Это учреждения, каковые собирают материалы о жизни и творчестве писателей, по истории литературы, сохраняют эти материалы и устраивают различные выставки и постоянные экспозиции. Сотрудники музеев не лишь ведут отбор и поиск историко-литературных материалов, но кроме этого их изучение, комментирование и научное описание, организуют научные конференции по итогам творчества писателей и изучения жизни, по проблемам истории литературы. Музеи — центры громадной культурно-просветительской работы: они организуют литературные праздничные дни, вечера, встречи с писателями, чтение лекций. Музеи оказывают помощь лучше определить творчество и жизнь писателей, воображающих гордость отечественной литературы.
Музеи бывают двух видов: мемориальные и историко-литературные.
Пропагандировать творчество лучших современности и писателей прошлого, сохранять признательную память о них призваны мемориальные музеи, посвященные творчеству того либо иного писателя. В большинстве случаев они организуются в квартире, доме, усадьбе, где жил автор. В музее помещаются его индивидуальные вещи и документы о деятельности и жизни, фотографии, другие экспонаты и портреты, которые связаны с личностью писателя либо воссоздающие воздух его эры. Таковы музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», музей-усадьба И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново, музей-усадьба Ф. И. Тютчева Мураново, музей А. П. Чехова в Ялте, музей Н. Г. Чернышевского в Саратове, музей-квартира Н. А. Некрасова в Ленинграде и др. Кое-какие музеи покупают только бытовой темперамент, к примеру «Домик Каширина» в г. Неприятном, где сохранены вещи, окружавшие мелкого Алешу Пешкова, в то время, когда он жил в доме деда. При осмотре этого музея перед мысленным взглядом визитёров поднимаются незабываемые страницы превосходной автобиографической повести Неприятного «Детство». Особенную важность имеют экспонаты музеев, которые связаны с литературным трудом письма: писателя и писателя рукописи, книги с его пометками и т. д. В настоящее время существуют бессчётные музеи, говорящие о творческом труде создателей советской многонациональной литературы — писателей различных народов, к примеру: музей М. Ф. Ахундова в г. Нухе, музей Х. Абовяна в Ереване, музей Джамбула Джабаева в г. Джамбуле, музей Я. Коласа в Минске, музей И. Г. Чавчавадзе в Тбилиси, музей Т. Г. Шевченко в Киеве и др.
Самые большие и большие из них — музей Университета русской литературы в Санкт?Петербурге (Пушкинский Дом) и Национальный литературный музей в Москве.
Примечательно, что Пушкинский дом был основан в 1905 г. конкретно как хранилище и музей связанных с творчеством А. С. Пушкина материалов. Потом сложился научный комплекс, что действует сейчас. Тут сохраняются не лишь рукописи и документы, которые связаны с творчеством А. С. Пушкина, но кроме этого много исходников М. Ю. Лермонтова, Г. Р. Державина, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока и вторых. Литературный музей ИРЛИ включает Пушкинский музей в г. Пушкине, мемориальный музей-квартиру Пушкина в Санкт?Петербурге, Пушкинский заповедник, в что входят в первую очередь села Михайловское и Тригорское и Святогорский монастырь, где находится могила поэта.
Национальный литературный музей создан в Москве в 1934 г. В первые же годы его существования, еще до ВОВ, сотрудниками музея были собраны богатые литературные архивы А. С. Пушкина, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и вторых.
Время от времени литературные отделы входят как часть в музеи краеведческие, каковые обширно распространены и имеются не лишь в республике и каждой области, но и во многих больших городах нашей страны.
Школьный Литературный Музей
Темой для того чтобы музея может стать история русской литературы, литература какого-нибудь определенного периода, творчество писателя либо отражение серьёзных публичных вопросов в литературе.
Выяснив тему, вы должны ее выстроить, т. е. создать разделы, в которых она будет раскрываться. Любой раздел должен быть логически закончен, являться переходом к следующему. В литературном музее оптимальнее придерживаться хронологического порядка. Четкая структура замысла окажет помощь вам подобрать материал. К примеру, если вы организуете музей, посвященный творчеству В. В. Маяковского, то раскрываться он обязан отделом, характеризующим детские годы поэта; на стендах либо в витринах, говорящих об отрочестве Маяковского в Москве, необходимы материалы, показывающие революционную деятельность Столичной организации социал-демократов того периода, в то время, когда Маяковский-гимназист был арестован за участие в революционной работе. Материалом для этих разделов смогут послужить увеличенные фотографии иллюстраций из Полного собрания сочинений поэта, копии документов из книг, говорящих о революционном перемещении на Красной Пресне в Москве (1905—1907), репродукции картин, изображающих эпизоды революции 1905 г., и портреты революционеров.
Составляя раздел экспозиции о начале поэтической деятельности Маяковского, нужно продемонстрировать литературную воздух того времени.
В каждом разделе экспозиции, какому бы писателю он ни был посвящен, должны быть отражены историческая ситуация в этот период, литературное окружение писателя, его приятели, личные литературные произведения.
Материалы для рукописей — фотокопии и экспозиции документов, картин и репродукции портретов, скульптурные изображения писателя либо его современников. В случае, если имеется первые издания книг данного писателя либо авторов того же литературного направления, легко книги, газеты, издания того времени, то они также должны отыскать место в экспозициях.
По такому же принципу направляться строить экспозиции, посвященные не только раздельно забранному писателю, но целому литературному периоду.
Школьные литературные музеи создаются медлительно. Так как одних лишь копий мало: экспозиция будет однообразна. А дабы подготовить другие материалы, необходимо время.
Материалы, поступившие в музей, должны быть шепетильно изучены и обработаны. Обновление экспозиции, составление надписей — это область не только критиков, но и живописцев-оформителей. Актив музея всегда изучает творчество данного писателя либо литературу данного периода в связи с его культурой и историей. В музее возможно организовывать конкурсы-выставки иллюстраций юных живописцев к произведениям писателя (либо писателей), которому посвящен музей. Громадную помощь в работе музея может оказать и школьный литературный кружок.