Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский именовал себя «бойцом за правую идея мастерства». Всем своим творчеством он желал «сообщить людям новое любви и слово дружбы, прямое и во всю ширь русских полян правдой звучащее слово».
Композитор появился в селе Карево, Псковской губернии. В юные годы Мусоргский жадно слушал народные песни, с увлечением занимался музыкой, но не думал быть музыкантом. Сын небогатого помещика, он окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Санкт-Петербурге и стал офицером.
М. А. Балакирев первый выявил огромный композиторский талант Мусоргского. Под его влиянием Мусоргский в 1858 г. вышел в отставку, дабы посвятить себя музыке. Но в то время композиторское творчество не давало никаких средств для существования, и он был должен поступить на работу небольшим государственным служащим.
Практически три года Мусоргский прожил вместе с несколькими сверстниками и своими друзьями на одной квартире. Такие товарищеские общаги людей со сходными убеждениями назывались «коммунами». Они во множестве появлялись в то время среди передовой молодежи под влиянием романа Чернышевского «Что делать?».
В эти и последующие годы Мусоргский создал довольно много песен и замечательных романсов х, посвященных народу, русскому крестьянину: «Калистрат» и «Колыбельная Еремушки» (на слова Н. А. Некрасова), «Сиротка» (на личные слова), «Дремли, усни, крестьянский сын» (на слова А. Н. Островского), «Трепак» из пляски «смерти и цикла Песни» (на слова А. А. Голенищева-Кутузова). Сам композитор именовал их «народными картинами». С правдивостью и небывалой смелостью он продемонстрировал в них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина-бедняка.
В романсе «Сиротка» изображен голодный крестьянский мальчик, что требует подаяния. Сердце сжимается, в то время, когда слышишь переданные в музыке его стоны и горестные жалобы: «Барин мой миленький! Барин мой добренький! Сжалься над бедненьким, неприятным, бесприютным сироточкой…»
Люди различного характера, общественного положения и возраста как живые предстают в романсах Мусоргского «Светик Савишна», «Семинарист», «Озорник» (все — на личные слова), «Блоха» (на стихи Гёте из «Фауста»). В цикле романсов «Детская» (на личные слова) перед нами проходят разнообразные сценки из судьбы детей.
В то время, когда мы слушаем романсы Мусоргского, то как будто бы видим каждого из действующих лиц — так наглядны их «музыкальные портреты», так метко переданы в музыке изюминки их речи, раскрыты характеры. Наровне с интонациями разговорной речи для изображения людей из народа композитор обширно применяет ясные средства русской народной песни.
«Народные картины», написанные Мусоргским в 60-х гг., подготовили появление оперы «Борис Годунов» (1869—1872).
Дирекция императорских театров мешала постановке этого революционного по духу, новаторского по форме произведения. Но под давлением передовых артистических кругов «Борис Годунов» был поставлен в 1874 г. Мариинским театром. С восхищением приняли оперу Мусоргского демократические слушатели галерки — студенты-разночинцы, чиновники низкого ранга и второй небогатый люд.
верхушка общества и «Царский двор» старались всячески помешать успеху оперы Мусоргского. Она шла в театре редко. К тому же цензура произвела в ней большие сокращения, убрав самые «крамольные» сцены.
…Горько жалуется бедный-юродивый, у которого озорные мальчишки забрали единственную копеечку… Царь-убийца терзается муками совести… Восставший против царя и бояр народ с буйной гневом расправляется со собственными притеснителями.
Все это — картины и образы из оперы Мусоргского.
Каким могучим бесплатно обязан владеть живописец, дабы так глубоко пробраться в нищего и душу, и царя!
Как он обязан обожать собственный народ, дабы столь вдохновенно передать в музыке его надежды и страдания!
Народ — основное действующее лицо оперы. Сперва мы видим покорную толпу.
Понемногу народ пробуждается, начинает потребовать, протестовать. И вот уже в музыке Мусоргского как будто бы разгорается пламя стихийного крестьянского восстания («Сцена под Кромами»),
Народу противостоит царь Борис. В опере, как и в трагедии Пушкина, он продемонстрирован виновником убийства мелкого царевича Димитрия.
С необыкновенной глубиной передает Мусоргский «катастрофу совести» Бориса, его тяжёлые душевные терзания, раскрывает его конфликт с народом.
Годунов — умный и проницательный госдеятель. Но все же он не в силах установить в стране порядок: народ ему не верит… Разногласия между народом и запятнанной правонарушениями самодержавной властью ничем нельзя примирить — вот главная мысль оперы.
Каждое действующее лицо «Бориса Годунова» приобретает в музыке броскую необычную чёрта: разгульный монах Варлаам и умный летописец Пимен, честолюбивый Самозванец и гордая Марина Мнишек, умный Шуйский и доверчиво-бесстрашный Юродивый — «совесть народная».
В 1872 г., еще до постановки «Бориса Годунова», Мусоргский начал работату над новой исторической оперой — «Хованщиной».
Как и «Борис Годунов», «Хованщина» — опера с развернутыми массовыми сценами. Главный герой исторических событий — народ. Недаром композитор назвал оперу «народной музыкальной драмой».
В «Хованщине» Мусоргский продолжил летопись «смутных времен» русской истории, начатую им в «Борисе Годунове» (он замышлял еще и третью такую оперу — «Пугачевщина»). Тут продемонстрированы события финиша XVII в., связанные со началом царствования и стрелецкими бунтами Петра I. Мусоргский решил не направляться строго историческим фактам, а художественно обобщить их, дабы лучше передать характеры и дух эпохи действующих лиц. Бурные события русской истории напоминали живописцу современную ему переломную эру. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал композитор, он мучительно искал ответ на вопрос, что будет дальше с отсталой, нищей Россией и ее могучим, но беззащитным народом. Этими раздумьями, тревогой за судьбы народа и проникнута «Хованщина». Композитор не видел настоящих дорог к избавлению народа от страданий. Исходя из этого обе его оперы заканчиваются трагически, безнадёжно. Но в душе его жила глубокая вера в лучшее будущее отчизны. С громаднейшей силой она выражена во вступлении к «Хованщине» — оркестровой картине «Восход солнца на Москве-реке».
…Над пробуждающейся в начале утра ветхой Москвой поднимается заря, бросая блики на купола храмов, рассеивая ночной туман, возвещая начало нового дня… Льется широкая певучая мелодия, подобная народной песне. Она наполняется светом, силой и звучит как красивый гимн родной стране и ее великому народу.
Из симфонических произведений Мусоргского самый известна оркестровая картина «Ночь на Лысой горе». Ее создание — свидетельство живейшего интереса композитора к легендам и народным сказкам (красочная музыка рисует ночную пляску колдуний). Ярко расцвечен образами народной народного быта и фантастики цикл фортепьянных пьес «Картины с выставки». Он написан Мусоргским под впечатлением от картинок его погибшего архитектора — и друга художника В. А. Гартмана. В музыке отражены и сцены из судьбы жителей, и сельские картины, и игры детей. Мы как будто бы видим тут кроме этого сказочного Гнома, Бабу-Ягу, средневекового певца-трубадура. В последней пьесе «Богатырские ворота» прославлены древнерусские богатыри. Разнообразные картины объединяются повторяющейся музыкальной темой первой пьесы «Прогулка». «Картины с выставки» — одно из лучших программных произведений всемирный фортепьянной музыки.
Постоянное безденежье, неупорядоченная судьба, переживания за судьбу «Бориса Годунова» — все это понемногу подрывало здоровье композитора, мешало его творчеству. Самым ярким событием последних лет его жизни была концертная поездка с певицей Д. М. Леоновой по югу и Украине России (Мусоргский выступал как пианист-аккомпаниатор). На протяжении поездки композитор собирал украинские песни для комической оперы «Сорочинская ярмарка».
В 1881 г. Мусоргский заболел а скоро скончался. Оперы «Сорочинская» ярмарка «и Хованщина» остались недописанными. «Хованщину» закончил Н. А. Римский-Корсаков. Над завершением «Сорочинской ярмарки» потом трудились приятели Мусоргского — Ц. А. Кюи и А. К. Лядов, а в наши дни — коммунистический композитор В. Я. Шебалин.
В творчестве Мусоргского самый последовательно и полно выражены передовые новаторские устремления «Могучей кучки». Он дорог нам сейчас как величайший реалист в музыке, «композитор-мятежник», певец народного горя, свободолюбия и протеста.