Как работают наши органы чувств

Как работают наши органы чувств

Так слепоглухонемая Юлия Виноградова говорит. Доктор наук И. А. Соколянский «сообщил» ей, возможно, что-то весьма забавное

Часто описание работы отечественных органов эмоций начинают со сравнения их с физическими устройствами. В действительности, давайте посмотрим, похож ли отечественный глаз, скажем, на фотокамеру. На первый взгляд между ними довольно много неспециализированного. Сетчатка — это светочувствительная пластинка, хрусталик — объектив, зрачок — диафрагма и т. д. Но попытаемся пристально присмотреться к сетчатке и в мыслях поставить ее на место фотопластинки в фотоаппарат. На сетчатке-фотопластинке имеется слепое пятно — место, куда входят в сетчатку зрительные нервы; помимо этого, имеются десятки блуждающих слепых пятен, каковые в любую секунду смогут появиться в любой точке сетчатки. Отечественная сетчатка имеет сферическую поверхность, притом с несколькими радиусами кривизны. Помимо этого, она имеет различную чувствительность — большую в центре и понемногу убывающую к периферии.

И, наконец, отечественная сетчатка-фотопластинка всегда движется, причем перемещения ее весьма разны по величине и весьма неравномерны; в среднем она делает около 70—80 перемещений в секунду. А сейчас представим себе снимок, сделанный фотоаппаратом с таковой пленкой. Вы, возможно, согласитесь, что данный снимок будет иметь мало неспециализированного с оригиналом. Но так как мы видим деревья, горы, дома, людей и очень многое, очень многое второе вовсе не искаженными, а такими, какие конкретно они имеется в конечном итоге. Как же это происходит и по какой причине неточно отечественное сравнение глаза с фотоаппаратом?

Дабы лучше осознать работу глаза, посмотрим сперва, как рука ощупывает предмет. Вырежьте из картона какую-нибудь фигуру , лучше неправильной формы, и попросите вашего товарища, что не видел фигуры, не обращать внимания. Сначала эту фигуру ему на ладонь и предложите обрисовать ее форму. Вы заметите, что он этого сделать не сможет. Сейчас вы сами его пальцем либо ладонью обведите фигуру и опять попросите обрисовать ее. И опять ваш товарищ не сможет этого сделать. Наконец, разрешите ему обвести пальцем фигуру самостоятельно. Лишь в этом случае вы получите верный ответ о очертаниях и размерах фигуры. В этот самый момент вы заметите, что рука вашего товарища ощупывает фигуру легкими, осмотрительными перемещениями, то и дело возвращается назад, как бы контролируя, верно ли воспринят тот либо другой участок фигуры.

Как работают наши органы чувств

Юлия Виноградова обожает заниматься лепкой. Она достигла в этом громадных удач.

А сейчас обратитесь к рисунку. Он показывает, как глаз осматривает предметы. Легко видеть, что между глазом и рукой имеется довольно много неспециализированного. Оказывается, глаз, как и рука, последовательно осматривает, «ощупывает» контуры рисунка либо предмета. Наряду с этим между работой глаза и руки имеется не только внешнее сходство. Рука учит глаз своим приемам ощупывания, учит тактике и своеобразной стратегии этого ощупывания. В этом нас убеждают случаи, в то время, когда людям, слепым от рождения, возвращают зрение. Первое время они не смогут различать контуры отлично привычных им по осязанию предметов. В случае, если таким слепым предложить отличить куб от шара либо попросить сосчитать пара лежащих на столе карандашей, то они не смогут совладать кроме того с этими несложными задачами, не смотря на то, что легко их решат, в случае, если им разрешить ощупать предметы. Эти люди должны еще обучиться видеть. Громадную роль тут играется рука. Глаз сначала следует за ощупывающей рукой, а после этого научается видеть и самостоятельно, без ее помощи.

Следовательно, чтобы заметить тот либо другой предмет, мы должны в буквальном смысле слова осмотреть, «ощупать» его глазом. И в случае, если глаз теряет возможность двигаться по предмету, то он делается как бы слепым, не смотря на то, что и сохраняется его чувствительность к свету. Это обосновывают испытания, выстроенные так, что рисунок, на что наблюдает человек, двигается вместе с глазом, повторяя за ним все его перемещения, и исходя из этого неподвижен относительно сетчатки. В этих условиях лишь первые 2 сек. возможно было видеть изображение, после этого оно исчезало. Само собой разумеется, в то время, когда мы наблюдаем на привычные предметы, глаз не проделывает снова все те перемещения, каковые он совершал в первоначальный раз. Но и для повторного восприятия предметов нужны перемещения глаза. Отечественные глаза движутся и в тех случаях, в то время, когда мы стараемся представить себе предмет, которого на данный момент нет перед нами. Мало этого, перемещения глаз человека зарегистрированы кроме того на протяжении сновидений.

Как работают наши органы чувств

Схемы перемещения глаз по изображению. Перемещения записаны научным сотрудником лаборатории зрения Университета биофизики Академии наук СССР А. Л. Ярбусом.

Значит, в случае, если сравнивать глаз с каким-то физическим прибором, то необходимо сравнивать его не с фотоаппаратом, а скорее с телевизионной камерой. Но необходимо не забывать, что и это сравнение весьма приблизительное. Глаз значительно экономнее обегает предмет, чем луч телевизионной камеры. Если бы луч телевизора прошелся по предмету лишь по маршруту перемещения отечественного глаза, то мы с вами точно ничего не заметили бы на экране.

Как работают наши органы чувств

Слепой не имеет возможности видеть чертежа. Но пальцы заменяют ему глаза. По рельефной схеме он знакомится с устройством корабля.

Имеется еще одна увлекательная изюминка у отечественного глаза, которая обосновывает, что человек обязан обучиться видеть. При прохождении лучей через хрусталик глаза мы приобретаем на сетчатке перевернутое изображение, так же как и при прохождении лучей через объектив фотоаппарата. Видим же мы предметы не перевернутыми. Ученые решили проверить, как будет видеть человек, в случае, если ему одеть особые очки, каковые снова переворачивают изображение, либо очки, через каковые мы все вогнутые предметы видим выпуклыми, а все выпуклые — вогнутыми. Выяснилось, в случае, если носить такие очки (от нескольких суток до нескольких недель — у различных людей это время различное), то все люди сначала научаются верно ориентироваться в окружающей обстановке, а после этого и видеть предметы такими, каковы они в конечном итоге.

Так, в случае, если мы искусственно искажаем работу органов эмоций, то ощущения начинают перестраиваться и восстанавливается соответствие ощущений опыту отечественной практической деятельности с предметами. Весьма увлекательны испытания с так называемыми линзами Дове, через каковые мы видим все вогнутые предметы выпуклыми, а выпуклые — вогнутыми. Искажающее влияние этих линз на зрение исчезает весьма скоро. Достаточно, глядя через очки на предмет, дотронуться до него рукой, как иллюзия исчезает и мы начинаем видеть его таким, каков он в конечном итоге, не смотря на то, что продолжаем смотреть на него через искажающие очки.

Окружающий мир 3 класс ч.2, Перспектива, с.60-63, тема урока \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: