Н. а. римский-корсаков (1844—1908)

С детских лет мы знаем и любим чудесную музыку, вызывающую в отечественном воображении сказочный город, где белка грызет золотые орешки и тридцать три богатыря выходят на берег из морской пучины, говорящую о хрупкой Снегурочке, о прекрасной сказочнице Шехеразаде. Эта музыка, как будто бы залитая солнечным светом, чарует собственной неувядаемой свежестью, достатком мелодий, яркостью красок, переливающихся всеми цветами радуги. Чародей, создавший эту музыку, — великий русский композитор Римский-Корсаков.

Николай Андреевич Римский-Корсаков появился в городе Тихвине, Новгородской губернии. Яркие детские впечатления от русской природы, преданий старины, народных песен отразились потом в его творчестве. В то время, когда мальчику исполнилось двенадцать лет, то, по домашней традиции (старший и дядя брат его были моряками) его отвезли в Санкт-Петербург и отдали в Морской корпус.

В столице Римский-Корсаков продолжал занятия музыкой, начатые в Тихвине. В 1861 г. он познакомился с М. А. Балакиревым и стал его любимым учеником и втором. Семнадцатилетний парень вошел в «Могучую кучку» и под управлением Балакирева начал писать симфонию.

В 1862 г., окончив Морской корпус, Римский-Корсаков отправился на три года в кругосветное плавание. Море оставило в душе композитора броские, незабываемые впечатления. Потом музыкальные образы изменчивой морской стихии заняли крайне важное место в его творчестве.

Возвратившись в Санкт-Петербург, Римский-Корсаков закончил в 1865 г. Первую симфонию, которую публика приняла отлично. После этого он написал симфоническую картину «Садко», пара красивых романсов и приступил к работе над оперой «Псковитянка», воплотившей свободолюбивые идеи 60-х гг. В 1871 г. он получил степень доктора наук консерватория Санкт Петербурга. Так начался жизненный путь этого замечательного педагога и выдающегося композитора, воспитавшего более 200 музыкальных деятелей (среди них А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров).

Римский-Корсаков создал пятнадцать опер. Многие из них навеяны преданиями и народными сказками. Подобно Глинке в «Людмиле и Руслане», Римский-Корсаков обожал сопоставлять настоящую реальность с миром фантастики. Его музыка раскрывает поэтичность и чистоту сказочных образов, рожденных народным воображением. Ярко обрисованы в музыке и «земные» храбрецы. Значительно чаще это девушки и крестьянские юноши: Ганна и Левко («Майская ночь»), Вакула и Оксана («Ночь перед рождеством»), Купава («Снегурочка»). Наслаждаясь красотой народных празднеств и обрядов, композитор показывает в этих операх разнообразные сцены деревенского быта, щедро вводит русские и пляски и украинские песни.

Особенное место среди опер Римского-Корсакова занимает «Садко». Это — опера-былина, необычная, созданная им форма русской онеры. Главный герой ее гусляр Садко. Тут же имеется и сказочные персонажи: морской его дочь и царь — ласковая Волхова. Их музыкальные образы тесно переплетаются с красочной музыкой бытовых сцен оперы.

Имеется у оперы-драмы и Римского-Корсакова на исторические и бытовые сюжеты. Оперы «Царская» невеста «и Псковитянка» воссоздают эру Ивана Грозного. Их музыка завлекает глубиной раскрытия характеров, правдивостью и силой в передаче душевных переживаний храбрецов: его Ивана дочери и царя Грозного Ольги («Псковитянка»), удалого опричника Нечистого, страстной Любаши и кроткой Марфы («Царская невеста»).

В базу героико-патриотической оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» положено народное предание о татарском нашествии на Русь. Превосходная симфоническая картина из данной оперы «Сеча при Керженце», рисующая битву русских солдат с захватчиками, довольно часто исполняется в концертах.

В опере-сказке «Кащей Бессмертный», написанной в 1902 г., во время революционного подъема в стране, Римский-Корсаков весьма светло, не смотря на то, что и в иносказательной форме, выразил передовые свободолюбивые убеждения. Не добрый Кащей, люто ненавидящий все живое, олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его выясняется непрочным, оно рушится под натиском бури, несущей свободу.

Последняя опера Римского-Корсакова — «Золотой петушок» (1907), на сюжет пушкинской сказки. За помощь студентов, деятельно отозвавшихся на события «кровавого воскресенья» 9 января, Римский-Корсаков лишился работы из консерватории. Собственные передовые воззрения он выразил в опере — острой сатире на царизм. Композитор язвительно высмеивает трусливого, тупого Додона и его слуг. Показывая духовное убожество этого «могучего властителя», он в одной из сцен оперы сооружает музыкальную чёрта Додона на мелодии «Чижика».

Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова воссоздают сказочные сюжеты (сюиты «Шехеразада» и «Антар», симфоническая картина «Садко» и др.), изображают сцены народного быта («Испанское каприччио»). Композитор обширно применял в них настоящие мелодии различных народов.

Римский — Корсаков создал около 80 романсов. Особенно известны его романсы на стихи А. С. Пушкина («Редеет туч летучая гряда», «На буграх Грузии», «Анчар»), А. К. Толстого («Не ветер, вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье»), А. Н. Майкова и других поэтов.

Глубоко и честно выражены в этих романсах переживания и разнообразные чувства, значительно чаще яркие, которые связаны с восприятием природы.

Римский-Корсаков высоко ценил русские народные песни, собирал и обрабатывал их, творчески развивал их черты в собственной музыке. Обожал он кроме этого воспроизводить в музыке звучания живой природы. К примеру, в прологе «Снегурочки» использованы записанные им настоящие напевы птиц. «Я прислушивался к голосам природы и народного творчества и брал напетое и посоветованное ими в базу собственного творчества», — писал композитор.

Музыкальные образы Римского-Корсакова отличаются неординарной изобразительностью. Богатая композиторское мастерство и творческая фантазия разрешили ему нарисовать в музыке и лунную ночь на Ильмень-озере, и бурный океан, и сказочные чудеса Востока. Искусно пользуясь многообразными красками оркестра, Римский-Корсаков развертывает перед слушателями все новые и новые картины — одну второй прекраснее.

Коммунистический народ хранит признательную память о великом композиторе, прославившем красоту судьбы, природы, сказаний и народных песен.

Лучшее из Римского-Корсакова


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: