Тема 4:Модели, организация и методология процесса разработки управленческих ответов
4.1. Модели процесса принятия ответов в организации;
4.2. Классификация моделей процесса принятия управленческих ответов;
4.3. Главные этапы процесса принятия управленческих ответов.
Модели процесса принятия ответов в организации
УР — это итог анализа, прогнозирования, оптимизации, выбора альтернативы и экономического обоснования из множества вариантов успехи конкретной цели совокупности менеджмента.
Модель — это упорядоченный комплект догадок о сложной совокупности.
Модели употребляются для более четкого понимания того либо иного нюанса функционирования объекта методом отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., каковые имеют отношение к разбираемой проблеме.
Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и разрешает начальнику лучше разобраться в конкретной обстановке и принять верное ответ.
Анализ особенностей и моделей организаций как неестественного, так и естественного типа продемонстрировал, что каждая организация, функционирующая в настоящем, скоро изменяющемся мире, обязана владеть действенно трудящимся механизмом управления ответом появляющихся перед ней неприятностей.
не меньше серьёзен для организации и аккуратный механизм, снабжающий реализацию принятого ответа.
Механизм управления проблемами организации обязан снабжать:
— обнаружение и диагностику неприятностей, появляющихся в организации при трансформации внешних и внутренних условий;
— соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;
— анализ неприятностей и подготовку управленческих ответов;
— определение механизма реализации ответов;
— определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.
В случае, если же среди существующих структурных подразделений организации отсутствуют подразделения, талантливые действенно реализовывать принятые ответы, а ответы являются крайне важными для выживаемости организации либо с целью достижения стратегических либо серьёзных тактических целей, то нужно создание новых подразделений, талантливых обеспечить их реализацию.
Примером массового создания новых структурных подразделений на русских фирмах во время перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, потому, что без обеспечения сбыта создаваемой предприятием продукции не могло быть и речи о ведении действенной экономической деятельности.
Модель решения проблем в организации — это в первую очередь представление ее механизма управления проблемами.
Разглядим главные абстрактные модели, благодаря которым описывается управление, соответственно, и принятие управленческих ответов в организации.
Главные абстрактные модели:
1- модель «организация — машина»,
2- модель «естественной организации»,
3- модель «организация — община»,
4- светло синий модель,
5- интеракционистская модель,
6- институциональная модель,
7- конфликтная модель.
1. Модель организация-машина. В соответствии с данной модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, складывающейся из формализованных структур, связей, совокупности взаимоотношений между ее участниками. Громадное внимание наряду с этим уделяется единству руководства, функциональному сотрудничеству, механизмам управления. К данной модели близка и бюрократическая модель организации.
2. Модель естественной организации предполагает, что организации, появляющиеся естественным образом, развиваются по собственным законам. Они владеют свойством самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние трансформации. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, потому, что естественная организация функционирует, в большинстве случаев, в условиях со большим элементом неопределенности.
3. Модель организация-община. В соответствии с данной моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особенное значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными участниками организации, обоюдным привязанностям, неспециализированным заинтересованностям.
4. Социотехническая модель. В соответствии с данной модели, особенное значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
5. Интеракционистская модель. В данной модели главное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей участников организации, их представлениям о ситуации, сотрудничеству между участниками организации.
6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что структура и функционирование организации формируются под действием институций — норм и традиций, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
7. Конфликтная модель. При применении конфликтной модели предполагается, что в организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции.
Главной задачей при управлении сотрудничеством организации с внешней средой есть большая адаптация организации к внешней среде, понижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей.
В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают два типа управления организацией.
Механистический тип:
— консервативная, негибкая структура;
— четко определенные, стандартизованные задачи;
— сопротивление трансформациям;
— власть проистекает из иерархических уровней в организации;
— иерархическая совокупность контроля;
— командный тип коммуникаций (сверху вниз);
— содержание коммуникаций:
— принятые управлением ответа, распоряжения, распоряжения.
Органический тип:
— эластичная структура;
— динамичные, не жестко определенные задачи;
— готовность к трансформациям;
— власть базируется на опыте и знании;
— контроль и самоконтроль сотрудников;
— многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные);
— содержание коммуникаций:
— советы и информация.
Любой из типов имеет определенные преимущества и употребляется в зависимости от того, как динамичны трансформации во внешней среде организации.