Вместе с такими понятиями, как средства, содержание, и формы, громадное значение имеет рассмотрение понятия «способы педагогики досуга». В то время, когда социальные работники, организаторы досуга либо родители решают очередные конкретные воспитательные неприятности, они довольно часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любопытными, прилежными, важными, трудолюбивыми и т.д. – словом тогда они, педагоги, думают о способах действия.
В досуговой деятельности способ выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В методической совокупности досуговой деятельности «цели – содержание – способы – формы – средства» способы являются главным элементом.
Способами педагогики досуга являются пути и методы действия на аудиторию, при которых самый полно достигаются намеченные результаты. Это соответствует гуманистическому пониманию досуга как области совместной деятельности субъектов и объектов и фундаментальному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность воспитанников.
Познанию способов содействует их классификация, деление на группы по какому-либо показателю, основанию. Анализ говорит о том, что в базу классификации довольно часто кладут направленность метода действия на ту либо иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмоционально-волевую сферу. В противном случае говоря, имеется способы, направленные в основном на фор-мирование знаний, взоров, оценок, направленности, убеждений личности. Их именуют способами формирования сознания, самообразования и познания. Имеется способы, направленные в основном на формирование привычек, стереотипов поведения, обычных поведенческих реакций. Их именуют способами организации деятельности, формирования опыта. Имеется способы, именуемые иногда запасными, каковые направлены на стимулирования и коррекцию поведения. И имеется способы получения научной информации, каковые именуют способами социологических изучений досуга. В совокупность классификации способов педагогики досуга положена концепция деятельности. В соответствии с ей имеются компоненты, составляющие любой деятельности: осознание, организация, стимулирование, коррекция, контроль.
Современные способы педагогики досуга характеризуются громадным раз-нообразием. Результативности возможно добиться только при применении комплекса способов, а их выбор зависит от:
— развития личности и общих целей воспитания и ведущих установок досуговой деятельности;
— изюминок досуговых предпочтений;
— цели, содержания и задач конкретной формы социальной, культурно-до-суговой деятельности;
— уровня подготовки и возрастных особенностей аудитории;
— материальной оснащенности, условий досуговой деятельности;
— времени проведения досугового мероприятия;
— возможностей экспертов, организаторов досуговой деятельности, их личностных качеств и профессионального мастерства.
Наровне с термином «способ» употребляется термин «методический приём». Любой способ представляет собой определенную совокупность приемов. Иными словами, любой способ – это совокупность приемов, объединенных общ-ностью задачи и единым подходом к их ответу.
Прием – это элемент, подробность способа, вспомогательное средство. Прием по отношению к данному способу при ответе вторых, более частных задач может стать способом со собственными приемами его применения.
В досуговой деятельности методические приемы употребляются как независимые способы и, со своей стороны, реализуются посредством опреде-ленных методических приемов. Так, применение на протяжении лекции фрагмента из фильма – это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре – также методический прием. Либо способ поощрения реализуется в приемах похвалы, признательности, награждении. Из примеров видно, что прием, с одной стороны, сливается с способом, а иначе, с методикой досуговой деятельности и педагогической техникой.
Средства, формы и способы действия тесно связаны между собой, но их смысловые количества частично совпадают, накладываются друг на друга. Благодаря чего эти понятия смогут использоваться в одном случае как способ, в другом – как средство, в-третьем – как форма (к примеру, в педагогической литературе употребляются словосочетания «лекция – форма учебной работы», «средства лекционной пропаганды», «лекционный способ»). Такие явления в логике именуются перекрещивающимися. Происходит это в силу недоста-правильной разработанности исходных понятий средства, метода и формы в осно-вополагающей философской науке. Конкретно исходя из этого вопрос о разработке их четкой классификации представляется достаточно сложным, а возможно, для технологов-практиков и не есть столь значимым. направляться, овладев ими в зависимости от задач, умело и творчески применять все многообразие средств, методов и форм для действенного успехи воспита-тельной цели. В одном случае это будет тематический вечер, в другом – лекция, в-третьем, концерт художественной самодеятельности и т.д. Необходимы поиски новых, более действенных сочетаний содержания, форм, средств и методов с целью вызвать у людей интерес, привлечь их к досуговым мероприятиям.
Современная методика досуговой деятельности располагает большим арсеналом средств, методов и форм и предъявляет самые высокие требования к экспертам, стимулируя их творческое использование и поиск в практике.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое способ, его значение и роль в педагогике досуга?
2. Дайте классификацию способов досуговой деятельности.
3. Охарактеризуйте главные способы педагогики досуга.
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.
2. Новейшие технологии социально-культурной деятельности: Учебн. пособие. – Тамбов: Изд. ТГУ, 2002.
3. Разработка социальной работы: Учебник /Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА М.. 2002.
2.5 Инновации в сфере досуга
Методическая деятельность в сфере досуга возможно рассмотрена на ин-новационном уровне. Инновация, новшество (от англ. innovation – новов-ведение) свидетельствует в педагогике введение нового в цели, в содержание, в формы и методы организации воспитательной либо образовательной деятельности, изме-нения в стиле мышления.
Потребность в инновационной деятельности постоянно появляется в связи с необходимостью внесения трансформаций в сложившуюся социально-культурную совокупность. Инновация – это в любой момент либо практически в любое время целенаправленное измене-ние, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элемен-тов. Это в любой момент выход за пределы известного и общепризнанного в публичен-ной практике досуга, образования, искусства.
Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «новшество» множествен . внедрения новшеств и Сам процесс разработки в практику выступает тут как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на трансформацию социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и одолжений, творческое развитие существую-щих объектов, технологий и подходов.
Инновационные методики, инновационные организационные формы досуга актуальностью и практической значимостью содержания в любой момент форми-руют среди её участников, во-первых, глубинную мотивацию досуговой дея-тельностью, содействуют ориентационно-педагогической адаптации досуго-вой самостоятельности каждого партнёра и, во-вторых, оптимизируют процесс овладения личностью новыми социально-умениями и культурными знаниями, развивают нужные навыки организационно-методического мастерства.
Инновационные подходы содействуют увеличению эффективности досу-говой деятельности. Их базу образовывает наличие конкретной творческой, организационной, социально-психотерапевтической неприятности, проблемной ситуа-ции, что помогает нужной предпосылкой для применения нестандарт-ного, инновационного ответа. Помимо этого, конструктивные технологии и инновационные инициативы в сфере культуры, быта, досуга содействуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному сотрудничеству заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, публичных структур, всего населения.
Инновационные методики в досуговой сфере постоянно предполагают прочную связь и взаимодополнение новаторства и традиций. Среди множества инновационных методик в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта направляться различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Помимо этого в каждой инновационной методике громадно значение и сопутствующих факторов. К ним относятся публичный и административный контроль за содействием в реа-лизации методики, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубеж-ного опыта в этом направлении, и изучение и учёт спроса экологии на социально-культурную новацию.
Коль не так долго осталось ждать мы разбираем инновационное в педагогике досуга, критерии инновационности. Положив в базу концепцию педагогической Школы Виталия Александровича Сластенина,[13] сформулируем основополагающие параметры.
Критерии педагогических инноваций. К ним возможно отнести следующую совокупность параметров педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Охарактеризуем каждую группу параметров:
Критерии новизны.
В.А.Сластенин определяет пара уровней новизны:
— полную;
— локально безотносительную;
— условную;
— субъективную;
— отличающуюся степенью известности в области применения.
Критерии оптимальности.
Этот критерий свидетельствует затрату средств и сил педагогов и обучаемых с целью достижения результатов. Введение в воспитательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при мельчайших физических, умственных и временных затратах говорят о её оптимальности.
Критерии результативности.
Результативность как критерий инновации свидетельствует определённую устой-чивость хороших результатов в деятельности педагогов. Технологич-ность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однознач-ность в изменении и понимании делают данный критерий нужным в оценке значимости новых приёмов, воспитания и способов обучения.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте (как критерий оценки педагогических инноваций).
Ясно, что в случае, если полезная педагогическая мысль либо методика оста-ётся в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особен-ностями и сложностью техобеспечения либо спецификой деятель-ности педагога, то вряд ли в этом случае возможно сказать о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальной стадии подтверждается в деятельности отдельных педа-гогов-воспитателей, но лишь по окончании их объективной оценки и апробации они смогут быть рекомендованы к массовому внедрению.
Разбирая представленные параметры педагогических инноваций, мы можем с полным основанием отнести эти критерии к педагогике досуга, для систематизации столь актуального оттенка – «инновационности».
Инновации в досуговой сфере постоянно предполагают прочную связь и взаимодополнение новаторства и традиций. Примером исторической социаль-но-культурной инновации могут служить национальные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике – эксперимен-тальные школьные программы (Д.Кабалевский, Б.Неменский и др.), комп-лексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, культуры памятников и охраны истории, организации домашнего досуга. Эти современные досуговые разработки являются новыми, инновационными в социальной работе, они значительно обогащают и расши-ряют «инструментовку» социально-педагогической деятельности.
Остановимся на том, как осуществляются инновационные подходы в досу-говой деятельности. Примерная схема кодировки механизма реализации инно-вационных методик включает в себя следующую последовательность действий.
Появление инновационной идеи, её формализация, предполагающая обозна-чение заглавия, краткой сути и указание вероятной области внедрения и распространения в социальной, досуговой среде.
На этом этапе осуществляется сообщение с другими инновационными предложе- ниями, расширяется фронт проникновения во окружающую среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная сообщение, происходит осмысление всего реализации и цикла возникновения инновационной разработке. Прини-маются во время реализации и внимание условия, решение проблем, стоящих перед новатором.[14]
Каждая инновация, как и инновационная методика, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «проводники и Инициаторы в первый раз появляющихся разработок и идей, идущих навстречу нынешним либо будущим потребностям общества, составляют полезнейшее достояние нашей страны».[15]
Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно кроме этого исполнение так называемой ролевой функ-ции, которая условно возможно обозначена как функция новатора, либо рефор-матора. носителями и Инициаторами данной функции являются представители множества профессий, гениальные начальники и организаоры самодеятель-ности людей в социокультурной сфере.
самые правильным помогает определение реформаторов как субъектов активного инновационного действия на тот либо другой вид досуговой деятель-ности в социальной среде. Конкретно к данной категории относятся подвижники, каковые в течении последних лет были носителями и реализаторами мно-гих инициатив в социокультурной сфере: перемещения в культуры памятников и защиту истории, фольклорного, природоохранного перемещения, благотвори-тельности и милосердия и т.д. Всегда их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятельности ориенти-руется на трансформацию действующих условий, осуществление и поиск принци-пиально новых творческих, воспитательных, управленческих ответов.
Педагоги-организаторы, в большинстве случаев, применяя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму либо исключить по большому счету вмеша-тельство критики, дабы нет ничего, что ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных планов.
Обычными в этом смысле помогают способы, лежащие в базе поисковых инновационных методических досуговых разработок в социальной педагогике и социальной работе.
Способ мозгового штурма, либо мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В рабочий игре участвуют пара групп: «генераторы» — создатели идей; специалисты – «аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, снабжающие денежную под-держку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В базе полу-чивших широкое распространение инновационных свободных ассоциаций и методов синектики лежит целевая установка на выработку творческих идей посредством аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индии-видуальных) или свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий либо метафор.
В ходе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффектив-ность в генерировании творческих идей демонстрирует способ постановки главных вопросов типа «что? где? куда?», разрешающий упорядочить процесс рассмотрения неприятности, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совсем неожиданном, непредсказуемом направлении (способ инверсии), или потребует участие автора в проблемной обстановке в целях принятия адекватного ответа (способ эмпатии), или пойти по пути применения разных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (способ многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый способ «записной книжки»: участники творческой мастерской в течении долгого времени заносят соображения и свои идеи в личные рабочие блокноты, после этого все накопившиеся варианты вносятся в неспециализированный список (перечень) без указания авторства (аналогичные варианты отбрасываются), по окончании чего проводится отбор и коллективная экспертиза самые приемлемых идей посредством заблаговременно созданных и согласованных параметров оценки.
Таковы черты инновационных подходов к досуговой деятельности. Внима-тельный их анализ окажет помощь заметить принципиальные изюминки поиска нового в организации досуга разных социальных групп, того неповтори-мого, что возможно тиражировать
Вопросы для самопроверки:
1. Сущность социальных инноваций в досуговой среде
2. Критерии «инновационности» досуга
3. Механизмы осуществления инновации
4. Какие конкретно авторские инновационные методики досуга вы понимаете?
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Дминтриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации:
сущность, практика осуществления. – М., 1992.
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность:
Учебник: М.: МГУКИ, 2004.
2 Способы активизации инновационных процессов: Сб. трудов. Вып. 1. – М.,
1988.
Инфраструктура досуга
В РФ сложилась стройная совокупность социально-культурных учреждений различных организаций и типов, составляющих инф-раструктуру досуговой деятельности. Социально-культурная инфраструк-тура досуга – это виды деятельности и материальные объекты, создаю-щие неспециализированные условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга. Эта трактовка разрешает включить в определение социально-культурной инфраструктуры бессчётные социально-педагогические и социально-культурные университеты, причастные к организации досуга населения.
Инфраструктура досуга сложилась в РФ исторически. Совокупность орга—низации досуга определялась социальной и культурной политикой страны и была направлена на создание благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для творческих способностей и развития духовных людей. В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия в РФ функционально и юридически оформляется новое социокультурное направление называющиеся социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления реорганизуется деятельность культурно-досуговых учреждений (бывшие куль-турно-просветительные) и учреждений дополнительного образования, проис-ходит развитие и становление новых для нашей страны учреждений соци-ального обслуживания населения (по большей части взрослых) и социального воспитания детей и подростков. В это время появляются новые виды профессий: социальная работа (социальный работник), социальная педагогика (социальный педагог) и вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим комплектом квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера. В данный же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социо-культурного профиля.
Среди учреждений социального обслуживания по собственной значимости на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексы учреждений по оказанию помощи нуждающимся (в первую очередь пенсионерам, калекам, малоимущим семьям). Каждый год число таких центров растёт и в 2002 году достигло 1099.[16] Изюминкой территориальных центров соци-ального обслуживания есть то, что по характеру деятельности они явля-ются учреждениями комплексного типа, в их составе смогут организовываться отделения и различного рода службы (к примеру, клубной, библиотечной работы), делающие своеобразные функции, а также социально-культурную. В территориальном социальном центре предусмотрена должность культорганизатора (с исполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии и др.
Неуклонно растет в РФ число учреждений детей и социального обслуживания семьи. С 1995 г. по 2000 год их численность возросла в 21 раз и на начало 2000 г. составила 2240 учреждений, функционирующих в совокупности органов соцзащиты населения,[17] т.е. отмечается тенденция выделе-ния «работы с семьей» в независимое направление.
Наровне с учреждениями социального обслуживания социального Министерства развития и системы труда существуют других ведомств и учреждения (отраслевые, профсоюзные, молодежные и т.п.). Так, к примеру, в каждом регионе России функционируют социальные работы молодежи, в структуре которых довольно часто имеются молодежные центры как социально-культурные учреждения комплексного типа.
На территории местных властей организуются разного рода специальные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это смогут быть центры по оказанию социальных одолжений, трудоустройству, центры сирот и реабилитации инвалидов и т.п. Наряду с этим органы местного самоуправления и защиты смогут выступать и как инициаторы, и как координаторы проведения большинства социокультурных акций на поведомственной территории.
Социальная политика страны направлена на создание самый бла-гоприятных, оптимальных условий для отдыха, для творческих способностей и развития духовных людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц, (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на теплоходах и туристических базах, в гостиницах и турпоездках).
Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах есть интеграция отдыха, упрочнения здоровья, духовного обогащения и разносто-роннего развития личности.
За проведение и организацию всей программы досуговой тератии отвечают начальники туристических учреждений и здравниц, и штат экспертов – организаторов досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, акком-пониаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители вторых работ.
Материальную базу досуговой деятельности в санаторно-курортных и туристических центрах воображают общекурортные Дворцы и Дома культуры, клубы в санаториях, пансионатах и домах отдыха, туристические и краеведческие кабинеты, уголки и музеи в здравницах и на турбазах, дискотеки, библиотеки, киноконцертные залы, стадионы, танцевальные площадки, игротеки и аттракционы, лодочные станции и т.д.
Содержание досуговых программ для отдыхающих здравниц и туристи-ческих учреждений сейчас определяется рыночными отношениями, стои-мостью одолжений, включая транспорт, прокат инвентаря и оборудования.
Классическими для русского действительности являются учреждения культурно-досуговой сферы. Одними из самых массовых учреждений культуры на данный момент являются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). На данный момент в РФ насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует 357.328 любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях образовывает 6.074.821 человек.[18]
По собственному характеру клубные учреждения являются многофункциональны-ми комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум одолжений для разных категорий населения в сфере досуга и рекреа-ции, творчества и образования.
Показались и новые типы учреждений культуры – информцентры, медиатеки, творчества и центры досуга, дома ремесел, национально-культурные центры, дискотеки и др.
Главными направлениями в деятельности учреждений клубного типа являются информационно-просветительская, художественно-публицистичес-кая, содействие формированию социальных инициатив, развитие и сохранение тра-диционной народной культуры, проведение ритуалов и праздников, развитие художественного и технического творчества, культурно-развлекательная, физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность, экскур-сионное обслуживание и др.
Одними из самых популярных учреждений досугового типа являются парки отдыха и культуры. Как и клубы, парки являются комплексными мно-гофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, собственную деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков разрешает им проводить различные формы работы, удовлетворять потребности разных социальных групп. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество секторов и зон: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, территорию аттракционов, детский город, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, службы питания и торговые павильоны, подсобные помещения.
По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, природные парки и лесопарки-запо-ведники, зоопарки и ботанические парки, спортивные парки и гидропарки, территории отдыха.
Парки относятся к такому типу социально-культурных университетов, глав-ными функциями которых являются рекреация, организация развлечений и массового отдыха, проведение информационно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.
К сожалению количество парков культуры в РФ каждый год убывает. В случае, если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. – 554.[19]
Остается сохранять надежду, что по мере улучшения экономической обстановке у нас число парков будет возрастать. Будут появляться и новые виды парковых учреждений: рекреационные, парки развлечений и т.д.
На данный момент создана Ассоциация парков культуры РФ. Ее упрочнениями проводятся конкурсы на лучший парк России.
К социально-культурным университетам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хра-нением, популяризацией и изучением памятников и документов истории, материальной и духовной культуры. Музеям свойственно единство исследова-тельских и просветительских функций.
За последние двадцать лет число музеев у нас увеличилось более чем в 2,5 раза и составляло в 2001 г. 1964 музея. Из общего количества музеев совокупности Министерства культуры РФ 100 составляют музеи фелерального ведения, включая музеи-филиалы.[20] Остальные музеи данной совокупности – регионального и муниципального ведения. Большое число музеев созда-ется на публичных, кооперативных началах. По отраслям знаний музеи дифференцируются на исторические, естественно-научные, научно-техничес-кие и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного мастерства, литературные, краеведческие, древесного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки монументы природы, культуры и старины. Многочисленную группу составляют бессчётные частные и публичные музейные коллекции.
Появляются и уникальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Вдадимир-ской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Для того чтобы рода музеи занимают важное место в сохранении местных культурных традиций, и в частности, — местной топономики.
В инфраструктуре культурного досуга населения большую роль игра-ют библиотеки. Главное назначение библиотек – собирание, распространение и хранение книг. Сейчас на одно из первых мест в деятель-ности библиотек выходит информационное направление.
Библиотечная сеть Министерства культуры РФ представляет собой много-уровневую совокупность, состоящую их федерального, регионального и муници-пального звеньев.
Верхнее звено включает в себя 9 наибольших библиотек федерального подчинения — Русский национальная библиотека (г. Москва); Русский национальная библиотека (г. Петербург); Русский национальная юношеская библиотека; Русский национальная детская библиотека (г. Москва) и др..
Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так именуемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ). В состав регионального звена кроме УНБ входят кроме этого региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. В первую очередь 90-х годов в ряде регионов случилось слияние универсальных детских и юношеских библиотек.
Низовое звено библиотек совокупности Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки – муниципальные, районные, сельские и т.д.
Сейчас отмечается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, показались медиатеки, объе-диняющие разные, и в первую очередь, электронные носители информации о произведениях мастерства. Действительностью отечественных дней стало появление интернет-центров, интернет-и интернет салонов-кафе.
Громадное внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для разных категорий населения, все в основном применяя разнообразные формы клубной работы.
На данный момент в РФ создана совокупность учреждений социально-педа-гогической направленности, осуществляющих социальное воспитание под-растающего поколения в новых условиях (учреждения дополнительного образования детей и подростков; учреждения детей и социального обслуживания семьи по месту жительства; специальные учреждения по работе с подростками и трудными детьми др.). Учреждения этого типа играются ключевую роль как в организации воспитательного процесса, профилактической, реабилитационной работе, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства.
К сожалению, опыт говорит, что потребность в специальных учреждениях социально-педагогической направленности из года в год возрастает. Это связано в целом с неблагополучной экономической обстановкой у нас, с проблемами социального воспитания и, в первую очередь, домашнего. Все большее и большее число детей попадают в разряд социальных сирот.
Разумеется и второе: ни профилактика правонарушений, ни реабилитация детей и подростков, попавших в тяжёлую жизненную обстановку, неосуществимы сейчас без объединения упрочнений всех заинтересованных организаций, без обоюдного дополнения способов воспитательного действия способами досу-гово-анимационными и т.п. значение и Роль детских культурно-досуговых учреждений в профилактике правонарушений будет все более возрастать. В законе «Об базах профилактики безнадзорности и правонарушейний несовершеннолетних» (ст.24) говорится об участии в данной работе учреждений и органов культуры, досуга, туризма и спорта.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое социально-культурная инфраструктура досуга?
2. Дайте чёрта учреждениям социально-педагогической и культурно-оздоровительной направленности.
3. Охарактеризуйте культурно-досуговые учреждения по их видам.
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений: Аналитический обзор /М-во культуры РФ, ГИВЦ. – М., 1999.
2. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. – М., 2003.
3. Смирнов Г.А.Субъекты культурной политики России: Лекция /МГУКИ. – М.. 2001.
Глава III.