Методика сан (самочувствие, активность, настроение)

Инструкция.Выберете и зачеркните цифру, самый совершенно верно отражающую Ваше самочувствие сейчас.

Самочувствие хорошее Самочувствие нехорошее
Пассивный Деятельный
Радостный Грустный
Полный сил Обессиленный
Медлительный Стремительный
Хорошее настроение Нехорошее настроение
Здоровый Больной
Бесстрастный Увлеченный
Весёлый Печальный
Отдохнувший Усталый
Желание отдохнуть Желание трудиться
Спокойный Озабоченный
Бодрый Вялый
Рассеянный Внимательный
Довольный Обиженный

Обработка данных:

Самочувствие — № 1, 4, 7, 10, 13

Выяснить сумму зачеркнутых цифр, переведенных в баллы. Цифрам 3,2,1,0,1,2,3 соответствуют следующие баллы : 6, 5, 4, 2, 1, 0

Настроение — № 3, 6, 9, 12, 15 ( подсчет тот же )

Активность — № 2, 5, 8, 11, 14 (цифрам 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют баллы 0, 1, 2, 3, 4 ,5, 6)

Среднее значение по всем трем параметрам 12 – 18 баллов, чем больше показатели, тем лучше.

Методики изучения мотивационной направленности и сферы личности

Методика «Семантический дифференциал» (СД)

СД – очень несложная в применении информативная методика – является набором биполярных либо униполярных шкал, благодаря которым испытуемый оценивает каждые объекты. В большинстве случаев любой исследователь образовывает комплект шкал самостоятельно, исходя из условий и задач изучения. При работе с обучающимися эргономичнее применять биполярные шкалы – которые содержат на полюсах пары антонимов – со шкальными оценками, имеющими следующие значения:

+3 – большая выраженность качества;

+2 – большая выраженность качества;

+1 – не сильный выраженность качества;

0 – уровень качества не выражено, не могу сообщить;

-1 – не сильный выраженность противоположного качества;

-2 – большая выраженность противоположного качества;

-3 – большая выраженность противоположного качества.

направляться советовать испытуемому как возможно реже пользоваться нулевой оценкой.

Испытуемому возможно дать следующие указания:

а) сравнение настоящего я и совершенного я.

Инструкция: оцени себя по следующим шкалам сперва, какой ты имеется (каким себя вычисляешь), позже – каким бы ты желал быть.

Оцениваем степень расхождения оценок по шкалам. Возможно сосчитать среднее расхождение, которое определяется как сумма разностей оценок, дроблённая на количество шкал. Обработка качественная: узнается, по каким шкалам и как различается настоящий и желаемый образ себя – чем больше отличие, тем больше внутренний конфликт личности. При совпадении оценок проявляется либо завышенная самооценка либо заниженная требовательность к себе, нежелание исправляться, совершенствоваться. В норме желаемая оценка пара превосходит настоящую.

б) сравнение оценок самый предпочитаемого и самый отвергаемого товарища.

Инструкция: оцени по следующим шкалам сперва товарища, самый тобой ценимого (предпочитаемого), позже – самоё нелюбимого и тебе неприятного (отвергаемого).

В случае, если данное задание предлагается по окончании проведения социометрии, возможно попросить оценить одноклассников, взявших у данного испытуемого первый хороший и первый отрицательный выбор. При обработке результатов кроме этого оцениваем степень расхождения оценок. Большое расхождение показывает, что ребёнок очень сильно поляризует оценки людей, что говорит о его склонности занимать заведомо неравное положение с людьми: приниженное – с сильными и главное, подавляющее – со не сильный. Малое расхождение говорит о склонности к установлению демократических, равных взаимоотношений, основанных на обоюдном уважении. Совпадение оценок не редкость в случаях неумения дифференцированно оценивать людей.

в) сравнение ожидаемой желаемой оценки и оценки.

Инструкция: оцени по следующим шкалам, сперва – каким тебя видят окружающие, позже – каким бы тебе хотелось, дабы они тебя видели.

Бланк для ответа

Качества Баллы Качества
+3 +2 +1 -1 -2 -3
Хороший Не добрый
Умный Глупый
Трудолюбивый Ленивый
Занимательный Неинтересный
Оказывает помощь вторым Не оказывает помощь вторым
Спокойный Вспыльчивый
Мягкий Неотёсанный
Откровенный Скрытный
Осознающий Непонимающий
Честный Лживый
Радостный Мрачный
Отзывчивый Неотзывчивый
Скромный Развязный
Важный Легкомысленный
Общительный Необщительный
Деятельный Пассивный
Честный Несправедливый
Важный Безответственный
Требовательный Нетребовательный
Целеустремленный Нецелеустремленный

Разность взятых оценок говорит об уровне притязаний.Большая разность говорит о завышении уровня притязаний, малая – на заниженную оценку собственного положения в коллективе.

Методика «Составь расписание на 7 дней»

(обнаружение познавательных заинтересованностей, предметной направленности).

Инструкция. Обучающимся предлагается включить в расписание любое число уроков по разным предметам, предусмотренным и не предусмотренным программой обучения, и не включать в расписание уроки по не интересующим их предметам. Эта методика выявляет наличие либо отсутствие широких познавательных мотивов.

Результаты обработки разрешённых можно представить в виде следующей таблицы:

№ п/п Фамилия, имя уч-ся Предметы (кол-во часов) Всего часов Предпочитаемые предметы
Инф-ка Экон-ка Мат-ка Философия И проч.
Иванов Инф., мат.
Петров Филос., инф.

Опросник опытной готовности (ОПГ)

Часто школьники не смогут выяснить собственную будущую профессию, в силу того, что им тяжело обобщить все данные о себе, существующих профессиях, собственных ощущениях по поводу этих профессий и т.п. Опросник опытной готовности оказывает помощь им это сделать.

В соответствии с классификацией Е.А. Климова все профессии делятся в зависимости от изюминок предмета труда на 5 типов:

1. Человек – знаковые совокупности – предмет труда – условные символы, цифры, коды, естественные и неестественные языки.

2. Человек – техника.

3. Человек – природа – ведущий предмет труда – растения, микроорганизмы и животные.

4. Человек – художественный образ.

5. Человек – человек.

Эти пять типов профессии и определяет ОПГ.

Перед опросом нужно совершить громадную беседу в классе о выборе профессии, о трудностях, каковые наряду с этим появляются, и о том, как их преодолеть. После этого необходимо поведать об опроснике, его задачах и целях. Лишь затем возможно переходить к опросу.

Инструкция. Пристально прочтите любой пункт текста ОПГ. Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

1. Как отлично Вы можете делать то, что названо в каждом пункте текста ОПГ (умение)?

Делаю, в большинстве случаев, отлично – 2.

Делаю средне – 1.

Делаю не хорошо (совсем не могу) – 0.

2. Какие конкретно ощущения появлялись у Вас, в то время, когда Вы это делали (отношение)?

Хорошие (приятно, весьма интересно, легко) – 2.

Нейтральные (все равно) – 1.

Отрицательные (не очень приятно, неинтересно, тяжело) – 0.

3. Желали бы Вы, дабы с названным действием (умением) была связана Ваша будущая работа (желание)?

Да – 2.

Все равно – 1

Нет – 0.

Собственные оценки в баллах внесите в бланк ответов (номер клетки в таблице соответствует пункту текста ОПГ). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом пункте Вы оцениваете сперва Ваше умение (1), после этого – отношение (2) и после этого – желание (3). В данной же последовательности Вы проставляете и оценочные баллы в клетку таблицы.

Бланк ответов ОПГ.
Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
Сумма

Если Вы ни при каких обстоятельствах не делали того, что написано в пункте текста ОПГ, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попытайтесь ответить лишь на первый вопрос.

Просматривая список дел и умений в тексте ОПГ, непременно обращайте внимание на слова довольно часто, легко, систематически и т.п. Ваш ответ обязан учитывать суть этих слов. В случае, если из перечисленных в пункте нескольких действий Вы можете делать что-то одно, то именно это Вы оцениваете тремя оценками. Трудитесь пристально, не торопитесь.

Нужные пояснения по таблице Вы даете на доске. На ней же необходимо записать все варианты ответов на три поставленных вопроса.

Текст методики

1. Разбирать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять основное, делать обобщения, выводы.

2. Ремонтировать механические и электрические устройства, применяемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл).

3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, вовремя делая все работы, снабжающие их развитие и рост (полив, пересадку, удобрение и пр.).

4. Писать стихи, прозу, заметки, произведения, оцениваемые многими в художественном замысле достаточно высоко.

5. При общении с людьми сдерживать внешнее проявление раздражения, нехорошего настроения; быть терпеливым и доброжелательным кроме того с не весьма приятными людьми.

6. Из больших текстов делать выписки, собирать их по определенному показателю, составлять конспекты.

7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру: приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.

8. Собирать коллекции растений, различать их разные виды.

9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, материи, дерева, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).

10. Растолковывать содержание учебного материала, метод ответа непростой задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.

11. На зарубежном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, принимать участие в диалоге.

12. По четкому примеру (рецепту, схеме, выкройке, замыслу) создавать изделия: кулинарное, швейное, модель, подробность и пр.

13. Разбираться в изюминках развития и во внешних отличительных показателей бессчётных видов растений.

14. Создавать законченные памятники искусства: живописи, графики, скульптуры.

15. Неизменно оказывать настоящую помощь различным людям, нуждающимся в ней.

16. Трудиться с текстами на зарубежном языке: переводить, разбирать, переписывать, править.

17. Составлять и собирать схемы разных устройств и приборов, разбираться в принципе их действия.

18. Отдавать довольно много времени наблюдению и уходу за какими-нибудь животными: кормить, чистить, лечить, обучать.

19. Придумывать музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Заниматься с детьми младшего возраста: играться, просматривать, обучать и пр.

21. Делать задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, применяя наряду с этим формулы, законы, теоремы.

22. Из типовых подробностей, предназначенных для того (чтобы, пошива и т.п.) определенных моделей либо изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно.

23. Намерено следить за судьбой животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.

24. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, читать стихи, прозу.

25. Скоро и верно распознавать сущность малознакомого человека, т.е. осознавать обстоятельства его поступков, видеть подлинное лицо, довольно часто скрытое за внешним поведением.

26. Делать количественные расчеты, подсчеты данных, (по формулам и без них), выводить на базе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.

27. Делать задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется в мыслях воображать размещение предметов либо их элементов в пространстве.

28. Разбираться в породах и диких животных и видах домашних, насекомых, птиц, рыб, их характерных повадках и внешних признаках.

29. Выступать с выполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.

30. Оказывать активное влияние на различных людей: убеждать их поступать в соответствии с Вашим мнением.

31. Трудиться с информацией, представленной в виде условных знаков, знаков, составлять и просматривать карты, схемы, чертежи, графики.

32. Обнаружить более рациональный (несложный, маленький) метод ответа задачи (логической, технической, конструкторской и т.п.).

33. Изучать строение мир микроорганизмов и живой ткани посредством микроскопа и других подобных устройств.

34. Придумывать и создавать новые уникальные модели одежды, причесок, украшений, подробности интерьера помещений, кулинарные блюда.

35. Организовывать коллективные вечера, другие мероприятия и походы.

36. Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы.

37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.

38. При уходе за животными либо растениями переносить ручной, физический труд, соприкосновение с отходами и землёй жизнедеятельности животных, своеобразный запах животных и пр.

39. Рецензировать, оценивать (устно либо письменно) работу живописцев, писателей, режиссеров, других специалистов и драматургов творческих профессий.

40. Руководить работой вторых людей: давать им задания, получать их исполнения.

41. Контролировать логичность и правильность написанного текста, вычислений, исправлять неточности.

42. Разбираться в закономерностях и физических процессах, решать задачи по физике.

43. Пополнять собственные знания по разным разделам биологии посредством особой научной литературы, лекций, докладов.

44. Стремительнее и чаще вторых подмечать в простом необыкновенное, необычное.

45. Для исполнения работы вступать в контакты с незнакомыми либо малознакомыми людьми.

46. Шепетильно делать бумажную работу: писать, чертить, вычислять, контролировать и т.п.

47. Трудиться на электронно-счётной машине, решать на ней какие-либо задачи.

48. Долгое время проводить практические изучения, направленные на изучение животного либо растительного мира.

49. Упорно и терпеливо декорировать, обтачивать, переделывать и т.п., получая совершенства в создаваемом либо исполняемом произведении, продукте.

50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (сказать без бумажки).

Обработка данных. Нужно, дабы обработку данных совершили сами ученики сразу после опроса. Делается это так. Подсчитывается сумма баллов по столбцам. В каждом из пяти столбцов подсчитывается сумма каждого из трех вопросов. Так, оценивается умение, расположенность и эмоциональное отношение к каждому из типов профессий. Первый столбец соответствует профессии типа Человек – знаковые совокупности, второй – Человек – техника, третий – Человек – природа, четвертый – Человек – художественный образ, пятый – Человек – человек.

Оценка результата. По окончании того как парни совершили обработку, необходимо растолковать им, как пользоваться взятыми данными.

По каждому типу профессий взяты три цифры, характеризующие умения, желание и отношение заниматься тем либо иным видом деятельности. К примеру, 4–12–8. Сумма этих трех цифр показывает на то, каким видом деятельности лучше заниматься школьнику. Предпочтительная для данного обучающегося сфера профессиональной деятельности (либо пара сфер) определяется по солиднейшей сумме баллов. В то время, когда одна из сумм баллов существенно превышает другие суммы, Ваша задача облегчается. В этом случае необходимо лишь подобрать перечень профессий, соответствующих данной сфере деятельности, и сказать его школьнику (лучше, в случае, если это будут два перечня: один для девочек, второй для мальчиков). В случае, если окажется, что в нескольких столбцах суммы баллов близки, то необходимо подобрать профессии, каковые занимают промежуточное положение между этими видами деятельности. К примеру, профессия преподаватель математики относится к типам человек – и человек человек – знаковая совокупность, а профессия проводник пассажирского вагона – к типам человек – техника и человек – человек и т.д. Помимо этого, необходимо пристально изучать все три цифры, относящиеся к данному виду деятельности. Предпочтение отдается той сфере деятельности, в которой оценка по первому вопросу такая же высокая, как и оценки по второму и третьему вопросам. К примеру, соотношение 16–15–16 предпочтительнее, чем 5–19–20, т.к. в первом случае у обучающегося имеется больший практический опыт, а, следовательно, и соответствующие умения, подтверждающие обоснованность опытного выбора. В случае, если исследуемый имеет низкую сумму баллов по первому вопросу, необходимо советовать ему попытаться собственные силы в соответствующем виде деятельности. Полученные эти нужно кроме этого непременно продемонстрировать классному начальнику. Он окажет помощь откорректировать и, быть может, скажет о них родителям на классном часе.

Анализ отношения к уроку.

Инструкция. Укажите степень вашей заинтересованности.

В случае, если личные бланки изучения позволяют выяснить изучаемое явление довольно каждого обучающегося, то сведение их в сводную матрицу позволяет выяснить познавательное отношение к уроку со стороны всех обучающихся группы. Наряду с этим средние арифметические показатели будут свидетельствовать о предпочтительном отношении группы к определенному виду деятельности на уроке. К примеру, по графе Момент проверки домашних заданий среднеарифметический индекс для всей группы образовывает 0,16 балла, а Совместное обсуждение вопросов учителя – 0,7 балла из единицы вероятного. Это дает основание сказать о том, что классические формы опроса домашних заданий для обучающихся непривлекательны, потому непродуктивны.

Бланк

Что завлекает на уроке?

Ответы Изучаемые предметы
Момент проверки домашнего задания
Слушать ответы товарищей
Отвечать на вопросы учителя
Слушать объяснение учителя
Совместно с учителем обсуждать новый материал
Лично формулировать выводы, определения
Формулировать методы исполнения задач
Самостоятельно изучать заданное по книжке
Делать контрольную работу
Делать лабораторно-практическую работу
Решать творческие задачи

Изучение мотивов учения

Предлагаемая методика разрешает изучить мотивы учения по любому предмету. Вопросы утверждения подобраны и расположены так, что ответы обучающегося группируются по 4-м видам взаимоотношений к учению, что и образовывает мотивационную базу учебного труда обучающегося, следовательно, они выявляют 4 вида мотивов учения:

I — хорошее отношение как мотив

II — важное отношение как мотив

III — респектабельное отношение как мотив

IV — отрицательное отношение как мотив.

Ответы Изучаемые предметы
1. Интерес к предмету
2. Желание быть нужным людям
3. Желание взять диплом
4. Требования со стороны своих родителей
5. Рвение взять прочные знания
6. необходимости и Сознание важности этого предмета
7. Рвение быть в передовиках
8. Уроки доставляют наслаждение
9. Чувство стыда за собственный не знаю
10. Рвение доказать собственные способности
11. Дабы не огорчать своих родителей
12 Приятно выяснять новое
13. Ответственность перед преподавателем
14. Желание взять хорошие отметки
15. Нравится ходить в учебное заведение
16. Боязнь наказания
17. Быть не хуже вторых
18. Не желаю быть отчисленным

Ключ

Виды мотивов № вопроса Итоги % Занимаемое место
I
II
III
IV

Обстоятельства трудностей в учении

Инструкция:в случае, если согласен с таким утверждением, то рядом с таким номером поставь символ +, в случае, если нет – символ –. В случае, если точно не можешь ответить 0.

Что мешает обучаться лучше?

Ответы Изучаемые предметы
Недоступность учебного материала
Неумение самостоятельно трудиться с книгой
Отсутствие приемов учебной работы
Неверие в собственные силы
Увлечение другой работой
Нехорошие взаимоотношения с родителями
Нехорошие взаимоотношения с учителем
Нехорошие условия проживания
Другие обстоятельства


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: