Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 17 глава

В особенном педагогическом подходе нуждаются дети, у которых недостатки слуха сочетаются с интеллектуальными, двигательными и эмоционально-поведенческими нарушениями.

Домашнее воспитание

Задачи и содержание домашнего слабослышащих детей и воспитания глухих зависят от возраста. С развитием и ростом ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических действий. При активной помощи экспертов растет педагогическая культура и опыт своих родителей ребенка, что оказывает помощь им в воспитании ребенка.

Не обращая внимания на личные различия детей у своих родителей имеются такие неспециализированные задачи воспитания: укрепление и охрана здоровья; предупреждение вторичных отклонений и заболеваний в развитии; работа по формированию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка; развитие его умственных свойств, памяти, речи и мышления; развитие и формирование хороших нравственных качеств; создание условий и воспитание активности для развития его творческих свойств.

Эксперт обучает своих родителей сотрудничеству с ребенком. Действуя совместно, специалисты и родители формируют нужные воспитания и психологические предпосылки обучения — развивают внимание ребенка по подражанию, интерес к окружающему миру, что есть базой коммуникативных связей ребенка с окружающими.

развитие и Формирование словесной речи ребенка с применением остаточного слуха, и формирование коммуникативных умений нужно затевать с самого раннего возраста. Исходя из этого так громадна роль своих родителей в этом ходе. Они создают разнообразные обстановки, разрешающие расширять сло-варньш запас и развивать разговорную обращение ребенка, закреплять понятия, совершенствовать произносительные и слуховые навыки. Такая работа делается нужным условием домашнего воспитания неслышащегоребенка.

252

Хороший пример своих родителей содействует овладению неслышащим ребенком правилами и нормами нравственного поведения. Лишь подражая родителям, ребенок понемногу получает такие нравственные качества, как доброта, правдивость, трудолюбие и дисциплинированность. направляться иметь в виду, что представления о морали, каковые слышащий ребенок может усвоить самостоятельно, не формируются у детей с нарушениями слуха без особой педагогической работы.

Семья занимает важное место в социализации неслышащего ребенка. Родители формируют у детей навыки самообслуживания, хорошее отношение к учебе, готовя детей к участию в бытовом и публично-нужном труде.

В различных видах и общении совместной деятельности родители расширяют кругозор неслышащего ребенка, развивают в нем интерес к знаниям, потребность в чтении. В этих целях родители применяют и совместно совершённое время досуга.

Домашнее воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциальные возможности ребенка. Такое воспитание предотвращает социальную изоляцию ребенка, снабжает его средствами коммуникации и оказывает помощь его интеграции в общество.

Для детей с недостатками слуха большое значение имеет верное домашнее воспитание. Родителям направляться как возможно больше говорить с ребенком, пребывав в его поле зрения. Сказать с ним направляться звучно, ясно, деятельно жестикулируя, помогать ему мимикой и жестами осознать контекст. В случае, если родители глухие, они смогут говорить с ребенком посредством жестовой речи и дактилологии.

Как возможно раньше нужно затевать приучать ребенка к слуховому аппарату. Слуховой аппарат ребенку нужно носить неизменно, снимая его лишь на время сна. Но приучать малыша к этому направляться понемногу.

Верно подобранный слуховой аппарат и верно ус-тановленны и режим его работы — нужное условие для успешного начала работы с ребенком.

Усиление звуков в аппарате не должно быть чрезмерным, вызывающим неприятные ощущения. В другом случае дети с плачем срывают аппараты, отказываются их носить. Более терпеливые дети носят, но жалуются на головную боль, усталость, становятся раздражительными, нервными. Дабы этого не происходило, аппарат должен быть верно настроен.

253

Родителям направляться растолковывать, что глухим и слабослышащим детям, имеющим большое понижение слуха, требуется продолжительное (год) ношение слухового аппарата и систематические слуховые занятия чтобы убедиться, что ребенок с аппаратом слышит лучше.

Раннее начало занятий, непременно, — залог успеха. Ребенок не купил еще никаких своеобразных форм общения, не почувствовал собственной неполноценности.

Дети, не наученные слушать с аппаратом, смогут относиться к нему легко как к ненужному предмету. В случае, если дети избалованны, поскольку родители относятся к ним как к больным, стараются выполнить любое их желание и не сумели приучить их к аппарату, преодолеть подобный отрицательный педагогический опыт непросто. Одновременно с этим нельзя впадать и в другую крайность: заставлять детей пользоваться аппаратом.

Лучше советчика, чем сами родители, у которых растет кроха с недостатком слуха, нет. Исходя из этого родителям направляться прислушиваться к авторам книги «Человек не слышит» В. и 3. Крайни-ным: «близкие и Родные мелкого ребенка! Не забывайте: чемрань-ше найдена глухота, чемраньше начато обучение, тем больше шансов на успех! Учить мелкого глухого нужно всеми дешёвыми средствами воспроизведения и восприятия речи — от применения слуховых аппаратов до чтения с губ говорящего, дак-тилирования, жестовой речи. Отлично, в случае, если такое обучение начато до двух лет, значительно лучше — в случае, если до года.

Неслышащие, знайте: в преодолении глухоты очень многое зависит от вас самих, упорства и вашей воли. Обучитесь обожать книгу, наслаждаться от журналов и чтения газет. Не скрывайте собственный болезнь, пользуйтесь всеми методами восприятия речи.

. Слышащие! Будьте терпеливы при общении с глухими. Повторяйте слова либо фразы до тех пор, пока не станет светло — они осознаны.

Глухота — в первую очередь утрата большой части информации и связанное с этим одиночество. От отечественного с вами отношения к глухим, от уважения к ним и рвения внести свою лепту в значительной степени зависит трагедии дефицита одиночества и устранение информации.

Ни при каких обстоятельствах помните этого!»

Заниматься с совсем мелким ребенком с нарушениями слуха в семье нужно так же, как вее родители занимаются со сво-

ими детьми, но еще более пристально смотреть за каждым проявлением психологической судьбе. Взрослые чаще должны брать ребенка на руки, подносить к предметам, заинтересовавшим его, давать ему возможность их изучить, ощупать. Не нужно на долгое время оставлять ребенка в манеже одного, но как возможно раньше направляться приучать его к самостоятельности.

Детей, каковые ни при каких обстоятельствах не были в особых детских учреждениях, рекомендуется через некое время отдавать в массовые детские сады. В массовом детском саду либо группе при нем ребенок возьмёт доступ в нужную для него среду сверстников, понемногу купит опыт общения с ними.

Необходимо, дабы родители знали, что ранняя утрата слуха меняет предстоящее психологическое развитие ребенка. При нарушенном слухе имеют место недоразвитие либо отсутствие речи, нарушение ориентировки в предметной деятельности, искажение представлений о социальном окружении, нарушение потреб-ностно-мотивационного замысла деятельности, страдает развитие личности в целом. Нужными условиями для полноценного развития есть в первую очередь речевая среда, окружение говорящих людей и вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность со взрослыми и сверстниками. Ответственным условием кроме этого есть стимуляция развития всех людских свойств, активное влияние на развитие всех психологических качеств ребенка.

Неспециализированные закономерности развития при недостатках сенсорной сферы

При маленьком недостатке слуха — тугоухости — существует возможность независимого овладения речью. Полное же «выпадение» слуха при отсутствии особого обучения приводит, в большинстве случаев, к отсутствию речи, что нарушает интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. При сла-бовидении зрительное восприятие ограничено, но не обращая внимания на замедленность, узость и нечёткость обзора, яркость и недостаточную чёткость, часто искаженность предметов, сохраняются потенциальные возможности жадно-психологического развития. Для полной слепоты свойственны сложные вторичные и третичные нарушения психологических эмоциональной сферы и процессов.

255

У глухих детей из-за речевых нарушений, а у слепых из-за отсутствия зрительного контакта задерживается развитие навыков общения, снабжающих совместную деятельность с предметами. При обоих видах сенсорного недостатка нарушается формирование предметных представлений. Нарушение развития эмоциональной сферы у слепого ребенка связано с ограничением или невозможностью восприятия взора, жеста, мимики, у глухих детей — с отсутствием действия речи взрослого человека, ее эмоционального тона. Разумеется, что оба вида нарушения требуют соответствующей коррекции.

Сравнение различных видов аномалий развития при патологии сенсорной сферы как между собой, так и с нормой разрешило сформулировать последовательность неспециализированных закономерностей. Во-первых, это недоразвитие свойств к приему, хранению и переработке информации. Конечно, что в громаднейшей степени нарушается усвоение той информации, которая направлена пораженному анализатору. Во-вторых, это недостаточность словесного опосредования. Благодаря этого отмечается тенденция к определенному замедлению темпа развития отвлечения — процессов и мышления обобщения.

Наровне с вторичными отрицательными симптомами имеются и симптомы компенсаторные, появляющиеся в следствии приспособления больного ребенка к требованиям среды. В зависимости от характера сенсорного недостатка появляются разного рода функциональные перестройки, в базе которых лежат мобилизация резервных возможностей центральной нервной совокупности и высокая пластичность в формировании высших корковых функций, совершенствующиеся в ходе обучения.

Неспециализированным для недостаточности сенсорной сферы, а довольно часто и других аномалий есть определенная специфика аномального развития личности, замечаемого в негативных условиях воспитания и при неадекватной педагогической коррекции. Обстоятельствами патологического формирования личности дефицитарного типа (с недостатками сенсорной и моторной сферы, и инвалидизирующими соматическими болезнями) считаются как реакция личности на хроническую психотравмирующую обстановку, обусловленную осознанием собственной несостоятельности, так и ограничение возможностей контактов благодаря сенсорной, моторной или соматической депривации. * — —*¦ —

256

Клинико-психологическая структура развития личности у детей с недостатками слуха и зрения включает последовательность неспециализированных показателей. К ним относятся пониженный фон настроения, астенические черты (часто с явлениями ипохондричности), тенденции к аутизации (следствие как объективных затруднений контактов, которые связаны с главным недостатком, так и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, часто в мир фантазий). Рвение к аутизации, и формирование невротических, время от времени истериформных особенностей личности часто усугубляются неправильным воспитанием ребенка — гиперопекой, инфанти-лизирующей его личность и больше тормозящей формирование социальных установок.

Среди коррекционных мероприятий громадное место в собственности стимуляции развития зрения и остаточного слуха. Принцип коррекции — опора на сохранные функции, самый отстающие от недостатков. Так, при нарушениях слуха формирования восприятия речи употребляются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Зрительный анализатор употребляется для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухового восприятия с контактным тактильным осязанием, опирающимся на вибрационную, кожную, температурную чувствительность. При нарушениях зрения допустимо воздействие на недостаток «сверху вниз», т. е. вербализации и путь интеллектуализации сенсорного опыта. Процесс речевого общения со взрослым разрешает слепому ребенку стремительнее овладеть предметным опытом.

Используя положение о необходимости громаднейшей опоры на те сохранные функции, каковые находятся в сензитивном периоде, в ранней коррекции слепых детей, на первой стадии компенсации опираются на двигательно-кинетический анализатор, на втором — наречь, интенсивно развивающуюся в это время.

задания и Вопросы

1. Назовите обучения ребёнка и возможные пути воспитания с нарушением слуха.

2. Кто принимает решение о воспитании ребенка с нарушением слуха дома?

3. С какого возраста нужно затевать обучение ребенка, в случае, если нарушение слуха было найдено до года?

4. С чего необходимо затевать работу с ребенком, имеющим нарушение слуха?

5. Необходимо ли применять слуховой аппарат, в случае, если ребенку нет еще одного года?

6. Как мать (родные родственники) должны обращаться с ребенком с нарушенным слухом?

7. Какое значение имеет незначительное понижение слуха у ребенка раннего возраста?

8. Какой ребенок не в состоянии овладеть речью без особого обучения?

9. Какие конкретно обстоятельства смогут вызвать врожденную глухоту и тугоухость?

10. Назовите неспециализированные закономерности развития при нарушениях сенсорной сферы.

258

ГЛАВА 10

Ребенок

с нарушением

коммуникативного

поведения в семье

Развитие общения в раннем возрасте

Начальные элементы развития общения у ребенка появляются достаточно рано, уже начиная с первого месяца судьбы. Уже на первом месяце судьбы наровне с комплектом врожденных приспособительных реакций, играющих главную роль в жизнедеятельности организма, возможно с 3—4-й семь дней судьбы распознать начальные предпосылки так именуемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку нежный голос либо ухмылку начинает появляться ротовое познание — ребенок замирает, его губы легко вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. За данной реакцией появляется ухмылка. Уже во время новорожденности можно подчернуть, что ребенок стремительнее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

В возрасте 1—3 месяцев у ребенка наровне с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители сильнее проявляются эмоциональные реакции на общение с взрослым: стабилизируется ухмылка, а к концу периода появляется хохот. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него весёлое оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции.

На этом возрастном этапе комплекс оживления появляется при виде как приятеля, так и незнакомого лица. хорошая выраженность и Своевременное появление комплекса оживления говорят о здоровье ребенка и обычном психологическом развитии.

. В возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу. Смотрит за ним глазами, высказывает недовольство при его уходе, радуется больше этому лицу, чем вторым, охотнее и дольше гулит в его присутствии. К концу этого этапа он может показывать активное рвение к отказу от общения с другими лицами, ужас при виде чужого лица.

Приблизительно с 6— 7 месяцев лепет получает коммуникативный темперамент: ребенок более деятельно лепечет при игре и общении с взрослым, в один момент начинается развитие началь-

260

ного понимания обращенной речи. Данный этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на два-три лица из его окружения, в большинстве случаев это второй родитель, бабушка либо кто-либо из родных.

Кое-какие дети в собственном развитии минуют этапы единственной привязанности и скоро переходят к этапу множественных привязанностей. Особенно это характерно для детей, каковые находятся в детских учреждениях.

Так, своеобразные эмоциональные привязанности у ребенка раннего возраста самый интенсивно развиваются во время от 22 недель до одного года. Структура эмоциональной привязанности ребенка не всегда однотипна. самая благоприятной для психологического развития есть так называемая структура надёжной привязанности, при которой ребенок чувствует себя с уверенностью и защищенно. Такая привязанность формируется в следствии верного сотрудничества матери с малышом, в то время, когда ребенок имеет, возможно не столь нередкий, но эмоционально-приятный физический контакт с матерью.

Нарушения социально-эмоционального развития у детей смогут наблюдаться в случаях, в то время, когда мать малоэмоциональна и в общении с малышом больше руководствуется разумом. Она заботится о нем, выполняет режим, но мало играется с ним, а вдруг и играется, то не заражается одновременной с ним эйфорией, а играется по причине того, что так нужно. Подобный тип общения может предрасполагать к формированию у ребенка невротических реакций, и в первую очередь страха, и аутизма. Трудности физического контакта матери с ребенком имеют место при заболевании малыша ДЦП. Таковой ребенок довольно часто еле удерживает голову, не хорошо сидит, у него смогут наблюдаться насильственные перемещения, при взятии его на руки он выгибается, что пугает мать, она опасается его выронить. Все это вызывает большое волнение и беспокойство.

Громадное значение в формировании эмоционально-социального сотрудничества имеет не только контакт-прикосновение, но и зрение, слух.

У детей с нарушениями слуха и зрения при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий возможно

261

нарушено развитие социальных взаимоотношений, что имеет место особенно при наличии сложного недостатка, включающего как нарушение слуха, так и нарушение зрения.

Особенно громадные сложности в развитии эмоционального взаимодействия и коммуникативного поведения с окружающими имеют место у детей с нарушением общения в виде раннего детского аутизма (РДА). Эти нарушения еще более усугубляются при наличии вышеуказанных расстройств.

Аутизм

В соответствии с МКБ-10, аутизм — это необычное нарушение психотерапевтического развития, которое в большинстве случаев проявляется в первые 30 мес. жизни. Аутизм в первый раз обрисован Лео Канне-ром в 1943 г. Главным показателем аутизма есть нарушение контакта ребенка с окружающим миром, и в первую очередь с людьми (Приложение I). Ребенок с аутизмом загружён в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не пытается либо не переносит межличностных контактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая жесты и выразительная мимика, он старается не наблюдать в глаза окружающим. Эти дети избегают кроме этого телесных контактов, отстраняются от ласки родных. оптимальнее они себя ощущают, в то время, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не подмечает вторых людей; предоставленный самому себе, он может однообразно повторять одинаковые перемещения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла слова либо звуки. В случае, если взрослый все же пробует вступить с ним в контакт, он возбуждается, делается напряженным, нега-тивистичным, может проявлять агрессию по отношению к окружающим.

Для детей с аутизмом характерна однообразная, как бы нецеленаправленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, беге на цыпочках, необычных перемещениях пальцев рук около наружных углов глаз. Двигательное беспокойство может чередоваться с периодами заторможенности, застывания в одной позе.

Степень умственного развития при аутизме разна: в одних случаях интеллект возможно обычным, в других ребе-

262

нок возможно умственно отсталым, но среди аутистов видятся и высокоодаренные дети.

Развитие речи кроме этого отличается громадной вариативностью: кое-какие дети по срокам и темпу развития речи опережают здоровых сверстников, другие отстают в речевом развитии. Но в любых ситуациях отмечается своеобразие речи детей с аутизмом. В первую очередь это нарушения модуляции голоса: или она весьма бедная, или гротескная, не адекватная смыслу.

Довольно часто ребенок особенно звучно и ясно произносит отдельные звуки либо слоги. При аутизме весьма необычен тембр голоса: большой, с нарастанием его высоты к концу фразы.

Обращение детей с аутизмом довольно часто содержит комплект штампованных фраз, время от времени отмечается рвение к повторению малопонятных слов, услышанных ими от окружающих и по радио. Изюминкой речи детей с аутизмом есть обращение о себе во втором и третьем лице.

Обращение аутичного ребенка не направлена на общение с окружающими, а есть как бы речью для себя. Ребенок наслаждается не от общения, которое появляется при помощи речи, а от манипулирования самими словами, фразами и звуками. В некоторых случаях обращение у ребенка отсутствует абсолютно.

Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они смогут часами слушать любимые ими мелодии.

Они отличаются повышенной чувствительностью к собственному окружению, еле переносят изменение привычной для них обстановки, довольно часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми предметами, время от времени опасаются самых простых предметов обихода, к примеру света электрической лампы, звука пылесоса, кое-какие из них опасаются лифта, поездки в метро, животных и т. д.

Аутизм может появляться по разным обстоятельствам: благодаря раннего повреждения головного мозга в сочетании со необычными, наследственно обусловленными изюминками психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве. Но в любых ситуациях отмечается наследственная предрасположенность к подобному своеобразию психологического развития. Имеются эти, что аутизм чаще начинается у мальчиков, чем у девочек.

Аутизм видится в 5 случаях на 10 000 живых новорожденных. Аутистические черты поведения смогут наблюдаться у

263

многих детей с отклонениями в развитии: при некоторых наследственно обусловленных формах умственной отсталости, к примеру, при фенилкетонурии, при детском церебральном параличе, у детей с недостатками зрения — слепых и слабовидящих, и при некоторых вторых жадно-психологических болезнях. Около 1/3 детей с аутизмом имеют разные неврологические отклонения.

Как правило риск рождения второго больного ребенка мал, в особенности в случае, если в родословной по обеим линиям исключается диагноз шизофрении. Но известны случаи, в то время, когда в семье рождались двое детей с аутизмом, обрисованы случаи аутизма у однояйцевых близнецов.

Сейчас у некоторых детей с аутизмом обрисованы необычные трансформации Х-хромосомы — перетяжка на одном из ее участков. Это нарушение стало называться синдрома ломкой либо фрагильной Х-хромосомы. Исходя из этого в любых ситуациях аутизма продемонстрировано цитогенетическое изучение.

Для более действенной помощи больным аутизмом нужно раннее установление диагноза, нужно на первом году судьбы, в то время, когда возможно четко отметить отсутствие зрительного контакта, непереносимость каких-либо изменений в собственном окружении, отсутствие эмоционального контакта с матерью и другими взрослыми, страхи. Главную роль в адаптации детей с аутизмом к их окружению играются психолого-педагогические мероприятия, проводимые лично и в маленьких группах детей при верно подобранном медикаментозном лечении. Детей с аутизмом намерено обучают постепенному врастанию в общество с целью подготовки их к взрослой судьбе.

Детям с аутизмом нужны долгая помощь, целенаправленные упрочнения семьи, преподавателей, воспитателей, докторов, психологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны родных, друзей, общества и соседей.

Приведем отечественное 8-летнее наблюдение за ребенком с синдромом раннего детского аутизма.

На приеме бабушка с мелким внуком Сережей, которому 2 года 8 мес. Бабушку тревожит, что ребенок неконтактный, не хорошо говорит, возбудим, не хорошо спит, испытывает страхи, не играется в игрушки. На прием к детскому психиатру бабушку с внуком направил детский невропатолог, что замечал ребенка с первых месяцев судьбы по поводу родо-

вой подозрения и травмы на детский церебральный паралич. Из беседы с бабушкой узнается, что мальчик появился в срок, от здоровых своих родителей. Родители не желали детей. Беременность у матери первая, нежеланная. Протекала беременность нормально, не смотря на то, что у матери отрицательный резус, но титр антител в крови матери в течении всей беременности был обычным. Роды затяжные, со стимуляцией, появился с гематомой на голове. Закричал через 1—2 мин. Масса тела при рождении — 4 500 г, протяженность — 50 см. Ребенок к груди приложен на пять дня, сосал вяло. Мальчик рос ослабленным, довольно много болел, однократно на фоне большой температуры отмечались судороги. Отправился ребенок в год, предпочитал находиться на носках и бегать на цыпочках, в связи с чем у ребенка подозревали детский церебральный паралич. Первые слова показались с 1,5 лет. К 2 годам сказал фразы, просматривал стихи. С 2,5 лет начала ухудшаться обращение, прекратил общаться с окружающими, в одиночестве игрался в однообразные игры, подолгу крутил и разглядывал веревочки, шнурки, наряду с этим радовался «сам себе», произносил какие-то нечленораздельные звуки. С этого же времени стал весьма раздражительным, неспокойным, практически все время находился в движении, в игрушки не игрался, при обращении к нему возбуждался еще больше, кричал, бесцельно хватал различные предметы, бросал их. Прекратил проситься в туалет, стал неопрятен; показались страхи громких звуков; опасался воды, в особенности душа. Ребенок был осмотрен детским дефектологом. В ходе долгих систематических занятий состояние Сережи пара улучшилось, под контролем педагога-дефектолога он начал делать простые задания, с наслаждением рисовал, раскрашивал картины, стал опрятнее и пара спокойнее. Но предоставленный сам себе, он бегал, нервничал либо однообразно повторял одинаковые действия и движения, время от времени нашептывал либо выкрикивал лишенные определенного смысла слова либо звуки. Неспециализированное отставание в психологическом развитии стало более выраженным. Мальчика удалось устроить в особый детский сад для детей с ранним органическим поражением центральной нервной совокупности. К детсаду он привыкал тяжело, временами его поведение быстро ухудшалось, неоднократно появлялся вопрос об определении его в детскую психиатрическую поликлинику. Но систематическое лечение и длящаяся личная коррекционная психолого-педагогическая работа с мальчиком и громадное самоотверженное участие бабушки в воспитании внука разрешили пара улучшить состояние ребенка, и он продолжал до школы оставаться в специальном детском саду. В детском саду мальчик существенно продвинулся в умственном развитии, но у него оставались нарушения в эмоционально-волевой сфере и неспециализированная разлаженность поведения. Временами наблюдалась нецеленаправленная двига-

265

тельная активность, он начинал бегать, подпрыгивать на месте, рукоплескать в ладоши, выкрикивать отдельные слова. Это особенно усиливалось при утомлении. Мальчик оставался малоконтактным, не наблюдал в лицо собеседника, не отвечал на вопросы. Отмечались нарушения неспециализированной и особенно небольшой моторики. К началу обучения в школе он усвоил буквы, счет до 10. Но испытывал затруднения в несложных счетных операциях. Нарушения речи оставались выраженными, мальчик не имел возможности составить рассказ кроме того по несложной сюжетной картине. Многие звуки произносил искаженно, голос большой, интонационно маловыразительный. Во время возбуждения проявлялась патологическая склонность к произнесению бранных слов. Отмечалось нарушение целенаправленной деятельности и внимания. Кор-рекционная работа с мальчиком длилась, и в 8 лет он был выяснен в особую школу для детей с задержкой психологического развития. Программу усваивал, понемногу начинал общаться с детьми, поведение понемногу улучшилось.

Это наблюдение говорит о том, что и при таком тяжелом нарушении психологического развития, каким есть детский аутизм, ранняя и систематическая лечебно-психолого-педагогическая коррекционная работа может содействовать улучшению социальной адаптации детей.

При воспитании ребенка с ранним детским аутизмом родителям не нужно принуждать ребенка к исполнению тех либо иных действий. Чем упорнее родители настаивают на собственных требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Дабы организовать поведение ребенка с аутизмом, предотвратить возможность происхождения у него перевозбуждения, в первую очередь нужно организовать его режим дня, принципиально важно кроме этого научить его главным гигиеническим навыкам. Наряду с этим в первую очередь нужно создавать такие условия, каковые бы содействовали предупреждению происхождения у ребенка страхов. Дети с аутизмом отличаются повышенной чувствительностью к разным внешним стимулам, они легко фиксируют внимание на отрицательных ощущениях. Исходя из этого в случае, если для того чтобы малыша, к примеру, искупали в через чур горячей либо в через чур холодной воде, он может долгое время опасаться не только самой процедуры купания, но и просто воды.

Многие аутичные дети сверхчувствительны к шумам, резким звукам. Исходя из этого они легко смогут испугаться шума воды либо стиральной машины, шума водопроводных труб. И испугавшись раз, они будут избегать процедуры купания.

04-24. Глава 2. Путь первый, Прикосновение, Часть 1


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: