Музыкально-теоретический анализ произведения

Жанр: Хоровая миниатюра.

Форма: Трехчастная. Первая и третья части повторного строения. Первая часть (1-16 такты), её возможно поделить на 2 предложения (первое с 1 по 8 такты, второе с 9 по 16 такты) каждое предложение включает в себя по 3 фразы, 2 маленькие, а третья мало расширена за счет каденции. Вторая часть (17-28 такты) состоит кроме этого из двух предложений (первое с 16 по 22 такты, второе с 23 по 28 такты) каждое из предложений делится на 2 уже более объемные фразы. Третья часть (29-36 такты) есть одним громадным предложением, складывающимся из 3 маленьких фраз.

Фактура: Гомофонно-гармоническая с элементами полифонии. Тогда как все голоса связаны между собой четкими гармоническими вертикалями, отдельные фрагменты миниатюры содержат в себе черты имитации, обуславливающие развитие музыкальной мысли.

Размер: 4/4, в 15 и 27 тактах 3/2. Ритмический рисунок по большей части выражен восьмыми и четвертями, что придает перемещение музыке. Ритмические ударения совпадают с литературными, что обосновывает тесную сообщение литературного текста и мелодии.

Тональность: Главная тональность b-moll. Имеются отклонения в тональности f-moll (15-16, 25-28 такты), Des-dur (19-20 такты).

Первая часть начинается одновременным вступлением всех хоровых партий на piano: сопрано выполняют мелодию, тогда как остальные голоса делают роль сопровождения. Мелодия представлена в виде маленьких мотивов, которым имитационно вторят другие хоровые партии. Так композитор изображает отражение окружающего мира в душе поэта — картины природы по-своему преломляются у него в сознании, отзываясь необычным эхом.

Первая фраза включает в себя два однообразных мотива (Через волнистые туманы пробирается луна); развитие начинается только во второй фразе первого предложения – На печальные поляны льет безрадосно свет она. Динамика вырастает до mf. В последних трех тактов Шебалин вводит diminuendo, успокаивая звучание и подготавливая второе предложение. Мелодия волнообразная, спокойная, близка романсу.

Гармонический рисунок несложен. По большей части употребляются аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой групп. Предложение заканчивается половинной каденцией.

Музыкально-теоретический анализ произведения

Первая фраза второго предложения в целом не отличается от подобного предложения первой части. Литературный текст – По дороге зимней, неинтересной тройка борзая бежит. Вторая фраза – Колокольчик однозвучный утомительно гремит — включает в себя элементы звукоимитационной техники: мелодия в партии сопрано звучит на одной ноте ровными длительностями, изображая перезвон колокольчика. ровные половинные ноты в остальных партиях, выстраивающие гармоническую цепочку VI-I, имитируют ровную поступь тройки, нескончаемую и неутомимую. Первая часть заканчивается половинной каденцией.

Музыкально-теоретический анализ произведения

Во второй части Зимней дороги происходит развитие музыкального материала, до сих пор связанного рамками имитационной полифонии. О развитии кроме этого говорят более броская (и рост) самостоятельности и контрастная динамика хоровых партий если сравнивать с первой частью. Первое предложение второй части начинается на динамике mf в трех верхних партиях. Слова – Что-то слышится родное в продолжительных песнях ямщика — показывают контраст между волнением и спокойствием. Мелодический рисунок опирается на материал первой части, но отличается от нее большей глубиной и распевностью. Шебалин за Пушкиным комментирует внутреннее состояние напевов ямщика: То разгулье удалое — и в хоре звучит forte, усиленное скачком на септиму у басов и теноров с последующим вступлением остальных партий. новый — образ и Цезура: То сердечная тоска – piano и нисходящая мелодия у сопрано. Музыка как будто бы замирает, останавливясь на одной ноте. В 19-20 тактах происходит отклонение в As-dur и в 21 такте возвращается в главную тональность. Предложение кроме этого заканчивается половинной каденцией.

Музыкально-теоретический анализ произведения

Второе предложение данной части – негромкая кульминация всего произведения. Сменяется тип фактуры на гармонический, прозрачно и строго звучат аккорды.

Весьма таинственно звучит секундаккорд 2 ступени, натурального до минора с разрешением в фа минор, в данной тональности мы остаёмся до конца второй части.

Музыкально-теоретический анализ произведения Музыкально-теоретический анализ произведения

Вторая, последняя фраза этого предложения замыкает вторую часть — она строится на мелодии, похожей на мелодию из первого предложения первой части. Маленькая динамическая вилочка (до mf и опять к piano) символизирует возврат созерцательного образа — Лишь версты полосаты попадаются одне.

Музыкально-теоретический анализ произведения Музыкально-теоретический анализ произведения

Третья часть в Зимней дороге несет черты как первого, так и второго предложения первой части. Она начинается словами Скучно, безрадостно, путь мой скучен – мелодия дается в ритмическом повышении и тяготеет к опеванию тонической гармонии, как это и было в первой части. На словах Дремля смолкнул мой ямщик возвращается исходный ритмический рисунок (восьмые и шестнадцатые). Вторая фраза репризы — Колокольчик однозвучен, отуманен лунный лик — опять носит черты звукоизобразительности: мелодия на одном звуке, ровная смена гармонии в остальных голосах — но сейчас завораживающий темперамент звука колокольчика берет собственный, и миниатюра заканчивается на pp в низкой тесситуре — поэт засыпает, и вместе с ним засыпает музыка.

Музыкально-теоретический анализ произведения

Вокально-хоровой анализ

Произведение исполняется смешанным хором a cappella в составе:

Сопрано – Первые, вторые

Альт – Первые, вторые
Тенор – без дивизи в партии
Бас – Первые, вторые

Обращение к смешанному хору обусловлено насыщенностью и глубиной разных хоровых партий, каковые в этом случае оказывают помощь создать образ зимней природы, отражающейся в сознании поэта.

Анализ музыкального произведения 1 часть.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: