Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 3 глава

При ответе вопроса: как оказать помощь ребенку нужно шепетильно проанализировать его домашнюю обстановку. Изучение домашних взаимоотношений оказывает помощь отыскать адекватные подходы к ответу неприятностей ребенка. Бывают обстановке, в то время, когда ребенка неправильно воспитывают. Ребенок, воспитывающийся в условиях гиперпротекции со стороны матери, делается узурпатором в собственной семье, претендует на единоличное владение ее вниманием и применяет для этого разные уловки, к примеру, настраивает одного родителя против другого, создавая тяжелую конфликтную обстановку в семье. В некоторых таких семьях подросший ребенок спит лишь с родителями, не смотря на то, что имеет собственную постель а также собственную помещение. Убедить мать в том, что ребенка нужно переместить в его собственную постель либо значительно лучше помещение- это верный ход к эмоциональной зрелости ребенка.

Никакое его семьи и обследование ребёнка нельзя считать полным, в случае, если шепетильно не рассмотрены все дополнительные неприятности, с которыми может столкнуться «особенный» ребенок. Эти неприятности включают нарушения зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), судорожные припадки, эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, неприятности коммуникативного поведения и многие другие. Такое обследование под силу команде экспертов, включающей педагога-дефектолога, психолога, социального работника, педиатра, психиатра, ло-

51

гопеда и, при необходимости, окулиста, сурдолога, ортопеда и др.

задания и Вопросы

1. Какую данные о семье направляться получить от своих родителей «особенного» ребенка?

2. В какой форме направляться предоставлять данные о итогах психодиагностического обследования родителям?

3. Какие конкретно способы употребляются для изучения семьи «особенного» ребенка?

4. Назовите правила диагностической работы с родителями «особенного» ребенка.

5. Какую данные о семье и посредством каких способов возможно получить от ребенка?

6. Какие конкретно игровые задания для изучения домашних взаимоотношений возможно предложить ребенку?

7. Какие конкретно рисуночные способы употребляются для изучения домашних взаимоотношений?

8. В чем преимущества проективных способов при работе с детьми?

ГЛАВА 4

Семья

нестандартного

ребенка

Интеграционные тенденции

Во всем мире увеличиваются интеграционные тенденции в отношении воспитания и обучения детей с недочётами в развитии. Первым этапом таковой интеграции можно считать социальную приемлемость домашнего воспитания таких детей. Вторым этапом можно считать те коррективы, каковые были внесены в обучения и систему воспитания громадной категории детей с ограниченными возможностями в Соединенных Штатах, где были упразднены вспомогательные классы при массовых школах и многие дети с легкой умственной отсталостью стали обучаться в «неспециализированном потоке».

В пользу таковой интеграции детей приводятся следующие аргументы:

1) снимается неприятность « навешивания ярлыков»(в большинстве случаев оно содействует понижению уровня и самооценки ожиданий);

2) в массовой школе более большой уровень обучения, чем во запасном классе;

3) выявляются дети, которым диагноз умственной отсталости был поставлен ошибочно.

Но не все так легко. Как продемонстрировали особые изучения, интегрированных детей с легкой формой умственной отсталости смогут отвергать их нормально развивающиеся одноклассники. Громаднейшие трудности эти «интегрированные» дети испытывают в подростковом возрасте, поскольку конкретно в это время «амурных назначений» и записок встреч происходит громаднейшее выражение неприятия со стороны сверстников. Это ведет к нарушению социальной адаптации «интегрированных» детей. Им в это возрасте требуется помощь экспертов, в особенности психотерапевта.

. Принцип интеграции лежит кроме этого в базе обучения и воспитания детей с серьёзными формами интеллектуальной недостаточности, например, с синдромом Дауна. На данный момент считается, что возможности таких детей недооценивались в прошлом и в действительности возможно достигнуть намного больших удач в их обучении и воспитании. Благодаря разным программам ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, одной из которых есть программа «Мелкие ступени» Университета Маккуэри (Сидней), переведенная и адаптированная для условий нашей страны Е.М. Мастюковой-. Такие программы направляться-

54

ны на работу с детьми группы риска, начиная с третьего дня судьбы. Особенное значение в реализации этих программ отводится родителям, каковые трудятся по ним со собственными детьми под управлением экспертов. Поэтому сотрудничество специалистов и родителей делается более тесным и начинается с самого начала судьбы ребенка. Эффективность для того чтобы сотрудничества зависит от квалификации эксперта, от понимания им умения и семейной ситуации взаимодействовать с семьей.

Реакции своих родителей

Для обеспечения действенной работы с родителями «особенных» детей эксперты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Потому, что позиции и установки своих родителей оказывают огромное влияние на психотерапевтическую обстановку в семье, экспертам нужно знать, что испытывают родители, в то время, когда определят, что их ребенок не таковой, как другие. В данной связи при планировании программы раннего вмешательства крайне важно, дабы особенное внимание уделялось возможности и реакциям родителей оказать им консультативную помощь на том либо другом этапе оказания помощи семье.

Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций, каковые чаще всего видятся у своих родителей.

Отрицание. самая типичная реакция своих родителей на поставленный доктором диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это легко неверие в существование заболевания. Члены семьи смогут сомневаться в компетентности доктора, исходя из этого они ищут возможность взять консультации вторых экспертов в данной области. В базе для того чтобы поведения лежит отчаянная надежда на то, что начальный диагноз ошибочен. Кроме того осознавая эмоции своих родителей, на этом этапе мало чем возможно им оказать помощь. Одновременно с этим без сомнений, что долгая задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, нужной ему педагогической помощи. Следовательно, педагоги и психологи должны приложить максимум усилий, дабы оказать помощь семьям не задерживаться в кризисной обстановке и понемногу согласиться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особенные потребности, каковые должны удовлетворяться.

Бешенство. Бешенство — это также одна из чаще всего видящихся защитных реакций своих родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. В большинстве случаев она появляется на земле ощущения слабости, разочарования и безысходности, как в самом себе, так и в собственном ребенке. В некоторых случаях бешенство своих родителей оправдан, в особенности в случае, если эксперты не были с ними достаточно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. Иначе, это состояние делается неестественным, в случае, если продолжается через чур продолжительно либо несправедливо направлено на ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительского бешенства, эксперты должны мочь смягчить его, к примеру как возможно раньше привлечь своих родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.

Чувство вины. Неуместное чувство вины — это также довольно часто видящаяся реакция своих родителей на сообщение доктора об изюминках их ребенка. Согласно точки зрения Ханса Гарднера, обычно оно перерастает во переживания родителей и всепоглощающее страдание по поводу их ошибок и проступков, каковые, как они полагают, и стали причиной заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация. Это последний этап необычной адаптации своих родителей. Именно на этом этапе родители «сердцем и умом» принимают заболевание собственного ребенка. И не смотря на то, что на этом этапе также случаются кризисные моменты, однако родители уже выработали хорошие установки как по отношению к самим себе, так и к собственному ребенку, что разрешает им вырабатывать у себя такие навыки, каковые окажут помощь им в будущем обеспечить будущее собственного ребенка.

Помощь родителям по преодолению домашнего кризиса

Все люди знают о вероятностном характере ужасных событий: несчастье может случиться с кем угодно и это приводит к сочувствию, сопереживание а также злорадство в зависимости от отношения к пострадавшему. В случае, если это происходит с нами, то трав-матизация неизбежна. Предлагается множество характера и схем очерёдности эмоциональных реакций, каковые обрисованы в литературе. Такие эмоции испытывает большая часть матерей, родивших больных детей. Они часто переживают их в одиночку, реже с родными людьми. Время от времени эти эмоции изливаются на спе-

циалистов: медицинский персонал, психологов, педагогов. К этому направляться отнестись с пониманием, таковой этап нужен для возвращения к принятию и реальности ребенка таким, какой он имеется. На это уходит от полугода до года. Но не все матери переживают все эмоции конкретно в таком порядке. Вероятна задержка на какой-либо стадии, в то время, когда мать продолжает неадекватно относиться к собственному ребенку.

Как ей оказать помощь? Задача педагога-дефектолога оказать помощь матери пройти совместно обрисованные стадии переживания психотерапевтической травмы. В случае, если этого не происходит, то подавленные эмоциональные реакции будут на подсознательном уровне спонтанно проявляться в воспитании ребёнка и семейных отношениях.

Отклонения в личности своих родителей как обстоятельство возникновения развития невроза и нарушений ребёнка

Чаще всего личностные нарушения имеют место у матерей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Постоянное беспокойство матери за здоровье собственного ребенка передается крохе. Поэтому у ребенка появляются «вторичные» невротические расстройства в виде непроизвольных подергиваний мышц лица (тики), заикания, энуреза. Тики и энурез смогут иметь темперамент необычной разрядки напряженного состояния днем (тики) и ночью (энурез). Часто возможно замечать пара нервных расстройств, что характерно для неспециализированной жадно-соматической ослабленности ребенка. Одним из видов нервности у ребенка есть невропатия, т. е. боязнен-но повышенная либо заостренная нервная чувствительность, она довольно часто имеет наследственный темперамент. Одним из факторов невропатии смогут быть разные отклонения в течение беременности, в особенности во второй ее половине (поздний токсикоз беременности).

Одной из обстоятельств невропатии возможно острый либо хронический стресс при беременности. Стресс, вызванный отрицательными переживаниями, ведет к гормональным расстройствам в организме материи. Наряду с этим выделяется гормон страха и беспокойства — адреналин, что попадает в организм плода. По окончании рождения таковой ребенок проявляет неспециализированное беспокойство, он не хорошо спит, довольно часто срыгивает. В будущем он обязан наблюдаться не только педиатром, но и психоневрологом.

57

Неспециализированные неприятности

Внутренние стратегии, каковые выбирают родители ребенка с ограниченными возможностями с целью достижения социальной адаптации

Свойство совладать со стрессовым событием зависит от ценностных ориентации семьи, ее отношения к стрессовой обстановке, смысла, которым члены семьи наделяют то либо иное

событие.

самый важным для понижения домашнего стресса есть выбор внутренней стратегии поведения. В обстановках, в то время, когда семьи ограничены в выборе и ресурсах альтернатив собственного развития, их стратегией часто есть только пассивное принятие того, что происходит, — «навсе воля Божья». Стратегия «все само собой образуется» исключает возможность трансформаций к лучшему, поддерживает ситуацию , сохраняет трудности и углубляет стресс. Семьи с активной ориентацией стараются решить многие неприятности, каковые им под силу, и осуществлять контроль обстановку, принимая только те события, каковые сейчас изменить нереально. Семьи с фаталистической ориентацией принимают все, что бы ни происходило, как должное. Для таких семей простой метод поведения — это обвинение жертвы. Постоянные чувство вины, боязнь обвинений со стороны окружающих приводят к пассивной изоляции, приводят к чувству беспомощности и безнадежности.

Как относятся к детям с ограниченными возможностями эксперты, общество и родители

К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости по отношению к «нестандартнымдетям».

Проблема заключается в том, что кроме того эксперты, трудящиеся с детьми, обычно проявляют нетерпимость по отношению к детям с ограниченными возможностями: они не так скоро усваивают программный материал, имеют отклонения в внешности и поведении. И первым жаждой не редкость изолировать, избавиться от них, направив в какое-либо специальное учреждение. Но не каждый ребенок с ограничениями в развитии обязан воспитываться ё особом учреждении. Бо-

лее того, необходимо всячески содействовать контактам «нестандартных» детей со сверстниками, дабы организовать у последних верные, настоящие представления об их проблемах. Эффективность реабилитационной работы зависит от рядовых членов и отношения специалистов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями также имеют свойстве и равные права со здоровыми.

Родители детей со особыми потребностями кроме ситуации и переживаний событий, характерных практически всем семей, испытывают действие и других факторов, многие из которых являются стрессорными, имеющими хронический темперамент.

Среди множества типов родительских стратегий возможно выделить неспециализированные, направленные на приобретение детьми некоего социально желательного статуса, социально одобряемой роли в конкретной социальной группе либо обществе. Реализация этого родительского устремления зависит не только от возможностей ребенка, но и от того, как сообщество оценивает его. В случае, если окружение отвергает ребенка, родители не смогут достигнуть собственной цели. Более того, те родители, дети которых обесценены в совокупности культуры, сами обесцениваются как родители. В случае, если роль воспитания возможно выяснить как передачу культуры, то родители, чьи дети отвергнуты культурой, оказываются лишенными собственного назначения и вынуждены растить собственных детей в социальном вакууме.

Родители детей со особыми потребностями часто имеют дело с противоречащими друг другу пояснениями состояния их ребенка, обусловленными культурой всего общества, их собственной домашней идеологией, установками ближайшего окружения и опытными оценками экспертов, трудящихся с ребенком. Социальная оценка инвалидности как ограничения возможностей, странности, непригодности делает маргинальным темперамент социальной судьбе ребенка. Так, ограничение возможностей направляться осознавать как процесс, в котором важную роль играются факторы среды, углубляющие либо компенсирующие первичные недостатки развития.

Наиболее значимая общечеловеческая сокровище, на которой основывается сейчас социальное развитие во всем мире, — это доброжелательное отношение к людям, не похожим на остальных, восприятие детей с нарушениями развития в первую очередь как

59

детей. Это, со своей стороны, требует соблюдения последовательности условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особенных условий для развития, обучение их навыкам независимости, независимой жизни, умению отстаивать собственные

права.

Базой для родителей и успешного взаимодействия специалистов в целях большого удовлетворения потребностей ребенка являются гуманизм и открытость, ответственность и профессионализм во всей совокупности взаимоотношений между ребенком, семьей, обществом и специалистом.

Социальное окружение семьи может как содействовать, так и противодействовать кризисам и стрессам в жизни семьи. Окружающие часто несправедливы к родителям, возлагая на них вину за произошедшее. Родители попадают в непростую обстановку: с одной стороны, они оказывают помощь и заботятся о собственных детях, хотят им наилучшего; иначе, они принадлежат к обществу, которое, быть может, разглядывает их ребенка как социально негодного, не имеющего никакой социальной ценности. Ожидания своих родителей по поводу жизни ребёнка и будущего развития могут быть нереализованными не только в связи с его заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. В то время, когда недочёты развития ребенка выражены не грубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью — неопределенностью обстановки, в которой ребенок возможно принят либо отвергнут окружением. Шаткое, неустойчивое положение ребенка есть сильным стрессогенным причиной для всей семьи.

Широкое окружение семьи (соседи, прохожие, дети во дворе, опытные работники) воображает серьёзный фактор, что может играться как хорошую, так и негативную роль в развитии стресса. Любая из таких встреч может иметь как стрессогенный, так и лечебный эффект в зависимости от того, как строятся отношения и согласие участников в ходе их сотрудничества.

Любой раз, в то время, когда на определенном этапе жизненного цикла происходит адаптация семьи к стрессу, видоизменяется и сама домашняя совокупность. Смогут изменяться состав семьи, ее идеологический стиль, функции и способы взаимодействия. В случае, если семья реагирует на стресс слишком мало гибко и делается несбалансированной, то появляется опасность дисфункции, т. е. патол» тического функционирования семьи: ожесточённого обраще-

60

ния с детьми, разрушения психологического здоровья участников семьи, ухудшения либо распада внутрисемейных взаимоотношений. В случае, если такая обстановка затягивается, это может привести семью к необходимости терапии. Наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями рассматривается как хроническая стрессоген-ная обстановка.

Где лучше воспитывать ребенка с отклонениями в развитии — в семье либо в учреждении?

Ранее, как за границей, так и у нас, социально приемлемым считался отказ от аномального ребенка конкретно в родильном доме, дабы мать опоздала к нему привыкнуть. Сейчас отмечается обратная тенденция: социально-приемлемым считается воспитание детей с отклонениями в развитии в семье. Это определяет хроническую стрессовую обстановку во многих семьях, кроме того в тех, каковые, на первый взгляд, кажутся успешными. При отсутствии обычной социальной помощи такие семьи довольно часто распадаются. Одинокой матери далеко не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. В некоторых случаях это оказывается фактически неосуществимым. И тогда единственным оказывается ответ о временном помещении ребенка в детское учреждение совокупности соцзащиты. Но это не означает, что ребенка, появлявшегося в совокупности национальной опеки, направляться вычеркнуть из памяти по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Нужно, дабы родные навещали собственных детей в этих учреждениях; дайте совет матерям проводить с ними свободное время, дабы они не ощущали себя закинутыми и никому не нужными. Так как эти учреждения создавались с единственной целью облегчения жизненных тягот семьи, а не для повышения сирот у нас.

Особые изучения продемонстрировали, что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа появляются не из-за отсутствия материального ухода, а являются следствием недостаточности эмоциональных совместной деятельности и контактов ребенка со взрослым, и недостаточной сенсорной и социальной стимуляции ребенка в аналогичных учреждениях.

Эксперты, каковые занимались данной проблемой, отмечали в собственных выводах, что и в семье смогут появляться условия,

61

каковые значительным образом не отличаются от условий в учреждении, и что ребенок может мучиться и в следствии разлуки с матерью, не смотря на то, что он физически с ней не разлучен (к примеру, с депрессивной либо с психопатической, холодной матерью).

Появляется кроме этого вопрос: не мешает ли множественность лиц, заменяющих ребенку мать, своевременному формированию его личности? Большая часть ученых заключили , что не так принципиально важно, сколько человек окружают ребенка — основное, дабы кто-то из них неформально относился бы к крохе, высказывал ему любовь и заботу, снабжал действия, стимулирующие его развитие.

Неточности, каковые не следует повторять родителям при воспитании нестандартного ребенка

направляться иметь в виду, что родители обращаются к эксперту не столько за диагностическим заключением, сколько из жажды услышать разуверения в серьезности положения и только в надежде на это переходят от одного эксперта к второму, упуская время для занятий с детьми.

В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, то есть — воспитание в культе заболевания. В этих обстоятельствах заболевание ребенка делается смысловым центром судьбы всей семьи. Данный тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном психологическом климате и развитии ребёнка всей семьи.

В семье ребенка с отклонениями в развитии воспитание в культе заболевания может сочетаться с эмоциональным отвержением вторых детей либо кроме того отца ребенка. В этом случае нужна особая психокоррекционная работа с семьей. При работе с семьей педагог обязан отлично себе воображать главные изюминки родительской позиции по отношению к ребенку. А. С. Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогно-стичность. При адекватной оценке родители верно ориентированы в лично-психотерапевтических изюминках ребенка; при динамической — характерна изменчивость родитель-ск5й позиции и в соответствии с этим изменчивость способов и форм общения с ребенком. При прогностической оценке позиции своих родителей отражают их свойство к предвидению перс-

62

пектив предстоящего развития ребенка и к перестройке сотрудничества с ним на базе этого. Время от времени один из своих родителей может принимать роль мученика и жертвует всем во имя ребенка, что делается фокусом всех родительских устремлений в ущерб заинтересованностям остальных участников семьи. Аффективная напряженность матери не только не хорошо воздействует на супружеские отношения, но в первую очередь причиняет ущерб здоровью ребенка. Он в большинстве случаев растет нервным, возбужденным и терроризирует всех окружающих, требуя к себе постоянного внимания. Не отпускает мать ни на ход, но ее присутствие не успокаивает его, а возбуждает еще больше. Это может привести к нарушению домашних взаимоотношений, включая конфликты между родителями, с другими детьми и т. п. Больной ребенок делается обстоятельством обоюдных критики и упрёков. В большинстве случаев, в данной ситуации ребенку не лучше, поскольку чрезмерная опека значительно чаще выражается в том, что за него все делают, не разрешая пробовать собственные силы и совершенствовать так собственные умения. В будущем у него отмечается понижение адаптационных возможностей. Положение делается еще более тяжёлым, из-за него появляются конфликты, распадается семья. Настроение матери мешает ей заниматься воспитанием, оно передается ребенку, создавая условия для развития невротических реакций.

В случае, если родители подмечают у ребенка отставание в развитии: «не начинает ходить», «не говорит», «двигательно тревожен», « бесстрастен к окружающему », они обращаются к детскому доктору. И это верно.

Но большая часть своих родителей направляют все свои силы на диагностику заболевания, медикаментозное лечение и обследование ребёнка. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц’и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, а основное, от вовремя начатых и систематических особых занятий.

Нередки случаи, в то время, когда родители без шуток считают, что без особенных упрочнений с их стороны, лишь посредством какого-либо чудесного лекарства либо экстрасенса, либо обморока возможно развить у детей мышление, память, внимание, обращение а также привить прилежание и вкус к учебе.

Не отрицая значения перечисленных действий, однако нужно заявить, что они уместны лишь как состав-

63

ная часть в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

Имеется и такие случаи, в то время, когда родители знают отставание в развитии как некое преходящее уровень качества, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. «Ничего, — говорят они, — придет время — догонит ». Либо: « Я сам не хорошо в юные годы сказал, заговорит». Несостоятельность таких суждений очевидна.

В большинстве случаев, родители неправильно оценивают возможности собственных детей, не могут замечать их. Так, к примеру, мало кто обращает внимание, как играется ребенок, как применяет игрушки. Нередки случаи, в то время, когда до 4,5—6 лет взрослые не подмечают зрения и понижения слуха, недочётов речи либо понижения познавательной деятельности.

Но и в тех случаях, в то время, когда родители по преимуществу оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучаю-щих мер действия, они довольно часто допускают важные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость а также отклонения в поведении.

К примеру, не зная закономерностей развития детской речи, родители скрупулезно смотрят за тем, дабы кроха произносил слово «чисто». Заставляют его повторять одно да и то же слово по несколькураз, вызывая этим стойкий речевой негативизм. Ревниво смотря за звукопроизношением, такие родители показывают ребенку буквы, учат его запоминать их, разучивают слово по отдельным слогам. Завлекая внимание ребенка, начинающего сказать, к отдельному звуку, взрослый затемняет для него восприятие мелодического рисунка слова, без чего не имеет возможности полноценно развиваться обращение. Убедить своих родителей в том, что главным показателем развития детской речи есть умение строить предложения сперва из двух, после этого из трех, четырех слов и более не редкость тяжело. Немногие родители обращают внимание на то, что дети опускают, переставляют слова либо слоги, неправильно оформляют финиш слова: «выпивает чашк-ам » (выпивает из чашки) и т. д. Такие нарушения речи именуются аграмматизмами. Конкретно они тормозят речевое и умственное развитие ребенка, поскольку мешают принимать и осознавать тонкости речи окружающих, суть сказок, стихов, рассказов. Не единичны случаи, в то время, когда логопедическое обследование выявляет у ребенка большое отставание в

64

понимании речи, тогда как его родители уверены в том, что «он все осознаёт, лишь не говорит».

Очень направляться сообщить о жажде своих родителей учить собственных детей чтению. Нередки случаи, в то время, когда взрослый, не привычный с приемами обучения детей чтению, собственными домашними способами приучает ребенка к побуквенному чтению, от которого весьма сложно перейти к чтению слогами. В следствии долгое время таковой ученик не может просматривать, не смотря на то, что его сверстники в далеком прошлом уже перешли к беглому чтению.

То же нужно сообщить о неумеренном чтении книг либо разучивании стихов, в то время, когда ни содержание, ни количество читаемых текстов не согласуется с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием. Слушающий не осознаёт значения многих слов, не улавливает смысла читаемого либо последовательности действий.

Бывает и напротив, в то время, когда не весьма понятное чтение вызывает повышенную расторможенность и нежелание слушать. В этом случае у детей начинается то, на что значительно чаще жалуются родители: «неусидчивость».

Щекотливое дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания трудностей ребенка, грамотного подхода к нему и грамотного построения занятий с ним, исходя из этого эксперт обязан рекомендовать родителям без шуток отнестись к его методическим рекомендациям по организации занятий и игр с детьми.

Одной из самые постоянных неточностей воспитания есть понижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного, что неблагоприятно воздействует на психофизическое развитие.

Довольно часто в семьях, где не считая ребенка с отклонением в развитии имеется другие дети, складываются неправильные отношения в целом. Здоровому ребенку уделяют мало внимания, от него требуют, дабы он во всем уступал «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на неправильные поступки последнего. Все это отражается на формировании характера здорового ребенка, а время от времени ведет к его нервному срыву. Верная оценка родителями домашней обстановке, адекватное воспитание ребенка с отклонениями в развитии, регулярное консультирование со экспертами оказывают помощь установлению оптимального климата в семье. Довольно часто самый не легко переживают наличие в семье больного ребенка его младшие братья и

65

сестры. Старшие здоровые сестры бывают обиженны дополнительными обязанностями по уходу за ребенком и обеспокоены устройством личной судьбе. самый благоприятный психотерапевтический климат создается в семьях, имеющих как минимум несколько здоровых детей.

Очень негативное влияние наразвитие больного ребенка оказывают неуважительные, неотёсанные отношения супругов друг к другу, выражающиеся в драках и скандалах. В большинстве случаев такие жены оба происходят из выпивающих семей, в которых были приняты драки и физические наказания детей взрослых.

Особые изучения продемонстрировали, что самые неблагоприятные условия создаются в семьях, в которых родители страдают психологическими болезнями, злоупотребляют наркотиками и алкоголем, ведут асоциальный образ судьбы. Конкретно в этих семьях дети в большинстве случаев имеют низкий вес при рождении и более низкие показатели психологического развития по сравнению со сверстниками. Конкретно у этих детей уже в раннем возрасте отмечаются проявления отставания психомоторного развития, повышенная возбудимость, нарушение аппетита и сна, в будущем показатели двигательной расторможенности, обрисованного выше гиперактивного поведения, трудности обучения, а в будущем показатели социальной незрелости и разной формы дезадаптации в обществе.

Разведопрос: Сергей Вячеславович Савельев о церебральном сортинге


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: