Экзистенциализм(от лат. exsistentia – существование) появляется в Германии в 20-е годы ХХ в. Главная категория данной философии – “существование”. Но существование – это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание – то, что есть стимулом людской деятельности. Оно глубоко лично и не поддается научному определению. Существовать – значит выбирать, испытывать эмоции, быть всегда озабоченным самим собой. Экзистенциализм призывает человека бунтовать, обнаружить в себе силы для противодействия абсурдности социального мира. Жить – значит бороться – в этом признание человека.
Хайдеггер Мартин (1889–1975) – философ, сыгравший решающую роль в развитии и становлении экзистенциализма, не смотря на то, что сам себя он экзистенциалистом не называл. Одна из выдающихся его работ именовалось «время и Бытие». Эта работа была написана необычным языком, поскольку Хайдеггер вычислял современный технизированный рационалистический язык не пригодным для беседы о бытии. Хайдеггер отказывается от классических философских терминов «субъект», «объект», «отражение», «несоответствие», и от слов типа «пресса, газета, радио, фильм». Он вычисляет их рационалистическими конструкциями, каковые направляться заменить «экзистенциалами» – словами-образами. Бытие для него – это некое непредметное начало, фундамент мира вещей. Бытие непредметно и потому неопределимо. Ему противостоит «сущее» – предметная реальность. Исходя из этого Хайдеггер использует различные термины: о бытии он говорит «онтологическое», а о сущем – «онтическое». Мир – это место, где сознание и бытие взаимодействуют, сплавляются. Хайдеггер думает, что в мире вещей имеется единственное сущее, с которого можно считать суть бытия. Это людская судьба. Человеческое бытие это «вот-бытие», «тут-бытие», конечное, наличное бытие. Его открытость – и – сущность, устремленность к иному, переходность. Это выход за собственные пределы, к Ничто. Постоянный выход в Ничто сопровождается изначальным Кошмаром, что в любой момент с нами и просыпается от любого толчка. Устремленность к Ничто – выражение отечественной конечности, временности, но в один момент это вступление в истину бытия. Существование человека в повседневном мире возможно охарактеризовано как «собственное» и «несобственное». «Несобственное бытие» – это жизнь «по типу вторых». «Собственное бытие» связано с осознанием собственной смертности. Хайдеггер разглядывает людскую целостность как темпоральную структуру и именует ее Заботой,т.к. человек в мире сущего в любой момент озабочен. Забота складывается из трех моментов: 1. Бытие-в-мире либо прошлое. Мы находим условия собственного существования уже готовыми, они выяснены до нас. 2. Забегание вперед – будущее. Модификация повседневности «быть в первых рядах себя» делается вероятной благодаря кличу совести. Совесть для Хайдеггера сродни истине это призыв быть тем, что ты имеется. 3. Настоящее – бытие при внутримировом сущем. Настоящее – это повседневность. Хайдеггер желает преодолеть это состояние, не смотря на то, что и не осуждает его, так когда из него возможно прийти к бытию. Модусами повседневности являются: болтовня (пересуды), при которой говорение преобразовывается в самоцель, а язык – в «данные»; любопытство интерес, не связанный с сущностью вещей, неясность которая стирает границы между настоящим и не настоящим. Все три модуса времени составляют единство при доминировании будущего. Таковы главные идеи работы «время и Бытие». Ведущей темой в произведениях позднего Хайдеггера есть тема «язык и бытие». Бытие живёт в лоне культуры – через язык. Необходимо обучиться прислушиваться к языку, не навязывая ему современных конструкций, разрешить ему сказать. Язык – это «дом бытия». Для Хайдеггера бытие – сущность разговор, причем это сущность один разговор. явления появления Богов и Событие Разговора и мира – одновременны. Поэт стоит между людьми и Богами. Ясперс Карл (1883–1969) узнаваемый германский философ экзистенциалист. Чтобы вернуть современному человечеству его, все более и более утрачиваемые, смысложизненные ориентиры Ясперс проповедует необходимость философии нового типа – экзистенциальной философии. Ясперс выступает против всякого субстанциализма в истории и понимании человека. Он отказывается признать наличие в человеке некоей неизменной природы, подчеркивая тем самым неклассичность собственного теоретизирования и расхождение с западной философией Нового времени. Вместе с тем в философии Ясперса сохраняется претензия на создание универсальной картины людской существования и постижение смысла истории. Ясперс осуждает притязания на исключительность, характерные любой вере. Отказываясь видеть ось всемирный истории в явлении Христа, Ясперс вместе с тем совсем не против веры как базы понимания смысла истории. Не смотря на то, что мировые религии не смогли предложить общей для всех веры, она все же имеется. Это – философская вера. Ясперс уверен, что именно она призвана являться основой единства человечества. Время ее рождения он именует искомой осью всемирный истории – «осевой эрой». Осевой период – факт общезначимый для всего человечества. Становление философии он разглядывает как единое духовное перемещение, совершающееся самостоятельно» и «независимо» в Индии, Китае, Европе. Ясперс пробовал решить задачу рационального обоснования веры. Философская вера, как ее мыслит Ясперс, находится как бы на границе между верой религиозной и научным знанием. Предметом философской веры есть такая действительность, наличие которой не смотря на то, что и согласится, но согласится да и то, что о ней не может быть получено рациональное знание, а лишь знание в форме «осознанного незнания». Вне сферы ограниченных возможностей научного познания лежат ответы, как думает Ясперс, на все «экзистенциальные вопросы». Беспомощно рациональное познание и в отношении трансцендентной сферы. Бытие в целом, человек, и «последние вопросы» – о мире. о душе, Всевышнем, являясь недоступными науке, все же не являются неразрешимыми по большому счету. Их возможно дать добро посредством веры, потому что только вера постигает то, что лежит за пределами знания. Наряду с этим философия мыслится Ясперсом как особенный вид познания, в котором познавательная функция не имеет никакой ценности, а исходя из этого он вычисляет философскую истину экзистенциальной, другими словами неповторимой и однократной. Она не имеет общезначимого и принудительного характера как наука, и исходя из этого не приводит ни к каким итогам.