Схема строения вегетативной нервной совокупности. К каждому органу подходят симпатические (прерывистые линии) и парасимпатические (целые линии) волокна:
1 — к глазу; 2— к лицу; 3 — к руке; 4— к сердцу; 5 — к легким; 6 — к желудку; 7 — к кишечнику; 8 — к мочевому пузырю; 9 — к ноге: 10—14 — волокна и узлы вегетативной нервной совокупности; 15—16 — ствол и мозжечок мозга; 17 — спинной мозг (шейный, грудной и поясничный отделы); 18 —19 — спинной мозг (крестцово-копчиковый отдел).
В то время, когда вы сидите в школе на уроке алгебры и решаете какую-нибудь задачу, ваше сердце бьется размеренно и тихо. Но вот вы на уроке физкультуры. Его начинают в большинстве случаев с бега. Ваше сердце быстро активизирует и усиливает собственную работу, поскольку мускулы нуждаются в усиленном притоке крови. Что же регулирует работу сердца, какая часть нервной совокупности отвечает за работу внутренних органов?
Работу отечественных внутренних органов регулирует вегетативная нервная совокупность. Она руководит работой внутренних органов без участия отечественного сознания. Любой орган приобретает от вегетативных центров волокна двух видов. Одни из них тормозят работу органа, а другие — возбуждают. Эти волокна, имеющие различное значение, берут начало от различных частей вегетативной нервной совокупности. Волокна, начинающиеся в грудных сегментах спинного мозга, относятся к симпатической нервной совокупности, а волокна, начинающиеся в нижней части спинного мозга и в головном мозге, — к парасимпатической совокупности. Такая двойная обеспеченность какого-либо органа (иннервация) разрешает нервным волокнам тонко регулировать и координировать работу внутренних органов.
Устройство вегетативной нервной совокупности частично напоминает узловую нервную совокупность червей и моллюсков и частично сетчатую совокупность гидры.
Вегетативная нервная совокупность влияет не только на работу внутренних органов, но и на деятельность мышц отечественного тела. Это доказали советские ученые Л. А. Орбели и А. Г. Гинецинский. Был проделан таковой опыт: двигательный нерв лягушки раздражался и приводил к сокращению мышц лапки. Через некое время мышца утомлялась. Ее сокращения становились существенно не сильный. Но стоило начать злить симпатические нервы, снабжающие эту мышцу нервными волокнами, как ее сокращения быстро усиливались. Л. А. Орбели думал, что симпатическая нервная совокупность оказывает собственный воздействие первым делом благодаря трансформации снабжения тканей питательными веществами.
Вегетативная нервная совокупность всегда регулируется центральной нервной совокупностью, не смотря на то, что в большинстве случаев мы и не можем сознательно руководить работой сердца, желудка, печени. Но в следствии особенной тренировки последователи древнеиндийского философского учения йога производят у себя свойство произвольно замедлять либо ускорять сокращения сердечной мускулы, на долгое время останавливать дыхание и т. п. Ничего сверхъестественного в этом нет. особые упражнения и Длительная тренировка смогут разрешить каждому человеку в той либо другой степени сознательно руководить работой внутренних органов. И это допустимо лишь по причине того, что вегетативная нервная совокупность подчиняется и тесно связана в собственной деятельности с работой остальных частей центральной нервной совокупности.
«ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ!»
взглянуть на почуявшую дичь собаку. Она неожиданно останавливается и замирает с поднятой лапой — делает стойку. В то время, когда вы слышите какой-нибудь непонятный звук либо видите незнакомый предмет, то нечайно настораживаетесь. И. П. Павлов назвал это рефлексом «Что такое?» либо, по-второму, ориентировочной реакцией. Целый ваш организм как бы задаёт вопросы: «Что произошло? Не угрожает ли опасность?» В большинстве случаев глаза и уши сейчас поворачиваются в сторону источника непонятных сигналов. С обрисованными рефлексами связаны и реакции «полной боеготовности». При резких звуках неожиданно надвигающейся опасности вы или вздрагиваете, или в сторону.
Нервная совокупность
Превосходный пример этого рефлекса приводит Чарлз Дарвин. Он пишет: «Я приложил лицо прикасаясь к толстому стеклу, за которым была змея, с жёстким намерением не откидываться назад, в случае, если змея на меня ринется, но когда она ринулась, моя решимость провалилась сквозь землю, и я с необычной быстротой отскочил на ярд либо два».
Где же замыкаются дуги этих ответственных рефлексов, выручающих нас от опасности? Лишь сейчас ученые узнали, что несёт ответственность за эти реакции целая совокупность клеток и волокон, каковые в виде сложной сети распределяются по всему спинному мозгу и поднимаются выше — в ствол головного мозга. Эта совокупность была в далеком прошлом известна называющиеся сетчатого вещества, но ее функции были продолжительное время неясны. В то время, когда физиологи стали изучать сетчатое вещество, то стало известно, что его клетки отправляют импульсы самым разным частям нервной совокупности. В случае, если у животного повредить сетчатое вещество среднего мозга, то животное заснет. Сетчатое вещество выяснилось той совокупностью, которая поддерживает в работоспособном состоянии всю центральную нервную совокупность. Оно приводит в нужную 60 секунд нейроны того либо иного отдела центральной нервной совокупности в «боевую готовность» и тормозит работу вторых образований.
Что вынудило Дарвина отшатнуться от клетки со змеей?
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, по какой причине в концертном зале не тушат свет? Понаблюдайте, и вы увидите, что в чёрной помещении звуки тише и глуше, чем в яркой. Секрет раскрывается легко.
В ствол головного мозга входит средний мозг, на верхней поверхности которого имеется так именуемое четверохолмие — четыре возвышения (холмика) со скоплениями нервных клеток. свет и Звук сперва принимают уши и наши глаза. После этого световые и звуковые раздражители на пути к полушариям мозга попадают в холмики четверохолмия. Передние, громадные по размерам холмики связаны со зрением, а задние — со слухом. Слуховые и зрительные холмики четверохолмия соединены между собой, поскольку их клетки отправляют друг другу собственные отростки. Вот по какой причине свет оказывает помощь слушать музыку. Он как бы возбуждает аппараты, принимающие звук.