Российская Федерация, в соответствии с докладу ООН, в 2013 г. заняла 2-е место в мире по окончании США по числу мигрантов. В стране живёт 11 млн мигрантов, что образовывает 8 % всего населении и около 16 % трудоспособного населения. Мнения специалистов по поводу для того чтобы числа приезжих значительно расходятся. Одни уверены в том, что рост миграционных потоков -это объективная, общемировая тенденция и лишь миграция способна дать добро экономические и демографические неприятности современной России. Другие авторы уверены, что риски, которые связаны с миграционными процессами, не адекватны тем ожиданиям, каковые позваны притоком мигрантов.
Эти подходы отражают противоречивость и сложность миграционных процессов и вместе с тем мотивируют поиск действенных способов ответа насущных задач для страны:
— привлечение недорогой рабочей силы и ответ демографических неприятностей;
— реагирование на социальный запрос, который связан с растущими антимигрантскими настроениями в обществе, и преодоление деструктивных практик сотрудничества с трудовыми мигрантами в этом принимающем обществе.
Сейчас миграционная политика есть одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашей страны. Осуществляется она в рамках «Концепции национальной миграционной политики РФ на период до 2025 г.», где первым делом предусмотрена принятие и разработка нормативных правовых актов РФ, интеграции процессов мигрантов и оптимизация адаптации, привлечение соотечественников из вторых регионов.
Достаточно либеральное в недавнем прошлом миграционное законодательство сделало Россию привлекательной принимающей страной, в особенности для населенияn бывших советских республик. Но анализ миграционной обстановке за последние годы показывает, что неприятность нелегальной миграции не решена. Глава ФМС РФ К. Ромодановский именует приблизительное число нелегалов -от 3 до 5 млн человек. «Трудящиеся незаконно мигранты находятся в полной власти работодателя, а часто и криминального бизнеса. Права работника — на здоровье, жизнь — не защищены. Практически это трудовое рабство. Такие мигранты не общаются с населением, не обращаются в органы власти. В итоге образуются национальные анклавы, формируются криминальные, экстремистские настроения, осложняется ситуация в обществе» [1].
До выезда на работу в Россию 40-50 % трудовых мигрантов относили себя к группе очень бедных. В случае, если потенциал трудовой миграции из Киргизии и Таджикистана в основном уже использован, то «освоение» потенциала узбекской миграции лишь начинается. 76 % въехавших в Россию в 2012 г. трудовых мигрантов — граждане СНГ, из них 63 % из Узбекистана [5].
60 % оседают в Москве, Санкт-Петербурге, Столичной, Ленинградской областях, Краснодарском крае. Такая география расселения растолковывает антимигрантские настроения, в первую очередь москвичей. Согласно данным ВЦИОМ (опрос совершён в феврале 2013 г. [6]), обитатели столицы ставят необходимость скорейшего решения проблемы миграции на первое место, считая ее кроме того серьёзнее транспортной.
В случае, если сказать о мнении россиян в целом по этому поводу, то количество опрощеных, вычисляющих приезд мигрантов благом для экономики, за последние 6 лет уменьшилось в три раза, с 17 % в 2007 г. до 6 % в 2013 г. Во столько же раз, с 15 % до 6 %, сократилось число опрощеных, каковые связывают с приездом чужестранцев развитие культуры. 36 % россиян обвиняют мигрантов в создании борьбы на рынке труда светло синий7].
В 2012 году у нас утверждена Концепция, благодаря чему миграционная политика страны стала более действенной и отвечающей реалиям времени. Вычисленная до 2025 года, она имеет несколько этапов, то есть: разработки новой нормативной корректировки и базы уже имеющейся, реализации принятых законов на практике, отслеживании того, как действенна проводимая в этом вопросе политика.
Концепция разрабатывалась с учётом опыта, наработанного ранее существовавшей Федеральной миграционной работой, функции которой сейчас перешли к органам МВД. Учитывая, что миграционное право, реагируя на вызовы времени, всегда меняется, Концепция на протяжении её реализации кроме этого может претерпевать нужные трансформации.
Предусмотрено, что путём реализации Концепции до 2025 года направляться достигнуть следующих целей:
- решить проблему заселения отдельных регионов РФ;
- обеспечить квалифицированными кадрами самые важные национальные фирмы;
- обеспечить условия для обычных взаимоотношений между мигрантами и коренным населением;
- сбалансировать рынок труда РФ.
Сейчас действующее в Российской Федерации миграционное право ещё не полностью соответствует стоящим перед страной в данной области задачам, и Концепция направлена на то, дабы до 2025 года распознанные узкие места и недостатки в этом вопросе устранить.
Сейчас действующая национальная миграционная политика у нас направлена на то, дабы обеспечить выезд и въезд в Российской Федерации наших соотечествеников и иностранцев на законных основаниях, исключив наряду с этим любое нарушение миграционного законодательства.
Самый действенно на данный момент реализуется программа по переселению в Россию отечественных соотечественников, в силу разных событий появлявшихся за кордоном. На начальной стадии эта программа, принятая в 2006 году, была вычислена до 2012 года, но по окончании того как она доказала собственную эффективность, высшими органами власти было решено сделать её бессрочной.
Указанная программа предусматривает, что любой из наших соотечественников, живущий за рубежом, может подать нужный минимум документов и взять разрешение на въезд в нашу страну. Наряду с этим понятие соотечественник трактуется достаточно обширно: ко мне входят как те граждане, каковые в своё время жили на территории СССР, так и те, кто имеет в роду предков с русскими корнями.
Чтобы стать участником программы, достаточно обратиться в соответствующий орган МВД либо же при нахождении за кордоном в дипломатическое представительство нашей страны, подать в том направлении нужные документы и взять соответствующее свидетельство, по окончании чего возможно въезжать в нашу страну. Статус участника программы предусматривает последовательность значительных льгот, каковые окажут помощь возвратившимся на историческую отчизну соотечественникам стремительнее обустроиться на новом месте.