Методик для обследования детей и подростков 3 глава

методика включает пара этапов.

На первой стадии испытуемому предлагаются задачи на поиск

слова из тщетной последовательности букв. Он обязан отыскать

единственное верное ответ и сформулировать правило, веду

щее к ответу поставленной задачи.

На следующем этапе испытуемому предлагаются сюжетные

картины. Он обязан перечислить все вероятные события,

каковые стали причиной изображенной на картине обстановки, и дать

прогноз ее предстоящего развития.

Потом испытуемому предлагаются разные предметы и его

просят перечислить все вероятные методы их применения.

При изучении творческих воображения и способностей детей

и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и

Е.П.Торренса в хорошем варианте, в большинстве случаев, не исполь

зуются, но обширно употребляется модификация методики

Е.П.Торренса «Дорисуй фигуру». При изучении детей дошколь

ного возраста употребляются кроме этого такие задания, как «Разрезные

картины», «Нарисуй целое» (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева). При

изучении школьников с интеллектуальными нарушениями смогут

употребляться задания на составление рассказа с опорой на

предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу

(О. В. Боровик)

3.4.4. Нейропсихологическое изучение детей

с нарушениями развития

Сейчас системный анализ высших психологических функ

ций (ВПФ) все чаще употребляется в психиатрии детского возра

ста и дефектологии при изучении разных вариантов психиче

ского дизонтогенеза: задержки интеллектуального развития, спе

цифических нарушений школьных навыков (дислексии, дисгра-

фии, дискалькулии), речевых нарушений и др. Как мы знаем, эти

виды нарушенного психологического развития по большей части связаны с

органическим повреждением головного мозга на ранних этапах

онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, фор

мирующихся постнатально.

Согласно точки зрения многих отечественных и зарубежных исследовате

лей, нейропсихологические методики целесообразно использовать в

комплексе клинико-психологического изучения аномальных де

тей, поскольку полученные так эти разрешают оце

нить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса,

речи, памяти — тех функций, каковые снабжают допустимо

сти овладения элементарными школьными навыками (чтением,

письмом, счетом, ответом арифметических задач).

Не считая частных нарушений вышеперечисленных психологических

функций трудности обучения детей смогут быть обусловлены об

щими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности,

отражающими дискоординацию корко-подкорковых взаимодей

ствий. Наряду с этим в одних случаях на первый замысел выступают рас

стройства общей нейродинамики, проявляющиеся в повышенной

истощаемое™, подвижности и нарушении темпа психологических

процессов, и работоспособности. При вторых клинических

вариантах психологического дизонтогенеза более значимы нарушения

целенаправленности и произвольности познавательной деятель

ности: отсутствие либо нестойкость установки (мотивации) на по

знавательную деятельность, трудности планирования заданной

психологической операции, нестойкость произвольного внимания и

контроля. Как мы знаем, эти стороны сознательной деятельности

обеспечиваются в первую очередь работой лобных и лобно-подкорко-

вых мозговых совокупностей (А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Е. Д. Хомская и др.)1

Так, эти нейропсихологического изучения

ребенка с нарушениями развития разрешают уточнить структуру

нарушений его познавательной деятельности, что очень

принципиально важно при индивидуализации вопросов и решении прогноза пси

холого-педагогической помощи.

Модификация нейропсихологической методики А. Р.Лурия,

адаптированная для изучения детей с явлениями резидуаль-

ной церебральной недостаточности, разрешает:

— выделить главные параметры качественной оценки состоя

ния высших психологических функций;

выяснить критерии как следует-количественной оценки

состояния ВПФ для определения степени их нарушения для воз

можности сравнения результатов повторных изучений одного

и того же ребенка в ходе коррекционной работы с ним, а

кроме этого для сравнения нейропсихологических черт детей

одного возраста однородных или разнородных клинических групп.

При качественном анализе состояния ВПФ в первую очередь необ

ходимо выделение ведущего фактора, затрудняющего осуществ

ление заданной психотерапевтической операции. Такими ведущими

факторами смогут быть нарушения:

— нейродинамические;

— высших форм регуляции;

— отдельных корковых функций.

Критерий как следует-количественной оценки результатов

изучения базируется на степени выраженности качественных

показателей нарушений ВПФ.

В зависимости от работоспособности ребенка изучение мо

жет проводиться в один, два, реже — в три сеанса продолжитель

ностью около 1 ч. Употребляется следующая схема обследования:

— предметный гнозис;

— различение ритмических последовательностей;

— пробы Заззо;

— воспроизведение позы пальцев;

— пробы Хэда;

Самый полно вопросы нейропсихологического изучения детей освеще

ны в работах А.В.Семенович (1998, 2002).

— проба «перебор пальцев»;

— проба Озерецкого;

— воспроизведение графического образа;

— воспроизведение ритмических последовательностей;

— складывание фигур из палочек;

— ответ задач с кубиками Кооса;

— условные двигательные задачи;

— речевая моторика;

— фонематический слух;

— познание логико-грамматических конструкций;

— спонтанная обращение;

— заучивание 10 слов;

— чтение;

— письмо;

— счетные операции;

— ответ задач.

Существует пара модификаций нейропсихологической

методики для обследования детей. Специально для нейропсихо-

логического обследования старших дошкольников методика была

приспособлена Т. Н.Волковской (1999). Для обследования млад

ших школьников возможно советовать вариант, предложенный

И. Ф. Марковской.

Интерпретация данных нейропсихологического изучения

осуществляется в следствии анализа протокольных записей и вы

черчивания личного «профиля» состояния психологических

функций.

Оценка потенциальных возможностей ребенка производится на

основании следующих показателей:

— тяжесть (интенсивность) и распространенность (экстенсив

ность) нарушений психологических функций;

— ведущий фактор, мешающий исполнению заданий;

— чувствительность ребенка к помощи, предлагаемой в про

цессе проведения опыта.

На первые два вопроса экспериментатор может ответить в ре

зультате изучения так именуемого личного «профиля»

нейропсихологических черт: обнаружение самый типич

ного, довольно часто повторяющегося балла и выделение самый страда

ющих функций, снабжающих формирование того либо иного

школьного навыка.

Возможность ответа на третий вопрос изначально предусмотре

на особой организацией нейропсихологического исследова

ния. Большая часть заданий, включенных в изучение, предъяв

ляется в двух вариантах. При первом варианте инструкция не от

личается от используемой в практике изучения взрослых. При

неправильном исполнении то же задание дается в ситуации игры,

снабжающей не только эмоциональную стимуляцию, но и

включение речевого и смыслового опосредования действия (на

пример: «Ты начальник, а твои пальчики воины, руководи —

раз, два… и т.п.). По окончании аналогичной организации, в большинстве случаев,

результаты исполнения задания постоянно совершенствуются, балльная оценка

увеличивается. Данный новый итог вносится в протокол исследо

вания и соответственно отмечается на графике личного

«профиля». Так, эффективность помощи и, что осо

бенно принципиально важно, виды ее становятся ответственными данными для оценки

потенциальных возможностей ребенка.

стаж работы с предлагаемой модификацией нейропсихологи-

ческой методики продемонстрировал, что неспециализированным нейродинамическим нару

шениям в виде лабильности и истощаемости соответствует дис

функция лобных совокупностей в звене контроля. Более неотёсанные наруше

ния нейродинамики в виде персевераторности, инертности чаще

сочетаются с нарушениями отдельных корковых функций и с обус

ловленной ими вторичной дезорганизацией программирования

деятельности.

3.4.5. Подходы к изучению личности детей

и подростков с нарушениями развития

Для обнаружения личностных изюминок в психодиагностике

употребляются особые методики — личностные опросники и

проективные способы.

Опросниками именуются методики, которые содержат в качестве

материала вопросы, на каковые обследуемый обязан ответить,

либо утверждения, с которыми он обязан дать согласие или не

дать согласие. Ответы даются в свободной форме (опросники «от

крытого» типа) либо выбираются из предлагаемых вариантов

(опросники «закрытого» типа).

Различают личностные-опросники и опросники анкеты.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения ин

формации об обследуемом, конкретно не отражающей его

личностные изюминки. Таковыми смогут быть биографические

опросники, во многих случаях — опросники и опросники интересов

установок (в зависимости от того, как соотносятся конк

ретные выявляемые установки и интересы с фактически личност

ными психотерапевтическими чертями: к примеру, опросник,

выявляющий установку — отношение к определенной социаль

ной группе, — относится к опросникам-анкетам).

Личностные опросники

Личностные опросники, как это явствует из заглавия, пред

назначены для измерения личностных изюминок. Среди них

выделяют пара групп.

Самый распространены типологические опросники, кото

рые разрабатываются на базе определения типов личности (последовательность

теорий личности предполагает такую возможность) и разрешают

отнести обследуемых к тому либо иному типу, отличающемуся ка

чественно необычными проявлениями. К типологическим отно

сятся, к примеру, опросники Г. Айзенка, определяющие тип лично

сти в зависимости от выраженности двух свободных факторов —

экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизма). В раз

личных вариантах опросника обследуемым предъявляется опрос

ный лист с комплектом вопросов, на каковые предлагают ответить

«да» либо «нет» (время от времени допускается ответ «не знаю», но не во всех

вариантах опросника). Одна часть вопросов направлена на диаг

ностику экстраверсии, вторая — на диагностику нейротизма.

Часть опросников предусматривает особые вопросы, от

веты на каковые говорят о достоверности результатов. Как

правило, это вопросы, которые связаны с «небольшими людскими сла

бостями» (предполагается, что большая часть людей им подверже

ны) и их проявлениями (типа: «правда ли, что Вы ни при каких обстоятельствах не

лжете?»). Считается, что отрицание говорит о недостоверности

результатов (не обязательно на намеренную неправда). Это распрост

раненный, но не единственный метод.

Известным опросником для изучения личностных особенно

стей есть Миннесотский многоаспектный личностный опрос

ник (ММР1). По большей части варианте он складывается из 550 утверждений,

соответствующих Щ диагностическим и трем контрольным шка

лам. Опросник создавался на клиническом материале и применя

ется в разных областях психодиагностики. Обследование на

основании ММР1 завершается построением «профиля личности».

Главный интерес при интерпретации воображают не показате

ли по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля

делаются главные выводы об изюминках личности. Но,

в практике в качестве независимых опросников употребляются

и отдельные вопросы, соответствующие главным и дополнитель

ным шкалам ММР1, к примеру шкала проявлений тревожности

Дж. Тейлор.

От типологических опросников отличают опросники линия лич

ности, измеряющие выраженность линия — устойчивых личност

ных показателей. Одним из самый распространенных есть

16-факторный личностный опросник Р Кеттелла (в первый раз опуб

ликован в 1950 г.). Под причиной тут имеется в виду глубинная

личностная черта, определяющая группу устойчивых

поведенческих проявлений и довольно свободная от дру

гих черт того же порядка. Факторы в совокупности Кеттелла

имеют «технические» и «бытовые» заглавия; в качестве приме

ров приведем пара бытовых: «большой интеллект —низкий

интеллект», «совестливость —недобросовестность», «смелость —

робость». Любая пара обозначает один фактор через заглавия

«полюсов».

При психотерапевтическом изучении личности подростков и юно

шей (14—18 лет) активно используется Патохарактерологический

диагностический опросник для подростков (ПДО), создан

ный под управлением А.Е.Личко. Данный опросник рекомендован

для определения типов характера при конституциональных и орга

нических психопатиях, в случаях патологического развития лич

ности и акцентуаций характера. Пользуясь описаниями известных

психиатров, авторы опросника составили комплекты фраз, отражаю

щих отношения подростков с различными типами психопатий и ак

центуаций к последовательности жизненных неприятностей, актуальных для подрост

кового возраста. Принцип взаимоотношений был заимствован из психо

логии взаимоотношений (В.Н.Мясищев).

Опросник разрешает распознать следующие типы акцентуаций:

гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический,

сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неус

тойчивый, конформный. Посредством опросника возможно кроме этого вы

являть показатели, показывающие на большой риск формирования

психопатий, на вероятную органическую природу психопатий и

акцентуаций характера, и определять степень выраженно

сти реакции эмансипации и показатели психотерапевтической склон

ности к алкоголизации и делинквентности.

направляться подчернуть, что итог изучений посредством ПДО,

как и при применения вторых личностных опросников, не

есть клиническим диагнозом. Так, к примеру, посредством

опросника шизоидная акцентуация возможно диагностирована

как при нормы, так и при шизоидной психопатии, а

кроме этого синдрома раннего детского аутизма. Но обнаружение типа ак

центуации в каждом из этих случаев может оказать помощь в дифферен

циальной диагностике и в разработке личной коррекци-

онной программы.

Приведем пример применения ПДО изучения личностных особен

ностей больного Жоры, 15 лет, ученика особой школы для детей с

нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ребёнок поступил в психиатрическую поликлинику в связи с непра

вильным поведением в школе: злостно нарушал порядок, дрался, гру

бил преподавателям, перед стационированием стал неуправляемым. Со слов

матери, рано начал курить, дружит со старшими по возрасту, хулиганит,

шантажирует у нее деньги. В отделении еле привыкал к распорядку, на

рушал режим, курил в неустановленных местах, нецензурно бранился.

Результаты обследования по ПДО. По шкале объективной оценки,

не обращая внимания на склонность к диссимуляции, установлен неустойчивый тип.

Конформность низкая. Реакция эмансипации выраженная (е-6). Имеют

ся эти, говорящие о возможности формирования психопатии

(К= 1, В = 6), и на склонность к алкоголизации и делинквентности.

Анализ отдельных выборов больного распознал равнодушное отноше

ние к будущему, отсутствие переживания физического недостатка и уста

новок на трудовую деятельность и получение профессии.

Эти результаты в сопоставлении с данными вторых методик помогли

доктору поставить диагноз «психопатоподобный синдром», наметить так

тику лечения. Совместно с психологом были созданы советы

по семейной психотерапии и организации работы, даны советы

родителям по нормализации взаимоотношений в оптимизации и семье

воспитательного процесса с учетом личностных изюминок ребёнка.

Проективные методики

В базу построения проективных методик положено пред

ставление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочте

ниях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые

неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, харак

теризующие личность. Обследование посредством этих методик

предполагает создание обстановки неопределенности. Инструкция

определяет или неспециализированные направления, или начальный момент

обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обсле

дования, может толковаться различными методами — серьёзны от

ношение, субъективный суть, ассоциации, вызываемые этим

материалом.

В клинической практике активно применяются Тест фрустра-

ционной толерантности Розенцвейга, Тематический апперцеп

тивный тест (ТАТ), Тест Роршаха, Тест цветовых предпочтений

Люшера.

На основании последовательности формальных показателей этих методик вы

деляются следующие показатели:

— относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения

испытуемого;

— отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного от

ношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

— неспециализированная оценка взаимоотношения личности с ее социальным

окружением, обобщенная оценка последовательности личностных особенностей (а не

измерение какой-либо отдельной психологической функции).

Разглядим самые типичные проективные методики.

Тест Розенцвейга

Тест есть проективной методикой изучения личности.

В качестве стимульного материала употребляются 24 рисунка, на

которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной си

туации.

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми

описывается фрустрация — личная либо другого индивида (они

написаны рядом с персонажем). Над персонажем, изображенным

справа, имеется безлюдной квадрат, в который обследуемый обязан

вписать первые пришедшие на ум ответы. Ситуации, изображен

ные на картинках, смогут быть поделены на две группы:

— ситуации препятствия;

— ситуации общения.

Оценка взятых ответов осуществляется в большинстве случаев

по направлению реакций:

— экстрапунитивные — направлены на окружение; осуждается

внешняя обстоятельство фрустрации и подчеркивается ее степень, время от времени

разрешения обстановки требуют от другого лица;

— интропунитивные — направлены на самого себя с приняти

ем вины либо ответственности за исправление появившейся ситуа

ции; фрустрирующая обстановка не подлежит осуждению;

— импунитивные — обвинения отсутствуют.

По определенной программе выделяются скрытые мотивы по

ведения.

Существует детский вариант этого теста — тест детской аппер

цепции, в котором персонажами являются дети либо дети во взаи

модействии со взрослыми, в некоторых модификациях — пузо

ные. В этом случае ответы смогут даваться устно.

Тест Роршаха

Тест есть одной из самых популярных проективных мето

дик. Стимульный материал теста складывается из 10 стандартных таб

лиц с черно-белыми цветными симметричными слабоструктури

рованными изображениями (так именуемые «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагается ответить на вопрос: «Что нарисовано

на рисунке, на что это похоже?». Производится дословная запись

всех высказываний испытуемого с учетом контекста (предъявляе

мого рисунка, сопутствующего элемента поведения и т.п.).

Полученные ответы формализуются посредством намерено

созданной совокупности знаков по категориям:

— локализация (в ответе фигурирует все изображение либо от

дельные его части);

— детерминанты (учет главной в описании формы изоб

ражения, цвета, формы совместно с цветом и т.д.);

— уровень формы (оценка того, как адекватно форма

изображения отражена в ответе);

— содержание (ответы касаются людей, животных, неодушев

ленных предметов и т.д.);

— оригинальность — популярность.

Кроме диагностики неспециализированной направленности личности («тип

переживания») тест дает возможность приобрести данные о степени реали

стичности восприятия действительности, эмоциональном отно

шении к окружающему миру, тенденции к тревоге, тре

вожности.

«Тест тематической апперцепции» (ТАТ)

Наровне с Тестом Роршаха считается одним из самый авто

ритетных и распространенных тестов.

Материал теста — таблицы с картинами, изображающими не

определенные обстановки, допускающие их разное познание

и толкование. Вместе с тем любой рисунок предполагает актуали

зацию переживаний отношений и определённого типа к опреде

ленным обстановкам. Испытуемым по каждой предъявляемой кар

тине (всего их 30 и одна безлюдная таблица, на которой допустимо

вообразить любую картину; в обследовании, в большинстве случаев, предъяв

ляются 20) предлагается составить рассказ, в котором описыва

лись бы события, приведшие к изображенной на ней ситуации,

происходящие на данный момент — мысли, эмоции, отношения

персонажей, — и завершение истории. Производится дословная

запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведе

ния, интонирования, мимики и др.

При анализе определяется, с каким «храбрецом» соотносит себя

обследуемый, определяются наиболее значимые характеристики «храбреца»,

среди которых позицию лидера занимают его потребности и осо

бенности влияний на него среды (так именуемые «прессы» и «дав

ления» и их соотношение); в итоге создается представление об

изюминках потребностной сферы обследуемого, его внутрен

них и внешних конфликтах, методах защиты и др.

Тест цветовых выборов Люшера

В хорошем варианте тест представлен в двух главных фор

мах: полный (73 цветовые таблицы) и краткий (восемь цветов).

Полный вариант достаточно сложен в проведении и интерпрета

ции; используется, в большинстве случаев, в тех обстановках, в то время, когда требуется

углубленное обследование, а другие способы слишком мало аде

кватны. Краткий вариант менее трудоемок, результаты обследова

ния легко обрабатываются и процедура интерпретации несложна. Данный

комплект включает в себя четыре главных цвета и четыре дополни

тельных. Главные цвета (светло синий, зеленый, красный, желтый)

играются особенную роль и любой из них имеет собственный значение, выра

жая одну из главных потребностей.

Обследование протекает следующим образом: испытуемому

предлагается выбрать из предложенных восьми цветов самый

предпочитаемый (тот, что ему больше всех нравится), при

этом стараться не ассоциировать данный цвет с какими-либо пред

метами). По окончании первого выбора предлагается повторить процеду

ру — выбрать самый предпочитаемый из оставшихся семи

цветов, шести, пяти и т.д. Через 1—2 мин процедуру направляться

повторить, предварительно поменяв в случайном порядке рас

положение цветов. Наряду с этим нужно обратить внимание

обследуемого, что опрос не направлен на изучение его памяти

и он может выбрать те цвета, каковые ему нравятся в этот

момент.

По окончании первого и второго опроса психолог создаёт интер

претацию результатов обследования. По итогам тестирования

возможно установить главный метод действия, цель, к которой

пытается испытуемый, незадействованные изюминки его лич

ности, подавленные потребности, ряд и актуальные проблемы

вторых показателей, характеризующих его личность.

Все обрисованные методики подтвердили собственную диагностическую

эффективность в практике, но при обследовании детей, лиц с

сенсорными и речевыми недостатками, умственно отсталых любого

возраста сфера их применения ограниченна. К примеру, ум

ственно отсталые не знают многих обстановок, изображенных

на карточках ТАТ либо Теста Розенцвейга, исходя из этого результаты

обследования не раскрывают их личностных изюминок и скры

тых переживаний, а показывают на низкий интеллектуальный

уровень.

Особенные неприятности появляются при попытках обследовать с по

мощью этих методик детей и подростков с недоразвитием речи, в

том числе и благодаря нарушений слуха. Они значительно чаще не спо

собны дать связное развернутое описание стимульного материа

ла, самостоятельно составить рассказ. В этих обстоятельствах лучше вос

пользоваться вторыми проективными методиками.

К примеру, школьники с легкой умственной отсталостью и

обучающиеся речевых школ, каковые не смогут совладать с ТАТ,

способны завершить незавершенные предложения типа: «Мой

папа…», «В юные годы меня… Предложения предлагаются исходя из

того, какие конкретно свойства личности желают распознать при обследовании.

Тест «Нарисуй человека»

Одним из довольно часто видящихся в практике психолога тестов

есть тест «Нарисуй его» варианты и человека. Главной вари

ант предложен К. Маховер на базе теста Ф. Гудинаф, использо

вавшей рисунок человека для оценки умственного развития. В те

сте обследуемому предлагается нарисовать человека карандашом

на листе бумаги; по окончании завершения рисунка предлагается нари

совать человека противоположного пола. За этим направляться опрос

довольно нарисованных фигур — пол, возраст, привычки и

т.д. При интерпретации исходят из положения о том, что в ри

сунке человека обследуемый высказывает собственный Я, и его особенно

сти возможно выяснить по предложенной совокупности параметров. Боль

шое внимание уделяется тому, как нарисованы отдельные дета

ли фигуры (глаза, руки и др.), их пропорциям; они трактуются

символически как воплощение отношения к определенным сто

ронам судьбы.

Тесты «Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное»,

«Рисунок семьи»

Мысль о том, что в рисунке возможно заметить необычный «авто

портрет», лежит и в базе теста «Дом—дерево—человек» Гуди-

наф — Харриса. При психотерапевтическом обследовании детей и под

ростков широкое распространение взяли кроме этого рисуночные

тесты «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное».

Но при обследовании некоторых категорий детей с откло

нениями в развитии к интерпретации результатов этих методик

направляться доходить с осторожностью. К примеру, дети с нарушени

ем манипулятивных функций, с нарушениями зрительного вос

приятия, с пространственными нарушениями довольно часто рисуют де

формированные фигуры, «теряют» небольшие подробности; изображение

подробностей лица диспропорционально. При выраженных нарушениях

схемы тела, к примеру при детском церебральном параличе, дета

ли фигуры смогут быть разбросаны по всему странице (к примеру, ко

нечности размещены с одной стороны), а при нарушении ориен

тировки в плоскости страницы изображение может размещаться в

одном из углов, чаще в правом нижнем.

Все эти особенности исполнения заданий связаны с наруше

ниями высших психологических функций из-за органического пораже

ния мозга либо анализаторов, а не с нарушениями личности. В этих

случаях проективная значимость изучения фактически от

сутствует.

В других же случаях результаты рисуночных тестов смогут быть

весьма информативными. Так, ребёнок с тяжелыми хронически

ми болезнями почек изобразил человека со спинкой кровати

вместо ног; девочка с моторной алалией нарисовала участников собственной

семьи без каких-либо изюминок, а себя — безо рта; женщина с

ампутированной ногой изображала людей летящими в долгих

одеждах, скрывающих ноги.

Так, при обследовании детей с нарушениями раз

вития крайне важно учитывать такие показатели, как уровень сфор

мированное™ изобразительной деятельности и состояние зритель

ного восприятия, пространственных представлений, моторных

функций.

Контрольные вопросы

1. Какие конкретно методики смогут употребляться для изучения мышле

ния, памяти, восприятия детей дошкольного возраста? Школьного воз

раста?

Учебный фильм «Физикальные методы исследования ребенка» часть 3


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: