13. оптимальнее мне работается с братом.
14. Моя мать и я довольно часто не находим обилий язык.
15. Сделала бы все, дабы забыть то, что со мною нехорошее случалось.
16. Если бы мой папа лишь захотел, стал бы больше общаться с семьей.
17. Пологаю, что я достаточно способна, дабы отлично обучаться и дабы меня уважали в обществе.
18. Я могла быть весьма радостной, если бы у меня было все отлично, без громадных проблем.
20. Сохраняю надежду на себя и на успех.
21. В школе мои учителя в полной мере нормально ко мне относятся.
22. Большая часть моих товарищей не знает, что я опасаюсь, в то время, когда я информирую фальшивые сведения.
23. Не обожаю людей, каковые всегда лгут, являются эгоистами.
27. Моя семья обращается со мной, как с козлом отпущения.
28. Парни, с которыми я обучаюсь, нормально ко мне относятся.
29. Моя мать весьма хорошая дама, но се нужно осознать.
30. Моей самой громадной неточностью было обращение к вторым людям.
31. Я желала бы, дабы мой папа лучше ко мне относился.
32. Моя громаднейшая слабость содержится в том, что я всем прощаю, кроме того в то время, когда очень сильно обижена.
33. Моим скрытым жаждой в жизни есть то, дабы меня все обожали и уважали.
35. Наступит тот сутки, в то время, когда это бес осуществится.
37. Хотелось бы мне прекратить опасаться собственной скромности.
38. Больше всего обожаю тех людей, каковые также меня обожают.
42. Большая часть известных мне семей — обеспеченные люди.
43. Обожаю трудиться с людьми, каковые знают дело, за которое взялись.
44. Считаю, что большая часть матерей хорошие, может, я ошибаюсь.
45. В то время, когда я была младше, то ощущала себя виноватой, в случае, если приставала к взрослым.
46. Пологаю, что мой папа в душе — хороший человек.
47. В то время, когда мне начинает не везти, то я стараюсь не обращать на это внимания.
48. Больше всего я желала бы в жизни быть любимой.
50. В то время, когда буду ветхой, я буду некрасивой.
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю, — это моя другие родственники и сестра.
53. В то время, когда меня нет, мои приятели обо мне не вспоминают.
58. Парни, каковые обучаются со мной, — хорошие парни.
59. Я обожаю собственную мать, но в то время, когда она 6 хорошем настроении.
60. Самое нехорошее, что мне произошло совершить, — это, возможно, кого-то предать.
Отец: трудится механиком, у него среднее образование, ему 44 года.
Мама: не работает, имеет высшее образование, инженер, ей 45 лет.
ОТВЕТЫ ЗАХАРА К., 13 ЛЕТ
1. Пологаю, что мой папа редко бывает дома.
2. В случае, если все против меня, то я не огорчаюсь.
3. Я постоянно хотел иметь побольше денег.
5. Будущее думается мне ярким.
8. Пологаю, что настоящий приятель должен быть верным.
12. Если сравнивать с большинством вторых семей моя семья отличается порядочностью.
13. оптимальнее мне работается с хорошим втором в хорошем обществе.
14. Моя мать и я верные приятели.
15. Сделал бы все, дабы забыть нехорошее.
16. Если бы мой папа лишь захотел, я бы ему помог.
17. Пологаю, что я достаточно способен, дабы чему-то новому обучиться.
18. Я имел возможность бы быть весьма радостным, если бы имел больше верных друзей и больше денег.
20. Сохраняю надежду на то, что все мои грезы сбудутся.
21. В школе мои учителя по большей части хорошие.
22. Большая часть моих товарищей не знает, что я опасаюсь опуститься до отметки бедного.
23. Не обожаю людей, каковые предают.
27. Моя семья обращается со мной, как с обычным человеком.
28. Парни, с которыми я обучаюсь, отлично относятся ко мне.
29. Моя мать относится ко мне отлично.
30. Моей самой громадной неточностью было… предпочитаю на вопрос не отвечать.
31. Я желал бы, дабы мой папа больше получал.
32. Моя громаднейшая слабость содержится в том, что я обожаю довольно много имеется (кушать).
33. Моим скрытым жаждой в жизни есть отыскать себя.
35. Наступит тот сутки, в то время, когда я еще покажу себя.
37. Хотелось бы мне прекратить опасаться острых предметов.
38. Больше всего обожаю тех людей, каковые преданны.
42. Большая часть известных мне семей успешные.
43. Обожаю трудиться с людьми, каковые не отвлекаются от дела.
44. Считаю, что большая часть матерей хорошие.
45. В то время, когда я был младше, то ощущал себя виноватым, в случае, если в чем-нибудь напроказничал.
46. Пологаю, что мой папа меня обожает, относится отлично.
47. В то время, когда мне начинает не везти, то я не отчаиваюсь.
48. Больше всего я желал бы в жизни счастья.
50. В то время, когда буду ветхим, буду сидеть дома.
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю, не обращают на меня особенного внимания.
53. В то время, когда меня нет, мои приятели, кое-какие из них, скучают по мне.
58. Парни, каковые обучаются со мной, необходимы мне.
59. Я обожаю собственную мать, но нахожу в ней кое-какие недочёты.
60. Самое нехорошее, что мне произошло совершить, — это я хочу покинуть при себе, ничего не говоря.
Мать: бухгалтер с высшим образованием, 46 лет, трудится по профессии.
Папа: моторист, образование среднее особое, 45 лет, трудится по профессии.
Приложение 9
Проективный тест Дом—дерево—человек
Тест Дом—дерево—человек относится к проективным методикам изучения личности. Рекомендован для обследования как взрослых, так и детей. Испытуемым предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Эти объекты самый удобны для рисования, они привычны каждому с детства, их зарисовки являются необычным автопортретом испытуемою. Подробности объектов на рисунке имеют личностное значение, демонстрируют определенный уровень интеллектуального развития. В соответствии с Дж. Буку, о повышенной тревожности испытуемого смогут сказать такие подробности, как облака, ограничение пространства, штриховка, линии с сильным нажимом, выделенная линия оснований, интенсивно заштрихованные волосы, выделенная талия человека, отсутствие окон, трубы и дверей при зарисовке дома, излишне зашторенные окна, и др.
О заниженных самооценках рисующих возможно делать выводы по таким подробностям, как не сильный линии рисунка, дом расположен с края страницы, весьма маленькая дверь, непропорционально маленькие руки, непропорционально узкие плечи, сгнившее дерево и т.д.
В изучении Т. Клепилиной тест Дом—дерево—человек делали те же дети, каковые ранее отвечали на тест Незаконченные предложения. Отдельные картинки испытуемых по тесту ДАЧ помешены ниже (см. рис. 10).
Одновременно с этим те же испытуемые были проверены по цветовому тесту М. Люшера. По уровням самооценки и тревожности личности, определяемым при помощи разных методик, взяты по большей части адекватные показатели. Выборочно это представлено в помешенной ниже табл. 8 (самооценка и тревожность Тани В. и Захара К.).
Таблица 8
САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ и УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ
Испытуемый | Уровень тревожности | Самооценка | ||||
Тест Незакон, предлож. | Тест ДАЧ | Цветовой тост | Тест Не закон. предлож. | Тест ДДЧ | Цветовой тест | |
Таня В. (13 лет) Захар К. (13 лет) | 0,43 0,14 | 0,20 0,07 | 0,33 0,08 | 0,65 0,93 | 0,64 0,93 | 0,50 0,30 |
Света А (14 л.)
Ирина Г. (13 л.)
Сережа П. (13 л.)
Рис. 10
самооценки показателей и Сравнение тревожности, взятых по различным методикам, подтверждает вывод, сделанный экспериментатором: проективные методики — достаточно действенное средство изучения качеств личности, в особенности при соблюдении принципа дополнительности, в то время, когда отдельные показатели определяются по разным методикам.
Данный вывод подтверждается и другими примерами. Так, для Тимура И. свойственны следующие окончания предложений в тесте Незаконченные предложения:
в случае, если все против меня, то я приму крайние меры;
будущее думается мне крутым;
сохраняю надежду на лучшее будущее;
в школе мои учителя не знают меня;
большая часть моих товарищей не знает, что я ничего не опасаюсь;
обожаю трудиться с людьми, каковые нуждаются в моей помощи;
в то время, когда буду ветхим, мне будет более 100 лет;
люди, превосходство которых над собой я признаю, не лучше меня, и т.п.
По этому тесту взяты следующие показатели: тревожность (Т) — 0,05; самооценка (С) — 0,93.
Тест Дом—дерево—человек (ДДЧ) распознал практически те же самооценки и уровни тревожности: Т = 0,05; С = 0,93. В рисуночном тесте ДДЧ в случае, если возможно сказать о какой-то тревожности, то это некое подчеркивание корней дерева Наблюдения, проводимые в ходе тестирования, продемонстрировали, что Тимур достаточно нехотя делал задание и пара бравировал собственной независимостью. Распознанные оценки по показателям Т и С были после этого обоснованы цветовым тестом М. Люшера.
Приложение 10
Сокращенный вариант цветового теста М. Люшера[5]
Перед проведением тестирования направляться подготовить карточки-квадраты в соответствии с восьмью цветами теста М. Люшера (темно-светло синий, зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, тёмный, серый под соответствующими номерами — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 0). Карточки нужно перемешать и выложить их цветовой стороной перед испытуемым.
Инструкция по исполнению теста М. Люшера испытуемыми
1. взглянуть на эти 8 цветов и решите, какой цвет вам нравится больше всего. Не пробуйте связывать цвет с чем-либо вторым — цветом одежды, автомобиля и т.п. Легко выберите цвет, что вам самый красив.
2. Уберите выбранную вами карточку-квадрат и положите ее цветом вниз слева от остальных семи.
3. Из оставшихся семи цветов выясните, какой из них вам больше всего нравится. Заберите карточку с этим цветом и положите ее цветом вниз, рядом с выбранной вами в первоначальный раз, справа от нее.
4. Продолжайте то же самое с остальными карточками. Последняя, восьмая карточка окажется лежащей в последовательности справа от всех остальных.
5. Запишите на листе бумаги номера этих восьми карточек по порядку выбора.
6. Предположим, что испытуемый осуществил следующий выбор:
1) красный, 2) светло синий, 3) фиолетовый, 4) желтый, 5) зеленый, 6) коричневый, 7) серый, тёмный. В этом случае мы возьмём последовательность: 3 1 5 4 2 6 0 7.
Делим данный последовательность на четыре группы по две цифры в каждой и обозначаем цвета каждой группы соответствующими индексами: для первой пары — индексом +, для второй пары — индексом х, для третьей пары — индексом =, для четвертой — индексом —. В следствии возьмём: 3 1 5 4 2 6 0 7
+ + х х = = — — .
—
анализ и Интерпретация данных тестирования
В случае, если повторного тестирования не планируется, возможно сразу же перейти к интерпретации и анализу теста. интерпретация и Краткий анализ данных тестирования смогут быть осуществлены посредством помещенной ниже табл. 9, в которой диспозиции поведения обозначены индексом + (явное предпочтение цвета), х (относительное предпочтение цвета), = (безразличие к цвету), — (отвержение цвета). В отечественном примере диспозиции поведения испытуемого с комплектом цветовых предпочтений 31542607 + + х х = — — .
возможно трактовать следующим образом.
Испытуемый отличается высокой активностью на пути к удовлетворению собственных жажд, пытается к налаживанию контактов в приятном общении ( 3 1 ). Из-за особенной чувствительности испытуемый может испытывать раздражение, досаду при наличии кроме того малых помех на пути к достижению желаемой цели
(5 4 ). Пара пониженный уровень притязаний приводит к стремлению разрядить эмоциональное напряжение (2 6_). скрытность субъекта и Осторожная сдержанность сочетаются с элементами негативизма и агрессивно-деструктивного поведения (О 7).
Время от времени требуются более интерпретация результатов и глубокий анализ тестирования. В этом случае прибегают к повторному выбору цветовых предпочтений. Он должен быть осуществлен не ранее чем через 15 мин. по окончании первого выбора и проводится в таковой последовательности.
1. По окончании того как был сделан первый выбор предпочтений цвета, не ранее чем через 15 мин. карточки перемешиваются и опять раскладываются перед испытуемым.
2. Дается указание: взглянуть на карточки так, как словно бы вы их ни при каких обстоятельствах не видели. Не делайте больших упрочнений отыскать в памяти, в каком порядке вы выбрали цветовые карточки в первоначальный раз. Опять сделайте выбор цветовых предпочтений по всем восьми позициям.
3. Номера второго комплекта цветов записываются под теми номерами, каковые были записаны в первоначальный раз. Окажется два последовательности, к примеру:
3 1 5 4 2 6 0 7
3 5 1 4 2 6 7 0
Испытуемый обязан решить совсем вольно, какой цвет из предлагаемых ему нравится, а какой — несимпатичный. Наряду с этим его не нужно торопить с ответом либо помогать наводящими вопросами.
В случае, если испытуемый все же затрудняется в выборе предпочитаемых цветов, заторможен в собственных высказываниях, прибегает к разного рода доводам (Затрудняюсь в выборе, Кое-какие цвета мне одинаково нравятся, Я обязан знать, для чего мне данный тест и т.п.), то возможно прибегнуть к ответу задания от противного. Экспериментатор в этом случае обращается к испытуемому с предположением: Но вы точно имеете возможность сообщить, какой цвет вам нравится меньше всего. В случае, если ответ в итоге будет принято, то в будущем дело отправится гладко. В этом случае запись последовательности из 8 цифр производится в обратном порядке.
4. Любой последовательность делится кроме этого на пары. Первая пара помечается индексом +, вторая пара — индексом х, третья пара — индексом =, четвертая — индексом —:
3 1 5 4 2 6 0 7 3 5 1 4 2 6 7 0 + + х х = = — -.
5. Дополнительно к этому первая и восьмая цифры образуют пятую несколько в каждом последовательности, цифры которой обозначаются индексами + и —. Эта несколько в нашем случае обозначается так:
+3 -7 +3 -0.
Таблица 9
ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ВОСЬМИ ЦВЕТОВ О ГО ТЕСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ Расположения В Последовательности ВЫБОРА
6. На базе несложных преобразований, каковые тут не приводятся, определяются соответствующие пары в группах, каковые надлежит трактовать как предпочтительные пары цветов для индивида. Интерпретация этих цветовых сочетаний осуществляется методом сравнения соответствующих пар цветов с чертями индивида, представленными в особых таблицах. Таких таблиц пять (см., напр., [203, с. 362—427]). Они отражают соответствующие функциональные
зависимости по позициям + , — , х , = , + — .
Первый пример. По позиции + взят выбор +3 +4 (красный/желтый). Это интерпретируется как активность, раскрытие собственных свойств. Человек жаждет успеха, возбуждения, жизни, полной впечатлений. Желает развиваться вольно, скинуть с себя оковы неуверенности, побеждать и жить насыщенной судьбой. Обожает контакт с другими, энтузиаст по натуре. Чувствителен ко всему новому, современному и увлекательному. У него довольно много заинтересованностей, и он желает увеличить сферу деятельности. На будущее наблюдает оптимистично.
Второй пример. По позиции — взят выбор -0 -4 (серый/желтый). Такую диспозицию возможно трактовать как эмоциональную активность, фиксированное напряжение ожидания. Стрессы, вызванные разочарованием, привели человека к возбуждению, несбывшиеся ожидания — к тревожной насторожённости и неуверенности. Индивид испытывает недостаток в ощущении безопасности, в предохранении от предстоящих разочарований, от пренебрежения, престижа и потери положения. Человек сомневается, что в будущем дела отправятся хоть какое количество-нибудь лучше, но однако склонен предъявлять чрезмерные требования и отказываться от компромиссов. Неспециализированное состояние индивида характеризуется как тревожная неуверенность.
Третий пример. По позиции + — взят выбор +2 -4 (+зеленый-желтый). Это возможно трактовать как опасение и разочарование, которое связано с тем, что испытуемый вычисляет тщетным определять для себя какие-либо новые цели. Он ощущает тревогу, ожидающее его будущее вызывает у него беспокойство, усиливаемое жаждой достойного положения и признания. Человек реагирует на собственный состояние протестом против какой-либо критики и сопротивлением всякой попытке оказать влияние на него. Стремясь укрепить собственную позицию, пробует утвердить себя, педантично используя собственную власть в мелочах.
Так, по любым выборам и любым позициям предпочтений цветов (в их парах) по соответствующим таблицам возможно более детально трактовать психологиче-ские особенности индивида и на данной базе выдавать советы при проведении психокоррекционной работы с испытуемыми. Более детально об применении особых таблиц см. [201; 202; 203; 314].
Говорят, что цвет — это зеркало души. Установлено, к примеру, что приятели и дамы отдают предпочтение какому-то одному цвету (по большей части не больше чем двум-трем). Так именуемые холодные цвета (светло синий, зеленый) говорят о самообладании, нежности, апатичности, грусти, а утепленные цвета говорят о силе, властности, активности и весёлом настроении. Ниже дана психотерапевтическая черта цветов, как она обрисована С.С. Степановым в книге Что вы понимаете и не понимаете о себе и других [428, с, 60 —61]. Дополнительные сведения о психотерапевтической характеристике цветов приводятся в других источниках [441; 442; 443; 461].
Красный цвет — цвет страстей. Человек, что обожает данный цвет, храбрый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Значительно чаще альтруист. У людей, которых данный цвет злит, комплекс неполноценности, ужас перед ссорами, склонность к уединению, рвение к стабильности в отношениях.
Оранжевый — любимый цвет людей, владеющих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике данный цвет свидетельствует притворство и лицемерие.
Желтый цвет — символизирует самообладание, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. В то время, когда он любим, это указывает общительность, смелость, любопытство, получение удовольствия и лёгкую приспособляемость от возможности нравиться и привлекать к себе людей. В то время, когда же он неприятен, то речь заходит о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым тяжело завязать знакомство.
Розовый — это цвет судьбы, он говорит о потребности обожать и быть лучше. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, смогут разволноваться по самому малому предлогу. У людей прагматичных и рациональных таковой цвет приводит к раздражению. Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и с уверенностью поднялся на ноги, кто ценит традиции, семью. В то время, когда же таковой цвет неприятен, это говорит о эгоизме и себялюбии, о том, что данный человек скрытен, еле идёт на откровенность.
Зеленый цвет — цвет открытого пути и надежды. В психотерапевтическом портрете несет мало иные функции. Люди, предпочитающие данный цвет, настойчивы, последовательны, время от времени упрямы в достижении цели. Они весьма разборчивы в знакомствах и не отлично ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.
светло синий цвет — цвет неба, его в большинстве случаев связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. В случае, если нравится светло синий цвет, это говорит о меланхолии и скромности, ровном, спокойном настроении, рвении к взаимопониманию и сотрудничеству. Эти люди хорошие и аккуратные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается человек, что желает произвести чувство всемогущего и всесильного, но в действительности он замкнутости и образец неуверенности.
Белый цвет — это синтез всех цветов, исходя из этого он есть совершенным цветом, цветом грезы. В нем заложен многозначный суть, потому, что он в один момент передает и сияние света, и мороз льда. Но к сожалению, в психотерапевтическом отношении это малоинформативный цвет, потому, что, как установили изучения, его предпочитали люди с совсем противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать (да да и то косвенно), — об чистоплотности и аккуратности человека, предпочитающего данный цвет в собственной одежде.
Черный цвет противостоит белому. Это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие судьбы. Тот, кто предпочитает наряжаться в тёмное (не будем брать в расчет траурную символику, которая лишь подчеркивает значение этого цвета), часто принимает жизнь в мрачных тонах, робок в себе, несчастлив, потому, что не сомневается, что его совершенства в жизни недостижимы. Нередкая смена костюма либо платья тёмного цвета на более броский, примечательный — показатель того, что пессимистические настроения довольно часто развеиваются.
Серый цвет — любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, каковые продолжительно думают, перед тем как принять какое-нибудь ответ. Данный нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы остаться в тени и не вступать в много контактов.
Дополнительная информация для экспериментатора
Ахроматическими, т.е. бесцветными, неокрашенными, считаются белый, тёмный и серый цвета. Остальные цвета именуются хроматическими. Из них светло синий, зеленый, красный, желтый именуются главными. Дополнительными именуются цвета, при смешении которых образуется белый цвет. К примеру, белый цвет возможно взят при смешении зелёного цветов и красного, оранжевого и светло синий. Ниже представлен рис. 11 с изображением секторов, складывающихся из разных цветов.
Цвета, расположенные друг против друга, являются дополнительными и при смешении, как отмечалось выше, образуют белый цвет. Любой цвет (из представленных на рисунке) возможно взят в следствии смешения двух пограничных с ним цветов, к примеру красный — смешением оранжевого и фиолетового, зеленый — смешением желтого и светло синий и т.д.
Рис. 11
Небезынтересно знать и психофизиологическое действие цвета на организм человека. Изучения физиологов продемонстрировали, к примеру, что светло синий цвет сокращает кровяное давление, затормаживает эмоциональные проявления. Оранжевый цвет, и особенно красный, напротив, увеличивает кровяное давление, стимулирует эмоциональные проявления.
В табл. 10, помещенной ниже, продемонстрировано, какой психофизиологический эффект вызывает тот либо другой цвет.
Таблица 10
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦВЕТОВ
Цвет | Кровеное давление | Пульс, дыхание | Мускульное напряжение | Действие мл эмоции |
Красный | Увеличивает | Активизирует | Увеличивает | Возбуждает |
Оранжевый | Легко увеличивает | Легко увеличивает | Увеличивает | Стимулирует |
Желтый | Не меняет | Не меняет | Не меняет | Уравновешивает |
Зеленый | Незначительно сокращает | Незначительно сокращает | Незначительно сокращает | Уравновешивает |
светло синий | Сокращает | Успокаивает | Сокращает | Успокаивает |
светло синий | Существенно сокращает | Существенно сокращает | Сокращает | Затормаживает |
Фиолетовый | Очень сильно сокращает | Очень сильно успокаивает | Очень сильно успокаивает | Подавляет |
Приложение 11
Проективная методика определения фрустрационных реакций
Фрустрация представляет собой психологическое состояние, появляющееся благодаря настоящей либо мнимой помехи, мешающей достижению цели. Проявляется в виде состояний гнетущего напряжения, расстройства, тревожности, тревоги, отчаяния, бешенства и других, каковые вызываются неудовлетворенностью потребностей, непреодолимыми либо кажущимися препятствиями и непреодолимыми трудностями на пути к достижению поставленной цели.
Тест на беременность: виды, когда делать, результаты
Интересные записи:
- Классов специального (коррекционного) образовательного
- Клетка как элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая единица. 1 глава
- Клетка как элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая единица. 6 глава
- Клетка как элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая единица. 7 глава