Культура первобытного человека

Как бы не определять базу людской природы, несомненным есть органически свойственная человечеству потребность в творчестве, в реализвции переживаний и своих ощущений при помощи создания особенного мира – мира культуры. Это возможно подметить, разбирая уже самые ранние этапы людской культуры, каковые, в большинстве случаев, объединяются неспециализированным заглавием первобытная культура.

Учитывая, что настоящих сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного от нас периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать правильную данные, сохранилось очень мало, ученые-культурологи решили вернуть особенности культуры того периода, применяя способ аналогии, посредством изучения судьбы современных туземных племён, обитающих в Латинской Америке и Африке и находящихся приблизительно на том же уровне культуры, что и люди первобытной эры.

Неспециализированной чертой всех первобытных культур есть синкретизм (синкретичность), т.е. нерасчлененность различных видов людской деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Частично с синкретизмом переплетается и тотемизм— комплекс вер и обрядов родового общества, который связан с представлениями о родстве между тотемами и группами людей, определенными видами растений и животных. Для того чтобы рода отождествление возможно растолковать неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств совладать с непредсказуемым поведением животных. Древние люди старались это компенсировать иллюзорно-волшебными средствами. Согласно точки зрения Дж.Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора фундаментального труда “Золотая ветвь”, посвященного старейшим формам религии, существовало родство волшебства с наукой, и первоначально волшебный тотемизм объединял в себе науку, мораль, мастерство слова (волшебные заклинания), и театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемых событий.

Еще одной изюминкой первобытной культуры есть то, что она представляла собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования появился вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде регулирования и важнейшего механизма контроля социальных взаимоотношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло темперамент пищи, предназначенной вождю, солдатам, дамам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища либо очага, с обязанностями и правами отдельных представителей племени. Формирование совокупности табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже в то время связывалось с внедрением определенных, необходимых для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми вероятными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой смерть и так осуществлялось регулирование публичных взаимоотношений.

Такие узнаваемые исследователи первобытных форм культуры, как Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу надеялась смерть. К примеру, один из новозеландских вождей большого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, каковые позднее подобрал и съел его соплеменник. В то время, когда бедняга определил о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он умер в мучительных страданиях. Так сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех других представителей племени.

На базе совокупности табуирования сформировалась и экзогамия. Из брачных взаимоотношений исключались дети родственники — и ближайшие родители, родные сестры и братья. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление публичной регуляции брака. Так показались род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (их дети и родители).

Базой мифолого-сакрального мировоззрения, свойственного первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, что наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эру главной формой публичного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, танец и песнопение. В танце человек подражал разным явлениям природы, дабы привести к дождю, обеспечить хороший урожай либо удачно осуществить охоту. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием собственных целей и задач. К примеру, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец — усилить солидарности членов и чувство силы племени. В ритуале приняли участие все члены коллектива, что в большой степени содействовало единению племени. Из ритуала зарождается и миф как некая универсальная совокупность, определяющая ориентацию человека в обществе и природе.

на данный момент в полной мере разумеется, что многие формы мастерства существовали уже в первобытную эру. Вместе с тем о происхождении мастерства до сих пор ведутся споры. Одна из самые популярных – волшебная концепция происхождения мастерства, в соответствии с которой истоком мастерства являются ритуалы и магические обряды. Происхождение мастерства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только посредством членораздельной звуковой речи, но и при помощи рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же мастерство воображало собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации совокупности эстетических сокровищ.

направляться учитывать и психофизиологическую сторону становления мастерства, на значимость которой обращает внимание в собственных трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. С его точки зрения, появление “человека разумного” неотвратимо ведет к происхождению мастерства. “Под действием перегрузок и нагрузок замечательнейший, идеальнейший орган мысли, — пишет Я.Я. Рогинский, — не имел возможности бы справляться с невиданными дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось мастерством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов — ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в старейшем мастерстве — оберегал от срывов и перенапряжений мыслящий мозг”.

В базе произведений искусства дописьменной и особенно предписьменной эры лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные картинки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли “одну из связей, соединяющих служащих и различные поколения конкретно для передачи культурных приобретений из рода в род” (Г.В. Плеханов). Символический темперамент первобытного мастерства, его условный изобразительный язык призваны высказывать понятия и сложные идеи. За простотой формы кроется содержание и глубочайший смысл.

