В? Воронеже? и? области? достаточно? довольно много? аптечных? сетей,? аптек? и? т.д.,? в? связи? с? чем? уровень? конкуренции? в? области? высок.?
Главные? соперники? ООО? «Валеофарм»? являются? такие аптеки? как «Аптека от склада»,? «Биолайф»,? «Вита».?
С целью оценки конкурентоспособности исследуемой аптечной организации совершён опрос среди клиентов аптек и составлен «лист? конкурентоспособности?» (таблица 4). В опросе приняло участие 100 человек. Пример анкеты представлен в приложении 1. На любой вопрос, следовало отвечать по бальной совокупности от «0 до 5» баллов. В данном опросе приняло участие население от 18 лет и старше, большинство пришлась на население старше 40 лет. Сроки проведения анкетирования с 1 по 7 марта 2015 года.
Таблица ? 4
Лист? оценки? конкурентоспособности фармацевтических организаций
Факторы | ООО? «Валеофарм» | Соперники | ||
«Аптека от склада» | Биолайф | Вита | ||
I.? Продукт? (product)? Удовлетворенность аптечным ассортиментом?:?: А)? Лекарственные? препараты? | 4,53 | 4,5? ? | 2,9? ? | 3,3 ? |
Б)? БАД? | 3,1? | 4,3? | ? 3,1? | ? 3,5? |
В)? Медицинская? техника | 3,4? | 3,8? | 2,3? | 3,3? |
Г) средства и Предметы личной гигиены | 3,7 | 4,5 | ? 2,9 | ? 1,8 |
Д) средства и Предметы, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет | 3,4 | 4,5 | 3,1 | 2,8 |
Е)? Лечебная? косметика? | 3,5 | 4,4 | 3,3 | 2,4 |
Ж) Продукты лечебного, детского, детического питания | 3,3 | 4,1 | 2,1 | 1,8 |
З) Оптика | 2,5 | 3,6 | 1,5 | 1,1 |
Общее? количество? баллов | 27,3 | 33,7 | 21,2 | 20,0 |
II.Цена? (price)? Удовлетворенность уровнем стоимостей | 2,2 ? | 4,2 ? | 2,5? ? | 2,3? ? |
III.? Расположение? (place) Удовлетворенность расположением ? аптеки | 2,4? ? | 4,4? | 4,1? | 3,8? |
IV.? Продвижение? товаров? на? рынке? (promoshion):? Удовлетворенность наличием акций и дисконт-совокупности | 3,3? | 4,1? | 2,9? ? | 2,7? |
V.? Персонал? (personnel): 1. Удовлетворенность уровнем квалификации персонала (знание ассортимента, консультирование по препаратам) | 4,5 | 4,5 | 4,1 | 3,9 |
2. Удовлетворенность манерой общения работников, умением сглаживать конфликты | 4,6 | 4,5 | 3,9 | 4,1 |
3. Удовлетворенность внешним видом провизора (аккуратность одежды, фирменный стиль, маникюр) | 4,7 | 4,8 | 4,5 | 4,5 |
Общее число баллов ? | 13,8 | 13,8 | 12,5 | 12,5 |
VI.? Физическое?состояние? (physical? surround)? 1. Удовлетворенность входом в аптеку, наличие пандусов? | 4,4 | 4,3 | 3,8 | 3,1 |
2. Удовлетворенность размерами и оформлением торгового зала, наличием стилизованного интерьера, освещением стеллажей? | 4,1 | 4,6 | 3,8 | 3,2 |
Общее? количество? баллов | 8,5 | 8,9 | 7,6 | 7,3 |
VII.? Процесс? (process)? 1) ? Удовлетворенность скоростью обслуживания (быстрота обслуживания, отсутствие очереди) | 4,2? | 4,4? | 4,1 | 3,8 |
2) ? Удовлетворенность режимом (временем) работы аптеки | ? 4,5? | ? 4,2 ? | 4,1 | 4,1 |
Общее? количество? баллов | 8,7 | 8,6 | 8,2 | 7,9 |
Итоговое? количество? баллов: | 66,2 | 77,7 | 59,0 | 56,5 |
Изучив? лист? оценки? конкурентоспособности? возможно? подчернуть, что лидирующее положение? на? фармацевтическом? рынке? г. Лиски? занимает? аптечная? сеть ? «Аптека от склада»,? организация? «Валеофарм» отстает от нее на 11,5 баллов.? Потом следуют аптечные организации «Биолайф»? и? «Вита»,? занимающие? приблизительно равные позиции.
Рейтинг неспециализированных оценок кокурентоспособности аптек представлен на диаграмме рисунка 3.
Рис. 3. Неспециализированная оценка конкурентоспособности фармацевтических организаций согласно данным опроса
Представим стуктуру оценок опрощеных по категориям: «продукт», «цена», «расположение», «продвижение товаров на рынке», «персонал», «физическое состояние», «процесс» (картинки 4;5;6;7;8;9;10;11;12).
Рис. 4. Удовлетворенность визитёров аптек ассортиментом продукции
Исходя из рисунка 4, респонденты в целом самый удовлетворены ассортиментом продукции «Аптеки от склада». Аптечная организация «Валеофарм» отстает от фаворита на 6,4 балла и занимает второе место. Но наряду с этим такая ассортиментная несколько как лекарственные препараты для обеих указанных организаций оценена респондентами в однообразное количество баллов – 4,5 из 5 вероятных, что говорит о широкой представленности данной группы.
Но по оценкам всех остальных ассортиментных групп: БАД, медицинская техника, средства и предметы личной гигиены, средства и предметы для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста 3-х лет, лечебная косметика, продукты лечебного, детского и диетического питания, и оптика – компания «Валеофарм» отстает от фаворита, и в среднем представленность данных товаров в сети оценена на 3,2 балла. Особенно не хорошо, в соответствии с итогам опроса, в сети представлена оптика.
Аптечные организации «Биолайф» и «Вита» заметно отстают и занимают четвёртое место и третье соответсвтенно.
По удовлетворенности уровнем стоимостей самую высокую оценку от опрощеных взяла «Аптека от склада» (4,2 балла), а ООО «Валеофарм», взяв 2,2 балла, заняла последнее место (рис. 5), что говорит о наличии больших стоимостей в исследуемой сети и, само собой разумеется, есть причиной, снижающим ее конкурентоспособность.
Рис. 5. Удовлетворенность визитёров аптек уровнем стоимостей
По? расположению? и? проходимости? лидирующую позицию? занимает?«Аптека от склада»,? так? как? громадное? количество? аптек находится как в?торговых?центрах,?на оживленных? местах? (остановочные? комплексы ? и? т.д.), так и в спальных районах.? Аптеки? «Валеофарм»?в основном? находятся? в? спальных? районах, что есть отрицательным причиной при оценке конкурентоспособности (рис. 6).
Рис. 6. Удовлетворенность респонентов расположением аптек
Кроме этого установлено, что визитёров самый удовлетворяют дисконтной системы и условия акций «Аптеки от склада», они оценивают эту аптеку на 4,1 балла (рис.7). Потом по этому же критерию направляться ООО «Валеофарм» — 3,3 балла. Организации «Биолайф» и «Вита» получили от опрощеных по 2,9 и 2,7 баллов соответственно. Так, организация «Валиофарм» лишь частично компенсирует большие стоимости в аптеках наличием акций, скидок и дисконт-совокупности, что есть недостаточным для поддержания ее конкурентоспособности.
Рис. 7. Удовлетворенность опрощеных уловиями акций и дисконт-совокупности аптеки
?Уровень качества? процесса? обслуживания? весьма? серьёзный? для? фармацевтического? рынка фактор, что определяется в основном опытным уровнем ? персонала. В категории «персонал» респондентам было предложено оценить такие показатели как удовлетворенность уровнем квалификации персонала (знание ассортимента, уровень качества консультирования по препаратам), удовлетворенность манерой общения работников, умением сглаживать удовлетворённость и конфликты внешним видом эксперта (аккуратность одежды, фирменный стиль, маникюр).
Громаднейшее? внимание? качеству обслуживания и строгий подход к отбору персонала уделяют такие? сети? как? «Валеофарм»? и?«Аптека от склада» (рис. 8).
Рис.8. Удовлетворенность опрощеных уровнем квалификации персонала аптеки
В категории «физическое состояние» оценивалось удобство входа в аптеку, а также для людей с ограниченными возможностями, и оформление торгового зала, размещение препаратов в витринах, освещенность стеллажей. Визитёры аптек самый удовлетворены удобством входа в аптеку «Валеофарм», а также в «Аптеку от склада» (рис. 9).
Рис.9. Удовлетворенность опрощеных удобством входа в аптеку
По освещённости и качеству оформления торгового зала, и удобства размещения лекарственных препаратов в витринах ресоподенты отдали громаднейшее предпочтение «Аптеке от склада» (4,6 баллов). ООО «Валеофарм» по этому критерию получила от визитёров 4,1 балла (рис. 10)
Рис. 10. Удовлетворенность опрощеных качеством оформления торгового размещения и зала аптек ЛП в витринах
В категорию «процесс» включены такие параметры, как скорость обслживания (а также отсутствие очереди) и режим работы аптек. По скорости обслуживания лидирующее положение, согласно точки зрения опрошенных, занимает «Аптека от склада» (рис. 11), но по удобству режима работы для населения лидирует «Валеофарм» (рис. 12).
Рис. 11. Удовлетворенность опрощеных скоростью обслуживания (а также отсутствие очереди)
Рис. 12. Удовлетворенность опрощеных режимом работы аптек
Так, совершённый опрос продемонстрировал, что исследуемая аптечная сеть не удовлетворяет потребителей в основном по уровню стоимостей, и уступает соперникам по расположению аптек. В качестве преимущества необходимо отметить удобный для населения режим работы аптек – аптеки сети трудятся с 8:00 до 22:00, в отличие от соперников, трудящихся с 8:00 до 20:00.
Но, организация «Валеофарм» незначительно отстает от главного фаворита «Аптека от склада» по качеству оформления торгового размещения и зала ЛП в витринах.
Помимо этого, можно подчернуть, что «Валеофарм» не отстает от главного фаворита «Аптека от склада» по ассортименту лекарственных препаратов, но существенно уступает по остальным ассортиментным группам. По качеству обслуживания, а также осуществлению вежливости персонала и квалифицированной консультации обе организации оценены респондентами достаточно высоко – по 4,5 баллов из 5 вероятных, но поскорости обслуживания аптека «Валеофарм» мало отстает от фаворита.
3. Советы по? увеличению конкурентоспособности и?? расширению? доли? ООО? «Валеофарм»? на? фармацевтическом? рынке? г.? Лиски?
Проанализировав? конкурентоспособность? компании? ООО? «Валеофарм»? посредством SWOT-анализа и методом проведения оценки удовлетворенности населения, возможно? предложить? следующее? советы? по? увеличению и повышению конкурентоспособности? доли? компании? на? фармацевтическом? рынке:?
1)? Изменение? ценовой? политики? ООО? «Валеофарм».?
Цены? должны? быть? снижены,? в случае, если:? рынок? либо? ответственная? и? прибыльная? его? часть? чувствительны? к? цене,? и имеется возможное предположение, что? соперники? не? будут,? в? собственную? очередь? снижать? цены.?
Понижение? стоимостей? -? это? не? весьма? популярная? тактика,? но? она? фактически? в любой момент? действенна? при? рвении? к? повышению? доли? рынка.? Окупаемость? может? быть? не? весьма? стремительной:? понижение? стоимостей? в большинстве случаев? приводит? к? значительному? сокращению? прибыли? на? протяжении? первых? трех? либо? пяти? лет.? Но? имеется? и? пара? примеров? того,? в то время, когда? последовательно? проводимая? политика? понижения? стоимостей? не? оказывала? аналогичного? действия? и? приводила? к? тому,? что? бизнес? становился? значительно? более? дорогостоящим? в? долговременном? периоде?
2) Так как размещение аптеки есть ее не сильный местом, то хорошим ответом смогут стать программы создания потребительской заинтересованности. Речь заходит о скидках для постоянных потребителей, дисконтных картах, бесплатной доставке по городу и бесплатных подарков при приобретения лекарственных препаратов на определенную сумму. Проанонсировав в людных местах акцию потребительской заинтересованности и обеспечив качественный сервис в самой аптеке, возможно не только увеличить круг постоянных клиентов, но и расширить оборот аптеки. Возможно размещать рекламные щиты с указателями в сторону расположения аптеки – «баннеры-указатели».
Нужно заявить о себе в местах громадного скопления людей, нуждающихся в приобретении товаров аптечного ассортимента – поликлиники, травмпункты, поликлиники и т.п. Снова же это допустимо при помощи рекламных баннеров, или рекламных листовок.
В некоторых случаях не редкость целесообразно заявить значительную скидку на препараты, имеющиеся в избытке, и проинформировать об этом существующих и потенциальных потребителей посредством дешёвой наружной рекламы, объявлений в торговом зале, фармацевтов рекомендаций и устных провизоров клиентам. В следствии товарооборот аптеки по данной группе препаратов может существенно увеличиться, что компенсирует утраты от понижения цены каждой отдельной упаковки препарата.
3) Аптечный мерчандайзинг.
В далеком прошлом увидено, что при других равных условиях большей популярностью у населения пользуются аптеки с эргономичным торговым залом, владеющие какой-либо изюминкой. В этом замысле все большее значение получает дизайн интерьера и так называемый аптечный мерчандайзинг, другими словами мастерство размещения в аптеке лекарственных рекламных материалов и препаратов. Мерчандайзинг — это подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, предоставление сведений о товаре. В теории мерчандайзинга имеют место разные способы привлечения внимания клиента к товару, расположенному на полках. К примеру, существуют так именуемые товары-магниты, воображающие собой самый востребованные клиентом товары. Размещение другого товара рядом с товаром-магнитом значительно увеличивает продаваемость товара-спутника. В силу изюминок отношения клиента к лекарственным препаратам (ассоциации с заболеванием), в аптеке нелишне было бы менять лекарства с чем-нибудь менее ужасным, к примеру с парафармацевтической продукцией. Способы мерчандайзинга самый выгодно использовать к уже раскрученным лекарствам, поскольку сочетание узнаваемой торговой марки лекарственного его грамотного и средства размещения в аптеке усиливают привлекательность препарата в глазах потребителя.
4) Как мы знаем, основной сокровищем любого товара есть его полезность. Для товаров-соперников степень полезности товара определяется его отличительными изюминками, определяющими преимущества товара и в конечном счете приносящими дополнительную пользу от их реализации. При схожем ассортименте многих аптек решающими в борьбе за потребителя становятся иные факторы. К ним относятся: широта ассортимента, его глубина и полнота. Нужно увеличить представленность товаров в аптеке по ассортиментным группам, торговым наименованиям, ассортиментным разновидностям и лекарственным формам (дозировкам,фасовкам, формам выпуска).
5)? Открытие? новых? аптек? ООО? «Валеофарм».?
Одним? из? затратных? способов? повышения доли? рынка? есть? открытие? аптек,? он? кроме этого?? играется? серьёзную? роль,? так? как? есть? не? кратковременным? повышением? доли? рынка,? а? долговременным.?
Заключение
Сейчас не существует конкретной методики определения конкурентоспособности предприятия. Существует множество способов, каковые оценивают конкурентоспособность, но все они односторонние либо сводятся к несложной сумме показателей.
В данной работе была совершена оценка конкурентоспособности посредством SWOT-анализа и методом определения степени удовлетворенности клиентов при помощи анкетирования. Эти способы были выбраны из всех существующих, поскольку они более совершенно верно и наглядно показывают настоящую картину на долговременный период и разрешают самый объективно оценить ситуацию на рынке. К тому же они являются комплексным и разрешают всесторонне оценить деятельность компании.
На базе результатов оценки были сделан вывод, что ООО «Валеофарм» занимает второе место в городе Лиски, по окончании организации «Аптека от склада» и владеет высокой конкурентоспособностью. Наряду с этим в качестве главных не сильный сторон необходимо отметить уровень стоимостей, и расположение аптек. В качестве преимущества необходимо отметить удобный для населения режим работы аптек, высокий уровень качества обслуживания, а также осуществление квалифицированной консультации. Помимо этого, можно подчернуть, что «Валеофарм» не отстает от главного фаворита «Аптека от склада» по ассортименту лекарственных препаратов, но существенно уступает по остальным ассортиментным группам.
Подводя итог работы были выработаны советы по формированию замысла маркетинговых мероприятий по увеличению конкурентоспособности. Главными методами увеличения конкурентоспособности для ООО «Валеофарм» являются понижение цен на товары аптечного ассортимента, имеющие эластичный спрос по цене, создание потребительской заинтересованности: предоставление скидок для постоянных потребителей, бесплатной доставке по городу и подарков при приобретения лекарственных препаратов на определенную сумму, размещение рекламных щитов с указателями в сторону расположения аптеки, аптечный мерчандайзинг, и расширение представленности товаров в аптеках по ассортиментным группам, торговым наименованиям, разновидностям и лекарственным формам (дозировкам, фасовкам, формам выпуска).
Перечень литературы
1. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества компании: учебник для институтов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. — М.: Новости, 2000. — 253 с.
2. Азоев Г. Л. Борьба: анализ, практика и стратегия: учебник для институтов / Г. Л. Азоев. — М.: Центр маркетинга и экономики, 1996. — 208 с.
3. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности фирм в условиях рыночной экономики / Г.А. Краюхин. — СПб.: 1995 — 346 с.
4. Лифиц И.М. практика и Теория услуг конкурентоспособности и оценки товаров. – 2-е изд., доп. и испр./ И.М. Лифиц – М.: Юрайт, 2001. – 300 с.
5. Портер М. Борьба: учеб. пособие / М. Портер. — М.: Вильяме, 2000. — 495 с.
6. Рубин, Ю. Б. Борьба: упорядоченное сотрудничество в опытном бизнесе / Ю.Б. Рубин. — М.: Маркет ДМ, 2006. — 458 с.
7. Уварова Д.М. Подходы к оценке конкурентоспособности аптечной организации / Д.М. Уварова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4.,№ 5. – С. 723.
8. экономика и Управление фармации. В 4 т. Т. 1. Фармацевтическая деятельность. регулирование и Организация: учеб. для студ. высш. учебн. заведений / [И. В. Косова и др.]; под ред. Е. Е. Лоскутовой. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
9. экономика и Управление фармации. В 4 т. Т.3. Экономика аптечных организаций: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / [В. В. Дорофеева и др.] под ред. Е. Е. Лоскутовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
10. Фатхутдинов Р. А.. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: учебник для институтов / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2000.-312 с.
11. Юшкова, Л. В.. Конкурентный анализ товарных услуг и рынков: учеб. пособие/ Л. В. Юшкова. – Красноярск, 2008. – 294с.
Приложение 1
АНКЕТА
1. ФИО__________________________________(по желанию)
2. Пол (м/ж) — необходимое выделить
3. Возраст_____________лет
4. Как Вы удовлетворены разнообразием и широтой ассортимента продукции для медицинского применения каждой из указанных аптечных организаций? (от 0 до 5 баллов)
Ассортимент товаров | «Валеофарм» | «Аптека от склада» | «Биолайф» | «Вита» |
А)?Лекарственные? препараты? | ||||
Б)? БАД? | ||||
В)? Медицинская? техника | ||||
Г) средства и Предметы личной гигиены | ||||
Д) средства и Предметы, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет | ||||
Е)? Лечебная? косметика? | ||||
Ж) Продукты лечебного, детского, детического питания | ||||
З) Оптика |
5. Как Вы удовлетворены уровнем стоимостей каждой из указанных аптечных организаций? (от 0 до 5 баллов)
Показатель | «Валеофарм» | «Аптека от склада» | «Биолайф» | «Вита» |
Уровень стоимостей |
6. Как Вы оцениваете удобство размещения аптек каждой из указанных организаций? (от 0 до 5 баллов)
Показатель | «Валеофарм» | «Аптека от склада» | «Биолайф» | «Вита» |
Расположение |
7. Как Вы удовлетворены наличием скидок, акций и дисконт-совокупности в каждой из указанных аптечных организаций? (от 0 до 5 баллов)
Показатель | «Валеофарм» | «Аптека от склада» | «Биолайф» | «Вита» |
Наличие акций, скидок и дисконт-совокупности |
8. С позиций свободного специалиста как Вы оцениваете работу фармацевтического персонала? (от 0 до 5 баллов)
Черта персонала | «Валеофарм» | «Аптека от склада» | «Биолайф» | «Вита» |
Уровень квалификации персонала (знание ассортимента, консультирование по препаратам) | ||||
Манера общения работников, умение сглаживать конфликты | ||||
Внешний вид провизора (аккуратность одежды, фирменный стиль, маникюр) |
9. Как Вы оцените качество и удобство следующих физических показателей каждой из аптечных организаций? (от 0 до 5 баллов)
Показатели | «Валеофарм» | «Аптека от склада» | «Биолайф» | «Вита» |
Вход в аптеку, наличие пандусов | ||||
размеры и Оформление торгового зала, размещение товаров в витринах, освещение стеллажей |
10. Как Вы оцените следующие показатели процесса работы аптек каждой из организаций? (от 0 до 5 баллов)
Показатели | «Валеофарм» | «Аптека от склада» | «Биолайф» | «Вита» |
Скорость обслуживания (быстрота обслуживания, отсутствие очереди) | ||||
Режим (временем) работы аптеки |
Благодарю за уделенное нам время!