Как показывают изучения, мотивационный кризис по-различному затрагивает людей с разными жизненными мотивами. Так, люди, ведомые в жизни мотивом власти , в любой момент в этом возрасте находят сферу для реализации собственных целей, в то время как люди, мотивированные на успехи , оказываются в более непростом положении и значительно острее переживают кризис середины взрослой судьбе (Куницина В. Н., 1995).
Возможно, это обусловлено тем, что мотивация успехи тесно связана с таковой базисной чёртом индивида, как его самооценка. Механизм мотивации успехи, по определению Дж. Аткинсона, – это «свойство испытывать гордость за достигнутое», которая придает человеку уверенность в собственных силах (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Вправду, изюминкой людей с выраженным мотивом успешности деятельности есть высокая самооценка в сочетании с жёсткой уверенностью в собственном обаянии. В случаях резкого трансформации социальной и жизненной обстановок в сторону неуспешности уровень самооценки изменяется тем посильнее, чем продолжительнее есть полоса неудач. Это событие связано с тем, что обстановка успехи, имеющая временную протяженность и складывающаяся из отдельных результатов, оценивается человеком с позиций успехи неспециализированной конечной цели. Достигнутое к середине судьбы, другими словами к 40–45 годам , есть тем протяженным результатом, что рассматривается человеком как определенный уровень его жизненных достижений. Чем ниже выясняется достигнутое если сравнивать с уровнем притязаний и желаемым во время ранней взрослости, тем посильнее ощущается неудача, понижается уровень и самооценка притязаний, обостряя мотивационный кризис кроме того на фоне снаружи планомерного жизненного пути.
Иначе, мотивация успехи дает человеку силы совладать с трудностями в жизни, потому, что люди, имеющие большой уровень потребности в достижениях, владеют и соответствующими личностными изюминками. Согласно точки зрения С. Л. Рубинштейна (1970), свойства характера в конечном счете являются тем мотивом, что закономерно появляется при сходных событиях. Такими особенностями человека с большим уровнем потребности в достижениях являются:
– настойчивость в достижении собственных целей;
– неудовлетворенность достигнутым;
– склонность очень сильно увлекаться работой;
– рвение в любом случае пережить наслаждение успеха;
– потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых простых дел;
– готовность принять помощь и помогать вторым в проблемных обстановках, дабы совместно испытать радость успеха.
Опираясь на собственные личностные качества, человек ставит перед собой очередные цели, снова делающие его жизнь большой и осмысленной.
Смысл жизни
Смысл жизни– центральный жизненный мотив, отражающий то, для чего человек живет.
Экзистенциальный мотивационный вакуум– чувство потери главного жизненного мотива – смысла жизни.
Критической точкой мотивационного кризиса есть утрата человеком центрального жизненного мотива – смысла жизни , что определяется Эрихом Фроммом как преданное посвящение себя чему-то либо кому-то (Фромм Э., 1998). Так, человек, утративший семью либо своих родителей, каковые составляли суть его жизни, выясняется в ситуации бесцельности существования, утраты смысложизненной ориентации. В это же время чувство потери смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) есть обстоятельством невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образования, интеллекта, степени дохода, что может случиться фактически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992).
В. Франкл разглядывает это событие как ответственное подтверждение собственного тезиса о том, что смысл жизни возможно не только потерян, но и отыскан любым человеком в любое время собственной жизни (Франкл В., 1990). Наряду с этим чем выше уровень осмысленности судьбы человеком, тем ниже мотивация поиска смысложизненных целей. Это разъясняется тем, что осмысленность жизненного пути предполагает ясное представление человека о собственных целях, желаниях и поступках, следовательно, отсутствует сама необходимость их поиска.
Изучения
Психотерапевтические изучения смысложизненных ориентаций взрослых людей в возрасте от 25 до 50 лет говорят о том, что уровень их удовлетворенности смыслом жизни ниже, чем удовлетворенность судьбой по большому счету. Главный показатель осмысленности судьбы у мужчин среднего возраста оказывается выше, чем у дам, а у женатых (замужних) – выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных.
Наличие детей кроме этого повышает уровень осмысленности судьбы.
Помимо этого, была распознана характерная возрастная динамика осмысленности судьбы, максимумы ее приходятся на возрастные группы 25–30 старше лёт и 50 лёт , а минимумы – на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возраст от 30 до 50 лет (Муздыбаев К., 1981).
Главными чертями уровня осмысленности человеком судьбы являются:
– цель , придающая направленность и временну?ю возможность;
– интерес , отражающий эмоциональную насыщенность и наполненность смыслом;
– удовлетворённость и результативность жизни самореализацией , свидетельствующие об оценке пройденного отрезка судьбы;
– локус контроля , показывающий представление о себе как о личности, владеющей достаточной свободой выбора, дабы выстроить собственную жизнь в соответствии со представлениями и своими целями о ее смысле;
– управляемость судьбой , характеризующая убеждение в том, что человеку разрешено контролировать собственную жизнь.
Эти чёрта уровня осмысленности судьбы значительно зависят от того, как человек принимает на себя ответственность за происходящие в его жизни события, другими словами от уровня его интернальности. По существу, это указывает, что чем выше степень ответственности, тем целенаправленней, занимательнее, эмоционально насыщенней, результативней есть жизнь человека (Бажин Е. Ф., Голынкина А. М., Эткинд Е. А., 1984).
Помимо этого, на осмысленность жизненного целеполагания, являющегося базой мотивации успехи, кроме этого оказывают хорошее влияние потребности человека во внутренней опоре, самоуважении и в познании окружающего мира (Гозман Л. Я., Кроз М. В., 1987).