Классификация тестов по предмету диагностирования 9 глава

13. оптимальнее мне работается с братом.

14. Моя мать и я довольно часто не находим обилий язык.

15. Сделала бы все, дабы забыть то, что со мною нехорошее случалось.

16. Если бы мой папа лишь захотел, стал бы больше общаться с семьей.

17. Пологаю, что я достаточно способна, дабы отлично обучаться и дабы меня уважали в обществе.

18. Я могла быть весьма радостной, если бы у меня было все отлично, без громадных проблем.

20. Сохраняю надежду на себя и на успех.

21. В школе мои учителя в полной мере нормально ко мне относятся.

22. Большая часть моих товарищей не знает, что я опасаюсь, в то время, когда я информирую фальшивые сведения.

23. Не обожаю людей, каковые всегда лгут, являются эгоистами.

27. Моя семья обращается со мной, как с козлом отпущения.

28. Парни, с которыми я обучаюсь, нормально ко мне относятся.

29. Моя мать весьма хорошая дама, но се нужно осознать.

30. Моей самой громадной неточностью было обращение к вторым людям.

31. Я желала бы, дабы мой папа лучше ко мне относился.

32. Моя громаднейшая слабость содержится в том, что я всем прощаю, кроме того в то время, когда очень сильно обижена.

33. Моим скрытым жаждой в жизни есть то, дабы меня все обожали и уважали.

35. Наступит тот сутки, в то время, когда это бес осуществится.

37. Хотелось бы мне прекратить опасаться собственной скромности.

38. Больше всего обожаю тех людей, каковые также меня обожают.

42. Большая часть известных мне семей — обеспеченные люди.

43. Обожаю трудиться с людьми, каковые знают дело, за которое взялись.

44. Считаю, что большая часть матерей хорошие, может, я ошибаюсь.

45. В то время, когда я была младше, то ощущала себя виноватой, в случае, если приставала к взрослым.

46. Пологаю, что мой папа в душе — хороший человек.

47. В то время, когда мне начинает не везти, то я стараюсь не обращать на это внимания.

48. Больше всего я желала бы в жизни быть любимой.

50. В то время, когда буду ветхой, я буду некрасивой.

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю, — это моя другие родственники и сестра.

53. В то время, когда меня нет, мои приятели обо мне не вспоминают.

58. Парни, каковые обучаются со мной, — хорошие парни.

59. Я обожаю собственную мать, но в то время, когда она 6 хорошем настроении.

60. Самое нехорошее, что мне произошло совершить, — это, возможно, кого-то предать.

Отец: трудится механиком, у него среднее образование, ему 44 года.

Мама: не работает, имеет высшее образование, инженер, ей 45 лет.

ОТВЕТЫ ЗАХАРА К., 13 ЛЕТ

1. Пологаю, что мой папа редко бывает дома.

2. В случае, если все против меня, то я не огорчаюсь.

3. Я постоянно хотел иметь побольше денег.

5. Будущее думается мне ярким.

8. Пологаю, что настоящий приятель должен быть верным.

12. Если сравнивать с большинством вторых семей моя семья отличается порядочностью.

13. оптимальнее мне работается с хорошим втором в хорошем обществе.

14. Моя мать и я верные приятели.

15. Сделал бы все, дабы забыть нехорошее.

16. Если бы мой папа лишь захотел, я бы ему помог.

17. Пологаю, что я достаточно способен, дабы чему-то новому обучиться.

18. Я имел возможность бы быть весьма радостным, если бы имел больше верных друзей и больше денег.

20. Сохраняю надежду на то, что все мои грезы сбудутся.

21. В школе мои учителя по большей части хорошие.

22. Большая часть моих товарищей не знает, что я опасаюсь опуститься до отметки бедного.

23. Не обожаю людей, каковые предают.

27. Моя семья обращается со мной, как с обычным человеком.

28. Парни, с которыми я обучаюсь, отлично относятся ко мне.

29. Моя мать относится ко мне отлично.

30. Моей самой громадной неточностью было… предпочитаю на вопрос не отвечать.

31. Я желал бы, дабы мой папа больше получал.

32. Моя громаднейшая слабость содержится в том, что я обожаю довольно много имеется (кушать).

33. Моим скрытым жаждой в жизни есть отыскать себя.

35. Наступит тот сутки, в то время, когда я еще покажу себя.

37. Хотелось бы мне прекратить опасаться острых предметов.

38. Больше всего обожаю тех людей, каковые преданны.

42. Большая часть известных мне семей успешные.

43. Обожаю трудиться с людьми, каковые не отвлекаются от дела.

44. Считаю, что большая часть матерей хорошие.

45. В то время, когда я был младше, то ощущал себя виноватым, в случае, если в чем-нибудь напроказничал.

46. Пологаю, что мой папа меня обожает, относится отлично.

47. В то время, когда мне начинает не везти, то я не отчаиваюсь.

48. Больше всего я желал бы в жизни счастья.

50. В то время, когда буду ветхим, буду сидеть дома.

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю, не обращают на меня особенного внимания.

53. В то время, когда меня нет, мои приятели, кое-какие из них, скучают по мне.

58. Парни, каковые обучаются со мной, необходимы мне.

59. Я обожаю собственную мать, но нахожу в ней кое-какие недочёты.

60. Самое нехорошее, что мне произошло совершить, — это я хочу покинуть при себе, ничего не говоря.

Мать: бухгалтер с высшим образованием, 46 лет, трудится по профессии.

Папа: моторист, образование среднее особое, 45 лет, трудится по профессии.

Приложение 9

Проективный тест Дом—дерево—человек

Тест Дом—дерево—человек относится к проективным методикам изучения личности. Рекомендован для обследования как взрослых, так и детей. Испытуемым предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Эти объекты самый удобны для рисования, они привычны каждому с детства, их зарисовки являются необычным автопортретом испытуемою. Подробности объектов на рисунке имеют личностное значение, демонстрируют определенный уровень интеллектуального развития. В соответствии с Дж. Буку, о повышенной тревожности испытуемого смогут сказать такие подробности, как облака, ограничение пространства, штриховка, линии с сильным нажимом, выделенная линия оснований, интенсивно заштрихованные волосы, выделенная талия человека, отсутствие окон, трубы и дверей при зарисовке дома, излишне зашторенные окна, и др.

О заниженных самооценках рисующих возможно делать выводы по таким подробностям, как не сильный линии рисунка, дом расположен с края страницы, весьма маленькая дверь, непропорционально маленькие руки, непропорционально узкие плечи, сгнившее дерево и т.д.

В изучении Т. Клепилиной тест Дом—дерево—человек делали те же дети, каковые ранее отвечали на тест Незаконченные предложения. Отдельные картинки испытуемых по тесту ДАЧ помешены ниже (см. рис. 10).

Одновременно с этим те же испытуемые были проверены по цветовому тесту М. Люшера. По уровням самооценки и тревожности личности, определяемым при помощи разных методик, взяты по большей части адекватные показатели. Выборочно это представлено в помешенной ниже табл. 8 (самооценка и тревожность Тани В. и Захара К.).

Таблица 8

САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ и УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ

Испытуемый Уровень тревожности Самооценка
Тест Незакон, предлож. Тест ДАЧ Цветовой тост Тест Не закон. предлож. Тест ДДЧ Цветовой тест
Таня В. (13 лет) Захар К. (13 лет) 0,43 0,14 0,20 0,07 0,33 0,08 0,65 0,93 0,64 0,93 0,50 0,30

Классификация тестов по предмету диагностирования 9 глава

Света А (14 л.)

Классификация тестов по предмету диагностирования 9 глава

Ирина Г. (13 л.)

Классификация тестов по предмету диагностирования 9 глава

Сережа П. (13 л.)

Рис. 10

самооценки показателей и Сравнение тревожности, взятых по различным методикам, подтверждает вывод, сделанный экспериментатором: проективные методики — достаточно действенное средство изучения качеств личности, в особенности при соблюдении принципа дополнительности, в то время, когда отдельные показатели определяются по разным методикам.

Данный вывод подтверждается и другими примерами. Так, для Тимура И. свойственны следующие окончания предложений в тесте Незаконченные предложения:

в случае, если все против меня, то я приму крайние меры;

будущее думается мне крутым;

сохраняю надежду на лучшее будущее;

в школе мои учителя не знают меня;

большая часть моих товарищей не знает, что я ничего не опасаюсь;

обожаю трудиться с людьми, каковые нуждаются в моей помощи;

в то время, когда буду ветхим, мне будет более 100 лет;

люди, превосходство которых над собой я признаю, не лучше меня, и т.п.

По этому тесту взяты следующие показатели: тревожность (Т) — 0,05; самооценка (С) — 0,93.

Тест Дом—дерево—человек (ДДЧ) распознал практически те же самооценки и уровни тревожности: Т = 0,05; С = 0,93. В рисуночном тесте ДДЧ в случае, если возможно сказать о какой-то тревожности, то это некое подчеркивание корней дерева Наблюдения, проводимые в ходе тестирования, продемонстрировали, что Тимур достаточно нехотя делал задание и пара бравировал собственной независимостью. Распознанные оценки по показателям Т и С были после этого обоснованы цветовым тестом М. Люшера.

Приложение 10

Сокращенный вариант цветового теста М. Люшера[5]

Перед проведением тестирования направляться подготовить карточки-квадраты в соответствии с восьмью цветами теста М. Люшера (темно-светло синий, зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, тёмный, серый под соответствующими номерами — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 0). Карточки нужно перемешать и выложить их цветовой стороной перед испытуемым.

Инструкция по исполнению теста М. Люшера испытуемыми

1. взглянуть на эти 8 цветов и решите, какой цвет вам нравится больше всего. Не пробуйте связывать цвет с чем-либо вторым — цветом одежды, автомобиля и т.п. Легко выберите цвет, что вам самый красив.

2. Уберите выбранную вами карточку-квадрат и положите ее цветом вниз слева от остальных семи.

3. Из оставшихся семи цветов выясните, какой из них вам больше всего нравится. Заберите карточку с этим цветом и положите ее цветом вниз, рядом с выбранной вами в первоначальный раз, справа от нее.

4. Продолжайте то же самое с остальными карточками. Последняя, восьмая карточка окажется лежащей в последовательности справа от всех остальных.

5. Запишите на листе бумаги номера этих восьми карточек по порядку выбора.

6. Предположим, что испытуемый осуществил следующий выбор:

1) красный, 2) светло синий, 3) фиолетовый, 4) желтый, 5) зеленый, 6) коричневый, 7) серый, 8) тёмный. В этом случае мы возьмём последовательность: 3 1 5 4 2 6 0 7.

Делим данный последовательность на четыре группы по две цифры в каждой и обозначаем цвета каждой группы соответствующими индексами: для первой пары — индексом +, для второй пары — индексом х, для третьей пары — индексом =, для четвертой — индексом —. В следствии возьмём: 3 1 5 4 2 6 0 7

+ + х х = = — — .

анализ и Интерпретация данных тестирования

В случае, если повторного тестирования не планируется, возможно сразу же перейти к интерпретации и анализу теста. интерпретация и Краткий анализ данных тестирования смогут быть осуществлены посредством помещенной ниже табл. 9, в которой диспозиции поведения обозначены индексом + (явное предпочтение цвета), х (относительное предпочтение цвета), = (безразличие к цвету), — (отвержение цвета). В отечественном примере диспозиции поведения испытуемого с комплектом цветовых предпочтений 31542607 + + х х = — — .

возможно трактовать следующим образом.

Испытуемый отличается высокой активностью на пути к удовлетворению собственных жажд, пытается к налаживанию контактов в приятном общении ( 3 1 ). Из-за особенной чувствительности испытуемый может испытывать раздражение, досаду при наличии кроме того малых помех на пути к достижению желаемой цели

(5 4 ). Пара пониженный уровень притязаний приводит к стремлению разрядить эмоциональное напряжение (2 6_). скрытность субъекта и Осторожная сдержанность сочетаются с элементами негативизма и агрессивно-деструктивного поведения (О 7).

Время от времени требуются более интерпретация результатов и глубокий анализ тестирования. В этом случае прибегают к повторному выбору цветовых предпочтений. Он должен быть осуществлен не ранее чем через 15 мин. по окончании первого выбора и проводится в таковой последовательности.

1. По окончании того как был сделан первый выбор предпочтений цвета, не ранее чем через 15 мин. карточки перемешиваются и опять раскладываются перед испытуемым.

2. Дается указание: взглянуть на карточки так, как словно бы вы их ни при каких обстоятельствах не видели. Не делайте больших упрочнений отыскать в памяти, в каком порядке вы выбрали цветовые карточки в первоначальный раз. Опять сделайте выбор цветовых предпочтений по всем восьми позициям.

3. Номера второго комплекта цветов записываются под теми номерами, каковые были записаны в первоначальный раз. Окажется два последовательности, к примеру:

3 1 5 4 2 6 0 7

3 5 1 4 2 6 7 0

Испытуемый обязан решить совсем вольно, какой цвет из предлагаемых ему нравится, а какой — несимпатичный. Наряду с этим его не нужно торопить с ответом либо помогать наводящими вопросами.

В случае, если испытуемый все же затрудняется в выборе предпочитаемых цветов, заторможен в собственных высказываниях, прибегает к разного рода доводам (Затрудняюсь в выборе, Кое-какие цвета мне одинаково нравятся, Я обязан знать, для чего мне данный тест и т.п.), то возможно прибегнуть к ответу задания от противного. Экспериментатор в этом случае обращается к испытуемому с предположением: Но вы точно имеете возможность сообщить, какой цвет вам нравится меньше всего. В случае, если ответ в итоге будет принято, то в будущем дело отправится гладко. В этом случае запись последовательности из 8 цифр производится в обратном порядке.

4. Любой последовательность делится кроме этого на пары. Первая пара помечается индексом +, вторая пара — индексом х, третья пара — индексом =, четвертая — индексом —:

3 1 5 4 2 6 0 7 3 5 1 4 2 6 7 0 + + х х = = — -.

5. Дополнительно к этому первая и восьмая цифры образуют пятую несколько в каждом последовательности, цифры которой обозначаются индексами + и —. Эта несколько в нашем случае обозначается так:

+3 -7 +3 -0.

Таблица 9

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ВОСЬМИ ЦВЕТОВ О ГО ТЕСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ Расположения В Последовательности ВЫБОРА

Jeer Тема Позиция + Позиция х Позиция = Позиция —
0 серый Отношение к коллективу. Социальная интеграция. Отгораживание. Осмотрительная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция. Ограниченная эмоциональная готовность к общению чтобы не было конфликтных напряжений. Отключение. Эмоциональная готовность к общению, участие. Эмоциональная возбудимость и мотивированное успехом участие.
1 светло синий Покой, изъявление эмоций, душевная сообщение с партнером. Рвение к покою. Интенсивная потребность в удовлетворении и приятном общении, рвение к гармонии, чувствительность. Готовность к покою без напряжения, к удовлетворению и приятной связи. Переживает чувственную сообщение не как сердечную сообщение. Беспокойство, суетливость. Отсутствие связей, торможение сердечной привязанности, нарушение взаимоотношений с партнером.
2 зеленый Напряжение, изъявление воли, оценка собственного Я, уровень притязаний, рвение к самовыражению. Напряжение воли. Воля к самоутверждению, тщеславие, спонтанное желание играться определенную роль. Самоопределение, самообладание. Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к социальному порядку. Повышенные требования к переработке восприятий. Сверхраздражимость, раздражимость от слабости.
3 красный Возбудимость, жизненная динамика, уровень активности. Рвение к чувствам. Активное участие, высокая активность. Готовность к контактам. Критическое отношение к выбору увлечений и контактов. Ограничение самовыражения. Защитное напряжение, отказ в признании. Страдает от давимого , принуждения и жестокости.
4 желтый Расслабление, изменение, горизонт для раскрытия, отношение к внешнему миру Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, широта горизонта для раскрытия, суетливость, бегство от неприятностей, иллюзорное ожидание будущего. Застой стимулов, импульсов, раздражимость, досада. Нервозная раздражимость, потребность в бережном отношении, отсутствие жажд. Неспокойное напряжение ожидания. Тематическая фиксация, раскрытия горизонта и сужение эмоций, перевозбуждение.
5 фиолетовый Сенсибилизация, магическо-эротическое отождествление. Рвение очаровать. Чувственная внушаемость. Чувственная предрасположенность . Сдерживает эмоции. Направляет их на собственные ощущения и щепетильно реагирует. Чувствительное самовосприятие. Разделение. Защита от угрозы конфликта между рвением к слиянию и потребностью руководить, неосуществленный идеал партнера, контроль чувствительности, эстетическое, этическое либо логическое рвение к порядку.
6 коричневый Физические, жизненные потребности тела, управление им. Возврат к телесному. Бегство от неприятностей. Потребность в комфорте, в физическом и духовном удовлетворении. Желает разрядить импульсивное напряжение при помощи удовлетворения. Подавление, торможение и вытеснение физических потребностей.
7 тёмный Отношение к полному (авторитет, будущее, смерть). Выражение протеста. Негативизм, агрессивно-деструктивная импульсивная динамика. уход и Протест от личности либо ситуации. Свойство терпеть лишения, ограничение притязаний. Готовность к компромиссам. Отклонение стеснения, существующей угрозы и помех. Предприимчивость.

6. На базе несложных преобразований, каковые тут не приводятся, определяются соответствующие пары в группах, каковые надлежит трактовать как предпочтительные пары цветов для индивида. Интерпретация этих цветовых сочетаний осуществляется методом сравнения соответствующих пар цветов с чертями индивида, представленными в особых таблицах. Таких таблиц пять (см., напр., [203, с. 362—427]). Они отражают соответствующие функциональные

зависимости по позициям + , — , х , = , + — .

Первый пример. По позиции + взят выбор +3 +4 (красный/желтый). Это интерпретируется как активность, раскрытие собственных свойств. Человек жаждет успеха, возбуждения, жизни, полной впечатлений. Желает развиваться вольно, скинуть с себя оковы неуверенности, побеждать и жить насыщенной судьбой. Обожает контакт с другими, энтузиаст по натуре. Чувствителен ко всему новому, современному и увлекательному. У него довольно много заинтересованностей, и он желает увеличить сферу деятельности. На будущее наблюдает оптимистично.

Второй пример. По позиции — взят выбор -0 -4 (серый/желтый). Такую диспозицию возможно трактовать как эмоциональную активность, фиксированное напряжение ожидания. Стрессы, вызванные разочарованием, привели человека к возбуждению, несбывшиеся ожидания — к тревожной насторожённости и неуверенности. Индивид испытывает недостаток в ощущении безопасности, в предохранении от предстоящих разочарований, от пренебрежения, престижа и потери положения. Человек сомневается, что в будущем дела отправятся хоть какое количество-нибудь лучше, но однако склонен предъявлять чрезмерные требования и отказываться от компромиссов. Неспециализированное состояние индивида характеризуется как тревожная неуверенность.

Третий пример. По позиции + — взят выбор +2 -4 (+зеленый-желтый). Это возможно трактовать как опасение и разочарование, которое связано с тем, что испытуемый вычисляет тщетным определять для себя какие-либо новые цели. Он ощущает тревогу, ожидающее его будущее вызывает у него беспокойство, усиливаемое жаждой достойного положения и признания. Человек реагирует на собственный состояние протестом против какой-либо критики и сопротивлением всякой попытке оказать влияние на него. Стремясь укрепить собственную позицию, пробует утвердить себя, педантично используя собственную власть в мелочах.

Так, по любым выборам и любым позициям предпочтений цветов (в их парах) по соответствующим таблицам возможно более детально трактовать психологиче-ские особенности индивида и на данной базе выдавать советы при проведении психокоррекционной работы с испытуемыми. Более детально об применении особых таблиц см. [201; 202; 203; 314].

Говорят, что цвет — это зеркало души. Установлено, к примеру, что приятели и дамы отдают предпочтение какому-то одному цвету (по большей части не больше чем двум-трем). Так именуемые холодные цвета (светло синий, зеленый) говорят о самообладании, нежности, апатичности, грусти, а утепленные цвета говорят о силе, властности, активности и весёлом настроении. Ниже дана психотерапевтическая черта цветов, как она обрисована С.С. Степановым в книге Что вы понимаете и не понимаете о себе и других [428, с, 60 —61]. Дополнительные сведения о психотерапевтической характеристике цветов приводятся в других источниках [441; 442; 443; 461].

Красный цвет — цвет страстей. Человек, что обожает данный цвет, храбрый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Значительно чаще альтруист. У людей, которых данный цвет злит, комплекс неполноценности, ужас перед ссорами, склонность к уединению, рвение к стабильности в отношениях.

Оранжевый — любимый цвет людей, владеющих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике данный цвет свидетельствует притворство и лицемерие.

Желтый цвет — символизирует самообладание, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. В то время, когда он любим, это указывает общительность, смелость, любопытство, получение удовольствия и лёгкую приспособляемость от возможности нравиться и привлекать к себе людей. В то время, когда же он неприятен, то речь заходит о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым тяжело завязать знакомство.

Розовый — это цвет судьбы, он говорит о потребности обожать и быть лучше. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, смогут разволноваться по самому малому предлогу. У людей прагматичных и рациональных таковой цвет приводит к раздражению. Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и с уверенностью поднялся на ноги, кто ценит традиции, семью. В то время, когда же таковой цвет неприятен, это говорит о эгоизме и себялюбии, о том, что данный человек скрытен, еле идёт на откровенность.

Зеленый цвет — цвет открытого пути и надежды. В психотерапевтическом портрете несет мало иные функции. Люди, предпочитающие данный цвет, настойчивы, последовательны, время от времени упрямы в достижении цели. Они весьма разборчивы в знакомствах и не отлично ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

светло синий цвет — цвет неба, его в большинстве случаев связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. В случае, если нравится светло синий цвет, это говорит о меланхолии и скромности, ровном, спокойном настроении, рвении к взаимопониманию и сотрудничеству. Эти люди хорошие и аккуратные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается человек, что желает произвести чувство всемогущего и всесильного, но в действительности он замкнутости и образец неуверенности.

Белый цвет — это синтез всех цветов, исходя из этого он есть совершенным цветом, цветом грезы. В нем заложен многозначный суть, потому, что он в один момент передает и сияние света, и мороз льда. Но к сожалению, в психотерапевтическом отношении это малоинформативный цвет, потому, что, как установили изучения, его предпочитали люди с совсем противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать (да да и то косвенно), — об чистоплотности и аккуратности человека, предпочитающего данный цвет в собственной одежде.

Черный цвет противостоит белому. Это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие судьбы. Тот, кто предпочитает наряжаться в тёмное (не будем брать в расчет траурную символику, которая лишь подчеркивает значение этого цвета), часто принимает жизнь в мрачных тонах, робок в себе, несчастлив, потому, что не сомневается, что его совершенства в жизни недостижимы. Нередкая смена костюма либо платья тёмного цвета на более броский, примечательный — показатель того, что пессимистические настроения довольно часто развеиваются.

Серый цвет — любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, каковые продолжительно думают, перед тем как принять какое-нибудь ответ. Данный нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы остаться в тени и не вступать в много контактов.

Дополнительная информация для экспериментатора

Ахроматическими, т.е. бесцветными, неокрашенными, считаются белый, тёмный и серый цвета. Остальные цвета именуются хроматическими. Из них светло синий, зеленый, красный, желтый именуются главными. Дополнительными именуются цвета, при смешении которых образуется белый цвет. К примеру, белый цвет возможно взят при смешении зелёного цветов и красного, оранжевого и светло синий. Ниже представлен рис. 11 с изображением секторов, складывающихся из разных цветов.

Цвета, расположенные друг против друга, являются дополнительными и при смешении, как отмечалось выше, образуют белый цвет. Любой цвет (из представленных на рисунке) возможно взят в следствии смешения двух пограничных с ним цветов, к примеру красный — смешением оранжевого и фиолетового, зеленый — смешением желтого и светло синий и т.д.

Классификация тестов по предмету диагностирования 9 глава

Рис. 11

Небезынтересно знать и психофизиологическое действие цвета на организм человека. Изучения физиологов продемонстрировали, к примеру, что светло синий цвет сокращает кровяное давление, затормаживает эмоциональные проявления. Оранжевый цвет, и особенно красный, напротив, увеличивает кровяное давление, стимулирует эмоциональные проявления.

В табл. 10, помещенной ниже, продемонстрировано, какой психофизиологический эффект вызывает тот либо другой цвет.

Таблица 10

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦВЕТОВ

Цвет Кровеное давление Пульс, дыхание Мускульное напряжение Действие мл эмоции
Красный Увеличивает Активизирует Увеличивает Возбуждает
Оранжевый Легко увеличивает Легко увеличивает Увеличивает Стимулирует
Желтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает
Зеленый Незначительно сокращает Незначительно сокращает Незначительно сокращает Уравновешивает
светло синий Сокращает Успокаивает Сокращает Успокаивает
светло синий Существенно сокращает Существенно сокращает Сокращает Затормаживает
Фиолетовый Очень сильно сокращает Очень сильно успокаивает Очень сильно успокаивает Подавляет

Приложение 11

Проективная методика определения фрустрационных реакций

Фрустрация представляет собой психологическое состояние, появляющееся благодаря настоящей либо мнимой помехи, мешающей достижению цели. Проявляется в виде состояний гнетущего напряжения, расстройства, тревожности, тревоги, отчаяния, бешенства и других, каковые вызываются неудовлетворенностью потребностей, непреодолимыми либо кажущимися препятствиями и непреодолимыми трудностями на пути к достижению поставленной цели.

Тест на беременность: виды, когда делать, результаты


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: