Классов специального (коррекционного) образовательного

Помощник Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

ОСОБЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА

Образова- тельные области Число учебных часов в неделю Всего
школьное обучение по классам фед. комп. нац. — рег. комп.
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
I. Общеоб- разова- тельные направления
литература и языки
информа и Математика- тика
астрономия и Физика
экология и Химия
Окружающий мир, ОБЖ, природове- дение
экология и Биология — 2
экология и География
Общество (история и социальные дисципли- ны)
Изобрази- тельное мастерство
пение и Музыка
Физкульту- ра
II. Трудо- вая подго- товка
Трудовое обучение
Предпро- фесси- ональная подготовка
III. Кор- рекционная подготовка
Коррекци- онная под- готовка
IV. Обяза- тельные занятия по выбору
Итого: обязатель- ная наг- рузка обу- чающегося
V. Факуль- тативные занятия
Всего: максималь- ная наг- рузка обу- чающегося

———————————

Необходимая коррекционная подготовка осуществляется с обучающимися лично либо по группам. На каждое занятие отводится 15 — 25 мин. учебного времени на одного обучающегося либо группу (2 — 3 обучающихся), а также на класс:

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Ритмика
ЛФК, мас- саж
Охрана и зритель и развитие зрения- ного вос- приятия
Социально — бытовая ориенти- ровка
Развитие осязания и небольшой мо- торики
Развитие мимики и пантомими- ки
Предметно — практи- ческая де- ятельность
Всего 9н5
Итого

Примечания. 1. На русский язык как официальный язык РФ в учреждениях с нерусским языком обучения выделяются часы из общего числа часов, отводимых на образовательный курс литература и языки.

2. На занятия по трудовой подготовке в главной и школе класс делится на две группы.

3. Часы, предусмотренные на факультативные занятия и школьный компонент, дополняют образовательные области по усмотрению образовательного учреждения.

4. Часы, отведенные на необходимые занятия по выбору и факультативные, относятся к школьному компоненту и дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.

На базе учреждения IV вида в соответствии с правилами организуется надомное обучение.

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

ОСОБЫХ КЛАССОВ ОСОБЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА (ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ,

ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ)

Образовательные области Число учебных часов в неделю Всего
школьное обучение по классам фед. комп. нац. — рег. комп.
I II III IV V VI VII VIII IX
I. Образовательные направления
Язык. Развитие речи
Математика
Окружающий мир, при- родоведение
География
История
Изобразительное ис- кусство
пение и Музыка
Физическая культура
II. Трудовая подго- товка
Итого: необходимая нагрузка обучающихся
III. Коррекционные направления
Ритмика
ЛФК
Ориентировка в пространстве
Социально — бытовая ориентировка
Публично нужный труд
Производительный труд
Групповые и индиви- дуальные корр. заня- тия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К БАЗОВОМУ УЧЕБНОМУ ЗАМЫСЛУ ОСОБЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА

Базовый учебный замысел особого (коррекционного) образовательного учреждения IV вида — это главный национальный нормативный документ. Он является основой для разработки региональных базовых замыслов и исходным документом для финансирования национального образовательного учреждения.

Базовый учебный замысел особого (коррекционного) образовательного учреждения IV вида включает в себя три ступени, отражающие уровни общеобразовательных программ: начальное неспециализированное, главное общее, среднее (полное) неспециализированное образование.

Базовым учебным замыслом обеспечивается непрерывность начального и главного неспециализированного образования и возможность обучающимся продолжать собственный образование в образовательных учреждениях, реализующих программы более большого уровня.

Базовым учебным замыслом особого (коррекционного) образовательного учреждения IV вида выяснено количество часов, отводимое на освоение общеобразовательных предметов, курса трудовой подготовки, коррекционных направлений, необходимых предметов по выбору обучающихся (школьный компонент), факультативных занятий.

Учитывая недостаточность зрительной перцепции при большом понижении зрения и конкретно связанные с этим особенности в развитии слабовидящих детей (ограниченный запас представлений и знаний об окружающем мире к началу школьного обучения, недочёты в развитии моторики, речи, меньшая познавательная активность, неточность и замедленность зрительного восприятия, недочёты в развитии личности и др.), и опыт коррекционно — компенсаторной направленности их обучения, в базовый учебный замысел неспециализированного среднего образования включены коррекционные направления: развитие и охрана не сильный зрения, коррекция недочётов развития (небольшой моторики рук, осязания, мимики и пантомимики), социально — бытовая и пространственная ориентировка, ЛФК, ритмика.

Включение в базовый учебный замысел коррекционных направлений наровне с необходимыми занятиями по выбору школьников (школьный компонент) и факультативными занятиями снабжает личный подход к обучающимся с учетом состояния их зрительных возможностей, познавательной активности, заинтересованностей, личностных изюминок.

Региональный базовый замысел разрабатывается региональными органами управления образования, исходя из специфики местных экономических, национальных и социальных условий, на базе федерального базового замысла. Региональный базовый замысел являются рекомендацией.

В этих целях из федерального компонента базового замысла выделены часы на общеобразовательные, коррекционные направления и трудовую подготовку в региональный компонент базового замысла.

Особое (коррекционное) учреждение IV вида в праве составлять личный уникальный учебный замысел на базе федерального базового замысла с учетом специфики региона, возможностей учреждения, пожеланий родителей и контингента обучающихся.

В структуре федерального базового замысла выделяются: инвариантная часть (общеобразовательные и коррекционные направления, трудовая подготовка) и вариативная часть (занятия по выбору обучающихся — школьный компонент, факультативные занятия).

Инвариантная часть снабжает получение слабовидящими обучающимися главного неспециализированного образования, формирование личностных качеств, соответствующих публичным совершенствам, социальную адаптацию на базе развития у обучающихся компенсаторных механизмов в условиях особой коррекционной работы.

Вариативная часть разрешает учитывать личные зрительные, возрастные психофизические и личностные изюминки обучающихся (свойства, активность, склонности и интересы и др.).

В федеральном базовом замысле обе части представлены тремя видами занятий в различной их комбинации — групповые, подгрупповые и личные:

Необходимые групповые занятия (уроки) с обучающимися каждого класса по предметам общеобразовательных направлений.

Групповые и подгрупповые необходимые занятия по выбору школы (школьный компонент) и факультативные занятия.

Необходимые подгрупповые и личные занятия — по коррекции недочётов психофизического развития (мимики, пантомимики и др.), по формированию осязания, небольшой моторики рук, социально — бытовой и пространственной ориентировке.

Личные занятия — по развитию и охране не сильный зрения, зрительного восприятия, исправлению речевых и физических недочётов.

Выбор вида занятия обусловливается индивидуальными особенностями и количеством обучающихся их развития (зрительными и психофизическими).

При делении обучающихся класса на подгруппы допустимо объединение обучающихся из параллельных либо смежных классов.

Единой базой базового учебного замысла особого (коррекционного) образовательного учреждения IV вида есть осуществление принципа преемственности, из-за которого главные изучаемые единицы содержания образовательного и коррекционного циклов в будущем приобретают собственный обогащение и развитие. Наровне с этим любая из ступеней неспециализированного образования, решая неспециализированные образовательные задачи, имеет и собственные своеобразные функции, которые связаны с состоянием зрения обучающихся, их познавательной и эмоциональной сфер, с личностными и возрастными изюминками обучающихся, и изюминками самого учреждения.

Специфика ступеней общеобразовательной школы для слабовидящих обучающихся разна как по комплекту базисных учебных направлений (образовательных и коррекционных), так и по соотношению занятий и базового ядра по выбору и др., исходя из этого базовые замыслы представлены по ступеням обучения.

Освоение программы начального неспециализированного обучения закладывает базы функциональной грамотности обучающихся, вооружает их навыками общения и основными умениями и учебного труда, приобщает к началам отечественной и всемирный культуры, создавая тем самым базу для освоения программы главного неспециализированного образования.

Содержание начального образования ориентировано на начальное формирование главных сторон личности (познавательной культуры, коммуникативной культуры, нравственной культуры, эстетической культуры, трудовой и физической культуры ).

На данной ступени обучения они определяют структуру учебного замысла. Изучение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры. Целью искусства и изучения литературы есть развитие нравственных и эстетических начал личности. Познавательная культура представлена двумя независимыми направлениями: Окружающий мир и Математика. Выделение математики как независимого курса обусловлено ее значением в коммуникации и познании. Трудовая и физическая культура представлены соответствующими образовательными и коррекционными областями.

Обедненность сенсорного опыта, неточность и замедленность зрительного восприятия, громадная утомляемость, физическая ослабленность, неподготовленность к школьному обучению (как правило) у слабовидящих детей потребовало введения в начальной школе их обучения по программе 1 — 4, и включения коррекционных направлений, рассчитанных на личные и групповые занятия (наполняемость групп — 2 — 3 обучающихся).

Реализация особых задач по коррекции компенсации развития и недостатков обучающихся их нарушенных функций в ходе обучения проводится в сочетании со особыми личными и групповыми (подгрупповыми) коррекционными занятиями (развитие и охрана зрения зрительного восприятия, осязания, небольшой моторики, мимики и пантомимики, социально — бытовая ориентировка, исправление недочётов речевого развития, ЛФК, ритмики и др.). Сочетание этих занятий с обучением формирует оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся со зрительным недостатком, снабжая наряду с этим возможность действенного усвоения программного материала.

В общеобразовательные предметы на ступени начального неспециализированного образования содержания включены пропедевтические (подготовительные) разделы, предоставляющие возможность заполнить пробелы в знаниях и представлениях слабовидящих обучающихся об окружающем мире. Значительно чаще эти пробелы наблюдаются во время дошкольного детства слабовидящих в сравнении с нормально видящими детьми, в особенности в случаях отсутствия особого дошкольного образования.

Эти пропедевтические разделы в школе введены в такие общеобразовательные дисциплины, как русский литература и язык, математика, ознакомление с окружающим миром, мастерство, трудовая подготовка.

Коррекционные направления дополняют и расширяют возможности слабовидящих обучающихся в успешности овладения умениями и знаниями программного материала.

Все общеобразовательные и коррекционные направления подкрепляют и дополняют друг друга и направлены на комплексный учебно — воспитательный процесс, снабжающий:

— стимуляцию сенсорно — перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);

— развитие моторики и изготовления и способов обследования настоящих их изображений и предметов, моделей;

— развитие социально — бытовой ориентировки;

— развитие мимики и пантомимики;

— активизация социальных потребностей и развитие умений трудиться самостоятельно и в разных объединениях;

— развитие познавательной активности и познавательных заинтересованностей;

— развитие эмоционально — положительных качеств и волевой сферы личности.

Любой общеобразовательный и коррекционный курс на ступени начального неспециализированного образования своим содержанием подготавливает обучающихся к переходу на следующую ступень неспециализированного образования.

На ступени главного неспециализированного образования так же, как в общеобразовательном учреждении приобретает развитие разделение обучения, при которой сохраняется базисное ядро необходимых учебных направлений.

В 5 — 6 классах блок Природа возможно представлен систематическими направлениями либо интегрированным курсом Естествознание, в 7 — 10 классах — систематическими направлениями физики, химии, биологии и географии.

Продление срока обучения на ступени главного неспециализированного образования в особом (коррекционном) образовательном учреждении IV вида на один год обусловлено своеобразием развития обучающихся, и продолжением коррекционно — компенсаторной направленности процесса обучения. Поэтому в содержание образовательных областей включаются кроме этого дополнительные пропедевтические разделы, целью которых есть развитие познавательных заинтересованностей, мышления, речи, хороших личностных качеств слабовидящих обучающихся.

Трудовая подготовка (начальная школа) и предпрофессиональное обучение (главная школа) осуществляются в зависимости от профиля школы, производственного окружения, производственных и материальных возможностей субъектов Федерации.

специальная программа и Коррекционные курсы по предпрофессиональному обучению обеспечат слабовидящим обучающимся подготовку к судьбе, труду, продолжению образования в школе .

По окончании главной школы слабовидящие обучающиеся в первый раз возьмут право выбора профессии. Им предоставляется возможность попытаться собственные силы в областях знания и разных видах деятельности.

Примечание. Русский язык изучается как официальный язык РФ в школах с нерусским языком обучения 3 часа в неделю.

В школах с русским языком обучения изучается кроме этого язык той республики, где расположена школа.

В школах того и другого типа изучается зарубежный язык. В иных языковых обстановках вопрос об изучении языков решается региональными органами управления учебными заведениями и образованием (за счет часов, отводимых на занятия по выбору, школьный компонент) в соответствии с Законом Об образовании.

В базовый замысел среднего (полного) неспециализированного образования включается тот же комплект образовательных областей, что и в базовый замысел главного неспециализированного образования.

Но на ступени среднего (полного) неспециализированного образования обучение строится по принципу профильной разделении. Предпочтение отдается необходимым занятиям по выбору, каковые достигают большого количества.

В зависимости от профиля учреждения отдельные образовательные области смогут быть представлены на данной ступени обучения независимыми учебными дисциплинами либо интегрированными направлениями.

Время на изучение независимых направлений (среди них и коррекционных) возможно увеличено за счет часов, отведенных на необходимые занятия по выбору обучающихся (школьный компонент).

В рамках занятий по выбору в учебном замысле смогут возобновляться те учебные и коррекционные направления, необходимое изучение которых завершилось на ступени главного неспециализированного образования, либо появляются новые, которые связаны с профилем учреждения, либо снабжающие опытную подготовку обучающихся.

Примечание. При проведении занятий по зарубежному языку (I — XII класс), трудовому обучению и предпрофессиональной и опытной подготовке (V — XII класс), физической культуре (V — XII класс), по базам информатики и вычислительной технике, химии и физике (на протяжении проведения практических занятий) допускается деление классов на две группы (не более 6 обучающихся в группе).

Коррекционная подготовка проводится по большей части в личном и реже подгрупповом режиме (подгрупповые занятия).

Вопросы организации и предпрофессиональной и опытной подготовки, проведение трудовой практики решаются рекомендациями учреждений с учетом имеющихся условий, состояния зрения обучающихся, вероятных форм организации труда, на базе необязательного участия слабовидящих обучающихся.

Базовый замысел финансируется абсолютно по итоговой нагрузке обучающихся. Факультативные, коррекционные, личные малогрупповые (подгрупповые), групповые занятия финансируются независимо от количества обучающихся в группе, т.е. на одного обучающегося.

Базовый учебный замысел особых классов особого (коррекционного) учреждения IV вида (для слабовидящих обучающихся, имеющих задержку психологического развития) строится подобно базовому учебному замыслу для слабовидящих обучающихся, не имеющих первичной задержки психологического развития, но срок освоения ступени начального неспециализированного образования возрастает на 1 год. Потом слабовидящие обучающиеся, имеющие первичную задержку психологического развития, обучаются в VI классе по программам и учебному плану пятого класса для слабовидящих обучающихся, не имеющих каких-либо вторых первичных нарушений развития (и без того потом).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К БАЗОВОМУ УЧЕБНОМУ ЗАМЫСЛУ ОСОБЫХ

КЛАССОВ ОСОБОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ IV ВИДА (ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

Jenis


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: