Раскрой томик Пушкина, отыщи привычные строчки:
Мы все обучались понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь:
Так воспитаньем, слава всевышнему,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих,
Ученый небольшой…
Он по-французски совсем
Имел возможность изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Он знал достаточно по-латыни,
Чтобы эпиграфы разбирать…
Внешний лоск, хорошие манеры — вот чему обучались многие во времена Пушкина.
Сейчас в Стране Советов молодежи предъявляются куда более высокие требования. «Коммунистом стать возможно только тогда, — учит Ленин, — в то время, когда обогатишь собственную память знанием всех тех достатков, каковые выработало человечество».
Исходя из этого задача каждой девушки и каждого юноши нашей страны пребывает в том, для получения всестороннего образования.
А это что может значить? Возможно, всесторонне грамотный человек — это тот, кто все знает и все может?
Брест. 1941 год. Живописец И. А. КРИВОНОГОВ
Пристально всмотритесь в картину: это само мужество идет в последний бой, мужество, перед которым бессильны металлические чудовища…
Нет, все знать запрещено, но необходимо стремиться знать как возможно больше. Всесторонне грамотный человек — тот, кто имеет широкий умственный кругозор, кого возможно назвать культурным человеком.
Настоящая эрудиция — это не верхоглядство, неповерхностный лоск, а настоящая культура.
Цели, стоящие перед отечественной молодежью, громадны, будущее ее замечательно, и нет предела ее любознательности, неуемной жажде знаний— это характерная черта ее нравственного вида.
Какие конкретно же знания и культура необходимы тебе? Необходимо все, что расширит твои представления о природе и обществе, все, что обогатит твой духовный мир, научит тебя обожать жизнь и людей, научит тебя
дерзать,
думать,
желать,
сметь.
Прошлое нашей страны и текущие события, строение Вселенной и строение атома, космонавтика и география, история музыка и техники Бетховена, трагедии Шекспира и стихи Маяковского — да разве возможно перечислить все, с чем должен быть знаком ты — коммунистический юный человек!
Знать нужно довольно много, исходя из этого «торопись жить», как сказал Павка. Это значит: береги время, не трать его впустую, не откладывай на завтра то, что возможно определить сейчас. Осознай сам и растолкуй своим товарищам, что обучаться необходимо не только в школе, что кроме того превосходно обучаться — это еще не все: так как школа дает только базы знаний по немногим предметам, а другое человек определит сам — в библиотеках и на занятиях научных кружков, на концертах и в туристских походах и многими вторыми методами. Запрещено стать всесторонне грамотным человеком, не занимаясь самообразованием! Но самообразование нельзя подменять приобретением случайных, отрывочных, бессистемных сведений — это выльется в верхоглядство. Лишь систематическое накопление знаний может дать настоящую эрудицию.
Самообразование полезно планировать хотя бы в самом неспециализированном виде: в какой последовательности изучать интересующую тебя область знаний, каких смежных областей коснуться. Так делал В. В. Маяковский, в то время, когда его за революционную пропаганду
… из пятого вышибли класса,
пошли швырять в столичные колонии.
Он желал закончить среднее образование и просил сестру отправить ему гимназические книжки. «После этого спроси, не найдется ли у Владимира либо Сергея I том «Капитала» Маркса… В случае, если отыщешь, то принеси «Историю живописи» и… «Историю искусства XIX столетия». Будущему поэту революции было в то время всего 16 лет, но он уже поставил себе цель и с уверенностью шагал к ней…
Так обстоит дело с самообразованием. Ну а культура?
Культура приходит вместе с воспитанием. Это — культура отношения к окружающим, культура поведения, о которой ты столько слышал и от своих родителей, и в школе. Она, очевидно, нужна каждому: так как кроме того блестяще эрудированный человек не может быть назван культурным, если он не уважает вторых людей, если он не отзывчив, не скромен и не тактичен. Исходя из этого любой обязан обязательно воспитывать в себе нормы культурного поведения.
Но имеется и культура духовная, внутренняя. Духовная культура — это умение логично и светло мыслить, это — полет творческой грезы, это — громадные, глубокие эмоции, это — рвение к красивому. Наоборот, человек с низкой духовной культурой значительно чаще думает лениво, мало грезит, мелко ощущает, не может отличить настоящую красоту от подделки. Возможно, тебе случалось видеть юношей и девушек, которых не усадишь за хорошую, умную книгу, не уговоришь пойти в театр и каковые с жадностью «глотают» детективные романы либо часами отплясывают под истерический визг джаза. Это — люди низкой духовной культуры. Их жалеешь, как жалеют слепых: кругом раскинулся необычный, красивый мир, а они его не видят…
Обогащай же собственный духовный мир, дабы выработать верные взоры на судьбу, верное мировоззрение, дабы стать уверенным борцом за счастье людей!
Сестрица. Живописец М. И. САМСОНОВ
Беспримерное мужество и отвагу показали отечественные медицинские сестры в годы ВОВ. какое количество раненым спасли они жизнь! И все это совершено во имя любви к Отчизне, во имя любви к человеку.
Но разговор о всестороннем образовании на этом не заканчивается. Необходимо быть не только грамотным человеком. Нужно еще мочь трудиться.
Ты, очевидно, не хочешь быть неприспособленным к судьбе, а основное — ненужным, никому не нужным, лишним человеком: так как наша страна — государство трудящихся! Но дабы трудиться, одного жажды мало — необходимо еще умение, необходимы трудовые навыки, профзнания.
Что же необходимо мочь делать?
Все? Само собой разумеется, нет. Запрещено все определить, запрещено всему обучиться, стать «мастером на все руки» — не успеешь, не хватит судьбе, да и десятка судеб не хватило бы. Но любой из нас в состоянии овладеть всеми тайнами какого-либо мастерства, профессии: на это времени в полной мере хватит к тому же останется вдоволь и на учение, и на самообразование, и на отдых.
Твоя первейшая задача — стать мастером собственного дела.