Космические суда (КК) — космические летательные аппараты, предназначенные для полета людей — астронавтов.
Первый полет в космос на космическом корабле «Восток» совершил 12 апреля 1961 г. коммунистический летчик-астронавт Ю. А. Гагарин. Масса КК «Восток» вместе с астронавтом — 4725 кг, большая высота полета над Почвой — 327 км. Полет Юрия Гагарина длился всего 108 мин, но он имел историческое значение: было доказано, что человек может жить и трудиться в космосе. «Он всех нас позвал в космос», — сообщил о Юрии Гагарине американский астронавт Нейл Армстронг.
КК запускаются или с независимой целью (проведение научно-экспериментов и технических исследований, наблюдения из природных явлений и космоса Земли в окружающем пространстве, опробования и оборудования новых и отработка систем), или с целью доставки экипажей на орбитальные станции.
КК создают и запускают США и СССР.
Всего до 1 января 1986 г. было осуществлено 112 полетов КК разных типов с экипажами: 58 полетов советских КК и 54 американских. В этих полетах употреблялись 93 КК (58 советских и 35 американских). На них совершили полеты в космос 195 человек — 60 советских и 116 американских астронавтов, и по одному астронавту из Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии, Индии и Франции, каковые совершили полеты в составе интернациональных экипажей на советских КК
«Альянс» и орбитальных станциях «Салют», три астронавта из ФРГ и по одному астронавту из Канады, Франции, Саудовской Аравии, Мексики и Нидерландов, каковые совершили полеты на американских КК многоразового применения «Спейс Шаттл».
В отличие от автоматических космических летательных аппаратов любой космический корабль имеет три главных необходимых элемента: герметический отсек с совокупностью жизнеобеспечения, в котором работает в космосе экипаж; спускаемый аппарат для возвращения экипажа на Землю; совокупности ориентации, управления и двигательную установку для схода и изменения орбиты с нее перед посадкой (последний элемент характерен для многих автоматических ИСЗ и АМС).
Совокупность жизнеобеспечения формирует и поддерживает в герметическом отсеке условия, нужные для жизни и деятельности человека: неестественную газовую среду (воздушное пространство) определенного состава, с определенными давлением, температурой, влажностью; удовлетворяет потребности экипажа в кислороде, пище, воде; удаляет отходы жизнедеятельности человека (к примеру, поглощает выдыхаемый человеком углекислый газ). При краткосрочных полетах запасы кислорода смогут храниться на борту КК, при долгих кислород может получаться, к примеру, методом электролиза воды либо разложения углекислого газа.
Спускаемые аппараты для возвращения экипажа на Землю применяют парашютные совокупности для уменьшения скорости понижения перед посадкой. Спускаемые аппараты американских КК совершают посадку на водную поверхность, советских КК — на жёсткую земную поверхность. Исходя из этого спускаемые аппараты КК «Альянс» дополнительно имеют двигатели мягкой посадки, срабатывающие конкретно у поверхности и быстро снижающие скорость посадки. Спускаемые аппараты имеют кроме этого замечательные наружные теплозащитные экраны, поскольку при входе в плотные слои атмосферы с громадными скоростями их внешние поверхности из-за трения о воздушное пространство нагреваются до высоких температур.
Космические суда СССР: «Восток», «Союз» и «Восход». Выдающаяся роль в их создании в собственности академику С. П. Королеву. На этих космических судах были совершены превосходные полеты, ставшие этапными в развитии космонавтики. На КК «Восток-3» и «Восток-4» астронавты А. Г. Николаев и П. Р. Попович выполнили в первый раз групповой полет. КК «Восток-6» поднял в космос первую даму-астронавта В. В. Терешкову. Из корабля «Восход-2», пилотируемого П. И. Беляевым, астронавт А. А. Леонов в первый раз в мире совершил выход в открытый космос в особом скафандре. Первая экспериментальная орбитальная станция на орбите спутника Почвы была создана методом стыковки судов «Союз-4» и «Союз-5», пилотируемых астронавтами В. А. Шаталовым и Б. В. Волыновым, А. С. Елисеевым, Е. В. Хруновым. А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов вышли в открытый космос и перешли в корабль «Альянс-4». Многие суда «Альянс» употреблялись для доставки экипажей на орбитальные станции «Салют».
КК «Альянс» — самые совершенные пилотируемые космические аппараты, созданные в СССР. Они предназначены для исполнения широкого круга задач в околоземном космическом пространстве: обслуживания орбитальных станций, изучения действия условий долгого космического полета на организм человека, проведения опытов в интересах народного хозяйства и науки, опробований новой космической техники. Масса КК «Альянс» — 6800 кг, большая протяженность — 7,5 м, большой диаметр — 2,72 м, размах панелей с солнечными батареями — 8,37 м, объем жилых помещений — 10 м3. Корабль складывается из трех отсеков: спускаемого аппарата, орбитального отсека и приборно-агрегатного отсека.
В спускаемом аппарате экипаж находится на участке выведения корабля на орбиту, при управлении кораблем в полете по орбите, при возвращении на Землю. Орбитальный отсек — лаборатория, в которой астронавты выполняют наблюдения и научные исследования, занимаются физическими упражнениями, питаются и отдыхают. В этом отсеке оборудованы места для работы, сна и отдыха астронавтов. Орбитальный отсек возможно применять в качестве шлюзовой камеры для выхода астронавтов в открытый космос. В приборно-агрегатном отсеке размещается главная двигательные установки и бортовая аппаратура корабля. Часть отсека герметична. Внутри ее поддерживаются условия, нужные для обычного функционирования совокупности терморегулирования, энергопитания, телеметрии и аппаратуры радиосвязи, управления системы и приборов ориентации перемещением. В негерметичной части отсека смонтирована жидкостная реактивная двигательная установка, которая употребляется для маневрирования КК на орбите, и для схода корабля с орбиты. Она складывается из двух двигателей тягой по 400 кг любой. В зависимости от заправки и программы полёта горючим двигательной установки КК «Альянс» может выполнять маневры по высоте до 1300 км.
До 1 января 1986 г. были запущены 54 КК типа «Альянс» и его усовершенствованного варианта «Альянс Т» (из них 3 — без экипажа).
Космические суда США: одноместные «Меркурий» (было запущено 6 КК), двухместные «Джемини» (10 КК), трехместные «Аполлон» (15 КК) и многоместные КК многоразового применения, созданные по программе «Спейс Шаттл». Громаднейший успех был достигнут американской космонавтикой посредством КК «Аполлон», предназначенных для доставки экспедиций на Луну. Всего было предпринято 7 таких экспедиций, из них 6 были успешными. Первая экспедиция на Луну состоялась 16—24 июля 1969 г. на КК «Аполлон-11», пилотируемом экипажем в составе астронавтов Н. Армстронга, Э. Олдрина и М. Коллинза. 20 июля Армстронг и Олдрин в лунном отсеке корабля высадились на Луну, тогда как Коллинз по большей части блоке «Аполлона» совершал полет по окололунной орбите. Лунный отсек пробыл на Луне 21 ч 36 мин, из них более 2 ч астронавты пребывали конкретно на поверхности Луны. После этого они стартовали с Луны в лунном отсеке, состыковались с главным блоком «Аполлона» и, скинув использованный лунный отсек, забрали курс на Землю. 24 июля экспедиция благополучно приводнилась в Тихом океане.
Третья по счету экспедиция на Луну была неудачной: на пути к Луне с «Аполлоном-13» случилась авария, высадка на Луну была отменена. Обогнув отечественный естественный спутник и преодолев большие трудности, астронавты Дж. Ловелл, Ф. Хейс и Дж. Суиджерт возвратились на Землю.
На Луне американские астронавты вели научные наблюдения, разместили устройства, каковые трудились по окончании их отлета с Луны, доставили на Землю образцы лунного грунта.
В начале 80-х гг. в Соединенных Штатах был создан КК нового типа — космический корабль многоразового применения «Спейс Шаттл» («Космический челнок»). Конструктивно космическая транспортная совокупность «Спейс Шаттл» представляет собой орбитальную ступень — самолет с тремя жидкостными ракетными двигателями (ракетоплан), — крепящуюся к наружному подвесному топливному баку с двумя твердотопливными ускорителями. Подобно простым ракетам-носителям суда «Спейс Шаттл» стартуют вертикально (стартовый вес совокупности — 2040 т). Топливный бак по окончании применения отделяется и сгорает в воздухе, ускорители по окончании отделения приводняются в Атлантике и смогут употребляться повторно.
Стартовый вес орбитальной ступени приблизительно 115 т, включая нужную нагрузку весом около 30 т и экипаж из 6—8 астронавтов; протяженность фюзеляжа — 32,9 м, размах крыльев — 23,8 м.
По окончании исполнения задач в космосе орбитальная ступень возвращается на Землю, совершая посадку, как простой самолет, и в будущем может употребляться повторно.
Главное назначение КК «Спейс Шаттл» — исполнение челночных рейсов по маршруту «Почва — орбита — Почва» для доставки на относительно низкие орбиты нужных нагрузок (спутников, элементов орбитальных станций и т. п.) разного назначения, и проведения в космосе разных экспериментов и исследований. Минобороны США планирует широкое применение КК «Спейс Шаттл» для милитаризации космоса, против чего решительно выступает СССР.
Первый полет КК многоразового применения «Спейс Шаттл» прошёл в апреле 1981 г.
До 1 января 1986 г. произошло 23 полета КК этого типа, наряду с этим употреблялись 4 орбитальные ступени «Колумбия», «Чэлленджер», «Дискавери» и «Атлантис».
В июле 1975 г. на околоземной орбите был выполнен ответственный интернациональный космический опыт: в совместном полете приняли участие суда двух государств — американский «Аполлон-19» и советский «Союз». На орбите суда состыковались, и в течение двух дней существовала космическая совокупность из космических судов двух государств. Значение этого опыта в том, что была решена большая научная неприятность совместимости судов для исполнения программы совместного полета со стыковкой и сближением, обоюдным переходом экипажей, совместными научными изучениями.
Совместный полет КК «Альянс-19», пилотируемого астронавтами А. А. Леоновым и В. Н. Кубасовым, и КК «Аполлон», пилотируемого астронавтами Т. Стаффордом, В. Брандом и Д. Слейтоном, стал историческим событием в космонавтике. Данный полет продемонстрировал, что США и СССР смогут сотрудничать не только на Земле, но и в космосе.
Во время с марта 1978 г. по май 1981 г. на советских КК «Альянс» и орбитальной станции «Салют-6» состоялись полеты девяти интернациональных экипажей по программе «Интеркосмос». В космосе интернациональные экипажи делали громадную научную работу — совершили около 150 научно-технических опытов в области космической биологии и медицины, астрофизики, космического материаловедения, геофизики, наблюдения Почвы с целью изучения ее природных ресурсов.
В 1982 г. на советском КК «Альянс Т-6» и орбитальной станции «Салют-7» совершил полет советско-французский интернациональный экипаж, а в апреле 1984 г. на советском КК «Альянс Т-11» и орбитальной станции «Салют-7» совершили полет советские и индийский астронавты.
Полеты интернациональных экипажей на советских КК и орбитальных станциях имеют громадное значение для развития развития и мировой космонавтики дружественных связей между народами разных государств (см. Астронавт).