его не в противном случае как обстоятельством.

То же самое касается и аш-шафа’а (ходатайства). Возможно ли молить о нем? Если ты приходишь к какому-то глубокоуважаемому человеку и говоришь: «Походатайствуй за меня перед отцом такой-то девушки, дабы дал ее за меня замуж». Возможно ли это? Да, потому, что данный человек живой, присутствующий, талантливый выполнить просимое и ты вычисляешь его не в противном случае как обстоятельством.

Так же обстоит дело прося о спасении (аль-истигаса) и просьбой о защите (аль-исти’аза). Возможно обращаться с ними к творениям в вопросах, находящихся в рамках людских возможностей, при наличии четырех условий.

В ХАДИСЕ СООБЩЕНО: МОЛЬБА — СЕРДЦЕВИНА ПОКЛОНЕНИЯ.

Данный хадис вычисляют не сильный кое-какие ученые, к примеру, шейх аль-Албани. Но имеется точный хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщено:

?????? ?? ???????

«Мольба (ду’а) это и имеется поклонение». (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Как было сообщено выше, мольба (ду’а) делится на два вида: мольба-мольба и поклонение-просьба. Это указывает, что все, что совершают рабы из богоугодных деяний, относится к ду’а: или языком состояния, или языком слов. Мольба-поклонение, будучи направленной не к Аллаху, есть громадным ширком (намаз, хадж, пост). Мольба-просьба о том, на что способен лишь Аллах (просьба о здоровье, ребенке, достатке, прощении грехов, Эдем), в случае, если направляется не к Аллаху, кроме этого есть громадным ширком, а мольба-просьба о том, что находится в пределах возможностей человека, разрешена при наличии четырех упомянутых выше условий.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО есть ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ВАШ ГОСПОДЬ СООБЩИЛ: «ВЗЫВАЙТЕ КО МНЕ МОЛЬБОЙ, И Я ОТВЕЧУ ВАМ. ВОИСТИНУ, ТЕ, Каковые ПРЕВОЗНОСЯТСЯ НАД ПОКЛОНЕНИЕМ МНЕ, ВОЙДУТ В ГЕЕННУ УНИЖЕННЫМИ (Гафир 40:60).

Так, мольба (ду’а) – это право Аллаха. Оно не может быть направлено не к Аллаху.

Воистину, те, каковые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» -Аллах не сообщил во второй раз «каковые превозносятся над мольбой ко Мне», а сообщил: «каковые превозносятся над поклонением Мне». Это указывает, что мольба и имеется поклонение Аллаху, как сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Все деяния рабов являются мольбой (ду’а) или языком слов, или языком состояния.

2. НА ПОКЛОНЕНИЕ В ВИДЕ СТРАХА ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ТАК НЕ СТРАШИТЕСЬ ЖЕ ИХ, А СТРАШИТЕСЬ МЕНЯ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ! (Аль Имран 3:175).

После этого создатель упоминает таковой вид поклонения, как ужас (аль-хауф). Он делится на три вида:

1.Ужас, являющийся поклонением (хауф аль-’ибада). Это ужас поклонения, смирения, возвеличивания, покорности и внутреннего самоуничижения, внутренний, тайный ужас, ужас сердца, ужас перед наказанием в виде скрытно отправляемого несчастья. Конкретно таковой ужас подразумевается автором. Посвящение его Аллаху есть необходимым (ваджиб). Полное его отсутствие – это неверие (куфр). Посвящение его не Аллаху – громадной ширк и куфр. Человек, опасающийся кого-то страхом возвеличивания и поклонения, являющегося внутренним, пронизывающим сердце опасением наказания и кары несчастьем, впадает в многобожие. К примеру, в случае, если некто опасается какого-нибудь праведника, находящегося на большом растоянии и не талантливого оказать влияние на него естественными дорогами, опасается, что тот отправит ему какие-то беды, другими словами испытывает ужас в отсутствие того, кто есть его предметом, то это – большой ширк.

2.Разрешённый ужас. Это естественный ужас, к примеру, ужас перед огнем, дикими животными, разбойниками, преступниками, сильными и несправедливыми неприятелями. Таковой ужас не есть грехом и не заслуживает порицания. Аллах сообщил про Мусу, мир ему:

????? ???? ????? ????? ??? ?? ???? ?? ????? ?????????

«Муса (Моисей) покинул город, испытывая ужас и оглядываясь, и сообщил: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!» (26:21).

Но, в случае, если естественный ужас делается обстоятельством оставления человеком религиозной обязанности (ваджиб) либо совершения запретного (харам), то преобразовывается в запрещенный. Всевышний сообщил:

????? ???? ??????? ???? ??????? ??? ??????? ?????? ?? ???? ???????

«Воистину, это всего лишь шайтан, что пугает вас собственными приспешниками. Так не страшитесь же их, а страшитесь Меня» (3:175).

3.Запрещенный ужас. Это ужас, ведущий к покорности творению в том, что есть ослушанием Творца (в оставлении необходимых предписаний Аллаха либо совершении запретного), и ужас, ведущий к отчаянию в фаворе Аллаха. Шайтан вводит некоторых людей в заблуждение и говорит: «Ненужно усердствовать в праведных деяниях, потому что ты совершил довольно много грехов». Шайтан желает ввергнуть человека в отчаяние и вынудить его отказаться от покорности Аллаху и грешить . Аллах сообщил:

??? ?? ????? ????? ?????? ??? ?????? ?? ?????? ?? ???? ???? ?? ???? ???? ?????? ????? ??? ?? ?????? ???????

«Сообщи Моим рабам, каковые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в фаворе Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи абсолютно, потому что Он — Прощающий, Являющий милость!» 39:53).

Ужас делится на 3 вида:

Имеется и третий вид страха: ужас запрещенный, как отчаяние в фаворе Аллаха либо подчинение творению методом ослушания Творца.

НА ПОКЛОНЕНИЕ В ВИДЕ СТРАХА ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: ТАК НЕ СТРАШИТЕСЬ ЖЕ ИХ, А СТРАШИТЕСЬ МЕНЯ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ! (Аль Имран 3:175).

Эти слова Аллаха, приведенные автором в качестве аргумента, показывают на то, что условием веры есть посвящение для того чтобы поклонения, как ужас, лишь Всевышнему Аллаху. «Воистину, это всего лишь шайтан, что пугает вас собственными приспешниками. Так не страшитесь же их, а страшитесь Меня, если вы являетесь верующими!

3. НА НАДЕЖДУ ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: СООБЩИ: «Я ВСЕГО ЛИШЬ ЧЕЛОВЕК, ПОДОБНЫЙ ВАМ. МНЕ ПЕРЕДАЕТСЯ В ОТКРОВЕНИИ, ЧТО ВСЕВЫШНИЙ ВАШ – ВСЕВЫШНИЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ. ПОСЕМУ ТОТ, КТО Сохраняет надежду НА ВСТРЕЧУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ, Пускай СОВЕРШАЕТ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ И НЕ ПОКЛОНЯЕТСЯ НАРЯДУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ НИКОМУ(Аль-Кахф 18:110).

Надежда (ар-раджа) – это расчет человека взять что-то приятное, благое. Надежда, включающая в себя самоуничижение и смирение, возможно посвящена лишь Аллаху. В случае, если человек направляет ее не к Аллаху, то это или большой, или небольшой ширк в зависимости от того, что присутствует в его сердце.

Похвальная надежда на Аллаха – это такая, которую испытывают люди, совершающие богоугодные деяния (они сохраняют надежду на приз Аллаха) либо покаявшиеся в грехе (они сохраняют надежду на принятие их покаяния). Что же касается надежды без деяния, то она имеется только самообольщение и бесплотное мечтание.

Что касается приведенного автором аята, то в нем Всевышний приказал Собственному посланнику заявить людям о том, что он, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует – человек, и выделить собственную людскую природу словами «подобный вам». К тому же, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличается от всех других людей тем, что ему предается откровение. Так, он – раб, которому нельзя поклоняться, и посланник, которому нельзя не верить.

«Посему тот, кто сохраняет надежду на встречу со своим Господом…»: другими словами тот, кто жаждет встречи с Аллахом, пытается к ней и томится по ней. Эти слова являются аргументом на грядущую встречу с Аллахом. В хадисе сообщено:

?? ??? ???? ???? ??? ???? ?????

«Кто хочет встречи с Аллахом, встречи с тем хочет Аллах». (Муслим)

«пускай совершает праведные деяния и не поклоняется наряду со своим Господом никому»: в этих словах приводятся два условия для принятия Аллахом всех видов и деяний поклонения. Аллах не принимает ни одного поклонения без наличия двух условий: искренности (аль-ихляс) и соответствия поклонения пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. «Честность» требует изучения тавхида. «Следвание» требует изучение фикха.

«пускай совершает праведные деяния»: другими словами деяния, соответствующие дороги Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

«и не поклоняется наряду со своим Господом никому»: слово «ахадан» (никому) есть словом в неизвестном состоянии, находящимся в контексте запрета. Следовательно, оно передает значение всеобщности и охватывает все и всех, не считая Всевышнего Аллаха (к примеру, пророков, ангелов, джиннов, угодников, праведников, камни, деревья, светила и т.д.).

4. НА УПОВАНИЕ ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: И НА АЛЛАХА УПОВАЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ(Аль-Маида 5:23).

ВСЕВЫШНИЙ Кроме этого СООБЩИЛ: ТОМУ, КТО УПОВАЕТ НА АЛЛАХА, ДОСТАТОЧНО ЕГО (Ат-Таляк 65:3).

Упование(ат-таваккуль) — это в то время, когда человек подлинно надеется на Аллаха, доверяя Ему и предпринимая разрешённые шариатом вероятные меры.

Виды упования:

1. Необходимое упование. Посвящение его не Аллаху – громадной ширк. Оно пребывает в том, что человек абсолютно и полностью опирается на Аллаха, препоручает Ему все собственные дела и уверен, что только в Его руке получение человеком пользы либо отведение от него вреда.

2. Небольшой ширк. Такое упование пребывает в том, что человек надеется на кого-либо из живых, опирается на это творение с некоей долей ощущения собственной зависимости от него, привязанности к нему сердца, некоторым осознанием собственной потребности в нем и собственной низости перед ним. Другими словами он в этом случае принимает это творение как что-то большее, чем легко обстоятельство. Примером есть то, как люди опираются на правителей, министров, предпринимателей, богатых людей в вопросе получения материальных средств и вычисляют себя нуждающимися в них.. В случае, если задать вопрос одного из них: «Откуда ты приобретаешь собственный пропитание?», он именует имя кого-либо из богатых либо власть имущих, а в то время, когда ему говоришь: «А вдруг данный человек откажется помогать тебе?», он восклицает: «Тогда я погибну!» — либо говорит: «При таких условиях я и мои дети превратимся в бомжей и погибнем». Не обращая внимания на то, что в этом случае человек надеется и опирается на кого-то из живых, это относится проявлениям многобожия (небольшой ширк).

3. Разрешённое. Тут подразумевается уполномочивание (аль-вакяля) кого-либо в совершении тех либо иных дел. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уполномочивал людей в тех либо иных неспециализированных и личных делах. Не смотря на то, что «аль-вакаля» и «ат-таваккуль» — однокорневые слова, но нельзя говорить про творение: «Таваккальту ‘аляйх» («Уповаю на него»), — потому что упование – это деяние, которое посвящается лишь Аллаху. Кроме этого нельзя говорить: «Я уповаю на Аллаха, а после этого на такого-то». направляться сказать: «Ваккальту фулянан» («Я уполномочил такого-то»), — другими словами поручил ему какое-то дело.

Итак, упование – это подлинно и по-настоящему опираться на Аллаха, доверяя Ему и совершая одобренные шариатом причинные действия, другими словами оно включает в себя три вещи: настоящая опора (сидк аль-и’тимад), доверие (ас-сика) и обстоятельства (аль-асбаб).

НА УПОВАНИЕ ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: И НА АЛЛАХА УПОВАЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ(Аль-Маида 5:23).

