Культура россии xvi века

Публичная идея

Появляются произведения о роли и месте Руси в христианском мире, сущности царской власти, ее Божественном происхождении, обязанностях подданных и т.д. В публицистических произведениях с невиданными до того размахом и широтой обсуждались базы национального устройства, пределы и характер царской власти, ее взаимоотношения и роль с духовными властями, положение служилых людей а также крестьянства. В некоторых произведениях открыто выражался протест против рабской и крепостной зависимости, унижения людской преимущества. Кое-какие писатели ставили вопрос о равенстве всех людей. Эти новые идеи в литературе 16 века отражали подъем рационалистических и демократических настроений в русском обществе.

Упрочнение страны, внешнеполитические и армейские удачи содействовали росту интернационального престижа Руси. В шестанадцатом веке деятельно начинается теория «Москва – Третий Рим». Столица Руси объявлялась оплотом всего православного мира.

Возрастает значение Москвы как культурного центра всех воссоединенных княжеств и земель.

Традиционно считается, что данный век был веком публицистики. Главным был вопрос о роли и месте России в мировом масштабе.

Теория «Москва – Третий Рим» в первый раз была высказана в созданной на рубеже 15 и 16 столетий в Новгороде «Повести о белом клобуке». Ее создатель утверждал, что по окончании падения нового Рима и ветхого Рима – Константинополя конкретно в русской почва обязана воссиять благодать Святого Духа. В будущем эта теория была развита в посланиях псковского монаха Филофея. В них он прямо утверждал, что Русь есть центром всего христианского мира. Помимо этого, он высказал идею о происхождении царской власти, которая способна собрать все русские почвы воедино и стать поручителем их крепости. Предстоящее развитие эти идеи взяли в «Сказании о князьях Владимирских». Активная политическая борьба происходила в церкви. К началу 16 века в ней сформировалось два направления – иосифлян и нестяжателей. Первое возглавлялось игуменом Волоцкого монастыря Иосифом, что полагал, что церковь должна иметь большие материальные достатки, дабы быть сильной и свободной. Нестяжатели же во главе с Нилом Сорским и Вассианом Патрикеевым думали, что у церкви возможно лишь духовное достаток, исходя из этого монахам направляться жить своим трудом и неизменно нравственно очищаться. Идеологи обоих направлений покинули множество произведений в поддержу своих суждений. Еретическое перемещение: Максим Грек, Феодосий Косой. Решали проблемы о сути царской власти, об обязанностях правителя, что звучало как критика в адрес правителя (Василий III). Борьба официальной церкви с нестяжателями закончилась их полным разгромом. Публицисты: Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм. Пересветов при Иване Суровом писал, что править направляться самому «с грозой», смотреть за деятельностью других чиновников и судей, издавать честные законы, заботиться о воинском чине; не нужно отдавать власть корыстолюбивым вельможам. Он критиковал кое-какие порядке в Русском стране, в частности крепостничество и рабство. Новым явлением для 2/2 16 века делается создание коллективных фундаментальных трудов, посвященных провозглашению царства: Степенная книга (17 родовых колен Ивана IV), начата работа по составлению Лицевого (т.е. иллюстрированного) летописного свода, «Великие Четьи-Минеи» (произведения о святых), «Домострой» (Сильвестр).

Школа, просвещение, книгопечатание

Быть может, что для некоторых категорий служилых людей и духовенства существовали особенные училища. Дьяков и подьячих обучали при распоряжениях. От них требовалась грамотность, счет, умение писать. Служащие Посольского приказа обязаны были знать языки, историю собственной страны и соседних, географию. Для работы в Поместном приказе следовало разбираться в землемерии, в Разрядном приказе – в родословиях знати.

Менее особое образование давали училища при церквях и монастырях.

1574г – первая славянская «Азбука» Ивана Федорова. Для обучения счету – учебник «Цифирная счетная мудрость».

В церковных школах обучали пению.

На Стоглавом соборе было принято распоряжение об устройстве училищ во всех городах. Учителя – дьяконы и священники. Посещали по большей части дети посадского населения. Дети из знатных семей обучались дома.

Девочки – рукоделие, умение вести хозяйство и дом.

Иоанн Златоуст – «О воспитании детей».

Архитектура

Стали применять красный кирпич, металлические связки, сочетание кирпичных стен с белокаменными подробностями.

Перестроен Успенский собор Москвы, Архангельский (в духе Ренессанса).

Выстроен Благовещенский собор (считался придворным храмом), Великокняжеский, колокольня «Иван Великий». Так, появляется новый грандиозный кремлевский ансамбль.

В конце 15 века перестроили башни и стены (18) Кремля. 1534-1588 – пристроена стенки Китай-город.

Монастыри: Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Борисоглебский

Каменное гражданское строительство: монументальные трапезные палаты в монастырях (Андроников), строения для распоряжений в Кремле.

Влияние шатровой древесной архитектуры на каменную: храм Вознесения в Коломенском, Дьяконовский храм, Покровский собор (храм Василия Блаженного на Красной площади).

Во 2/2 16 века монументальное строительство практически заканчивается. В конце века всеми постройками руководил Приказ Каменных дел.

Живопись

Строгая регламентация иконописной деятельности: все новшества запрещались, художники обязаны были направляться иконописным подлинникам. Столичное мастерство делается образцовым и официальным (планировали иконописцы со всей страны).

Наибольший представитель столичной школы живописи – Дионисий.

Во 2/2 16 века иконописцам были разрешены кое-какие вольности при изображении библейских и исторических сюжетов. Строго регламентированными оставались лишь евангельские сюжеты.

Век книжной миниатюры («Лицевой летописный свод»(16000 картинок-миниатюр)). Появился новый художественный жанр – картина (иллюстрации «Апостола», изданного Иваном Федоровым).

Новое течение: тонкость школа (письма и строгановская изощрённость, орнаментальность, обилие золота). На иконах – детали и бытовые оценки, фоном помогают прекрасные пейзажи. = проникновение светских мотивов в церковную живопись.

60 Русская культура в XV – начале XVI века


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: