1. эмпирические – при которых осуществляется внешнереальное сотрудничество объекта и субъекта изучения;
2. теоретические – в то время, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (правильнее – предметом изучения);
3. описание и интерпретация
В работах М.С.Роговина и Г.В.Залевского, в соответствии с мнению этих авторов, способ – это выражение некоторых соотношений между субъектом и объектом в ходе познания. Они сводят число главных психотерапевтических способов к шести:
1. герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки;
2. биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;
3. наблюдение — разделение субъекта и объекта познания;
4. самонаблюдение-превращение субъекта в объект на базе предшествующей разделении;
5. клинический — на первый замысел выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам;
6. опыт как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в ходе познания.
Приведенная классификация имеет в основном гносеологическое основание (субъектно-объектное сотрудничество), не смотря на то, что и спорна: неясно, чем приведено к выделению биографического способа, и клинического способа.
Неспециализированная черта эмпирических способов в психологии (наблюдение, опрос, опыт, тестирование, анализ продуктов деятельности, проективный способ и др.). Краткие сведения из истории способов изучения в психологии. Преимущества и недочёты каждого способа, оптимальные условия его применения на практике
Наблюдением именуется целенаправленное, регистрация поведения и организованное восприятие объекта. Наблюдение в психологии выступает в двух главных формах – как самонаблюдение, либо интроспекция, и как внешнее, либо так именуемое объективное, наблюдение.
Наблюдение наровне с самонаблюдением есть ветшайшим психотерапевтическим способом. Как научный эмпирический способ наблюдение активно используется с конца XIX века в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а В первую очередь ХХ в. – в психологии труда, т.е. в тех областях, где особенное значение имеет фиксация изюминок естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс сотрудничества человека со средой. Тем самым для наблюдения особенное значение имеет сохранение внешней валидности.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение.
Несистематическое наблюдение проводится на протяжении полевого изучения (проводится для изучения связи между настоящими переменными в повседневной судьбе) и активно используется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, ответственны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоей общей картины поведения индивида или группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение проводится по определенному замыслу. Исследователь выделяет регулируемые изюминки поведения (переменные) и классифицирует условия окружающей среды.
Различают целое и выборочное наблюдение.
В целом наблюдении исследователь (либо несколько исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
В выборочном наблюдении исследователь обращает внимание только на определенные параметры поведения либо типы поведенческих актов.
Наблюдение может проводиться конкретно или с применением наблюдательных средств и приборов фиксации результатов. Фиксация результатов наблюдения может производиться в ходе наблюдения или по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, страдает надёжность и полнота регистрации поведения, а следовательно, и достоверность взятых результатов.
Особенное значение имеет неприятность наблюдателя. Поведение человека либо группы людей изменяется, если они знают, что за ними замечают со стороны. Данный эффект возрастает, в случае, если наблюдатель малоизвестен группе либо индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых.
Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам есть членом группы, поведение которой он исследует. Имеется два варианта включенного наблюдения:
1. замечаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
2. замечаемые не знают, что их поведение фиксируется.
Процедура изучения способом наблюдения складывается из следующих этапов:
1. определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды либо несколько), ситуации;
2. выбирается регистрации и способ наблюдения данных;
3. строится замысел наблюдения (обстановки – объект – время);
4. выбирается способ обработки результатов;
5. проводится интерпретация и обработка взятой информации.
Предметом наблюдения смогут являться разные изюминки вербального и невербального поведения.
Соблюдение операциональной валидности при проведении изучения способом наблюдения всегда приводит к наибольшим сложностям. Влияние субъекта изучения – наблюдателя, его лично-психотерапевтических изюминок кроме этого очень громадно.
Какие конкретно же конкретные недочёты способа наблюдения запрещено в принципе исключить? Первым делом, все неточности, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем посильнее наблюдатель пытается подтвердить собственную догадку. Он устает, адаптируется к обстановке и перестает подмечать серьёзные трансформации, делает неточности при записях и т.д.
Ершов А.А. выделяет следующие обычные неточности наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное чувство наблюдателя ведет к неотёсанному восприятию поведения, игнорированию узких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция постоянно давать хорошую оценку происходящему.
3. Неточность центральной тенденции. Наблюдатель пытается давать усредненную оценку замечаемому поведению.
4. Неточность корреляции. Оценка одного показателя поведения дается на основании другого замечаемого показателя (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Неточность контраста. Склонность наблюдателя выделять у замечаемых черты, противоположные собственным.
6. Неточность первого впечатления. Первое чувство об индивиде определяет восприятие и оценку его предстоящего поведения.
Но наблюдение есть незаменимым способом, в случае, если нужно изучить естественное поведение без вмешательства извне в обстановку, в то время, когда необходимо взять целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве независимой процедуры и рассматриваться как способ, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми на протяжении исполнения ими экспериментального задания являются ответственной дополнительной информацией для исследователя.
Экспериментальный способ –это вид теоритического либо эмпирического изучения, выстроенного в соответствии с определенной логикой обобщения относительно гипотезы о причинно следственных связях. Как способ эмпирического изучения он характеризуется, во первых активным управлением переменными; во вторых выдыижением статистических нуль-догадок, каковые смогут быть отвергнуты. Переменная-это каждая действительность, замечаемые трансформации которой смогут быть зафиксированы и измерены в какой или шкале.
Нормативы в структуре экспериментального способа Опыты в психологии проводятся в научных и практических целях, они планируются и строятся по нормативам, т.е требованиям к сбору эмпирических данных. Как каждый научный опыт, психотерапевтический опыт обязан удовлетворять параметрам научности с позиций нормативов изучения.
Нормативы: 1)Это проверка и выдвижение догадки. Нужные элементы экспериментирования. Догадка-это утверждение истинность либо ложность которого малоизвестны, но смогут быть проверены умелым методом. Особенности экспериментального способа связаны с видом контролируемых догадок и с применяемыми методами контроля причинного вывода. 2)Это предположение о возможности обнаружения в психотерапевтическом опыте закономерностей. Установление закономерности, но, еще не формулирование психотерапевтических законов. Закон будет предпологать констотацию обобщенного характера, т.е. показывать диапазон в рамках которого действует распознанная закономерность. 3)Ответственным нормативом есть определение исследователем собственной позиции в понимании предмета изучения. Психотерапевтические опыты смогут проводиться не только в научных целях, они смогут обслуживать и ответ практических задач. 4)Планирование опыта снабжает условия для реализации точного валидного вида.
Уже в восемнадцатом веке обсуждались различные дороги становления психолог-го знания и складывались представления о психологии рациональной и психологии эмпирической. В девятнадцатом веке показались первые психотерапевтические лаборатории и были совершены первые эмпирические изучения, названные экспериментальными. В первой лаборатории эксп. лаборат. Вундта первоначально употребляется способ экпер-ой интроспекции. Одновременно с этим базы построения психофизического эксп-та были созданы Фехнером и рассматривались как методы сбора информации об ощущениях испытуемого, в следствии их осуществлялись построения субъективных шкал ощущений. Изучения закономерностей запоминания и забывания были совершены Эббингаузом. 4)Бихевиористы иссл-я уделили первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами. 5)В отеч-ной псих-ии одним из первых примеров эксперимен-рования помогает концепция естественного опыта, Лазурского. Естественный опыт мыслился Лазурским как средняя позиция между строгим эксп-том и менее строгим наблюдением. 6) В отечест-ной психологии кроме этого появились новые подходы условно относимые к эксперим-ым, это схема методик двойной стимуляции в работах Выготского и его учеников, и способ постепенного формирования умственных понятий и действий, Гальперина. 7)Применение психотерапевтического тренинга для измерения уровня коммуникативной компетентности.
Испытуемый может принимать участие в опыте или добровольно, или по принуждению.
Само участие в опыте порождает у испытуемых последовательность поведенческих проявлений, каковые являются обстоятельствами артефактов. Среди самые известных – эффект плацебо — в то время, когда испытуемые уверены в том, что препарат либо действия доктора содействуют их выздоровлению, у них отмечается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах самовнушения и внушения; эффект Хотторна — привлечение к участию в опыте, что проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично; эффект аудитории — присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности ассистента и экспериментатора, изменяет поведение человека, делающего ту либо иную работу.
Преимуществами экспер-та есть: 1) Исслед-ль не ожидает случайного проявления интересующих его психотерапевтических процессов, а сам формирует условия, дабы позвать их у испут-х.; 2) Исследователь м. целенаправленно предательств. течения и условия психологических процессов.; 3) В эксперим-ых исслед-ях необходим строгий учет. 4) Экспер-мент м.б совершён с громадным числом испытуемых, что разрешает рассмот-ть неспециализированные закономерности развития психологических процессов
Классификация видов опыта в зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание псих-ких явлений экспер-та делится на:
а ) констатирующий, в кот. распознаны определенные уровень развития и психологические особенности соответствующего психолог.кач-ва.;
б) формирующий экспер-т, что предполагает целенаправленное действие на испыт-го в целях формирования у него предельного кач-ва, он может носить обучающий либо воспитывающий хар-р.;
в) ограниченность констатирующего опыта преодолевается применением способа срезов. Срез- это краткосрочная констатация состояния изучаемого объекта на разных стадиях его развития. В зависимости от того, как естественны условия проведения опыта он делится на: а) лабораторный, б) естественный (полевой) обязан исключить напряжение, в) естественный опыт что решает задачи психолого-пед-гого изучения наз.психолого-пед.опытом.
По логической структуре доказательства догадок различают линейный и параллельный опыты:
Линейный опыт отличается тем, что анализу подвергается одинаковая несколько, являющейся контрольной (ее начальное состояние), экспериментальной (ее состояние по окончании трансформации каких-либо ее черт).
В параллельном опыте в один момент участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть аналогичен по всем контрольным, и по нейтральным чертям, каковые смогут оказать влияние на финал опыта. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода опыта, а экспериментальной – изменяются.
Способ опроса – (беседа, интервью, анкета) — это способ сбора первичной информации.
Специфика способа состоит в первую очередь в том, что при его применении источником первичной социологической информации есть человек (респондент) – яркий участник исследуемых социальных явлений и процессов. Существует две разновидности опроса, которые связаны с письменной либо устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на каковые и образуют первичную данные.
Способ опроса, опирающийся на много обученных анкетеров либо интервьюеров, разрешает в максимально маленькие сроки опрашивать довольно много опрощеных и приобретать разную по собственной природе данные.
1. Анкетирование.Самый распространенный в практике прикладной социологии вид опроса. Оно возможно групповым либо личным. Сейчас широкое распространение взял единовременный опрос (посредством электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета — совокупность вопросов, направленных на обнаружение количественно-предмета анализа и качественных характеристик объекта. Ее назначение — дать точную данные. Для этого нужно знать и выполнять последовательность принципов и правил ее конструирования. При составлении анкет нужно учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен разным социально-демографическим группам опрощеных (молодым и пожилым, людям с различным образованием и т.д.).
Все вопросы возможно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (главные и неосновные).
Закрытым вопрос именуется в том случае, если на него в анкете приводится полный комплект вариантов ответов. Закрытые вопросы смогут быть другие и неальтернативные. Другие предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные — нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они позволяют выразить собственный мнение во всей полноте и до небольших подробностей, исходя из этого они дают более богатую по содержанию данные, чем закрытые вопросы.
Полузакрытые – вопрос, ответ, другие варианты.
Главные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные — на обнаружение адресата главного вопроса (вопросы-фильтры), диагностику искренности ответов (контрольные вопросы).
1. по мере развития вопроса интерес опрашиваемого обязан расти;
2. правила воронки: переход от несложных к непростым вопросам;
3. в середине опроса располагают самые важные с позиций исследователя и тяжёлые для опрашиваемых вопросы, и каковые личен ;
4. утомление наступает в пределах 15-25 мин..
Метод предъявления вариантов закрытом опросе:
— дихотамическая форма – да либо нет;
— поливариантная форма – предлагаются ответы;
— шкальная форма – согласен, частично не согласен, полностью не согласен.
Анкетирование тяжело отнести к фактически психотерапевтическим исследовательским способам. Информация, приобретаемая посредством анкеты, есть декларативной и не имеет возможности принимать во внимание надежной и точной. Кроме того при полной искренности испытуемого, любой психолог знает, как на содержание высказываний испытуемого воздействуют установки и неосознаваемая мотивация.
Преимущество анкетирования: возможность изучения любого кол-ва лиц; легкость статистический обработки данных.
2. Почтовый опрос — разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как действенный прием сбора первичной информации. В самый общем виде он содержится в получении и рассылке анкет на них ответов по почте.
Ответственное преимущество почтового опроса — простота организации. Нет необходимости в подборе, обучении, контроле за деятельностью громадного количества анкетеров. Еще одним хорошим свойством есть возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.
Вместе с тем почтовый опрос имеет и собственные недочёты. Основной из них — неполный возврат анкет, исходя из этого может оказаться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.
Разновидность почтового опроса — прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете либо издании. Существует два вида для того чтобы опроса. Один — в то время, когда редакция обращается к анкетированию с целью получения информации о собственных читателях и их точек зрения о работе данного печатного органа. Второй — в то время, когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
3. Интервьюирование.Целенаправленным опросом именуют интервью. Интервью определяется как псевдобеседа: интервьюер все время обязан не забывать, что он исследователь, не упускать из внимания замысел и вести разговор в нужном ему русле.
Важное значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни вкоем случае нельзя допускать утраты и панибратства психотерапевтической расстоянии. направляться сохранять нейтральную позицию в ходе интервью и стараться не демонстрировать собственный отношение ни к содержанию вопросов и ответов, ни к собеседнику.
Данный способ опроса требует громадных затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем увеличивается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и неточностей при заполнении вопросников.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью — самая популярная разновидность интервьюирования. В этом случае общение респондента и интервьюера строго регламентировано подробно созданными инструкцией и вопросником, предназначенной для интервьюера. При применении этого вида опроса интервьюер обязан совершенно верно придерживаться их последовательности и формулировок вопросов.
Фокусированное интервью — следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет собственной целью сбор точек зрения, оценок по поводу конкретной обстановке, явления, его последствии либо обстоятельств. Опрощеных в этом виде интервью заблаговременно знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для для того чтобы интервью, причем их список для интервьюера необходим: он может поменять их формулировки и последовательность, но по каждому вопросу обязан получить данные.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Данный вид опроса используется в тех случаях, в то время, когда исследователь приступает к определению неприятности изучения. Свободное интервью проводится без заблаговременно подготовленного вопросника либо созданного замысла беседы; определяется лишь тема интервью.
Тест (англ. проба, опробование) – научно-практический способ психотерапевтического измерения, складывающийся из конечной серии кратких заданий, направлен на диагностику личной выраженности состояний и свойств.
В первый раз термин тест был введен Гальтоном и стал широко распространен благодаря изучениям Кеттела. Посредством тестов Стендфорд-Бине (1960г) был исслед-н уровень умственного развития, коэффициент интеллекта.
Тесты смогут быть: личные; групповые; вербальные; действенные.
Тестирование (способ) -в психологии наз. стандартизированные методики психодиагностики, разрешающие взять сопоставимые колич-ые и кач-ые показатели степени развитости изучаемых св-в.
Существует множество конкретных тестовых методик, каковые возможно классифицировать по самым различным основаниям. На данный момент психотерапевтический тест рассматривается как комплект заданий, т.е. измерительный инструмент, обнаруживающий свойство. Неспециализированное наименование для заданий – пункты теста. Испытуемому предлагаются варианты ответа по отношению к каждой задаче. ответ регистрируется и считается индикатором (показателем), обнаруживающим свойство. Варианты ответа смогут быть различными, но чаще употребляются такие: да – нет, решил – не решил, и др. Любой индикатор, сочетание пунктов – ответ, соотносится с ключом, что приписывает индикатор определенному свойству.
Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они в любой момент и везде должны использоваться однообразным образом, начиная от инструкции, приобретаемой испытуемым заканчивая методами интерпретации и вычисления приобретаемых показателей. Сопоставимость свидетельствует, что оценки, приобретаемые при помощи теста, возможно сравнивать между собой независимо от того где, в то время, когда, как и кем они были полученны, в случае, если очевидно, тест используется верно.
Существует довольно много разновидностей тестов, каковые разделяются на группы по нескольким основаниям:
1) по предмету тестирования тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные;
2) по изюминкам применяемых в тесте задач выделяют практические, образные и словесные тесты.
3) по характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым т. делятся на бланковые и аппаратурные;
4) по объекту оценки – процессуальные тесты, тесты достижений, тест свойств и состояний.
Компьютерные тесты – это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Процессуальными наз. тесты, благодаря которым исследуется какой-либо психотерапевтический либо поведенческий процесс и ему в следствии дается правильная качественная либо количественная черта. Тесты достижений — к данной группе относятся такие т., в которых оцениваются удачи человека в том либо другом виде деятельности, в той либо другой сфере познания. Тесты свойств и состояний касаются диагностики более либо менее стабильных психотерапевтических качеств человека. В особенную группу выделяются проективные тесты. Они основаны не на прямой либо косвенной оценке тех либо иных психотерапевтических качеств человека.
Преимущества тестов пребывают в том, что допустимо получение сравнимых данных по громадным массивам испытуемых.
Трудность применения тестов пребывает в том, что не всегда оказывается вероятным выявлять, как и за счет чего был достигнут полученный в ходе тестирования итог.
Процедура обнаружения особенностей, к которой сводится тестовое измерение, завершается выводов суммарного балла. Такое отношение между тестом и индикаторами именуется кумулятивно-аддитивной моделью. Сырой балл считается оценкой, характеризующей испытуемого.
Анализ продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин архивный способ для таких изучений, проводя каковые психолог не измеряет и не замечает актуальное поведение испытуемого, разбирает дневниковых заметки и записи, архивные материалы, продукты трудовой, учебной либо творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи применяют второй термин для обозначения этого способа – анализ продуктов деятельности либо праксиметрический способ.
Исследователь может проводить изучение текстов, предметных продуктов деятельности с разными целями. По конкретным приёмам и целям реализации архивного способа выделяют его разновидности.
Широкое распространение в психологии личности, исторической психологии и психологии творчества взял биографический способ, на протяжении которого изучаются изюминке жизненного пути одной личности либо группы людей.
К разновидностям архивного способа относится кроме этого техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из самый созданных и строгих способов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные эти.
Контент-анализ употребляется для анализа результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т.д. Разработка способа контект-анализа связан с именами Лассуэла, Осгуда, Берельсоно.
Не обращая внимания на громоздкую процедуру, контент-анализ владеет массой преимуществ: нет результата действия исследователя на поведение испытуемых, эти проверены на надежность; данный способ возможно советовать для анализа исторических документов и т.д.
Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
1. слово (термин, знак);
2. суждение либо законченная идея;
3. тема;
4. персонаж;
5. создатель;
6. целостное сообщение.
Контент-анализ употребляется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Контент-анализ владеет массой преимуществ: нет результата действия исследователя на поведение испытуемых, эти проверены на надежность, данный способ возможно советовать для анализа исторических документов и т.д.
Проективные методики — совокупность методик, направленных на изучение личности и созданных в рамках проективного диагностического подхода; основаны на обнаружении проекций в данных опыта с последующей интерпретацией.
Понятие проекции для обозначения способа изучения ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной обстановке, допускающей множественность вероятный интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой интерпретацией вырисовывается неповторимая совокупность личностных особенностей и смыслов стиля когнитивного субъекта.
Способ обеспечивается совокупностью проективных методик (именуемых кроме этого проективными тестами), среди которых различают:
1. ассоциативные – к примеру, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам – пятнам; тест завершения неоконченных предложений);
2. интерпретационные – к примеру, аперцепционный тематический тест, где требуется истолковать социальную обстановку, изображенную на картине;
3. экспрессивные – психодрама, тест рисунка человека, несуществующего животного и пр.
Проективный способ направлен на изучение неосознаваемых либо не в полной мере осознанных форм мотивации и потому имеется чуть ли не единственный фактически психотерапевтический способ проникновения в особенно интимную область психики.
Многие психологи достаточно низко оценивают проективный способ как психометрический инструмент, например, из-за валидности проблемы и существования надёжности проективных тестов благодаря имеющейся противоречивости интерпретаций и нестабильности результатов данных.
Проективный способ есть промежуточным между анализом и психологическим тестированием продуктов деятельности.
В базе проективных способов лежит принцип проекции, в соответствии с которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (либо высказывает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал собственные неосознаваемые либо скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы.
Процедуру выполняют кроме этого, как и второе психотерапевтическое измерение: испытуемому дают инструкцию по исполнению определенного задания: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку и т.д. Экспериментатор руководит действиями испытуемого: ведет беседу, предъявляет задание в определенной последовательности и т.д. Но в отличие от обычного тестирования, выговор переносится на интерпретации и процедуру анализа данных, продуктов деятельности тестируемого.
Различают пара групп проективных методик:
1. Конститутивные – методики (их именуют кроме этого методиками структурирования), заключающиеся в предъявлении какого-либо неупорядоченного материала (к примеру, пятен Роршаха), которому требуется придать субъективный суть (кроме того по отдаленным ассоциациям).
2. Конструктивные – методики конструирования, каковые заключаются в предъявлении отдельных подробностей, из которых возможно составить разные целостные картины (в связи с собственным вкусом, опытом, заинтересованностями), а также в придумывании рассказа по отдельным фрагментам либо по окончании заслушивания звуков, шумов (к примеру, тест Мира).
3. Интерпретативные – методики (к примеру, ТАТ и др.), в которых нужно истолковать какие-либо события, изображенные на картинах (предполагается, что любой толкует их соответственно собственному отношению к ним).
4. Катарсические – реализуются в игровой, намерено организованной деятельности (к примеру, психодрама).
5. Экспрессивные – методики рисования на свободную либо заданную тему (к примеру, тест «Дом–дерево–человек»).
6. Импрессивные – основаны на предпочтении тех либо иных стимулов (к примеру, тест цветовых выборов Люшера).
7. Аддитивные — реализация предполагает завершение какого-либо рассказа, предложения (считается, что наряду с этим смогут быть выражены скрытые мотивы, значимые отношения к событию, факту, волнующему испытуемого) (к примеру Методики завершения предложений).
Сам термин «проективные методики» был введен американским психологом Л. Франком в 1939 г. По классификации А. Фрэнка, проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и довольно много. самые типичными из них являются: тест Роршаха. тест цветовых выборов Люшера, тест базисных влечений Сонди, тест на фрустрацию направляться, тематической апперцепции тест (ТАТ).
Исследователи выделяют последовательность показателей проективных методик:
– относительную свободу в выборе ответа и тактики поведения испытуемого:
– отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
– обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением либо интегральную диагностику последовательности личностных особенностей, а не измерение какой-либо отдельной психологической функции;
– неопределенность материала либо инструкции к заданию;
– открытость множества потенциальных ответов — принимаются все реакции испытуемого;
– отсутствие и атмосфера доброжелательности оценочного отношения со стороны экспериментатора;
– измерение не психологического функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой. Эти изюминки сближают проективные тесты с тестами креативности.
Многие психологи достаточно низко оценивают проективный способ как психометрический инструмент, например, из-за валидности проблемы и существования надёжности проективных тестов благодаря имеющейся противоречивости интерпретаций и нестабильности результатов данных.
История психологии