Сейчас о культуре палеолита, старейшего периода в истории культуры, известно достаточно довольно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным в южной части Франции и севере Испании. Люди, жившие тут по равнинам рек и на побережье Бискайского залива, покинули следы собственного нахождения, каковые много лет были сокрыты в гротах и пещерах. В эти потайные места с конца прошлого века начали попадать археологи. Они обрисовали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам заглавия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны самые важные находки.

Сейчас мы может делать выводы о том, как изменялась с течением времени культура палеолита.

1. Перигорд (35—30 тыс. лет). Популярны насечки и нарезки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения— выцарапанные на камне контуры людей и животных. Графикупринято вычислять старейшим видом изобразительного мастерства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира при помощи линий.

2. Ориньяк (30—19 тыс. лет). Появляются первые произведенияживописи, вида изобразительного мастерства, применяющего цветовые сочетания в качестве базы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на базе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные испытания ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так именуемые меандры — многоцветные борозды, совершённые пальцами по мокрой пещерной глине. Из меандровых линий (“макароны”) вырисовываются контурные картинки, каковые сперва наносят пальцами, после этого особыми орудиями.

К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: это были мелкие статуэтки из бивня мамонта либо мягкого камня, взявшие в будущем обобщенное наименование палеолитических Венер. Это старейшие образцы скульптурного творчества, воображающие собой вырезанные из камня либо кости изображения женского тела. Тут налицо как функция волшебная, заклинательная, так и эстетически-информационная. Женские тела с гипертрофированными показателями женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были как бы знаком детородного начала и природной мощи, а следовательно, идеалом женской привлекательности. Одновременно с этим разумеется, что так осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в действительности. Финиш Ориньяка характерен массовым распространением аналогичных статуэток.

3. Мадлен (15—8 тыс. лет). Вершиной мадленского (и всего палеолитического, кроме того всего первобытного) мастерства стала пещерная живопись. Мадленским периодом датируются самые известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самая известная из них – Альтамирская пещера, которая находится в северной Испании, у моря, и складывается из последовательности подземных зал длиной до 280 метров. Стенки пещеры покрыты огромным числом изображений животных — бизонов, кабанов, лошадей, созданных тёмной, красной, желтой красками. Пещерный живописец не беспокоился о композиции рисунка. Животные нарисованы вне каких-либо намеков на взаимодействие и соразмерность. Изображения довольно часто наезжают друг на друга. Но само уровень качества живописи поражает своим совершенством. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы совершенно верно, жёсткой рукой, которая имела возможность мгновенно прочертить замечательную контурную линию и наложить цветотень. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а прекрасные образы животных сменяются очень условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек очевидно начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи.

Тяжело выяснить, в то время, когда конкретно, но первобытная культура начала создавать и первые произведения архитектуры, взявшие неспециализированное наименование мегалиты-культовые сооружения из огромных необработанных либо полуобработанных каменных глыб. Самые древние из них – менгиры,каменные столбы, расставленные в строгом, по-видимому, предопределённом ритуалом порядке. Имеется менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тысячь киллограм. В Карнаке (Франция, Бретань) много менгиров поставлены последовательностями в виде долгих каменных аллей. В Западной Европе и в южной части России распространены кроме этого дольмены. Они являются составленные совместно две либо три каменные глыбы, перекрытые сверху еще одной. Время от времени камни находятся в виде круга. Подобные сооружения уже именуют в противном случае – кромлехи. Это самые сложные творения древних мастеров. Тут уже налицо определенный художественный план, о чем возможно достаточно полно делать выводы поалтарю Солнца “Стоунхендж”, развалины которого до сих являются одной из достопримечательностей Англии.

В первобытном обществе функционирует триада — род, изобразительная деятельность и миф. С разложением первобытного общества и возникновением классового общества на смену данной триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры.

Шумеро–Аккадская культура

Историк С.Кремер назвал собственную книгу о старейших цивилизациях “История начинается в Шумере” и так внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье либо Междуречье) либо равнина Нила. На данный момент находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства направляться дать конкретно Шумеру, мелкому, но поразительно замечательному с позиций достижений в самых различных областях культуры стране, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял наибольшие центры муниципальный культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, если судить по имеющимся сведениям, просуществовал приблизительно до 2294 года, в то время, когда царь Аккада, другого национального образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе целый Шумер. В следствии появилось единое государство с неспециализированными культурными традициями. Аккадцы, культурные успехи которых существенно уступали достижениям шумеров, с удовольствием восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Так, шумеро-аккадская культура являлась в основном культурой шумерской.

Шумерское царство было богатейшим страной. Достатку собственному оно обязано интенсивнейшему формированию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в собственном эпосе, что “они — хвала всевышним — уже на большом растоянии ушли от дикости, что у них имеется мотыга с бронзовым наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в почву бронзовый лемех к плугу, бронзовый топор — вырубать кусты, бронзовый серп — жать хлеб; имеется у них скоро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат необходимый темп; имеется у них порты, набережные, куда торговцы из заморских государств привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для постройки и драгоценные камни, смолу, гипс; имеется у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают латунь, отливают и точат сабли, топоры; имеется у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; имеется у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; имеется каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; имеется у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады…”. Не страно, что именно шумеры придумали и первый из известных неестественный стройматериал – кирпич, поскольку дерева и камня было мало. Почитая всевышних и обращаясь к ним с молитвами, шумеры ни при каких обстоятельствах не исчерпывались одними молениями, они сами изучили, экспериментировали, старались отыскать наилучший метод исполнения любого дела. В этом шумеры были воистину великим народом.

Умели шумеры применять и изобразительное мастерство для передачи ответственных моментов собственной истории. Вот, к примеру, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необыкновенной технике, сочетающей мозаики и элементы рельефа. (Рельефом именуется вид скульптуры, в котором изображение есть полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой — пиршество по случаю победы. На основании этих изображений возможно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско. Шумерские солдаты еще не использовали луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на целых колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.

Шумеры создали клинопись, старейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Понемногу передающие данные картинки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, получая условно-символическое значение. Так из пиктографии появилась клинопись, воображающая собой клинообразные символы, наносимые на таблички из мокрой глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из самые знаменитых литературных произведений древних шумеров есть бессмертная эпическая поэма “Песнь о Гильгамеше”. Её храбрец, Гильгамеш– шумерский царь, постаравшийся даровать собственному народу бессмертие.

Мастерство клинописи потребовало громадного мастерства и продолжительного кропотливого постижения его баз. И в полной мере конечно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные совокупности греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “зданиями табличек”. Будущих писцов — детей “дома табличек” — преподавателя держали в строгости, о чем мы можем делать выводы по тексту, найденному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной судьбе. Но все-таки радостны были те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем конкретно они занимали высокое публичное положение и становились влиятельными людьми и богатыми.

На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Тут, в отличие от фактически параллельно развивающегося Египта, человек всегда сталкивался с враждебными проявлениями природы. Евфрат и Тигр не похожи на Нил: они смогут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая плотины и затопляя посевы. Тут дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и угрожающие удушить его. Тут идут проливные дожди, обращающие жёсткую поверхность почвы в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Тут, в Месопотамии, природа сокрушает и попирает человека, дает ему ощутить во всей полноте, сколь он ничтожен.

Особенности природы оказали влияние на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со характерным им величественным порядком не были покинуты без внимания; но порядок данный не был надёжным и успокаивающим. Конкретно исходя из этого обитатель Шумера всегда ощущал защиты и необходимость единения. Собственного рода выражением защиты представлялись социальные университеты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство тут воображало собой вариант примитивной народовластии, где правителем имел возможность стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский “Перечень царей” упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса а также правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма так сильны в шумерской культуре, что в их мифологии кроме того всевышние принимают решения коллегиально, методом голосования семерых самых выдающихся всевышних.

Шумерская мифология ориентирована на земное, замечательно соответствует с рациональным логическим мышлением, свойственным этому народу. интеллект и Практичность у шумеров господствуют над несложными суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно обязательно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров “добронравная судьба” рассматривалась как “послушная судьба”. Сохранился шумерский гимн, обрисовывающий Золотой век как век послушания, как“дни, в то время, когда один не должал второму, в то время, когда сын почитал отца, дни, в то время, когда уважение жило в стране, в то время, когда небольшой почитал громадного, в то время, когда младший брат чтил старшего брата, в то время, когда старший сын наставлял младшего сына, в то время, когда младший подчинялся старшему”. Житейская мудрость подсказывала, что в противном случае им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для работы. Усердный и послушный работник имел возможность рассчитывать на продвижение, на награды и знаки милости со стороны собственного хозяина. Так, путь хорошей службы и послушания имеется путь обретения защиты, и путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и другим благам.

Второй фундаментальной проблемой, занимавшей древних шумеров, являлась правомерность смерти, которая представлялась ими как зло и высшее наказание. По какой причине человек обязан погибнуть, если он не совершил ничего плохого? Тем более что рациональность и реалистичность мировоззрения шумеров исключали какую-либо надежду на радостную загробную судьбу. В известном эпосе о Гильгамеше храбрец говорит: “…Лишь всевышние с Солнцем пребудут всегда, а человек — сочтены его годы, что б он ни делал, — все ветер!” В следствии мечта о вечной славе заменяет мечту о бессмертии. Гильгамеш много постранствовал по свету, хотя отыскать для собственного народа источник вечной молодости и бессмертия, но потерпел поражение. И сейчас основной задачей делается прославление его смелых деяний. В поэме проводится идея о том, что смерть — это зло, но она не имеет возможности перечеркнуть сокровище судьбы. Смерть же, не смотря на то, что и знаменует финиш жизненного пути, но как бы подстегивает человека жить мудро и осмысленно, дабы покинуть о себе память в сердцах людей. направляться умирать в борьбе со злом, кроме того в борьбе со смертью. Приз за это — “благодарная” память и имя потомков. В этом и состоит, с позиций шумеров, бессмертие человека. В этом же и смысл жизни. Человек делает первую попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти. Не просто так конкретно в шумерской мифологии в первый раз раздались грезы о золотом райской жизни и веке человечества, отыскавшие позднее развитие в библейских сказаниях.

Поражают и научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. К примеру, в Уре найден реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся в течении 360 лет. На основании этих наблюдений было обнаружено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрологам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. Отечественная семь дней конкретно потому насчитывает семь, а не восемь либо девять дней. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них 12, 60, 360, и не просто так, что и сейчас у нас в году двенадцать месяцев, час складывается из 60 мин., 60 секунд из 60 секунд. Не просто так да и то, что мы делим полный круг на 360 градусов, а сверх того уже на секунды и минуты. Дни шумеры дробили на 12 часов, и на отечественных часах цифры, в большинстве случаев, доходят лишь до 12. Удачи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, вычисляли в пределах десятичного последовательности цифр. Замечательно знали они и геометрические законы: вся евклидова геометрия – это или пересказ опыта шумеров в данной области, или открытие того, что знали они.

Они умели совершенно верно определять длину солнечного года и лунного месяца, время весеннего и осеннего равноденствия. Ну и, само собой разумеется, по положению звезд, по перемещению планет они старались определить будущее. В них глубоко жила вера, что ничто на земле не имеет возможности случиться без того, дабы это же не произошло и на небе. Сами того не ведая, они стали основоположниками астрологии.

Воистину огромной в шумерской культуре была роль жреца – посредника между богом и человеком. В старейшие времена жрецы, если судить по рельефам и изображениях на печатях, отправляли работу всевышним нагими. Позднее они стали облачаться в свободные льняные одеяния. Основной обязанностью по отношению к всевышним было принесение жертв. На протяжении жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были подарки, тем праздничнее церемониал. Намерено обученные жрецы сопровождали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, других инструментах и флейтах. Наравне со жрецами почитались и жрицы, каковые отнюдь не всегда давали обет непорочности. Наоборот, в число их обязанностей входило “служение богине телом”. Храмовая проституция была окружена ореолом святости, и доходы от нее увеличивали богатства “дома всевышнего”.

Заслуживают внимания и созданные шумерами правовые нормы, регламентирующие все сферы судьбы. Шумерские законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, были новаторством для тех лет. Значительно то, что эти законы должны были выполнять все граждане.

Первым в истории Шумера поборником и законодателем справедливости был правитель Уруинимгина (последняя треть IV тысячелетия до н.э.), первый царь-реформатор в истории . Силой установленных законов он добился того, что ни один жрец “в сад матери бедняка не вхаживал”, что, в случае, если “сын бедняка закинет сеть, никто не заберет его рыбу”. Последователем Уруинимгина стал царь по имени Шульга. Шульга составил и ввел в воздействие личный свод законов. Он также пробовал сделать справедливость базой судьбы, искоренить беззаконие и беспорядок, беспокоился о том, дабы “сирота не становился жертвой богача, вдова — жертвой сильного”. Согласно мнению ученых, свод законов Шульги послужил примером для позднейших законодателей и в первую очередь для царя Вавилонии Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Сохранились и интересные сведения о супружеской жизни шумеров. Главой семьи считался папа, чье слово имело важное значение. Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, в определенной степени она отражала отношения между их подданными и богами. Но и роль матери еще была очень значительной и почетной. Нормой был моногамный брак, где жена и муж были практически равноправными партнерами, защищенными брачным договором. Семьи не были через чур громадными: в среднем двое-четверо детей. Шумеры обожали детей, заботились о них, считая это собственной святой обязанностью, и выполняли ее кроме того тогда, в то время, когда ребенок преобразовывался в ребёнка.

Культуру шумеров нереально представить без мастерства. В первую очередь необходимо отметить успехи в области градостроительнства. Шумеры начали строительство укрепленных городов, окруженных стенками, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратов — храмов-алтарей (в будущем – обычных храмовых построек Старой Месопотамии), каковые составляли часть комплекса священных строений, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. По собственной конструкции зиккуратом являлась и известная Вавилонская башня, строительство которой завершилось уже в вавилонский период. Зиккураты довольно часто употреблялись для потребностей ученых-жрецов, занимавшихся астрономией и математикой.

Шумеры —художественно одаренный народ. Не обращая внимания на то что в стране было мало камня, они создали уникальную каменную скульптуру. Статуи царей, жрецов, солдат устанавливались в храмах. В более поздние времена появляются статуи из диорита, такие как, к примеру, изображение известного царя Гудеа (ок. 2300 г. до н.э.). Эта скульптура, отличающаяся незамысловатостью и простотой, весьма ясна, что говорит о громадном мастерстве ее создателя. Шумеры создавали кроме этого пластику в металле, в первый раз применяли золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, бронзой и перламутром. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, британский археолог Л.Були нашёл искусно выполненные сокровища, оружие, отличные музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, железные статуэтки и т.д.

Шумерские сказания, многие из которых потом вошли в более поздние монументы эпической литературы, а также в Библию, первоначально представляли собой несложный пересказ событий. Но пройдя пара этапов, к концу III тысячелетия до н.э. шумерская литература уже содержала в себе многие черты литературы современной. Многообразие жанров и поэтических приемов, эмоциональная мотивировка действий храбрецов, уникальная метрическая форма произведений, широкое использование эффектов ужасного и комического, философская глубина обобщений – все это говорит о новаторстве и таланте безымянных авторов. Появляются наровне с эпическими и первые в истории лирические произведения. Конкретно шумеры считаются авторами первых элегий.

Многие успехи культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, а также древними и греками иудеями. Кое-какие легенды шумерского эпоса легли в базу Библии. Человек, в соответствии с шумерскому эпосу, был создан из глины, так же как и человек библейский. Библейский эдем расположен на территории Месопотамии. В шумерском эпосе в первый раз находятся сведения о глобальном потопе, о Ное с семьей (конечно, что в шумерском эпосе у него было второе имя – Утнапишти), о городе Иерихоне, о Вавилонской башне и т.д. Жизнеописание же Саргона I сильно напоминает историю пророка Моисея: они оба были отысканы в младенческом возрасте в прибрежных зарослях, оба стали великими царями не без божественной на то воли.

Перечень примеров возможно продолжить, как, но, и рассказ о культуре шумеров в целом. Это была величайшая культура, успехи которой были развиты вторыми цивилизациями Месопотамии: вавилонской, ассирийской и халдейской.

Первобытная культура (рус.) История древнего мира.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: