Дабы заметить эти необычные автомобили, посетим Выставку достижений народного хозяйства СССР. Но договоримся, что это — выставка будущего.
Итак, мы у входа Выставки достижений народного хозяйства будущего. Мы — в скором времени! Не так уж много лет отделяет эту страницу книги от всех прошлых. Это десятилетия постоянного напряженного труда советских ученых в институтах и лабораториях, конструкторов в конструкторских бюро, рабочих и технологов, воплощавших в заводских цехах задания чертежей. Десятилетия вдохновенного труда всего отечественного народа!
Условимся сходу: мы не увидим на данной выставке самого необычного — всех тех механизмов, работа которых основана на законах природы, не открытых еще в 1960 г. учеными, всех тех автомобилей, идеи которых, хотя бы в самых неспециализированных чертах, пока не высказаны.
На данной выставке автомобилей будущего мы заметим могучий расцвет тех деревьев, каковые в отечественном, 1960 г. существовали уже хотя бы в виде первых маленьких ростков, первых робких побегов.
Посмотрим, какими необычными материалами располагают машиностроители будущего.
Итак, светло синий вагон метро доставил нас к входу выставки. Вот мы минуем величественную арку. Обсаженная цветущими розовыми кустами аллея ведет нас к одному из павильонов. «Материалы машиностроения»,— читаем мы над входом.
Войдем и посмотрим, какими необычными материалами располагают машиностроители будущего. Мы не забываем, что в отечественном, 1960 г. это были в основном тёмные металлы — чугун, сталь.
В павильоне два отдела: один посвящен металлам, второй — пластмассам. Начнем осмотр с отдела пластмасс. тысячи и Сотни разных их сортов, выясняется, уже производит отечественная промышленность, и огромное количество используется в машиностроении. У металлов нашелся-таки могучий соперник, что уже освободил от них половину занимаемых позиций!
На стендах — образцы этих пластмасс. Вечно разнообразны их свойства. Вот прозрачные пластмассы, кроме того более прозрачные, чем стекло. Вот пластмассы эластичные, как шелковая ткань; вот упругие, как закаленная рессорная сталь; прочные, как гранит; легкие, как будто бы пробка…
Видели ли вы эластичное стекло? А лист прозрачной пластмассы, продемонстрированной тут, гнется так же легко, как лист картона, и не мутнеет, не трескается наряду с этим. Вот на него падает тяжелая гиря. Стекло бы разбилось, а на полированной поверхности пластмассы не осталось и следа. Выясняется, данный сорт пластмассы по собственной прочности не уступает листовой стали. Изделиям из этого сорта пластмассы не страшен нагрев до +400° и резкое охлаждение до —150°. Она не ржавеет и не опасается самых щелочей и крепких кислот.
Запрещено, хотя бы на миг, не задержаться в подотделе еще более необычных веществ — силиконов. Показались они еще Сейчас. Это вещества, молекулы которых выстроены по типу органических молекул, но лишь цепочки атомов углерода заменены в них цепочками кислорода и атомов кремния. В следствии показались смазочные масла, выдерживающие температуры в много градусов, ткани и волокна, не сгорающие и не опасающиеся воды.
А дальше — разные применения пластмасс в машиностроении. Вот блещет солнечными бликами полностью прозрачный кузов автомобиля . Он не испытывает недостаток в окраске: голубоватый оттенок непрозрачных пластин, покрывающих мотор, колеса и пол кабины,— это личный цвет пластмассы. Таковой кузов не ржавеет, не окисляется, не испытывает недостаток в смазке либо каком-либо втором уходе. Он прочнее железного. Все те «незначительные соприкосновения» с заборами, столбами, соседними автомобилями, каковые оставляют на железных кузовах трудновыпрямляемые царапины и вмятины, безвредны для него.
Рядом — пластмассовый корпус катера. А на стене фотография огромного океанского судна — пластмассового танкера водоизмещением в 60 тыс. Т.
Но, пластмассы разрешают осуществлять морские перевозки нефти да и любых вторых жидких и сыпучих грузов еще легче и экономичнее, чем посредством нефтеналивных зерновозов и судов. Эти грузы перевозят в огромных пластмассовых мешках. Наполненные, они напоминают сардельки метров по пять диаметром и пятнадцать в длину. Целые связки таких сарделек с нефтью, керосином, цементом, зерном замечательные буксиры тащат через моря.
Пластмассовый троллейбусный вагон, пластмассовая мебель, пластмассовый дачный домик, скоростной пластмассовый самолет… Вереница станков с пластмассовыми станинами, кожухами, шестернями… Пластмассовые водопроводные трубы, не ржавеющие и не лопающиеся, в случае, если случайно замерзнет вода…
Пройдем во второй отдел павильона, посмотрим, сплавы и какие металлы соперничают сейчас с пластмассами.
Из бездислокационного металла возможно будет выстроить пятикилометровую башню.
Диаграмма у входа в отдел говорит о том, что в 1958 г. железо составляло 95% от всей добычи металлов. За эти десятилетия ему было нужно уступить собственные позиции алюминию — «меди и» крылатому металлу — металлу электротехники. А смотрите, как возросла добыча титана: до нескольких миллионов тысячь киллограм! И это не просто так, поскольку свойства титана необычны. Он прочнее и в два раза легче железа, плавится при более большой температуре, а собственной стойкостью против ржавления превосходит платину. Титан возможно ковать, прокатывать, сваривать. Сильнейшие разъедающие вещества — щелочи, кислоты, растворы солей — бессильны против него. К тому же он один из самых распространенных на земле металлов.
Особый раздел посвящен изделиям из титаного сплава. Вот корпус сверхскоростного самолета. При перемещении в плотных слоях воздуха он так нагревается, что алюминиевые сплавы не выдержали бы. А титановый корпус был и жаропрочным и легким. Титановые лопасти паровых и газовых турбин, трудящиеся в вихре раскаленных газов, титановые камеры сгорания реактивных двигателей, поршни дизелей и титановые цилиндры, титановые подробности АЭС и химических заводов.
Ну а железо? Разве оно не старается отстоять собственные позиции?
Но что это? В самом центре зала висит огромная гиря. «10 000 кГ»,— написано на ней. А висит она на тоненькой проволочке, сверкающей и натянутой, как струна. Эта струна и выдерживает тяжесть десятитонной гири.
Струна сделана из чистого железа. Но не того чистого железа, которое чуть выдерживает нагрузку в 20 кГ на квадратный миллиметр. Прочность этого чистого железа выше в тысячу раз! Это бездислокационное железо.
Да, мы еще в 1960 г. слышали об этом. Металлургам казалось тайной необычное несовпадение настоящей прочности металлов с той, которую предвещали на базе теоретических расчетов физики. Конкретно они первыми начали утверждать, что чистое железо должно выдерживать нагрузки в 10-20 Т на квадратный миллиметр. А несоответствие расчетов практике они растолковывали нарушениями в кристаллической структуре металла. Эти нарушения назвали дислокациями.
В 1958 г. очень сложным методом были взяты образцы сверхпрочного бездислокационного железа. Это были долгие и узкие — толщиной в пара микронов — кристаллы.
Рядом с павильоном довольно высокая башня. Она выстроена из узких ажурных балок. Все они — не толще карандаша. А башня имеет фантастическую высоту — 5 км. Это также без-дислокационный металл!
Уже повисли мосты из бездислокационного металла, имеющие пролет между опорами в пара километров длиной, выстроены тысячеметровые башни телецентров, взлетело в небо практически невесомые самолеты. Достаточную прочность их снабжают пленки из бездислокационного металла уже конфетной фольги!
«Автоматика» — громадный павильон, но и он не вмещает нескончаемого количества автоматических фабрик, цехов, станков, линий.
Исходя из этого многие из них представлены фотографиями.
Но, автоматические линии, цехи а также фабрики существовали и в наши дни.
Но это первенствовали ласточки. А тут автоматизация стала вездесущей. заводы и Автоматические цехи трудятся в любой отрасли.
В особом крыле павильона разместился один из таких автоматических фабрик, изготовляющий подвесные двигатели для детских велосипедов. Продукция его — маленькие, сверкающие никелем и полированной пластмассой, легкие, красивые моторчики. Но, не обращая внимания на легкость, мощность каждого из них превосходит лошадиную силу.