Образ — одно из главных понятий литературы, определяющее природу, функцию и форму художественно-литературного творчества. В центре художественного образа стоит изображение людской судьбе, показываемой в индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало, за которым угадываются те закономерности жизненного процесса, каковые формируют людей конкретно для того чтобы типа. Так, в романе М. Горького «Мать» Павел Власов — индивидуальность, но в то же время в нем обобщены черты рабочего-революционера. Потому, что образ определенного человека получает обобщенный темперамент, ему свойствен художественный вымысел (автор отбрасывает случайные подробности, додаёт черты, проясняющие то, что он вычисляет ответственным). Вымысел усиливает обобщенное значение художественного образа, неотделимое от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что оказывает помощь утверждению этого идеала либо противоречит ему.
Но человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром вещей и т. д., и потому для его изображения (индивидуализированного, обобщенного и эстетического) писателю нужно раскрыть и эти связи, продемонстрировать человека во всех его сотрудничествах со всеми сторонами судьбы в целом. Тем самым перед писателем поднимается задача продемонстрировать храбреца в окружающей его публичной, природной, вещной среде, воспроизведя её с достаточной степенью полноты, т. е. образно. В этом смысле образ представляет собой не лишь изображение человека (Евгения Онегина, к примеру) — он есть картиной людской судьбе. направляться наряду с этим иметь в виду, что в художественном произведении храбрец показывается в разные моменты собственной жизни, в пересечении со многими вторыми людьми. Исходя из этого перед нами появляются разные стороны того либо иного образа, он видится в разных эпизодах в один момент с вторыми персонажами.
Художественный образ проявляется в произведении весьма разносторонне. Несложнее всего сказать о нем в драматургии (см. Драма), где он, в большинстве случаев, связан с настоящим видом персонажа, что на сцене и изображается конкретно артистом. В прозе он дан более сложно, во сотрудничестве с авторской речью; в лирике перед нами лишь отдельное переживание, отдельное проявление образа, каковые в совокупности разрешают сказать о лирическом храбрец.
В критике довольно часто видится использование термина «образ» и в более узком и в более широком смысле слова. Так, довольно часто любое красочное выражение, любой троп (см. фигуры и Тропы) именуют образом, к примеру: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях нужно додавать «словесный образ», так как в этом сравнении нет тех неспециализированных особенностей, каковые свойственны образу как картине людской судьбе. Время от времени говорят об образе, имея в виду какую?или конкретную подробность повествования: «лучистые глаза Марьи Болконской» в «мире и Войне» Л. Н. Толстого и т. п. В таких случаях направляться сказать об образной либо художественной подробности, а не об образе. Наконец, образ время от времени через чур расширяют, говорят об образе народа, образе отчизны. В этих случаях вернее сказать об идее, теме, проблеме, скажем, народа, потому, что как личное явление он не возможно обрисован в произведении, не смотря на то, что его художественная значимость и очень высока. Термин должен иметь одно, общепринятое значение, исходя из этого направляться избегать разных его толкований. Основное — осознавать, что образ отражает жизнь во всей её многогранности и сложности.