Билет 1.
Охарактеризуйте последствия и причины Великого переселения народов, поведайте об участии в нем славян
Замысел ответа на вопрос 1.
Что свидетельствует понятие «великое переселение народов»?
Какие конкретно обстоятельства Великого переселения народов?
К каким последствиям привело Великое переселение народов?
Какую роль в Великом переселении народов сыграли славяне?
Великое переселение народов – процесс переселения многочисленных групп населения с востока на запад. Самый деятельно данный процесс проходил с 4 по 7 век, а В общем итоге он продолжался 800 лет.
Великое переселение народов еще именуют глобальной миграцией. Глобальная, другими словами охватившая солидную часть Евразии, Северной Африки. Миграция – процесс переселения народов, племен.
Обстоятельства Великого переселения народов.
Упадок Римской империи. Власть императора ослабла, показалось довольно много желающих захватить престол. Огромные пространства империи необходимо было осуществлять контроль посредством армий, в которых львиную долю составляли варвары. Также, возрастала численность населения. А это приводило к уменьшению площади лесов, порче почвы. По большому счету портился целый жизненный уклад римлян. Их больше стали интересовать застолья и развлечения, чем его политики и развитие государства.
Поражение гуннов в гунно-китайских войнах. Эти противоборства происходили с 200 года до нэ впредь до 180 года отечественной эры. В следствии гунны откочевали в западные почвы, заставив другие народы перемещаться в новые края («эффект домино»).
Появление нового экономического центра Римской империи – Галлии, в том месте процветала торговля. Германцы стремились занимать территории около границы Римской империи и потребовали правового подкрепления собственного права на проживание на этих почвах.
Неспециализированное похолодание климата в Европе, что стало причиной неурожаи, наводнения, эпидемии, повысило смертность.
Последствия Великого переселения народов.
Пала Западная Римская империя и появились «безжалостные королевства», кое-какие из них стали предшественниками современных европейских стран.
Переселение сыграло роль в формировании многих современных языков Западной Европы.
Показались племена и новые народности.
Рабовладение уступило место феодализму.
Сформировался единый язык – латинский.
Распространение христианства (в новых королевства христианство делается национальной религией).
Результаты этого процесса нельзя расценивать конкретно. С одной стороны, на протяжении войн было стёрто с лица земли много племён и народностей — к примеру, прервалась история гуннов. Но иначе, благодаря великому переселению народов сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали приятель у приятеля много навыков и знаний. Но это переселение нанесло значительный урон зарождавшейся культуре северных кочевых народов и племён. Так, были бессердечно стёрты с лица земли многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние монументы этих народов — обелиски, курганы и т. д.
Роль славян в Великом переселении народов.
Славянские народы были яркими участниками Великого переселения народов. Хоть и начали двигаться они позднее германских племен. Историки видят обстоятельство переселения славян в том, что они просто отреагировали на перемещение окружающих населений (украины, тюрков, иллирийцев, фракийцев).
Славяне присоединились к неспециализированному потоку миграции в середине четвертого века. Сейчас они еще «дружили» с готами. Но потом славяне и готы стали соперниками. Славяне присоединились к гуннам.
Из-за нашествия гуннских племен часть славян вынуждена была расселиться в направлении юго запада и-запада. А вторая часть мигрировала к Византийской империи — на восток.
В V веке славяне заселили районы рек Днепр, Дунай и Днестр. А с 6 века совершают набеги на Балканский полуостров, подходят к столице Византийской империи – Константинополю.
К концу 6 века славянские армии покоряют и Грецию, а после этого осваивают ее. Не остановившись на этом, славяне двигаются к югу. Балканский полуостров был заселен абсолютно.
Славяне переходили через Дунай, захватывали новые территории и заселяли их. В их числе были Фракия, Македония, Эллада. Кроме этого славяне вторглись и в Византию.
Так, расселение славян имело смешанный темперамент: оно было и мирным, и военно-организованным.
Обрисуйте половецкую каменную скульптуру.
Половецкая каменная скульптура (половецкая баба) – статуя, символизирующая предка. Показались такие скульптуры в Донецких степях в 9 – 13 столетиях. Скульптуры сделаны из серого песчаника и имеют высоту от 1 до 4 метров.
Наименование скульптуры – половецкая баба происходит от тюркского «балбал», что свидетельствует «пращур», «дед-отец».
Типы половецких каменных баб:
Человеческие фигуры из намерено подобранных удлинённых камней.
Изображения мужчин с небольшой бородой и усами.
Изображения мужчин в основном без шапок, время от времени с одной либо несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно либо оба уха украшены сережками, иногда на шее ожерелье.
Изображения мужчин, одетых в кафтан с узкими рукавами и треугольными отворотами. На талии — пояс с комплектом украшений, бляшек и пряжек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без оружия и пояса.
Фигуры с кинжалом либо саблей.
Фигуры дамы время от времени, как «Чернухинская мадонна» держит на руках ребёнка.
Каменные бабы с сосудами, каковые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно пара случаев, в то время, когда на правой руке продемонстрированная сидячая птица.
Ветшайшие типы статуй — удлиненные плоские со слабо обозначенными чертами фигуры либо совсем без неё. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых время от времени вырезались в виде «сердечка» с закругленной либо заострённой в виде шапочки вершиной. Лица по большому счету не изображались, либо наносились Т-нос и образные брови, глаза и рот в виде круглых углублений. Такие фигуры в первый раз показались в степи примерно в первые десятилетия XI века.
Со временем на фигурах показались руки, каковые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, каковые изображали грудь.
Билет №1, вопр.2 (второй вариант)
Половецкие каменные бабы,видящиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются монументами сакрального мастерства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и в Алтайском крае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в намерено сооружённых для них святилищах, каковые время от времени ограждались камнями. Святилища были квадратные либо прямоугольные, их размеры зависели, по всей видимости, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских либо женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Иногда попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного конкретно с погребениями. Фактически, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что свидетельствует «пращур», «дед-отец». Со временем данный обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды. Женские статуи символизировали бессмертие и непобедимость солдат.[ Покровители в образе дамы давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Около подножия статуй исследователи обнаружили кости баранов.
Билет №2
1. Охарактеризуйте быт и хозяйство славян (по данным § 3)
Замысел ответа на вопрос
1. Земледелие – основное занятие славян.
2. Скотоводство, сопутствующие занятия и бортничество.
3. обычаи и Быт славян
1. Главным занятием восточных славян было земледелие. Главная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Исходя из этого, перед тем как пахать почву, необходимо было вырубить деревья, выкорчевать пни, сжечь траву. Почву обрабатывали пара лет, а в то время, когда она прекратила приносить хороший урожай, участок забрасывали и расчищали новый. Такая совокупность земледелия именуется подсечно-огневой. В более южных – степных районах славяне распахивали участки, применяли их пара лет, а в то время, когда урожаи понижались – распахивали новые. Такая форма земледелия именуется переложной. Славяне пахали почву сохой, позже боронили. Славяне выращивали пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху. Хлеб главенствовал продуктом. Из овощей выращивали репу, брюкву, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.
2. Славяне занимались и скотоводством. Разводили коров, лошадей, коз, свиней, домашнюю птицу. Ключевую роль в жизни славян игрался сбор меда диких пчел – пчеловодство. У славян было развито ремесло – кузнечное дело, бондарство (изготовление бочек), ткачество. Славяне были хорошими охотниками. Шкуры диких зверей шли на изготовление одежды и на продажу.
3. Древние авторы обрисовывают славян как людей большого роста, крепкого телосложения, владеющих незаурядной физической силой и выносливостью. У них были светлые глаза и русые волосы. Селились славяне по берегам озёр и рек. Строили дома – маленькие полуземлянки. Стенки домов, посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями и обмазывали глиной. В зданиях не было закрытых печей – лишь открытые очаги, для выхода дыма в потолке делалось отверстие. В доме могло быть пара выходов. Славяне отличались гостеприимством и добродушием. Славяне славились как хорошие храбрые солдаты. Трусость считалась громаднейшим позором. Славяне применяли стрелы и луки, копья, древесные щиты. Металлические мечи и щиты были редки
Итак, славяне селились по берегам озёр и рек. Главным занятием их было земледелие. Кроме этого они выращивали большой и небольшой рогатый скот, лошадей, свиней. Славяне занимались пчеловодством, охотой, рыболовством, собирательством. Славяне строили дома – полуземлянки, каковые отапливались «по-тёмному». Славяне славились как отважные и умелые солдаты.
Вопр.2
Печенеги – кочевые тюркские племена, в первый раз упоминаемые в восьмом веке. Возглавлял печенегов хан, под управлением которого они всегда нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот. Донбасс игрался очень ключевую роль во взаимоотношениях печенегов и русичей. С конца 9 века печенеги кочевали по донецким степям (около 150 лет). на данный момент археологами распознано более 40 скульптур и каменных надгробий относящихся к культуре кочевых племен.
Печенеги ни при каких обстоятельствах не угрожали независимости Старой Руси, но их быстрые армейские набега доставляли много проблем древним русичам.
Первые контакты печенегов и Руси относятся к концу IX – началу Х в. Было бы неправильно сказать лишь о постоянном противостоянии печенегов и древних русичей. Так, в источниках имеются сведения о совместных походах печенежских орд и русских войск на Византию. В Повести временных лет упоминаются случаи, в то время, когда Старая Русь применяла печенегов в качестве наёмников
По окончании провала Хазарского каганата в 965 г. власть над степями на Волге перешла к печенегам и они на некое время становятся главным восточным соперником Руси. Печенеги продолжили давление на Киевскую Русь и в 972 г. им удалось подкараулить Святослава у порогов Днепра. В следствии столкновения князь погиб.
Его преемник Владимир Святославович (978-1015) ориентируется в первую очередь на внутреннее, а не внешнее развитие страны. Происходит объединение земель в единое страну. В начале ХI в. печенеги выступают с инициативой мирного соглашения с Киевом. Князь Владимир кроме того отправляет в стан кочевников одного из собственных сыновей в качестве поручителя мирного соглашения.
Во время правления князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054) печенеги лишь один раз (1036 г.) появляются на границе Руси, но терпят полное фиаско. Одновременно с этим в источниках появляются сведения о исполнении печенегами функций охраны южных границ древнерусского страны, в первую очередь, от следующей волны тюркоязычных кочевников – половцев.
Политические и армейские контакты печенегов и древних русичей создали условия для взаимообмена двух культур, и интеграции тюркских кочевников в состав Древнерусского страны. К началу XIII в. печенеги, войдя в состав Руси, абсолютно растворились среди местных жителей.
Билет № 3
1. Поведайте, как была организована публичная судьба в славянском племени. (по книжке § 3)
Замысел ответа
1. Переход от родовой к соседской общине у славян.
2. Управление соседской общиной (вервью).
3. Альянсы племен славян.
1. Первоначально восточные славяне жили «любой своим родом и на собственных местах», т.е. объединялись на базе родного родства. Во главе рода стоял старейшина, владевший громадный властью. По мере расселения славян на широких пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину поменяла соседская (территориальная) – вервь.
2. Члены верви совместно обладали лесными угодьями и сенокосами, а поля были поделены между домашними хозяйствами. На неспециализированный совет – вече – сходились все домовладельцы округи. Оин выбирали старейшин для ведения неспециализированных дел. На протяжении нападений неприятелей славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной совокупности (десятки, много, тысячи).
3. Отдельные общины объединялись в племена, а те со своей стороны – в альянсы племен. Существовало 12 (по другой информации 15) восточнославянских племенных альянсов. В летописи они именуются племенами. самые многочисленными из них были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах озера реки и Ильмень Волхов. Центром полян был город Киев, основанный (по легенде князем Кием). Центром ильменских словен стал город Новгород.
Билет № 4
Билет 4, вопр.2
Пенько?вская (а?нтская) культу?ра — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Украины и Молдавии от бассейна реки Прут до Харьковской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой
Монументы пеньковской культуры в первый раз были найдены в середине 1950-х годов под Кременчугом (экспедиции под управлением Д. Т. Березовца).
Селища пеньковцев не укреплены и «роятся гнёздами», по 3-5 селищ на расстоянии 5-7 км друг от друга. Площадь селища не превышала 2-3 га. В селище в большинстве случаев больше 30 жилищ, но в один момент употреблялось не больше 12-15. Жилища в большинстве случаев полуземлянки — каркасные (по периметру ямы находились опорные столбы) и срубные. Каркасные считаются более ранними, а срубные более поздними. Крыша покрыта соломой либо камышом, в более поздних жилищах засыпана почвой
Вход в жилище — с южной либо восточной стороны. Ранние жилища отапливались очагом, а поздние печью-каменкой (из песчаника). На каждое жилище приходилось 4-5 хозяйственных ям для хранения продуктов.
На территории современной Украины на данный момент известно более 300 монументов пеньковской культуры.
Хозяйственные ямы являются углублённые в землю на 0,7 ?0,9 метров ямы. Они служили для хранения разных продуктов. В них довольно часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям в большинстве случаев превышает количество жилищ (приблизительно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, изученных широкими площадями, известны печи и очаги за пределами сооружений. Очаги глинобитные либо каменные, диаметром около 1 м, печи родные по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и употреблялись летом как кухни. Нельзя исключать, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.
Занятия.
Базу хозяйства составляло животноводство и пашенное земледелие. Культивировали пара ячменя и видов пшеницы, и просо, овёс, рожь и коноплю.
Ремесло. Керамика представлена горшками, сковородами и мисками. Гончарного круга не знали. Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила. Культура владела кузнечными центрами. Отысканы ножницы для резки железа, термообработки и следы ковки.
Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь очень бедный: медные украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, в большинстве случаев, размешались в 0,5-1 километров от селищ на низких либо возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от вятичей и исторических кривичей.
Исследователи считают, что пеньковцы были узколицыми Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью
Кое-какие, но, определяют эту культуру, как неславянскую либо полиэтничную (многонациональную). Так М. И. Артамонов вычислял пеньковскую культуру булгарской (тюркской), детально обосновывая это. По крайней мере, найденные на южном Днепре поселения пеньковской культуры с юртоподобными жилищами свидетельствуют, что в состав данной культуры вливались булгарские (тюркоязычные) кочевники.
В археологии в далеком прошлом обсуждаются богатые клады этого времени и данной территории под именем «древностей антов» (Г. Ф. Корзухина»), «древностей русов» (Б, А, Рыбаков). самый известный из таких кладов – Мартыновский.
Марты?новский клад — 116 изделий из серебра, отысканных в 1909 г. в селе Мартыновка Черкасской области Украины (Поднепровье между Запорожьем и Киевом). Хранится в Музее исторических сокровищ Киево-Печерской лавры. Датируется VI – VII столетиями н.э. Значительно чаще находки связывают с Пеньковской археологической культурой, которую интерпретируют как антов.
Состав клада таков: четыре антропоморфные фигурки «пляшущих человечков», пять зооморфных фигурок, три пальчатых фибулы, шесть браслетов, налобные венчики, серьги, височные кольца, шейная гривна, поясные бляшки, накладки, наконечники, навершия ремней, обломок тарелки, две серебряные чаши, церковная ложка с клеймами византийских мастеров.
Громаднейший интерес приводят к серебряным фигуркам животных и людей, выполненные в своеобразном стиле. В нём кое-какие исследователи видят влияния гуннов, другие — болгар, третьи – аваров (но именно в степь его распространение не заходит), а уфологии видят в фигурках «пляшущих человечков» изображения инопланетян. Археолог О. А. Щеглова обосновывает, приводя аналогии из европейского декоративно-прикладного мастерства, что это подробности симметричной композиции, обычной для воинской субкультуры раннего средневековья на византийской периферии, — образы и мотив библейского сюжета: Даниил со львами.
Билет № 5
1. Выскажите собственный мнение по поводу спора противников и сторонников норманнской теории образования Древнерусского страны. (учебник §4 п. 3)
Замысел ответа
1) Сущность норманской теории
2) Сущность антинорманской теории
3) Собственное мнение
1) Споры о руси и происхождении варягов начались еще в восемнадцатом веке. Германские ученые (направляться. Байер, Г. Миллер), трудившиеся тогда в РФ, выдвинули версию о том, что варяги-русь – это норманны, правильнее, шведы. Ученые утверждали, что без приглашения правителей-норманнов славяне не имели возможность создать собственный государство, культуру. Тех, кто думал, что норманны это варяги и они создали государство Русь, именуют норманистами.
2) против аналогичных взоров выступил тогда М.В. Ломоносов, что занимался и историей. Тех, кто вычисляет варягов-русь славянским либо иным нескандинавским народом, именуют антинорматистами. Большая часть антинорманистов уверены в том, что варяги приплыли в Новгородскую почву с южного либо восточного берега Балтийского моря. На южном берегу балтики тогда жили племена западных славян. Одно из них в Европе именовали варинами, их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы совершали далекие морские походы.
3) Выскажите собственное мнение – какая точка зрения, на ваш взор соответствует действительности. По какой причине?
Билет № 6
1. Охарактеризуйте национальный строй Древнерусского страны (князь, дружина, полюдье). (учебник § 5 п.1)
Замысел ответа
1) Определение понятия «государство».
2) дружины и Власть князя.
3) Роль вече в национальном устройстве Старой Руси.
1) Государство – это объединение людей, каковые живут на определенной территории, признают высшей авторитет центральной власти. Такую власть именуют законной. Признание ее выражается в готовности людей платить в пользу неё налоги, подчиняться ее распоряжениям и т.д.
2) В Средние века в большинстве государств высшую власть осуществляли правители, передавая эту власть по наследству от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое устройство политической власти именуют монархией. В Киевской Руси правителя именовали князь. Допустимо слово происходит от славянского «ко-нязь» — конный витязь. Людей, каковые помогали и помогали князю именовали дружиной. Это были солдаты каковые вести войну вместе с князей, а в мирное время осуществляли княжеские поручения и тем, самым осуществляли национальное управление. Солидную часть времени князья проводили в походах и в сборах дани с подчиненного населения. Но, племена платили дань и добровольно – как защитнику при нападения неприятелей. Помимо этого, князь являлся и высшим судьей. Князь нёс ответственность за поддержание мирных взаимоотношений с соседями и снабжал безопасность торговли (купцов – гостей). Князь с дружиной лично ездил за данью к подчиненным племенам. На месте устанавливая какое количество нужно выплатить. Такую форму дани ввел князь Олег, и именовалась она полюдье.
3) Продолжительное время у восточнославянских племен сохранялась традиция собирать народное вече для ответа самые важных вопросов. К примеру, в Новгороде кандидатуру на пост князя утверждало народное вече.
Билет № 7
1. Поведайте о походах Игоря князей и русских Олега на Византию в Х веке. (по материалу § 5)
Замысел ответа
1) Византии и Отношения Руси.
2) Походы князя Олега на Византию.
3) Походы князя Игоря на Византию.
4) Итоги Игоря князей и походов Олега на Византию.
1) Отношения Византийской империи, обитателей которой в Киевской Руси именовали греками, имели наиболее значимое значение для первых русских князей. Но, эти отношения не всегда были мирными. провинции и Византийские города, и столица – Константинополь (Царьград) – завлекали русов как военная добыча.
2) «Повесть временных лет» говорит о походе князя Олега на Царьград в 907 г. По легенде, Царьград нереально было захватить со стороны моря и тогда Олег приказал извлечь суда на сушу, и поставив их на колеса, раскрыв паруса, с попутным ветром покатились к стенкам столицы. Испуганные греки запросили мира и дали обещание выплатить громадную дань. В знак победы Олег прибил собственный щит на ворота Царьграда. Греки выплатили дань и заключили с русами удачный, для последних, соглашение.
3) Князь Игорь (912 – 945) также предпринял громадной поход на Византию в 941 г. Поход был неудачным. Греки выставили собственный флот. На судах были установлены механизмы, каковые бросали горючую смесь («греческий пламя»), поджигавшую суда соперника. Через три года Игорь заключил с греками соглашение.
4) До наших дней сохранились два соглашения русов с греками – контракт Олега (911) и контракт Игоря (944). Оба соглашения регулируют по большей части вопросы торговли и опреледяют порядок прибытия русов в пребывание и Византию их в «Царьграде».
Билет № 8
1. Проанализируйте реформы княгини Ольги в Х веке, выявите их хорошие стороны. (по § 5 п. 4 книжки под ред. Торкунова).
Замысел ответа
1) Приход Ольги к власти.
2) Сущность налоговой реформы княгини Ольги.
3) Значение налоговой реформы княгини Ольги.
1) В 945 году киевский князь Игорь отправился за сбором дани (полюдье). В древлянской почва князь Игорь собрал дань, но сделав вывод, что забрал мало – возвратился за повторной данью. Древляне забрали Игоря в плен и казнили как разбойника. Новым киевским князем должен был стать сын Игоря Святослав. До тех пор пока мальчик был мелок, обязанности правительницы взяла на себя его мать – Ольга. Дабы подавить восстание и не допустить выступлений в других подчиненных Киеву княжествах, Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть киевского князя.
2) Княгиня Ольга учла печальный опыт мужа и поменяла порядок сбора дани. Сейчас были совершенно верно выяснены размеры дани – места и уроки сбора дани – погосты.
3) Отныне, дань свозили в определенные места, князь, либо назначенные им люди, объезжали подвластные территории по совершенно верно установленному маршруту и в определенный срок.
Билет № 9
1. Приведите доводы историков (не меньше 3), каковые именуют князя Святослава князем-солдатом.
Замысел ответа
1) Описание личности князя Святослава в «Повести временных лет»
2) походы Святослава
1) Князь Святослав прославился как талантливый полководец и отважный воин. Нестор-летописец говорит о нём с громадной любовью, сравнивая его за храбрость с гепардом (пардус). Практически вся его жизнь прошла в походах. Все тяготы походной судьбе он дробил со собственными солдатами.
Мало уделял внимания внутренней политике. По большей части этим занималась его мать Ольга. Не обожал посещать в Киеве. Желал сделать столицей Переяславец, т.к. в том месте « все блага сходятся: от Греции злато, паволоки ,вина и овощи разные, Чехии кони и серебро ,из Руси же меха и воск челядь и медь». Жители Киева говорили ему: «Ты, князь¸ чужой почвы ищешь, и бережёшь её, от собственной же почвы отрекся».
Не нападал на неприятелей незаметно. В любой момент отправлял послов, говоря: «Желаю на вас идти». Был физически сильным. Отличительная изюминка наружности — бритая голова, и лишь на одной стороне висела прядь волос, что означало знатность рода. Одеждой ничем, не считая чистоты, не отличался от вторых.
Память о князе-солдате, Александре Македонском Восточной Европы, осторожно хранится в памяти народа. Стали крылатыми его выражения:« Иду на вас»( « Иду на вы!»), «Мёртвые сраму не имут».
2) В историю Святослав вошел как полководец и доблестный воин. Собственную жизнь он провел в сражениях и походах. В 964 – 969 походы князя были направлены по большей части на восток. Восточнославянское племя вятичей, жившие на Оке, в верховьях Дона было присоединено к Руси. Побеждена Волжская Булгария, Хазария.
В 968 – 971 гг. Святослав предпринял пара походов на юг – в Дунайскую Болгарию. Князь Святослав желал перенести в том направлении, на берега Нижнего Дуная, центр собственного страны.
В 969 г. на Киев напали печенеги, отразив их удар, Святослав опять ушел на юг.
Византии было не выгодно рост и укрепление Руси. К тому же Византия разглядывала Болгарию как собственные владения. По окончании ожесточенных сражений, утратив многих солдат, Святослав должен был заключить мир с греками и дал обещание уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев князь был убит печенегами.
Билет № 10
Билет № 11
Билет № 12
Билет № 13
Билет № 14
1. Дайте чёрта правления князя Владимира Мономаха. (учебник §
Замысел ответа
1) Приход князя Владимира Мономаха к власти.
2) Деятельность киевского князя Владимира Мономаха.
3) Историческое значение деятельности князя Владимира Мономаха.
В апреле 1113 года погиб киевский князь Святополк Изяславич. При жизни он не пользовался уважением жителей Киева, был вероломным и жадным человеком. Он покровительствовал ростовщикам. В долговую кабалу попали княжеские дружинники и простые горожане. Но, старшая дружина желала видеть новым киевским князем сына Святополка. Но население украины на вече выступил против. Масса людей разгромила дома ростовщиков, люди начали уничтожать долговые расписки.
Киевская знать опасалась разрастания беспорядков. Одним из самых глубокоуважаемых князей Руси был переяславский князь – Владимир Мономах. Он прославился как твёрдый но умный и честный правитель. Он был инициатором Любеческого съезда князей (1097 г.), защищал собственную почву от половецких набегов. В город Переяслав к Владимиру Мономаху были посланы вестники с приглашением на деда «и престол отца». Владимир отказался, т.к. думал, что не имеет права на Киев. Но жители Киева вторично обратились к Владимиру Мономаху – тот дал согласие.
2) По окончании вокняжения Владимир Мономах издал «Устав» — правовой документ, что стал последней частью Русской Правды. Закон защищал права должников и ограничивал ростовщиков. Не было возможности потребовать более 20% сверх забранного. Не было возможности обращать свободных людей в рабов за долги. Владимир Мономах смог подчинить вторых князей, и на время объединил почвы Руси. В назидание сыновьям он написал «Поучение детям» — в котором обрисовал собственный жизненный путь и дал детям наставления как правильно вести себя в различных жизненных обстановках.
3) Владимир Мономах смог на время объединить почвы Руси, при нем и его сыне Мстиславе Великом на время были прекращены усобицы, наступило мир и относительное благополучие.
Билет № 14, 2 вопр.
В одинадцатом веке пришли в отечественный край новые завоеватели – торки. Главные кочевья торков размешались в бассейне реки Казенный Торец. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились маленькими группами на границах Руси, или откочевали к Византии. До разгрома главные кочевья торков размешались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (заглавия рек) и топонимов (заглавия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Громадный Тор, Торецкое город и городище Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Конкретно в этом степном районе найдены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили собственных сородичей в курганах в ямах с древесным настилом. Сверху настила клали ноги и голову коня. Самого коня родственники съедали на протяжении тризны (тризна — поминки). Конь был необходимым элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «эдем» на коне. историк и Арабский писатель X века Ибн-Фадлан подробно обрисовывает погребение погибшего торка: в громадную яму помещают покойника, одетого в куртку, с луком и поясом, с чашей в руках; позже сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, не считая головы, ног, хвоста и кожи, каковые помещают на древесном перекрытии. В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Но маленькие их группы так же, как и прежде кочевали между Доном и Днепром. В начале XII в. Владимир Мономах на протяжении одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой
Билет № 15
Билет 1.
Охарактеризуйте последствия и причины Великого переселения народов, поведайте об участии в нем славян
Замысел ответа на вопрос 1.