Как указывалось ранее, вынесение вперед той части предложения, которая в большинстве случаев находится в предложениях в конце, говорит о ограничении (аль-хаср). По идее данное предложение должно звучать по-арабски так: «Ва таваккалю ‘аля-Ллахи» («Уповайте на Аллаха»). Но мы видим, что словосочетание «‘аля-Ллахи» («на Аллаха») вынесено вперед и сообщено: «Ва ‘аля-Ллахи фа-таваккалю» («И на Аллаха уповайте»). Данный риторический способ призван передать значение ограниченности, другими словами Всевышний замыкает упование лишь на Себе, ограничивает его лишь Собой, и предложение получает суть: «Уповайте только на одного Аллаха». Так, одним из условий веры есть искреннее и полное посвящение упования лишь одному Всевышнему.

ВСЕВЫШНИЙ Кроме этого СООБЩИЛ: ТОМУ, КТО УПОВАЕТ НА АЛЛАХА, ДОСТАТОЧНО ЕГО(Ат-Таляк 65:3).

Кое-какие ученые говорили: «Если бы не было вторых аятов о преимуществах упования, также, то и его было бы достаточным», — в силу того, что в нем говорится, что тот, кто опирается на Аллаха, для того Он делается «хасб», другими словами достаточным, и Аллах берет на Себя ответ всех его неприятностей. Значит тот, кто уповает не на Аллаха, терпит неудачу и лишается помощи и помощи Всевышнего.

5. НА УСТРЕМЛЕНИЕ (АР-РАГБА), ОПАСЕНИЕ (АР-РАХБА) И СМИРЕНИЕ (АЛЬ-ХУШУ’) ПОКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: Воистину, ОНИ ТОРОПИЛИСЬ К БЛАГИМ ДЕЛАМ И ВЗЫВАЛИ К НАМ СО ОПАСЕНИЕМ и СТРЕМЛЕНИЕМ, И БЫЛИ ПРЕД НАМИ СМИРЕННЫМИ (Аль-Анбийа 21:90).

В аяте упоминается о трех видах поклонения – устремлении, смирении и опасении.

Устремление (ар-рагба) – это желание достигнуть чего-то любимого.

Опасение (ар-рахба) – ужас, заставляющий бежать от того, чего опасаешься, другими словами ужас, сочетающийся с действием.

Смирение (аль-хушу’) – склонение перед величием Аллаха, воплощающееся в покорном принятии Его ответов, как бытийных, так и религиозных.

Тот, кто идет к Аллаху, непременно обязан совмещать в себе ужас и надежду. Лишившись того либо другого либо разрешив одному полностью перевесить второе, он погибнет. надежда и Страх должны быть как два крыла у птицы. В случае, если человек совершает что-то благое, то обязан пара усилить крыло надежды, дабы быть активным в поклонении и сохранять надежду на его принятие. В случае, если же ощущает склонность к греху, то обязан усилить крыло страха, дабы спастись от наказания Аллаха.

«Они торопились к благим делам»:верующий человек все время торопится выполнить волю Создателя. Таковым был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. К примеру, в то время, когда ему был ниспослан аят «И увещевай собственных ближайших родственников», он сразу же поднялся и обратился к соплеменникам со словами: «О курайшиты! Выкупайте собственные души, я ни в чем не могу вас избавить от Аллаха…». И таким же качеством должны владеть последователи Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сообщил:

????????? ????????

«Опережайте друг друга в благом!» (5:48).

Запрещено откладывать благие поступки, потому что откладывание заключает в себе довольно много опасностей и несет довольно много бедствий. Одно из них, как показывает Ибн аль-Усаймин – накопление долгов и обязанностей перед Аллахом,.

Ибн аль-Къаййим сказал: «В случае, если Аллах облегчает для раба пути для богоугодных поступков, то ему непременно необходимо воспользоваться ими. В случае, если же он отложит деяние, то Всевышний может затем поставить препятствие между ним и возможностью его совершить, и он уже не сможет стать обладателем этого деяния». Как сообщено в Коране:

??? ???? ????? ????? ???????? ??? ??????? ??? ????? ??? ?????? ??????? ?? ???? ???? ??? ????? ????? ???? ???? ???????

Скажи: \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: