Воспитатели при организации сотрудничества с родителями применяют различные формы: досуговые, наглядно-информационные, нформационно-аналитические, письменные формы сотрудничества с родителями в зависимости от намеченных задач, появившихся неприятностей. Но, неспециализированного мнения об эффективности указанных форм нет.
Главное задание
1. Продемонстрируйте изюминке сотрудничества детского сада с различными типами семей.
2. Дайте чёрта форм сотрудничества с родителями, вышеуказанных.
Практическое задание
1.Разработайте замысел проведения переговоры с родителями на тему: «Обучаемся месте с ребенком рисовать, лепить, вырезать».
2.Разработайте проведения и план организации совместных досуговых форм.
Контекст исполнения задания
Вы воспитатель детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендуемая литература
1. Доронова Т.Н. Сотрудничество дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический нюанс. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Как оформить уголок для своих родителей в детском саду [Электронный ресурс] // http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu.
4. Оформляем родительский уголок: подходы и новые формы [Электронный ресурс] // http://dob.1september.ru/articlef.php?ID= 200700502.
5. Современные подходы к сотрудничеству семьи и детского сада [Электронный ресурс] // http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_ roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami / sovremennye_podkhody_k_ также / 50-1-0-105
6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221
Задание3..
Тема «Развитие опытной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников»
Обобщенная формулировка задачи
Изучениями ученых установлено, что воспитатели общаются с родителями в среднем около 6 мин. в сутки. Одна из обстоятельств это низкий уровень развития опытной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников.
Главное задание
Раскройте содержание, средства, формы и способы развития опытной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в данной области.
Практическое задание
Подберите теоретический, практический материал к проведению практикума для воспитателей на тему: «Развитие опытной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников».
Контекст исполнения задания
Вы юный эксперт ДОУ.
Рекомендуемая литература
1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход (приложение к изданию «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2005.
2. Лукьянова М.И. Опытная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический издание. – 2007, №1 (35).
3. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: неприятности, планирование, возможности (приложение к изданию «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.
4. Хохлова О.А. Формирование опытной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.
Интернет источники:
Опытная компетентность воспитателя — Режим доступа: www.lauc.ru.
Задание 4..
Тема «Сотрудничество семьи и детского сада во время адаптации ребёнка третьего года судьбы в условиях ДОУ»
Обобщенная формулировка задачи
Своих родителей при поступлении ребенка в детский сад тревожат вопросы его адаптации к условиям дошкольного учреждения, состояние организма, но однако, лишь кое-какие родители подготавливают ребенка к детскому саду.
Главное задание
1. Дайте чёрта форм работы с родителями в адаптационный период.
2. Раскройте разработке педагогической семьи и поддержки ребёнка в адаптационный период
Практическое задание
1. Составьте советы для своих родителей (меры, облегчающие адаптацию)
2. Составьте советы для воспитателей (меры, облегчающие адаптацию)
3. Подберите игры, каковые рекомендованы в адаптационный период.
4. Разработайте замысел переговоры с родителями по подготовке ребенка к детскому саду.
Рекомендуемая литература
1. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические советы- М.: ТЦ «Сфера»,2008.- 128 с.
2. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.- 80 с.
3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие- Воронеж: «Преподаватель», 2006. — 236 с.
4. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Сотрудничество ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2011. — 196с.
5. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные изюминки, адаптация, сценарии дня) — Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 186 с.
6. Заводчикова О.Г. Адаптация ребёнка в детском саду: сотрудничество дошк. образоват. семьи и учреждения: пособие для воспитателей – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
7. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю Социальная адаптация малышей в ДОУ — М.: ТЦ «Сфера», 2011. — 128 с.
8. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия — Сталинград: Преподаватель, 2010.- 127 с.
9. Макарычева Н.В. Неприятности раннего детства: диагностика, педагогическая помощь, профилактика: в помощь занимающимся воспитанием детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.- 64 с.
10. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. детский сад и Семья: педагогическое образование своих родителей – С-Пб.: ООО Изд-во »ДЕТСТВО-ПРЕСС », 2009. – 80 с.
11. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи (сборник документов и статей) — СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 220 с.
12. Русаков А.С. Адаптация ребёнка к детскому саду. Рекомендации родителям и педагогам: Сборник — СПб.: Обращение; М.: Сфера, 2010.- 128 с.
13. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, советы — Сталинград: Преподаватель, 2011.- 188 с.
14. Шитова Е.В. Работа с родителями: консультации и практические рекомендации по воспитанию детей 2 – 7 лет — Сталинград: Преподаватель, 2009.-169с.
Задание 5.
Тема « проведение и Подготовка родительского собрания»
Обобщенная формулировка задачи
Многие родители довольно часто не приходят на родительские собрания, находят для этого разные обстоятельства, среди которых – собрания проходят неинтересно.
Главное задание
1. Дайте чёрта видов родительских собраний, а также нетрадиционных.
2. Раскройте этапы родительского собрания.
Практическое задание
1. Создайте правила проведения родительского собрания.
2. Подберите сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Дошкольник собирается стать школьником».
Контекст исполнения задания
Вы воспитатель подготовительной группы.
Перечень применяемой литературы
1. Гуткина Н.И. Психотерапевтическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — СПб.: Издательство Питер, 2007.
2. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 96 с.
3. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для преподавателя / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 2004.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
5. Терлеева А.М. Новые родительские собрания: 1-4 классы / А.М. Терлеева. — М.: ВАКО, 2005.
6. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя несколько / С.В. Чиркова. — М.: Вако, 2009. — 256 с.
6.3. Тестовые задания для самопроверки
Тема: Сотрудничество школы и дошкольного образовательного учреждения
Задание № 1
воспроизведение и Передача нравственных ценностей и социального опыта — это … функция семьи.
Ответ:
1. репродуктивная
2. воспитательная
3. коммуникативная
4. рекреативная
Задание № 2
Установите соответствие:
Дистракторы:
1. Принцип обеспечения субъектной позиции всех участников педагогического процесса
2. Принцип организации совместного творчества преподавателей, обучающихся и своих родителей
3. Принцип гуманистической ориентации на сотрудничество с семьей
4. дифференциации целей и Принцип интеграции, действий и задач участников педагогического процесса
Дистракторы соответствия:
1. право и возможность реализовать собственные интересы, высказывать мнение, проявлять активность
2. применение методики организации коллективной деятельности
3. Подход с оптимистической догадкой к семье, к ответу появляющихся неприятностей
4. Объединение упрочнений в достижении неспециализированных целей и распределение обязанностей между педагогами, детьми и родителями
Соответствие: 1 — 1, 2 — 2, 3 — 3, 4 – 4
Задание № 3
Дистракторы:
1.
2.
3.
4.
Дистракторы соответствия:
1.
2.
3.
4.
Соответствие:
Задание № 4
Договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе лежит в базе для того чтобы типа сотрудничества, как …
Ответ:
1. сотрудничество
2. диалог
3. соглашение
4. опека
Задание №5
Индифферентность — это …
Ответ:
1. равнодушие, безучастность
2. скрытая неприязнь друг к другу
3. пассивное подчинение одной стороны второй
4. забота одной стороны о второй
Задание № 6
Укажите необходимые элементы общения педагога с родителями:
Ответ:
1. выражение хорошего отношения к ученику
2. выражение тревоги довольно негативного явления
3. анализ и выявление обстоятельств, породивших данное негативное явление
4. выбор самые эффективных мер воспитательного действия
5. выработка тона и единого стиля, неспециализированных параметров оценки поступков ребенка
Задание № 7
какое количество раз в учебном году проводятся родительские собрания?
Ответ:
1. 1
2. 2
3. 4
4. 5
Задание №8
Главной формой совместной деятельности с семьей есть …
Ответ:
1. родительский лекторий
2. лекция
3. родительское собрание
4. RPG
Задание № 9
Назовите виды родительских собраний.
Ответ:
1. организационные
2. тематические
3. комплексные
4. итоговые
Задание № 10
Кто ведет родительское собрание?
Ответ:
1. воспитатель
2. любой родитель попеременно
3. глава родительского комитета
4. классный начальник
Задание № 11
К активным формам работы с родителями относятся …
Ответ:
1. родительские чтения
2. ролевые игры
3. практикумы
4. тренинги
Задание № 12
Аккуратным органом собрания своих родителей одной группы есть …
Ответ:
1. совет своих родителей
2. родительский комитет
3. родительский сектор
Задание № 13
К личным формам сотрудничества родителей и классного руководителя относятся
Ответ:
1. споры
2. переписка с семьей
3. конференция
4. посещение семьи
Задание № 14
Родительский комитет в группах избирается на …
Ответ:
1. один год
2. три года
3. четыре года
Задание №15
Родительский комитет согласует собственную деятельность с …
Ответ:
1. родителями
2. администрацией школы
3. классным начальником
4. обучающимися класса
Задание № 16
Основанием для работы родительского комитета являются …
Ответ:
1. замысел работы родительского комитета
2. замысел работы ДОУ
3. положение о родительском комитете
4. замысел работы классного начальника
Задание №17
Темперамент сотрудничества педагога с семьей зависит от …
Ответ:
1. возраста своих родителей
2. позиции своих родителей
3. стажа педагога
4. возраста обучающихся
Задание № 18
Родительский комитет класса возможно расформирован согласно решению …
Ответ:
1. классного начальника
2. председателя родительского комитета
3. родительского собрания
4. нескольких своих родителей
Тема: Воспитание дисциплинированности дошкольников
Задание № 1
Порядок поведения, отвечающий имеющимся правилам, нормам — это …
Ответ:
1. дисциплинированность
2. дисциплина
3. ответственность
4. послушание
Задание № 2
Хорошее отношение к процедурам и правилам — это …
Ответ:
1. дисциплинированность
2. дисциплина
3. ответственность
4. послушание
Задание № 3
На ожидаемые и запрещаемые действия показывают …
Ответ:
1. приемы
2. процедуры
3. правила
4. способы
Задание № 4
Как выполнить задания, какие-либо действия обрисовывают …
Ответ:
1. процедуры
2. правила
3. методы поведения
4. границы поведения
Задание № 5
процедуры и Правила должны касаться …
Ответ:
1. территории ответственности преподавателя
2. территории ответственности ученика
3. территории совместной ответственности
4. территории ответственности администрации школы
Задание № 6
Установите последовательность установления правил:
Ответ:
1. соблюдение правила
2. определение правила
3. обсуждение последствий
4. обсуждение правила
Порядок: 2, 4, 3, 1
Задание № 7
При каком стиле поведения преподаватель комментирует проблемное поведение,
не растолковав модели верного поведения?
Ответ:
1. пассивный
2. враждебный
3. уверенный
4. либеральный
Задание №8
Какого именно стиля придерживаются педагоги, вычисляющие,
что для воспитания нужен сугубо внешний контроль?
Ответ:
1. пассивный
2. враждебный
3. уверенный
4. либеральный
Задание № 9
Установите соответствие
между характеристикой проявления поведения и мотивом недисциплинированности:
Дистракторы:
1. привлечение внимания
2. борьба за власть
3. месть
4. избегание неудачи
Дистракторы соответствия:
1. обращение полна негативных эпитетов; неизменно что-то разламывают, портят; замкнутость, некоммуникабельность и угрюмость
2. уход с урока, откладывание на «позже», ссылки на болезни
3. Игры на уроке, работа в замедленном темпе, невыдержанное поведение
4. Неуважительные ответы преподавателю, употребляется «маска сочувствия», оскорбление действиями и словами
Соответствие: 1 — 3, 2 — 4, 3 — 1, 4 — 2
Задание № 10
Установите последовательность «шагов» вместе с ребенком, нарушающим правила поведения.
Ответ:
1. тактики поддержки и разработка стратегии ученика для увеличения его самоуважения
2. познание мотива «нехорошего» поведения
3. объективное описание поведения ребенка
4. выбор техники экстренного педагогического вмешательства
5. включение своих родителей в реализацию конкретного замысла действий
Порядок: 3, 2, 4, 1, 5
Задание № 11
Какому поведению соответствуют следующие стратегии поведения: поощрение хорошего поведения, минимизация внимания, пересаживание учеников?
Ответ:
1. мстительное
2. властное
3. привлечение внимания
4. избегание неудач
Задание №12
При властном и мстительном поведении применяют следующие стратегии:
Ответ:
1. установление санкций
2. удаление
3. концентрация внимания ученика на достигнутых удачах
4. коррекция требований
Задание № 13
При каком поведении нужно вырабатывать отношение к неточностям как к обычному явлению?
Ответ:
1. мстительном
2. властном
3. завлекающем внимание
4. направленном на избегание неудач
Задание № 14
Укажите раздел педагогической науки, изучающий научные базы процесса воспитания и методику организации воспитательной работы.
1) неспециализированные базы педагогики;
2) социальная педагогика;
3) теория обучения;
4) методика и теория воспитания;
5) коррекционная педагогика.
Задание № 15
Какое определение соотносится с понятием воспитания?
1) целенаправленный процесс сотрудничества преподавателя и обучающихся, на протяжении которого осуществляется образование человека;
2) процесс количественных и качественных трансформаций в организме, психике, интеллектуальной и духовной среде, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов;
3) целенаправленный процесс сотрудничества воспитателя и воспитуемого, на протяжении которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности;
4) результат и процесс овладения обучающимися знаниями, навыками и умениями развития мировоззрения, способностей и умственных сил;
5) обучения и целенаправленный процесс воспитания в интересах человека, государства и общества.
Задание № 16
Что есть движущими силами процесса воспитания?
1) закономерности;
2) правила;
3) способы; \
4) несоответствия;
5) цели.
Задание № 17
Любой акт, каждая форма педагогического действия будут действенны, если они содержат в себе …
1) эмоциональную форму отношения;
2) рациональную форму отношения;
3) рациональную и поведенческо-деятельностную формы отношения;
4) эмоциональную и рациональную формы отношения;
5) рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную формы отношения.
Задание № 18
Главное мерило, показатель, по которому производится оценка результатов воспитания – это …
1) уровень культурности;
2) критерий культурности;
3) показатель культурности;
4) диагностика культурности.
Задание № 19
Связи между факторами, результатами и условиями воспитания – это …
1) правила воспитания;
2) закономерности воспитания;
3) способы воспитания;
4) правила воспитания;
5) приемы воспитания.
Задание № 20
Правила воспитания – это …
1) совокупность приёмов и методов;
2) совокупность средств воспитания;
3) неспециализированные исходные положения, в которых выражены главные требования к содержанию, способам, организации воспитательного процесса;
4) связи между компонентами воспитательного процесса;
5) совокупность объективных и субъективных противоречий, свойственных процессу воспитания.
Задание № 21
Опора на природу ребенка, на законы его развития, создание условий для самореализации и самопознания, адаптации к окружающей внешней среде — это принцип …
1) культуросообразности;
2)опоры на хорошее;
3) преемственности в воспитании;
4) природосообразности;
5) связи воспитания с судьбой.
Задание № 22
Способ воспитания – это …
1) совокупность приемов воспитания;
2) метод достижения цели воспитания;
3) совокупность средств и форм воспитания;
4) совокупность средств и приёмов воспитания;
5) совокупность приемов, средств и форм воспитания.
Задание № 23
Рассказ – это …
1) форма воспитания;
2) средство воспитания;
3) способ воспитания.
Задание № 24
Внешнее выражение согласованной деятельности воспитанников и воспитателя – это …
1) способ воспитания;
2) прием воспитания;
3) форма воспитания;
4) средство воспитания;
5) способ обучения.
Задание № 25
Что такое коллектив?
1) среда, в которой формируется демократическая культура личности;
2) социальная общность, выделяемая на базе определенных показателей;
3) совокупность людей в обществе;
4) группа, объединенных неспециализированными, публично совместной деятельностью и значимыми целями, организуемой для их успехи.
Задание № 26
Укажите последовательность этапов, верно отражающих логику воспитания:
1) диагностика, анализ, целеполагание, проектирование, организация, оценка и контроль;
2) анализ, целеполагание, проектирование, организация, оценка и контроль, диагностика;
3) анализ, диагностика, целеполагание, проектирование, организация, оценка и контроль;
4) диагностика, целеполагание, проектирование, организация, оценка и контроль, анализ.
Задание № 27
Процесс формирования уважения к закону, нормам коллективной судьбе, развитие социальной и политической ответственности, культуры межнационального общения, формирование готовности защищать собственный отечество – это …
1) нравственное воспитание;
2) гражданское воспитание;
3) правовое воспитание;
4) патриотическое воспитание;
5) политическое воспитание.
Задание № 28
Воспитательная совокупность школы – это …
1) учебно-воспитательная, внеклассная и внеурочная деятельность школы;
2) совокупная деятельность школы на базе объединяющей педагогической цели;
3) учителя и ученики школы, объединенные неспециализированными воспитательными целями;
4) это форма интеграции совокупной деятельности школы, которая разрешает сделать самоё эффективным целый учебно-воспитательный процесс;
5) совокупность воспитательной работы в школе.
Задание № 29
Семья – это …
1) первичная ячейка общества, которая закладывает базы воспитания;
2) связанная родными узами социальная общность, объединенная отношениями взаимопомощи и взаимной ответственности;
3) разновозрастная социальная несколько, где совместно живут 2-3 поколения;
4) малая социальная несколько, объединенная общностью ведения и быта хозяйства;
5) социальная несколько, главная функция которой содержится в воспитании и рождении детей.
Задания для контрольной работы
(для студентов заочной формы обучения)
1. На основании глоссария и опорного конспекта составьте таблицу:
«Сравнительный анализ теоретических воззрений и подходов на проблему организации работы практического психолога с родителями»
Организационное содержание деятельности | Психоаналитический подход | Поведенческий подход | Гуманистический подход |
Цель деятельности психолога с родителями | |||
Главные условия социально-психотерапевтической деятельности с родителями | |||
формы и Методы работы практического психолога с родителями |
2. На основании глоссария и опорного конспекта составьте таблицу
«Сравнительный анализ связи изюминок социализации в профессиональной позиции и семье практического психолога в культурах различных государств»
Страна, вид культуры | Цель социализации | Способы, применяемые для социализации ребёнка в семье | Опытная позиция психолога |
Американская культура | |||
Японская культура | |||
Русский культура | |||
Украинская культура |
3. На основании изученного теоретического материала создайте и проанализируйте таблицу «Базы хорошего межличностного сотрудничества в структурах семьи»
Структурные компоненты межличностного сотрудничества | вид и Качество нормы-отношения в системах семьи: совет психолога | ||||
Мать-отец | Мать-ребёнок | Отец-ребёнок | Брат-сестра | Бабушка-внук | |
Эмоциональные состояния | |||||
Невербальное поведение | |||||
Обратная сообщение | |||||
Процесс общения |
Форма отчёта: Подготовьте отчёт в таблицах и сдайте начальнику.
4. На основании опорного конспекта составьте таблицу
«Изюминки социально-помощи психолога неблагополучной семье»
Тип домашнего неблагополучия | Вид социальной помощи | Вид помощи психолога |
Психолого-педагогическое неблагополучие | ||
Социально-экономическое неблагополучие | ||
Социально-демографическое неблагополучие | ||
Социально-медицинское неблагополучие | ||
Социально-правовое неблагополучие |
Сделайте выводы об изюминках социально-помощи психолога неблагополучной семье.
5. На основании опорного конспекта составьте таблицу «Закономерности развития ребёнка в различные возрастные периоды: психотерапевтическое содержание родительских трудностей и ошибок, советы практического психолога»
Периодизация возрастного развития | Содержание родительских трудностей и ошибок | Советы практического психолога |
6. Подготовьте тест по самодиагностике работы «Хороший ли я родитель», «Родительская любовь, какова она?». См. пример
Форма отчёта: Подготовьте отчёт в таблицах и сдайте начальнику.
7.Выполните и разберите упражнения «Разрешение конфликта в семье и оказание социально-помощи психолога участникам семьи». Инструкция: пристально прочтите жизненную обстановку, проанализируйте ее посредством предложенных вопросов. Выберите хорошую стратегию разрешения конфликта. Подготовьте 5 рекомендаций письменно. Список жизненных обстановок:
1. В неполной семье всегда происходят конфликты между сыном подростком и- мамой.
2. Дочь подросткового возраста из неполной семьи неизменно поздно возвращается к себе.
3. Мама одна воспитывает сыновей-близнецов. Она всегда находится на работе. Дети 10 лет неопрятно и не по погоде одеты, довольно часто голодными приходят в школу. Как вы будите строить общение с данной мамой, спроектируйте программу работы?
4. Вы стали свидетелем насилия взрослого над ребёнком в школе. Как вы поступите?
5. Старшеклассник не согласен с оценкой преподавателя. Родитель, неизменно трудящийся за рубежом, занимает позицию сына. Как вам начать с родителями обсуждение данной неприятности, как решить конфликт?
Вопросы для анализа:
1. В чем содержится конфликт?
2. Какие конкретно факторы содействовали его происхождению?
3. Какая стратегия поведения будет содействовать успешному разрешению конфликта?
4. социальные неприятности дополнительно присутствуют в указанных семьях?