Модель коммуникативного процесса

Функции языка

Первейшей функцией языка есть коммуникативная (от лат. communicatio ‘общение’), его назначение — являться орудием общения, т. е. первым делом обмена мыслями. Но язык не только средство передачи «готовой мысли». Он и средство самого формирования мысли. Вильгельм Гумбольдт (1767—1835) именовал язык “образующим органом мысли”. Органическое единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык. Коммуникативная функции языка, в науке разделяется на отдельные стороны, в противном случае говоря, последовательность более частных функций: констатирующую — служить для несложного “нейтрального” сообщения о факте, вопросительную — служить для запроса о факте, апеллятивную— являться средством призыва, побуждения к тем либо иным действиям, экспрессивную — высказывать личность говорящего, его эмоции и настроения, контактоустанавливающую — поддержания контакта и функцию создания между собеседниками, в то время, когда передачи какое количество-нибудь значительной информации, метаязыковую — функцию истолкования языковых фактов (к примеру, объяснение значения слова, непонятного для собеседника), эстетическую — функцию эстетического действия. Особенное место занимает функция индикатора (показателя) принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности и т. д.). При сознательного применения данной функции она преобразовывается в необычное средство самоопределения индивида в обществе, сокровищницей и хранителем публично-исторического опыта поколений.

Познавательная, либо когнитивная, функция языка связана с тем, что в символах языка осуществляется либо фиксируется сознание человека. Язык есть инструментом сознания, отражает результаты интеллектуальной деятельности человека.

Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное нужно назвать, дать имя. Номинативная функция связана со свойством знаков языка символически обозначать вещи.

Аккумулятивная функция языка связана с наиболее значимым назначением языка — собирать и сохранять данные, свидетельства культурной деятельности человека.

Типы знаков

Семиотика (семиология) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых совокупностей (естественных и неестественных языков).

Типы знаков:

1) Символ-отпечаток – копирует объект (отпечаток пальца, звукоподражательные слова, китайская иероглифика)

2) Символ-индекс – фиксирует причинно-следственную зависимость, несет данные о предмете (явлении) в следствие естественной связи с ним (народные приметы, язык животных, верстка газетных сообщений)

3) Символ-знак – чисто условный символ, несет данные по условию, не имеет естественной связи с предметом (явлением), о котором информирует либо метод образования данной связи забыт (математические знаки, естественные языки)

Познание символа по различным школам

1) Чарльз Пирс

Любая идея, согласно точки зрения Пирса, имеется символ, участвующий в природе языка и в один момент замещающий некоторый объект. Семиотическая обстановка задается триадичной природой символа (символ имеется что-то, воображающее что-либо кому-либо в некоем отношении либо качестве) и складывается из трех компонентов: символ—объект—интерпретатор. Символ сам по себе возможно некоторым либо качеством, ощущением, либо объектом. Символ в отношении к объекту не редкость: образом (рисунком, схемой); индексом (знаком, показателем); знаком (буквой, словом, рассказом, книгой…). Символ в отношении к интерпретатору возможно: утверждением по поводу неизвестного объекта с определенным предикатом («х имеется светло синий»); высказыванием, приписывающим уровень качества либо свойство предмету либо событию («небо светло синий»); цепочкой высказываний, выстроенной правильно логического вывода, т. е. рассуждением либо умозаключением.

Модель коммуникативного процесса

2) Готтлоба Фреге

Символ — минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую совокупность, либо язык. Символ представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален (имеет замысел выражения, либо денотат), с другой — он есть носителем нематериального смысла.

самые простым языковым знаком естественного языка есть слово. Так, у слова дом смыслом будет само это понятие дом, а денотатом — некоторый слишком общий дом (у словосочетания данный дом денотатом будет конкретный дом, на что показывают, говоря данный дом).

Но знаком есть кроме этого и предложение. В соответствии с Фреге, смыслом предложения есть высказанное в нем суждение, а денотатов у предложения возможно лишь два — ложь и истина, другими словами соответствие либо несоответствие высказанного в предложении суждения настоящему положению вещей.

Модель коммуникативного процесса

3) Фердинанд де Соссюр

Языковой символ связывает не имя и вещь, но понятие (означаемое) и звуковой образ (означающее). Языковой символ имеется, так, двусторонняя психологическая сущность, Которая включает:

  • Означаемое, являющееся психологическим отражением референта (т.е. объекта либо ситуации внешнего мира);
  • Означающее, т.е. психологическое отражение сигнала.

Модель коммуникативного процесса

4) Р.Г. Пиотровский

Символ как многокомпонентная психологическая сущность, отделенная от материальных компонентов – референта (объекта настоящего мира) и сигнального референта (цепочки звуковых либо графических сигналов) и воплощенная в психологических компонентах – денотате, десигнате, коннотате и имени (звуковом образе сигнального референта).

Денотат — целостное, не расчлененное сознанием на составляющие его части отражение – гештальт (образ) референта. Денотат, ситуативный образ референта, охватывает множество ролей, каковые этот референт может выполнять в разных обстановках. Референт дерево – объект в обстановках видеть, поливать, наслаждаться; субъект – в обстановках расти, рожать, преобразовываться; инструмент – в обстановках завалить (деревьями), ударить (деревом); место – в обстановках сидеть (у дерева, под деревом), обедать и т.д.

Денотат отражает экстенсиональный нюанс (количество) понятия, соотнося его с обстановками внешнего мира.

Экстенсионалом означаемого символа в логике и семиотике именуют референт символа либо класс референтов. Наряду с этим экстенсионалом собственного имени есть означаемый им объект, а экстенсионалом нарицательного имени будет целый класс обозначаемых им объектов.

Десигнат – таксономический образ референта, складывающийся из комплекта таксономических (классификационных) показателей понятия, показывающих место референта в тех либо иных классах (таксонах) классификационной сетки. Дерево – растение, имеет ствол, корень, листья и т.д.

Десигнат отражает интенсиональный нюанс (содержание) понятия.

Интенсионалом означаемого символа в логике и семиотике именуют содержание, либо комплект концептов (значительных и достаточных показателей понятия) референта либо класса референтов. Интенсионал – как бы «анкета», выявляющая главные характеристики означаемого данного символа.

Коннотат – совокупность дополнительных значений символа, и эмоциональных, эстетических оценок референта, а время от времени и сигнала со его отправителя адресата и стороны знака. Дерево – мировая ось, знак судьбы.

Значимость, т.е. положение символа в семиотической совокупности языка.

Валентность как прогноз на сочетаемость символа с другими символами в тексте (речи).

Прагматика – сочетаемость символа с оценками и интересами отправителя либо получателя сообщения.

Стратификация языка

Стратификация языка образуется при помощи совокупностей конструктивных единиц, таких как фонемы, морфемы, словоформы, слова, словосочетания, предложения. Совокупность конструктивных единиц одного порядка, их материальная и совершенная природа, делаемые ими функции, парадигматические и синтагматические отношения между ними, появляющаяся на данной базе значимость создают структурный уровень языка, что входит в иерархию вторых языковых уровней, образующих стратификацию языка. К конститутивным единицам относятся фонемы, морфемы, словоформы, слова, словосочетания, предложения. Конструктивные единицы – это базисные, главные единицы в совокупности языка, владеющие воспроизводимостью и исчислимостью в языке, имеющие формальные (материально-совершенные) показатели, владеющие довольно постоянным статусом в совокупности языка.

деятельности и Онтогенез (язык и ребёнок)

самый приоритетный на современном этапе функциональный подход к изучению детской речи связан с переходом от изучения морфологических изюминок языковых их изменений и структур в ходе развития ребенка (А.Н.Гвоздев 1961, Д.Б.Эльконин 1958) к изучению, делаемых ими функций, и к тому, как языковые структуры отражают функциональную направленность высказывания (Дж.Брунер 1984, Н.ИЛепская 1997,М.И.Лисина 1985, Д.Слобин 1977, С.Н.Цейтлин 2000, А.М.Шахнарович 1991 и ДР-)

Особые изучения детской речи с позиций психолингвистического подхода говорят о том, что онтогенез речемыслительной деятельности представляет собой процесс, в который входит множество разнообразных и противоречивых линий развития, фокусирующих в себе общепсихическое, умственное развитие, и когнитивные возможности ребенка.

Процесс формирования речемыслительной деятельности в онтогенезе рассматривается как становление связей между деятельностью и языковыми знаками, формирующихся на протяжении развития познавательных свойств ребенка, по усложнения круга и меря расширения коммуникативных предметов и ситуаций деятельности, каковые обслуживаются коммуникацией. Формирование этих связей есть главной линией развития речи, неотделимой от общепсихического статуса ребенка.

