Кубу часто именуют «жемчужиной Антильских островов». Буйная растительность вечнозеленых тропических лесов, ослепительное солнце и лазурное небо, отражающееся в негромкой глади лагун, напоминают райский уголок. Но за «ухмылкой рая» много лет прятались нищета, голод, национальное угнетение.
Моя отчизна думается сахарной,
но какое количество печали в ней!
Моя отчизна думается сахарной,
она из зеленого бархата,
но солнце из желчи над ней!
(Перевод И. Оренбурга.)
Таковой предстает Куба в стихах Николаса Гильена, борьбы и певца страданий кубинского народа. С первых шагов поэтической деятельности Гильен стремился к созданию произведений, родных народу по форме и духу. Сборники его ранних стихов, вышедшие в 1930 и 1931 гг., говорили о кубинских неграх, об их быте и труде, горестях и радостях.
Написанные в причудливом ритме кубинского танца-песни «сона», полные душевного тепла, эти стихи весьма скоро завоевали признание и любовь кубинцев. Но поэт еще не имел возможности указать своим храбрецам путь к борьбе за новую судьбу. Только деятельно включившись в политическую борьбу, став коммунистом, Гильен осознал, что поэт обязан разоблачать виновников народных бедствий и вести народ на борьбу с ними. Кубинский поэт осуществил эти планы в собственных поэмах и последующих сборниках стихов: «Вест-Индия лимитед», «Песни для воинов и соны для туристов», «Испания», «Вся песнь».
В одной из поэм этого времени — «Хосе Рамон Канталисо» — Гильен рисует образ народного певца, в собственных песнях обличающего американских монополистов, пробуждающего протест в народе.
Хосе Рамон поет туристам из америки вместо лирического «сона» жёсткую песню:
Вы тут в почете,
вас развлекают,
едите, выпиваете,
вы тут живете
я умираю.
Вас ожидает обед,
а у меня и хлеба нет,
и хлеба нет…
(Перевод И. Эренбурга. )
Но Хосе Рамон верит в то, что не смотря на то, что «не все в порядке на белом свете, но имеется механик, он все исправит…» Данный «механик» — народ, что заберёт собственную судьбу в личные руки.
В апреле 1949 г. Гильен вместе с несколькими посланцами кубинского народа прибыл в Париж на совещание I Глобального конгресса приверженцев мира, а летом того же года побывал в Советском Альянсе, в государствах народной народовластии. С данной поры тема мира делается основной темой его творчества.
Последние годы Николас Гильен трудился над циклом «Голубь народа». Сборник данный недавно вышел в свет. В одном из стихотворений сборника, посвященном борьбе за мир, поэт призывает всех людей доброй воли выстроить неприступный вал, что преградит путь поджигателям войны:
Чтобы вал неприступный выстроить,
возьмитесь, руки, за дело:
и тёмные руки негров,
и белые руки белых.
Устремленный к свету и простору
от морей и до горных цепей
и от горных цепей до морей, да, да,
пускай отечественный вал оградит всю планету!
(Перевод О. Савича.)
на данный момент, в то время, когда на Острове Свободы совершилась революция и осуществляется аграрная реформа, стихи Гильена звучат с особенной силой. Он говорит о законных правах крестьян на землю, в силу того, что «почва так как ничья, ничья».
Поэт слагает песни в честь собственной красивой, высвобожденной отчизны.