Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 8 глава

У детей с отклонениями в развитии, в особенности при детском церебральном параличе, довольно часто имеет место несформирован-ность синтеза и пространственного анализа. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не смогут выполнять линей-

124

ки в тетрадях, различать правую и левую стороны, смогут начать писать либо рисовать в любом месте тетради, просматривать с середины страницы. Степень выраженности указанных нарушений разна.

направляться иметь в виду, что у большой части детей затруднения в усвоении программного материала зависят от особенностей и нарушений речи их психологической деятельности. При оценке чтения и устного ответа преподаватель обязан учитывать речевые изюминки ребенка и ни за что не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения).

У ребенка с церебральным параличом особенное значение имеют особые упражнения по развитию и подготовке независимой ходьбы. Для этого ребенка направляться научить верной вертикальной установке туловища и головы по отношению к опорной поверхности, умению перемещать центр тяжести на опорную ногу и равномерному распределению массы тела на ноги. Нужно развивать у ребенка опорность стоп и шаговое перемещение в разных исходных положениях: лежа на пояснице, сидя на детском стульчике, стоя. Сначала ребенка обучают ходьбе и вставанию с помощью, наряду с этим нужно обратить внимание на верное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия, с целью этого тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся вперед утяжеленный стул, коляску с грузом.

Педагогу направляться обратить особенное внимание на таких детей, поскольку они нуждаются в особенной коррекционной работе. Лишь своевременная помощь этим детям преподавателя, родителей и психолога может оказать помощь их успешной интеграции в общеобразовательную школу. Одним из дорог совместного обучения нормально детей и развивающихся детей с отклонениями в развитии смогут быть особые классы и дошкольные группы при массовых детских школах и садах, в которых проводится дифференцированная интеграция. Она возможно комбинированной: ребенок обучается в классе здоровых детей, приобретая наряду с этим адекватную систематическую коррекционную помощь преподавателя-дефектолога особого класса. Может иметь другой вид и место помощи этим детям, к примеру, частичная интеграция, в то время, когда отдельные дети выполняют часть дня в простых группах либо классах.

Интеграция может иметь временный темперамент, в то время, когда дети особых и массовых групп объединяются с целью проведения

125

разных мероприятий, среди них и отдельных занятий. При полной интеграции дети с отклонениями в развитии смогут по 1—2 человека вливаться в простое массовое учреждение (для детей дошкольного либо школьного возраста). Наряду с этим очень ответственное значение имеет коррекционная помощь преподавателя-дефек-толога особого класса.

Ответственное значение имеет определение статуса интегрированного ребенка с возможностью оказания ему в нужном количестве коррекционной помощи. Значима кроме этого подготовка общества к принятию ребенка с ограниченными возможностями. Интеграцию детей в общество здоровых сверстников направляться осуществлять как возможно раньше. Со своей стороны, для этого принципиально важно воспитание гуманизма, а также через СМИ.

Родителям направляться иметь в виду, что успешное интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии нереально без активного повседневного их участия. Именно на них падает главная часть коррекционных занятий с ребенком дома, проводимых по заданиям и с последующим контролем преподавателя-де-фектолога.

направляться осуществлять постоянный контроль за усвоением программы обучения и оказывать при необходимости помощь ребенку. Эту помощь оказывает преподаватель-дефектолог особого класса.

родители и Воспитатели должны учитывать двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должны не забывать о верной организации двигательного режима на протяжении игр, занятий и на протяжении сна. При проведении аналогичных занятий нужно в первую очередь подобрать наиболее удобную для ребенка позу на протяжении работы за столом, на протяжении сна и игр. Наряду с этим необходимо помнить, что эти дети скоро устают и нуждаются в физкультурных паузах. направляться не забывать, что смена активности есть для ребенка отдыхом. Воспитателю направляться знать, что у детей с отклонениями в развитии, в особенности с церебральным параличом, не только не организованы двигательные навыки, но и отсутствует верное представление о перемещении. Изюминкой двигательных нарушений у детей с церебральным параличом есть не только трудность либо невозможность исполнения тех либо иных перемещений, но и слабость ощущений этих перемещений, в связи с чем у ребенка не формируются верные представле-

126

ния о перемещении, еле развивается его пространственно-временная ориентация.

направляться иметь в виду, что дети с ограниченными возможностями скоро устают от любых видов деятельности, и они нуждаются в особых паузах. направляться не забывать, что многие из них нуждаются в лично созданном режиме. Особенно это относится к детям с двигательными нарушениями (с детским церебральным параличом). В особом подходе к обучению и воспитанию нуждаются дети с нарушенным слухом. Как мы знаем, что цри наличии адекватного раннего коррек-ционного действия тяжелые последствия данного нарушения смогут быть существенно уменьшены а также преодолены. При первом подозрении на понижение слуха ребенок должен быть шепетильно обследован особым способом вызванных потенциалов. Подобные ранние мероприятия по диагностике и коррекции окажут помощь адаптации этих детей в среду здоровых сверстников, т. е. таким методом раскрывается возможность интеграции этого контингента детей.

По существу, домашнее воспитание детей с отклонением в развитии должно иметь четкую коррекционную направленность. На каждом возрастном этапе развития оно преследует две главные цели: коррекцию главного недостатка и связанных с ним отклонений в развитии и стимуляцию главных психологических функций с учетом особенностей структуры и медицинского диагноза недостатка. При анализе структуры недостатка целесообразно выделять так именуемые энцефалопатические нарушения, конкретно связанные со спецификой повреждения разных мозговых структур, и дизонтогенетические нарушения, обусловленные своеобразными изюминками развития.

При сочетании указанных нарушений речь заходит об энцефа лопатическо-дизонтогенетическом симптомокомплексе, в то время, когда имеют место как повреждение незрелого мозга ребенка (своеобразное, в зависимости от локализации, этиологии, распространенности поражения), так и проявления психологического ди-зонтогенеза, обусловленные изюминками постнатального созревания поврежденного мозга, окружающей средой, временем начала коррекционной работы и адекватностью лечебных мероприятий. Сущность коррекционного воспитания пребывает в формировании психологических функций ребенка и обогащение его практического опыта наровне с преодолени-

127

ем имеющихся у него нарушений развития разных психологических и моторных функций.

Новые формы помощи семьям заключаются в том, что ребенок, не уходя из семьи, включается в единое педагогическое пространство. Родители приобретают дополнительную всестороннюю и комплексную помощь со стороны экспертов.

Раннее обнаружение нарушений либо отклонений в развитии будет содействовать оказанию своевременной коррекционной помощи, в которой обычно испытывает недостаток не только ребенок, но и его родители.

Кое-какие новые организационные формы в дошкольном образовании для детей раннего возраста: воспитание детей в группах краткосрочного нахождения в общеобразовательных дошкольных учреждениях, и смешанного и компенсирующего вида; модель раннего вмешательства, при которой проблемный его семья и ребёнок приобретают междисциплинарную помощь в психолого-социальных и реабилитационных центрах; интегрированный подход, при котором ребенок с отклонениями в развитии может приобретать коррекционную помощь, воспитываясь в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения комбинированного вида.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 марта 2002 г. создан «Совет по дошкольному образованию» — коллегиальный совещательный орган Минобразования России, функционирующий на публичных началах. Его целью есть координация и организация коррекционной работы, осуществление межведомственных сотрудничеств, поддержка и направление инициатив и родителей и предложений специалистов.

Министерством образования Российской Федерации с участием экспертов ИКП РАО подготовлена нормативно-правовая докумен-. тация по интегрированному обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях.

В Петербурге реализуется проект « Центр интегратив-ного воспитания — модель дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детей группы риска от рождения до 7 лет », целью которого есть создание условий для реализации равных прав на образование всеми детскими группами, независимо от их возможностей, создание определенного механизма защиты от всех форм дискриминации в совокупности образования (Л. А. Зигле, 2002):

Центр имеет несколько структурных подразделений: службыранней групп и помощи интегративного воспитания.

Работа ранней помощи — это структура, выстроенная на междисциплинарном сотрудничестве и предназначенная для помощи ребенку с особенными потребностями в возрасте от нуля до трех лет и его семье. В эту работу смогут обратиться семьи, имеющие детей с особенными потребностями, позванными медицинскими, биологическими и социальными факторами; семьи, имеющие детей с подтвержденным отставанием в развитии либо риском отставания в развитии в одной из следующих областей: познавательное развитие; развитие перемещений; речевое развитие; социальное и эмоциональное развитие; самообслуживание; клиентами смогут являться кроме этого близкие родственики, дети, оставшиеся без попечения своих родителей; сироты младенческого и раннего возраста, живущие во временных семьях либо зданиях ребенка; лица, заботящиеся за ними и заменяющие им своих родителей.

Главными задачами Работы ранней помощи являются:

1. Информационная и социально-семьи и психологическая поддержка родителей: раннее поддержка и сопровождение членов и родителей семьи при рождении ребенка с особенными потребностями; консультирование своих родителей по вопросам, связанным с условиями и индивидуальными особенностями ребёнка его оптимального развития; предоставление информации о законодательных актах, защищающих права его семьи и ребёнка, о социальных обеспечениях, об публичных и национальных организациях, оказывающих услуги и необходимую помощь.

2. Определение сильных и не сильный семьи и сторон ребёнка: междисциплинарная оценка главных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психологического здоровья ребенка, качественных изюминок его взаимоотношений с другими членами и родителями семьи; обнаружение главных семьи и потребностей ребёнка.

3. Ранняя помощь ребенку в семье — создание программы семьи и индивидуального сопровождения ребёнка; семьи и междисциплинарное обслуживание ребёнка в соответствии с созданной программой; отслеживание действенной ранней помощи и, при необходимости, внесение изменений и дополнений в созданную программу.

129

4. семьи и Перевод ребёнка в другие структуры — планирование и семьи перехода и подготовка ребёнка в другие структуры; семьи и перевод ребёнка из работы ранней помощи в другие структуры.

5. Информирование родительских, публичных и опытных организаций о работе Службыранней помощи, ее задачах и целях.

Персонал Работы ранней помощи: доктор-неонатолог, преподаватель- дефектолог, педагог-психолог. К сожалению, в классификаторе профессий до тех пор пока нет эксперта в области перемещений (эксперта по лечебной физкультуре, либо физического терапевта, как принято именовать его за границей). Данный эксперт обучает своих родителей практическим навыкам по работе с детьми, имеющими двигательные нарушения.

Основные принципы работы Работы ранней помощи: домашняя центрированность — опытная направленность сотрудников Работы на сотрудничество с семьей и ее ближайшим окружением; междисциплинарность — комплексный темперамент помощи семье, оказываемой экспертами различных профилей; партнерство — установление партнерских взаимоотношений с его родителями и ребёнком, вторыми родными; уважение к личности — сотрудники Работы уважают ребенка как полноправную личность с личными потребностями развития, уважают мнение своих родителей и замещающих лиц; открытость — работа ранней помощи отвечает на запросы семьи о состоянии либо развитии ребенка; конфиденциальность — информация о семье и ребенке не подлежит разглашению, не считая случаев, определенных законодательством РФ.

Программы обслуживания семьи в Работе ранней помощи принято именовать программами раннего вмешательства (термин заимствован из Закона о раннем вмешательстве, принятого Конгрессом США в 1986 г.).

семьи обслуживания и Этапы ребёнка в Работе ранней помощи

Направление или обращение семьи; прием направления, внесение личной семьи и карты ребёнка; семьи потребностей и определение ребёнка: оценка сотрудничества в диаде мать — ребенок, семьи потребностей и определение ребёнка, социальной помощи семьи, определение личных изюминок матери; семьи и междисциплинарное оценивание ребёнка, в котором участвуютспециальные педагоги, психо-

130

логи, эксперт по формированию перемещений и доктор-неонатолог; длительности и междисциплинарное обслуживание направления раннего вмешательства: краткосрочная программа раннего вмешательства, долгосрочная программа раннего вмешательства, междисциплинарное оценивание как групповая психотерапия, способы психотерапевтического раннего вмешательства. Личный замысел психотерапевтического раннего вмешательства, личный его обслуживания семьи и план ребёнка; личное и/либо групповое обслуживание ребенка и ere семьи; окончание программы раннего вмешательства и семьи и перевод ребёнка в другие программы. При таковой совокупности единого образовательного пространства дошкольного образования фактически любая семья может отыскать образования и условия воспитания, максимально удовлетворяющие потребности ребенка и соответствующие возможностям своих родителей.

На данный момент в Петербурге реализуется масштабный проект по созданию комплекса средств автоматизации методического обеспечения процессов реабилитации детей-калек с разными профилями инвалидизации (в номенклатуре 21 профиль). В 2001 г. издана типографская версия сопровождения и процессов методического обеспечения разработки личных программ комплексной реабилитации детей с хромосомными нарушениями. (Д.К. Берлинская и соавт., 2001г.).

Комплексная реабилитация детей с хромосомными заболеваниями

Исходным юридическим основанием для начала реабилитационных мероприятий с конкретным ребенком есть признание его калекой по итогам освидетельствования в учреждении национальной работы медик о-социальной экспертизы, проводимого на основании совместного приказа Минздрава Российской Федерации и социального развития и Министерства труда РФ № 50/18 от 25 февраля 1998 г. и при наличии выданного ребенку лечебно-профилактическим учреждением направления по форме 3 080/у-97.

В месячный срок по окончании признания ребенка калекой экспертами учреждения, проводившими медико-социальную экспертизу, должна быть создана личная про-

131

грамма реабилитации ребенка калеки — список реабилитационных мероприятий с указанием их количеств, исполнителей и сроков проведения, направленных на восстановление свойств ребенка в разных сферах: бытовой, воз-растно-средовой и учебной с учетом структуры его потребностей, кругом заинтересованностей, уровнем притязаний, прогнозируемым уровнем его соматического состояния, психофизиологической выносливости, семьи и социального статуса ребёнка и настоящих возможностей семьи и социального статуса ребёнка и настоящих возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Одна из самые важных частей реабилитационных программ — психокоррекционнаяработа по формированию ираз-витию базисных психологических процессов, каковые снабжают приобретение опыта. Она самый действенна для детей с легкими интеллектуальными нарушениями с коэффициентом интеллекта в пределах 75—100. В сокращенном виде возможно использована и при более выраженных формах интеллектуальной недостаточности. Такая программа содержит психо-упражнения и коррекционные игры для коррекции восприятия, являющегося базой для создания вторых высших познавательной деятельности и психических функций, внимания, памяти, мышления, речи, психомоторики, эмоционально-поведения и волевой сферы.

Педагогическая реабилитация включает формирование, компенсацию и коррекцию функций в ходе образования способами обучения, воспитания, развития, восстановление нарушенных связей в различных областях развития, что содействует более полной интеграции в общество.

Педагогическая коррекционнаяработа ставит перед собой цель интеграцию и социальную реабилитацию в общество и включает коррекционное обучение, развитие и воспитание.

Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта и знаний особыми способами, учитывающими недочёты психологического и физического развития ребенка.

Коррекционное воспитание — воспитание типологических качеств и свойств личности, разрешающих приспособиться в обществе.

Коррекционное развитие направлено на исправление недочётов умственного и физического развития, совершенствование психофизических функций.

132

Программы ранней педагогической

помощи (раннего вмешательства

в развитие) за границей

Эти программы домашнего обучения ориентированы на активное участие и подготовку своих родителей. Это программы всестороннего обучения детей младенческого и раннего возраста, страдающих задержками развития разного генеза, среди них и церебральным параличом. Они предназначены для помощи в развитии двигательных и речевых умений, навыков самообслуживания детям до трех лет и старше. Наряду с этим предполагается партнерство. С одной стороны, в этих программах громадное значение придается доречевому формированию ребенка, которое предполагает формирование у него умения сосать, глотать и кусать, а иначе — эмпирическому формированию ребенка через личный опыт, поскольку возможности детей, страдающих церебральным параличом либо вторыми формами ЗПР, обучаться самостоятельно, через познание окружающей действительности, ограничены.

Участие своих родителей в таких программах начинается с того, что они заполняют анкету, которая разрешает выяснить уровень их знаний в области детских неприятностей, и их опасения и потребности. Программы предполагают:

а) активное участие своих родителей в реализации программы обучения ребенка;

б) личное консультирование семьи;

в) участие своих родителей в занятиях, где они знакомятся со особыми способами работы с детьми.

Матерям советуют определенные учебные пособия, предназначенные для ежедневных занятий с детьми в течение 10— 20 мин., учат вести краткие ежедневные записи. Демонстрируя нужные образцы поведения и конкретно осуществляя контроль физические действия ребенка, матери смогут существенно развивать умственные свойства детей.

Эксперт посещает семью один-два раза в неделю с целью обучения своих родителей средствам установления сотрудничества с ребенком. Матери обучаются подавать чуткие тактильные сигналы своим детям, высказывая, к примеру, одобрение лаской и нежным прикосновением, а неодобрение — крепким сжатием руки либо шлепком. Матери удачно обучают собственных детей таким видам деятельности, как принятие жёсткой пищи, вы-

133

ражение жажды выпивать, свойство обнаружить игрушки и ходьба.

Разрабатываются программы для детей, страдающих физическими либо умственными недочётами разной степени тяжести. Цель этого проекта содержится в том, дабы дать возможность ребенку-калеке пребывать в одном детском саду со здоровыми детьми, где всем им будет обеспечен надлежащий уход.

Эксперт ориентируется на те успехи ребенка, каковые ребенок обязан сделать в течение учебной семь дней. По мере того как родители набираются опыта обучения ребенка и начинают ощущать себя увереннее, обучая детей и фиксируя их удачи, эксперт всегда увеличивает число заданий.

Приемы обучения новым формам поведения сперва демонстрируются самим экспертом, что в будущем только наблюдает за работой своих родителей с ребенком. Руководя действиями своих родителей, он прибегает к таким способам, как подсказка, пример, игнорирование неприемлемых реакций ребенка, что ведет к их «затуханию». Все это оказывает яркую помощь родителям в совершенствовании педагогических навыков. Каждую семь дней родителям выделяется таблица действий, в которой указана поставленная конкретная цель, и частота подкреплений организованного навыка. Своих родителей инструктируют относительно того, как фиксировать в каждой графе таблиц и ежедневное поведение ребенка в учебе каждую семь дней и обсуждает неудачи и удачи своих родителей, наряду с этим постоянно поощряются упрочнения как своих родителей, так и ребенка.

Оценка эффективности основывается на замечаемом сотрудничестве ребёнка и матери, навыках сотрудничества.

Кое-какие отечественные моделираннего вмешательства Программы раннего образования детей с особенными потребностями, созданные за границей, такие как «Каролина» и «Пор-тадж», были использованы для организации программ игрового развивающегося обучения: моделирования игрового сотрудничества с младенцами групп риска.

Программы раннего вмешательства, созданные в Соединенных Штатах для детей и младенцев раннего возраста, возможно применять как пример для организации соцпедагогической программы раннего вмешательства: семейно-центрированной междисциплинарной работы специалистов.

134

Программы раннего психотерапевтического вмешательства, созданные для младенцев с социально-эмоциональным риском, были распространенны на всю группу младенцев с особенными потребностями и участников их семей для организации собственных программ раннего объединения и психотерапевтического вмешательства соцпедагогических и психотерапевтических программ раннего вмешательства. Эти программы предусматривают работу в один момент с младенцем и матерью по организации младенца и социального взаимодействия матери, и мультидисциплинарную многофакторную помощь семье и ребенку.

Проблеме воспитания детей с синдромом Дауна посвящена предлагаемая ассоциацией «Даун-синдром» (общества детей и взрослых с синдромом Дауна и их своих родителей), программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Мелкие ступени». Она возможно рекомендована в качестве пособия для работы по ранней реабилитации, ранней педагогической помощи детям с разными нарушениями в РФ. Программа «Маленькиеступеньки» есть энциклопедией приёмов и упражнений сотрудничества с ребенком, наполняющих его эйфорией общения. Программа «Мелкие ступени» приспособлена Е. М. Мастюковой, являвшейся научным редактором этого издания.

Главные формы родителей и взаимодействия специалистов

Формы организации лечебно-коррекционного процесса с семьями детей с отклонениями в развитии

Как показывает обширный практический опыт Г.А. других авторов и Мишиной, чаще всего употребляются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:

¦ консультативно-рекомендательная; ¦;• информационно-просветительская;

¦ практические занятия для своих родителей;

¦ личные занятия с их ребёнком и родителями;

¦ психотерапия и психокоррекционная арттерапия (см. главу V);

¦ подгрупповые занятия.

135

Выяснив задачи и цели работы с семьей, нужно выбрать самые эффективные формы организации коррекционно-педаго-гического сотрудничества и процесса экспертов с родителями.

Как свидетельствует практика, самый обширно употребляется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют эксперты различных профилей, каковые выполняют первичное обследование ребенка и после этого отслеживают динамику его развития. С первой консультации начинается семьи и активное сотрудничество специалистов.

Эксперты по желанию своих родителей выбирают те либо иные вопросы воспитания и освещают их в собственных лекциях. Слушая лекции и вопросы вторых своих родителей, слушатели лучше поймут и решают собственные неприятности. Помимо этого, они имеют возможность познакомиться и оказать помощь друг другу.

Наровне с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность купить навыки по формированию нарушенных функций, навыков и умений у собственных детей.

Отлично зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов»,родительских собраний, конференций, детских праздничных дней, клубов. В их подготовке принимают участие эксперты, сами родители и дети.

И личные занятия с семьей. На таких занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на поддержку и выявление хороших личностных качеств своих родителей, нужных для сотрудничества, составления личной программы работы с семьей.

Первоначально от своих родителей требуется фиксировать движение занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. После этого эксперт оценивает, что оказалось, совершает замечания о видах и характере следующих занятий.

В некоторых семьях матери предлагается принимать участие в отдельных эпизодах занятия: эксперт с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. После этого специалист и мать изменяются местами.

В других семьях эксперт может предложить маме закончить задание, начатое им, а после этого самостоятельно его выполнить, помогая при неудачи.

Для обучения своих родителей налаживанию сотрудничества своих родителей, детей, других людей и специалистов выполняют занятия с двумя детьми и их мамами^ подгрупповые занятия).

136

формы и Задачи коррекционного воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье

Основной задачей экспертов при их сотрудничестве с семьей больного ребенка есть не только выдача рекомендаций по воспитанию и лечению ребенка, но и создание таких условий, каковые максимально стимулировали бы участников семьи к активному ответу появляющихся неприятностей. В таких случаях родители выработанные в ходе сотрудничества со экспертами ответа вычисляют собственными и более с радостью внедряют их в обучения ребёнка и собственную практику воспитания.

Эксперты информируют и обсуждают с родителями результаты собственных наблюдений и обследований. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты личной программы реабилитации ребенка. Сначала знакомства нужно выяснить готовность своих родителей сотрудничать со экспертами различных профилей, количество коррекционной работы, что они способны освоить. Своих родителей нужно готовить к сотрудничеству со экспертами, потребующему от них много времени. Родители нуждаются в одобрении и поддержке, так как следствия будут видны не сходу и родителям может показаться, что их упрочнения израсходованы впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями есть особенно тяжёлой задачей.

При разработке личной программы реабилитации своих родителей в первую очередь нужно ознакомить с изюминками заболевания ребенка.

Родители — самые заинтересованные участники процесса и желают сделать ребенка максимально приспособленным к окружающему миру и в возможности —- к социально-нужной трудовой деятельности.

специалисты и Родители в ходе воспитания особенного ребенка ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка.

Как мы знаем, что в ходе развития ребенка функциональные совокупности взаимовлияют друг на друга. Особенно это влияние выражено в раннем возрасте. Так, на первом году судьбы психологическое развитие малыша тесно связано с развитием его сенсорных и моторных функций. Исходя из этого развитие сенсомоторных

137

функций в ходе эмоционально-хорошего сотрудничества ребенка с матерью образовывает базу формирования всех психологических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной деятельности, эмоциональной сферы, сознания и мышления.

Сенсомоторное воспитание направлено на развитие органов эмоций и моторики малыша в один момент.

Развитие прослеживания предметов и зрительного сосредоточения ведет к появлению у малыша хороших чувств — первой ухмылки, первых голосовых реакций.

Наряду с этим малыша направляться радовать, обогащать световыми впечатлениями, показывая ему игрушки различного цвета, подвешивая их над кроваткой. Для привлечения внимания ребенка к игрушке взрослый приводит ее в перемещение, потряхивая и перемещая ее в пространстве.

❖ ВЕДЫ ❖ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ ЖЁН (2019) 웃❤유 СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — Тугутов Леонид ૐ Лакшми Нараяна дас


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: