1. Создание речи в ходе речевого общения выступает как особенный вид интеллектуальной деятельности.
Обращение – это деятельность по применению языка в целях общения.
Речевая деятельность есть формой проявления речевого общения.
Речевое общение – это сложный психофизиологический процесс, в котором образуются тесные связи между всеми анализаторами: слуховыми, речедвигательными, зрительными, моторными. Единицей речевой деятельности есть речевое воздействие, речевой акт. Показатели речевого акта:
1) в речевом акте участвуют говорящий и адресат;
2) участники речевого акта имеют последовательность неспециализированных речевых навыков, знаний о предмете речи, владеют речевой компетенцией.
В состав речевого акта включаются:
— ситуация речи;
— содержание речи;
— целенаправленность общения.
Следовательно, выполнить речевой акт – значит: а) сказать звуки по общепринятому коду, б) выстроить высказывание из слов данного языка, в) снабдить референцией и смыслом (т.е. соотнести с действительностью), г) придать целенаправленность общению, дабы осуществить коммуникацию.
В речевой деятельности, как и любой деятельности, возможно выделить 4 этапа:
1 этап – этап ориентировки (планирования) в условиях деятельности;
2 этап – этап выработки замысла действий;
3 этап – реализация речевого действия;
4 этап – контроль.
Поясним фазы (этапы) речевого действия. Мотив – побуждение к речевому акту постоянно лежит за пределами языка. Речевые обстановки бывают естественные и неестественные, каковые создаются намерено в целях речевого развития и обучения. Задача преподавателя – создавать речевые обстановки на уроке, каковые порождали бы мотив речи, желание высказаться.
Этап планирования: на этом этапе происходит планирование во внутренней речи, в виде образов, в виде «смысловых сгустков». На этом этапе определяется основная мысль и тема, исходя из этого преподавателю на уроке нужно учить планировать будущее высказывание (текст), определять основную мысль и тему текста.
Этап реализации предполагает следующие действия: а) выяснив цель, тему высказывания, человек выбирает средства для речи (слова, синтаксические конструкции) – лексико-грамматическое структурирование, б) моторная реализация высказывания (внешняя обращение) возможно в устной и письменной речи. Для этого принципиально важно: уделять внимание орфоэпии, обучению интонации, средствам ясности, технике речи (устной форме); пунктуации и нормам орфографии (письменная обращение).
На этапе контроля говорящий оценивает итог собственной речи (достигнута ли цель высказывания), происходит ее корректировка, редактирование. Методическое указание: на уроке принципиально важно вести работу по устранению и предупреждению речевых неточностей, формирование навыка редактирования.
Как видим, чтобы организовать обучение речи в рамках речевой деятельности, преподавателю-словеснику нужно знать создания процесса речи и закономерности протекания.
2. Как мы знаем, что 70-80% того времени, в то время, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, просматривает, пишет, т.е. занимается РД, связанной со смысловым ее созданием и восприятием речи. Проблемам развития речи в совокупности школьного образования уделяется громадное внимание, и исходя из этого в разделе программы по русскому языку «Связная обращение» предусматривается обучение разным видам РД.
Разглядим виды РД. В соответствии с условиями речевого общения в устной либо письменной форме различают следующие виды речевой деятельности: устные (аудирование, говорение) и письменные (чтение, письмо).
Виды речевой деятельности. письмо и Говорение- продуктивные (творческие) виды речевой деятельности, деятельно осуществляющие сообщение и стимулирующие слушание и чтение. чтение и Слушание– это рецептивные (репродуктивные) виды РД, осуществляющие прием и последующую переработку речевого общения.
Любой вид РД имеет свои механизмы и свою специфику, для каждого из них существуют собственные приемы обучения, собственная совокупность упражнений.
Одновременно с этим все виды РД функционируют не изолированно, а во связи, как компоненты единого целого, взаимно предполагая и вызывая друг друга. Так, говорение предполагает аудирование, а аудирование нереально без говорения; чтение нереально без письма.
Итак, для осуществления обычного речевого общения нужно в однообразной мере овладеть всеми видами РД, преподавателю нужно учитывать специфику того либо иного вида РД.
3. Взаимосвязанное обучение видам РД определяется как комплексное. Задачу взаимосвязанного обучения всем видам РД легче выполнить на протяжении работы над связным текстами. В совокупности работ над текстом принципиально важно установить порядок исполнения заданий по формированию отдельных видов РД.
Рецептивные виды РД (чтение и аудирование) не м/следовать за продуктивными, исходя из этого задания на чтение и аудирование должны предшествовать заданиям на письмо и говорение.
Аудирование сложнее чтения, вызывает у обучающихся больше трудностей. Прием информации через слуховые анализаторы осуществляется тяжелее, чем через зрительные. Умственное напряжение при аудировании больше, чем при чтении, утомляемость больше. Но из этого вовсе не нужно, что чтению необходимо отдавать предпочтение. Наоборот, аудирование в коммуникативной деятельности человека занимает громадное место, исходя из этого обучение аудированию и чтению необходимо менять.
Среди продуктивных видов РД самые сложным есть письмо, исходя из этого задания на говорение должны предшествовать письму.
Комплексное обучение видам РД допускает следующие варианты порядка исполнения заданий по видам речевой деятельности:
1) чтение – аудирование – говорение – письмо;
2) аудирование – чтение – говорение – письмо;
3) аудирование –говорение- чтение – письмо.
В учебном ходе эти схемы реализуются не всегда в полном составе. На уроке выполняются задания по формированию 1-2 видов РД, значительно чаще комбинируются задания на:
чтение –аудирование;
аудирование – чтение;
аудирование – говорение;
аудирование – письмо;
чтение – письмо и т.д.
Итак, совокупность комплексного обучения видам РД, темперамент упражнений и заданий определяются спецификой каждого из видов речевой деятельности. Потом нами будет рассмотрена методика обучения каждому из видов речевой деятельности.