У детей рано складывается собственная «картина мира». При собственном несовершенстве она имеет ответственное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В следствии знания, купленные детьми, мало связаны между собой. Принцип целостности образа мира требует отбора содержания образования, которое окажет помощь ребенку, удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между явлениями и объектами, и одновременно с этим умения заметить с различных сторон одинаковый предмет.
В рамках образования эти комплексы, соединения принято именовать межпредметными связями, разрешающими разглядывать каждые процессы в совокупности их особенностей, внутренней организации и сотрудничестве с внешними факторами развития.
Ян Амос Коменский подчёркивал: Всё, что находится во обоюдной связи, должно преподаваться в такой же связи.
*Интеграция (в обучении) — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной совокупности образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на саморазвитие и развитие личности.
Имеется три уровня интеграции:
1. внутрипредметная — интеграция понятий в отдельных учебных предметов;
2. межпредметная – синтез фактов, понятий, правил и т.д. двух и более дисциплин;
3. транспредметная – синтез компонентов главного и дополнительного содержания образования.
На каждом уроке преподаватель истории пытается воссоздать неповторимую картину изучаемой эры в единстве всех ее сторон. Эта задача не может быть удачно решена без активного видения и творческого воображения прошлого. Только творческое действие преподавателя на изучаемый материал информирует ему жизненность. Очевидно, что действие не может быть продуктом художественного вдохновения и вольной фантазии.
Близость исторических, культурологических и этнографических предметов понятна. В школе это такие предметы как: история, литература, МХК и ко мне смогут входить краеведческие предметы (как этнографические).
первоначально историческое мышление выступало в некоем единстве с художественным мышлением, после этого их дороги разошлись: история понемногу становилась наукой, литература остается мастерством. Но как бы мыслители прошлого не пробовали развести искусство и историю, связь между ними неизбежна. На данный момент в мастерстве и в первую очередь в литературе чуть ли допустимо создать что-либо выдающееся, игнорируя принцип историзма, а историческое познание, со своей стороны, не имеет возможности не опираться на кое-какие оправдавшие себя способы художественного изображения действительности.
Черты сходства исторических и культурологических и этнографических осмысления и знаний действительности? (МХК, история, литература, краеведение)
1. Являются формами публичного сознания.
2. Отмечается амбивалентность отражаемой действительности: с одной стороны, она порождена настоящими событиями, а с другой — она иллюзорна.
3. Отсутствие яркого контакта с предметом изучения (событиями прошлого, художественным образом).
4. Историческое событие имеет завязку, развязку и кульминацию, т.е. историческая действительность имеет эстетическую структуру.
5. Движение исторических событий, этнических изюминок, поступки исторических личностей, равно как и развитие художественного образа, не всегда согласуютсяс логикой.
Любое настоящее явление, среди них и научный факт, находится за пределами художественного удовольствия. Что же доставляет нам удовольствие историей?
Как в трагедии либо комедии человек достигает катарсиса через эмоции кошмара, сострадания, так и занятие историей приводит к разнообразным эмоциям. Но историк лишь тогда сможет пережить сам обрисовываемые помочь и события читателю пережить их, в то время, когда ему удается подняться вровень с ними. В.Дильтей отмечал, что историческое познание имеется внутреннее переживание автора: все, что включается в сознание автора, делается частью структуры его личности. «Я обожаю этого храбреца, я его осознаю, на его месте я поступил бы так же», — говорит историк. Историческое повествование только тогда обретает сокровище, в то время, когда типическое историческое явление излагается эмоционально, типический храбрец перестает быть искусственно заданной комбинацией производственных взаимоотношений. Другими словами наблюдать на изучаемый предмет с больших точек зрения (с точек зрения различных предметов).
Так, историческое познание есть синтезом теоретического и эстетического, абстрактного и чувственно-конкретного освоения мира. Строгие понятия сосуществуют в нем с наглядной картиной прошлого. Образно-эмоциональное начало переходит в историческое повествование иногда независимо от намерений автора. Историк не вправе пренебрегать эмоциональными возможностями материала. Благодаря применению художественной литературы история наполняется зримыми образами.
Одной из форм сотрудничества предметов есть интегрированный урок.
*Интегрировать — создавать интеграцию, объединять части в одно целое.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
1. определение совокупности таких уроков на весь год в каждом классе;
2. тщательное планирование каждого урока, выделение сопутствующих целей и главных;
3. моделирование содержания уроков, наполнение их лишь тем содержанием, которое поддерживает основную цель;
4. оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
5. привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов разных учебных предметов, экспертов.
При организации интегрированного обучения нужно твердо направляться принципу: содержание смежных дисциплин, завлекаемых в качестве добавлений в учебном ходе по этому учебному предмету, не должно заменять и вытеснять главное содержание изучаемой темы.
При интеграции предметов, конечно же, возрастает темп изучения учебного материала, что, с одной стороны, концентрирует внимание обучающихся, а с другой, стимулирует их познавательную активность. Тут снимается неприятность отношения обучающихся к небольшому, второстепенному