Виды асимметрии знаков

Асимметрией символа — отсутствие правильного соответствия между означаемыми и означающими. На это несоответствие в строении плана выражения и плана содержания в естественном языке показывал еще Ф. де Соссюр, подчеркивавший, что „каковы бы ни были факторы трансформации, действуют ли они изолированно либо в сочетании между собой, они постоянно приводят к сдвигу отношения между означаемым и означающим”.

A. Многозначность

1) Омонимия

  • Омонимы — слова, совпадающие по написанию и звучанию, но разные по значению.
  • Омофоны – слова, совпадающие по звучание, но разные по значению и написанию.
  • Омографы – слова, совпадающие по написанию, но разные по значению и звучанию.

2) Полисемия – многозначность, наличие у слова двух либо более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений.

B. Синонимия — тождество либо близость значения различных языковых и речевых единиц.

В лингвистике различаются:

  • Морфологическая (т.е. синонимия аффиксов: «-тель», «-льщик» в «спасатель», «ныряльщик»)
  • Лексическая (т.е. синонимия лексем «бегемот», «гиппопотам»)
  • Синтаксическая (т.е. синонимия синтаксических конструкций: «прекраснее Маши» и «прекраснее, чем Маша)

Синонимы делятся на:

1) Полные, либо полные (эквивалентные понятие), каковые абсолютно совпадают.

2) Частичные либо относительные –между лексическими единицами имеется только одна (либо пара) точек семантического соприкосновения . Совпадение некоторых значений (значительно чаще одного) и делается базой заменяемости лексем. (дорога- путь)

C. Идиома (личный, особый) – необычное характерное лишь данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не сходится со значением составляющих его слов, забранных по отдельности. (играться с огнем, быть на седьмом небе, побывать в чьей-либо шкуре)

7. Теории происхождения языка (теория семиотического скачка)

А. Донаучные представления

В библейских преданиях – два противоречивых решения вопроса о происхождении языка. В I главе Книги Бытия сообщено, что Всевышний творил словом, и сам человек был сотворен силой слова. Во II главе той же Книги рассказывается, что Всевышний стал причиной Адаму всех тварей, дабы человек дал им имена. Итак, внечеловеческое происхождение языка первоначально разъяснялось как «божественный дар», но уже в раннем Средневековье пришли к следующей формуле: Всевышний дал человеку дар речи, но не открыл людям наименование предметов.

I. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

Индийская несколько

1) Хинди

2) Бенгали

3) Цыганский

Иранская несколько

1) Персидский

2) Дари

3) Таджикский

Славянская несколько

А. Восточная подгруппа

1) Русский

2) Украинский

3) Македонский

В. Западная подгруппа

1) Чешский

2) Словацкий

3) Польский

Балтийская несколько

1) Литовский

2) Латышский

3) Прусский (мертвый)

Германская несколько

А. Скандинавская подгруппа

1) Датский

2) Шведский

3) Норвежский

В. Западногерманская подгруппа

1) Британский

2) Нидерландский (голландский)

3) Германский

Романская несколько

1) Французский

2) Итальянский

3) Румынский

Кельтская несколько

А. Гойдельская подгруппа

1) Ирландский

2) Шотландский

3) Мэнский (мертвый)

В. Бриттская подгруппа

1) Бретонский

2) Валлийский

3) Корнский (мертвый)

С. Галльская подгруппа

1) Галльский (мертвый)

Греческая несколько

1) Новогреческий

2) Древнегреческий (мертвый)

3) Среднегреческий либо византийский (мертвый)

Албанская несколько

1) Албанский

Армянская несколько

1) Армянский

Хетто-Лувийская несколько

1) Хеттский (мертвый)

2) Лувийский (мертвый)

3) Палайский (мертвый)

Тохарская несколько

1) Тохарский (мертвый)

II. КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ

IV. УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ

1. Финно-угорские языки

2. Самодийские языки

V. АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ

1. Тюркские языки

2. Монгольские языки

VI. СЕМИТО-ХАМИТСКИЕ ЯЗЫКИ

1. Семитская ветвь

2. Египетская ветвь

3. Чадская ветвь

VIII. НИЛО-САХАРСКИЕ ЯЗЫКИ

IX. КОЙСАНСКИЕ ЯЗЫКИ

X. КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ

XI. ТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ

XII. ЯЗЫКИ МЯО-ЯО

XIII. ДРАВИДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

XIV. ВНЕ ГРУППЫ – БУРУШАСИ

XV. АУСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ

XVI. АВСТРОНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

XVII. АВСТРАЛИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

XVIII. ПАПУАССКИЕ ЯЗЫКИ

XIX. ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ

XX. ИНДЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

Типология языков

Типологическая классификация языков – классификация, основанная на различии и сходстве языковой структуры, независимо от генетической либо территориальной близости.

Варианты типологической классификации:

  • Морфологический (изолирующие, агглютинативные, флективные, инкорпорирующие)
  • Формально-синтаксический (аналитические и синтетические языки)
  • Информационно-статистический
  • Семантико-синтаксический (номинативный, эргативный, посессивный строй языков)
  • Коммуникативный (тема-рематические и рема-тематические языки).

Функции языка

Первейшей функцией языка есть коммуникативная (от лат. communicatio ‘общение’), его назначение — являться орудием общения, т. е. первым делом обмена мыслями. Но язык не только средство передачи «готовой мысли». Он и средство самого формирования мысли. Вильгельм Гумбольдт (1767—1835) именовал язык “образующим органом мысли”. Органическое единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык. Коммуникативная функции языка, в науке разделяется на отдельные стороны, в противном случае говоря, последовательность более частных функций: констатирующую — служить для несложного “нейтрального” сообщения о факте, вопросительную — служить для запроса о факте, апеллятивную— являться средством призыва, побуждения к тем либо иным действиям, экспрессивную — высказывать личность говорящего, его эмоции и настроения, контактоустанавливающую — поддержания контакта и функцию создания между собеседниками, в то время, когда передачи какое количество-нибудь значительной информации, метаязыковую — функцию истолкования языковых фактов (к примеру, объяснение значения слова, непонятного для собеседника), эстетическую — функцию эстетического действия. Особенное место занимает функция индикатора (показателя) принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности и т. д.). При сознательного применения данной функции она преобразовывается в необычное средство самоопределения индивида в обществе, сокровищницей и хранителем публично-исторического опыта поколений.

Познавательная, либо когнитивная, функция языка связана с тем, что в символах языка осуществляется либо фиксируется сознание человека. Язык есть инструментом сознания, отражает результаты интеллектуальной деятельности человека.

Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное нужно назвать, дать имя. Номинативная функция связана со свойством знаков языка символически обозначать вещи.

Аккумулятивная функция языка связана с наиболее значимым назначением языка — собирать и сохранять данные, свидетельства культурной деятельности человека.

Типы знаков

Семиотика (семиология) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых совокупностей (естественных и неестественных языков).

Типы знаков:

1) Символ-отпечаток – копирует объект (отпечаток пальца, звукоподражательные слова, китайская иероглифика)

2) Символ-индекс – фиксирует причинно-следственную зависимость, несет данные о предмете (явлении) в следствие естественной связи с ним (народные приметы, язык животных, верстка газетных сообщений)

3) Символ-знак – чисто условный символ, несет данные по условию, не имеет естественной связи с предметом (явлением), о котором информирует либо метод образования данной связи забыт (математические знаки, естественные языки)

Познание символа по различным школам

1) Чарльз Пирс

Любая идея, согласно точки зрения Пирса, имеется символ, участвующий в природе языка и в один момент замещающий некоторый объект. Семиотическая обстановка задается триадичной природой символа (символ имеется что-то, воображающее что-либо кому-либо в некоем отношении либо качестве) и складывается из трех компонентов: символ—объект—интерпретатор. Символ сам по себе возможно некоторым либо качеством, ощущением, либо объектом. Символ в отношении к объекту не редкость: образом (рисунком, схемой); индексом (знаком, показателем); знаком (буквой, словом, рассказом, книгой…). Символ в отношении к интерпретатору возможно: утверждением по поводу неизвестного объекта с определенным предикатом («х имеется светло синий»); высказыванием, приписывающим уровень качества либо свойство предмету либо событию («небо светло синий»); цепочкой высказываний, выстроенной правильно логического вывода, т. е. рассуждением либо умозаключением.

Модель коммуникативного процесса

2) Готтлоба Фреге

Символ — минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую совокупность, либо язык. Символ представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален (имеет замысел выражения, либо денотат), с другой — он есть носителем нематериального смысла.

самый простым языковым знаком естественного языка есть слово. Так, у слова дом смыслом будет само это понятие дом, а денотатом — некоторый слишком общий дом (у словосочетания данный дом денотатом будет конкретный дом, на что показывают, говоря данный дом).

Но знаком есть кроме этого и предложение. В соответствии с Фреге, смыслом предложения есть высказанное в нем суждение, а денотатов у предложения возможно лишь два — ложь и истина, другими словами соответствие либо несоответствие высказанного в предложении суждения настоящему положению вещей.

Модель коммуникативного процесса

3) Фердинанд де Соссюр

Языковой символ связывает не имя и вещь, но понятие (означаемое) и звуковой образ (означающее). Языковой символ имеется, так, двусторонняя психологическая сущность, Которая включает:

  • Означаемое, являющееся психологическим отражением референта (т.е. объекта либо ситуации внешнего мира);
  • Означающее, т.е. психологическое отражение сигнала.

Модель коммуникативного процесса

4) Р.Г. Пиотровский

Символ как многокомпонентная психологическая сущность, отделенная от материальных компонентов – референта (объекта настоящего мира) и сигнального референта (цепочки звуковых либо графических сигналов) и воплощенная в психологических компонентах – денотате, десигнате, коннотате и имени (звуковом образе сигнального референта).

Денотат — целостное, не расчлененное сознанием на составляющие его части отражение – гештальт (образ) референта. Денотат, ситуативный образ референта, охватывает множество ролей, каковые этот референт может выполнять в разных обстановках. Референт дерево – объект в обстановках видеть, поливать, наслаждаться; субъект – в обстановках расти, рожать, преобразовываться; инструмент – в обстановках завалить (деревьями), ударить (деревом); место – в обстановках сидеть (у дерева, под деревом), обедать и т.д.

Денотат отражает экстенсиональный нюанс (количество) понятия, соотнося его с обстановками внешнего мира.

Экстенсионалом означаемого символа в логике и семиотике именуют референт символа либо класс референтов. Наряду с этим экстенсионалом собственного имени есть означаемый им объект, а экстенсионалом нарицательного имени будет целый класс обозначаемых им объектов.

Десигнат – таксономический образ референта, складывающийся из комплекта таксономических (классификационных) показателей понятия, показывающих место референта в тех либо иных классах (таксонах) классификационной сетки. Дерево – растение, имеет ствол, корень, листья и т.д.

Десигнат отражает интенсиональный нюанс (содержание) понятия.

Интенсионалом означаемого символа в логике и семиотике именуют содержание, либо комплект концептов (значительных и достаточных показателей понятия) референта либо класса референтов. Интенсионал – как бы «анкета», выявляющая главные характеристики означаемого данного символа.

Коннотат – совокупность дополнительных значений символа, и эмоциональных, эстетических оценок референта, а время от времени и сигнала со его отправителя адресата и стороны знака. Дерево – мировая ось, знак судьбы.

Значимость, т.е. положение символа в семиотической совокупности языка.

Валентность как прогноз на сочетаемость символа с другими символами в тексте (речи).

Прагматика – сочетаемость символа с оценками и интересами отправителя либо получателя сообщения.

Модель коммуникативного процесса

В рамках коммуникативного процесса отправитель информации (к примеру, говорящий), имея мотив высказывания, сооружает его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю обращение кодирует в звуки. Получатель, принимая поступающий сигнал, декодирует его и выявит суть высказывания. У него кроме этого появляется мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная сообщение. Иначе говоря получатель и отправитель изменяются местами, но схема коммуникативного акта остается наряду с этим прежней.

Так, речевая коммуникация – это общение людей, осознаваемое в широком смысле слова не только как разговор либо беседа, а как любое сотрудничество с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.). Исходным моментом любого речевого действия есть речевая обстановка, т. е. такое стечение событий, которое побуждает человека к речевому действию (к примеру, к высказыванию). Примеры речевых обстановок: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о итогах работы, написать письмо, побеседовать с втором и т. п. Речевая обстановка порождает мотив высказывания, что в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.

Для коммуникативного процесса нужно наличие пресуппозиции и тезауруса — совокупности знаний о действительности, которыми располагает личный носитель информации. Потом подготовка высказывания: осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на базе учёта обстановки и прошлого опыта. У развитого в речевом отношении человека, для которого свойственны стремительные реакции, эти подготовительные ответы протекают с громадной скоростью на подсознательном уровне. Пресуппозиция – знание о ситуации общения, предварительное знание, дающее возможность адекватно воспринять текст.

Необходима лингвистическая компетентность — совокупность речевых умений и навыков и языковых знаний их применения. Выбор слов, размещение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем замысле. При выборе слов определенную роль играются кроме этого словесные ассоциации, каковые образуются на базе предшествующего опыта и сохраняются в памяти;

После этого лексико-грамматический и сенсорный уровень: переход к внешней речи. Звуковое либо графическое оформление высказывания. Данный этап самый важный, потому, что он определяет хороший либо отрицательный итог высказывания. В случае, если переход от внутренней речи к внешней не известно почему нарушен, т. е. внутренняя обращение не хорошо оформляется во внешней, то такая обращение думается неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

Готовое сообщение по каналу связи доносится до адресата, на сообщение смогут влиять разные шумы (чисто физический, психо-физиологический, лингвистический – нехорошее знание языка)

Восприятие речи (процесс слушания либо чтения) включает следующие стадии:

1) переход с звукового либо графического кода на код внутренней речи;

2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3) познание неспециализированного замысла высказывания;

4) познание мотивов и замыслов высказывания;

5) оценка взятой информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.);

6) познание языковых средств и выбора формы.

Познание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго вероятен, а второй без первого – нет. Разумеется, что полное познание достигается не всегда. Действенное восприятие допустимо при активном жажде принимающего осознать обращение автора высказывания.

Обратная сообщение (т. е. реакция на высказывание) – серьёзный элемент контроля речевого действия, разрешающий оценить его итог. Самый полно обратная сообщение осуществляется в диалоге.

Уровень качества понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – разных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято именовать контекстом. Неспециализированный контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (либо эксплицитный) контекст включает то, что подлежит яркому наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (либо имплицитный) контекст – это то, что не поддается яркому наблюдению. В скрытый контекст входят мотивы, цели, установки и намерения коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, темперамент и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к разным итогам.

Потому, что основная цель речевого общения – это обмен информацией, т. е. восприятие и передача смысла высказывания, человек в любой момент, в большинстве случаев, пытается быть осознанным. Для этого нужно учитывать и верно применять факторы, оказывающие влияние на процесс общения.

О результате речевого действия делают выводы по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

Вероятные реакции на сообщение:

1) Нулевая реакция, без ответных действий.

2) Реакция действия

3) Реакция ответа

4) Пополнение лингвистической компетенции и тезауруса.

Стратификация языка

Стратификация языка образуется при помощи совокупностей конструктивных единиц, таких как фонемы, морфемы, словоформы, слова, словосочетания, предложения. Совокупность конструктивных единиц одного порядка, их материальная и совершенная природа, делаемые ими функции, парадигматические и синтагматические отношения между ними, появляющаяся на данной базе значимость создают структурный уровень языка, что входит в иерархию вторых языковых уровней, образующих стратификацию языка. К конститутивным единицам относятся фонемы, морфемы, словоформы, слова, словосочетания, предложения. Конструктивные единицы – это базисные, главные единицы в совокупности языка, владеющие воспроизводимостью и исчислимостью в языке, имеющие формальные (материально-совершенные) показатели, владеющие довольно постоянным статусом в совокупности языка.

Онтогенез речемыслительной деятельности (язык и ребёнок)

самый приоритетный на современном этапе функциональный подход к изучению детской речи связан с переходом от изучения морфологических изюминок языковых их изменений и структур в ходе развития ребенка (А.Н.Гвоздев 1961, Д.Б.Эльконин 1958) к изучению, делаемых ими функций, и к тому, как языковые структуры отражают функциональную направленность высказывания (Дж.Брунер 1984, Н.ИЛепская 1997,М.И.Лисина 1985, Д.Слобин 1977, С.Н.Цейтлин 2000, А.М.Шахнарович 1991 и ДР-)

Особые изучения детской речи с позиций психолингвистического подхода говорят о том, что онтогенез речемыслительной деятельности представляет собой процесс, в который входит множество разнообразных и противоречивых линий развития, фокусирующих в себе общепсихическое, умственное развитие, и когнитивные возможности ребенка.

Процесс формирования речемыслительной деятельности в онтогенезе рассматривается как становление связей между деятельностью и языковыми знаками, формирующихся на протяжении развития познавательных свойств ребенка, по усложнения круга и меря расширения коммуникативных предметов и ситуаций деятельности, каковые обслуживаются коммуникацией. Формирование этих связей есть главной линией развития речи, неотделимой от общепсихического статуса ребенка.

Лучшие практики построения процесса закупок. SCOR-модель


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: