Работа над композицией произведения
Критерием оценки произведения №3 есть композиция, т.е. смысловая целостность произведения, как продумано построение работы.
Традиционно выделяют три части произведения:
1) вступление, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, неспециализированные сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) главная часть, в которой конкретно раскрывается тема произведения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится результат, обобщается написанное.
Отсутствие в произведении одного из этих элементов композиции рассматривается как неточность и учитывается при выставлении баллов.
Структура произведения обязана выглядеть следующим образом:
Вступление | Подготовка к восприятию главных мыслей работы, тезис |
Главная часть | Тезис 1 Доказательства, примеры (один либо пара) Микровывод (обобщение написанного) Логический переход к новой мысли Тезис 2 Доказательства, Логический переход и примеры к новой мысли |
Заключение | Обобщение по всей теме. Вывод |
Как писать вступление
Вид вступления | Описание | Пример |
Историческое | Предполагает краткую чёрта определённой эры, анализ социально-экономических, нравственных, политических либо культурных изюминок того времени. | XX век для России стал эрой опробований, фатальных заблуждений и гениальных прозрений, разрушительных войн и созидательных начинаний. Быть писателем — нелёгкое дело в каждые времена, а в сложную эру публичных и культурных переворотов помогать истине особенно тяжело. Общество начала XX века отказалось от всех ценностей и прежних идеалов. Дом, семья, быт, любовь — всё это внезапно стало пережитком прошлого. Эра давила на человека, потребовала, разламывала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда находились особенно остро и тревожили людей. |
Аналитическое | Может содержать размышление над центральным понятием темы произведения (война, совесть, милосердие и т.п.). | Так распорядилась природа, что из всех земных существ конкретно человеку разрешено иметь возможность и разум выбора. Выбирает человек всю собственную жизнь: решает, как поступить в конкретной обстановке, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: эмоциями либо разумом? |
Биографическое | Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению либо к поднятой в нём проблеме. | Вся жизнь писателя русского и великого мыслителя Л.Н. Толстого — это нескончаемый поиск самого себя. Пройдя через соблазны громадного света, через кошмары войны, став известным на всю землю писателем, Лев Николаевич ни на 60 секунд не останавливался в поиске собственного назначения. Не просто так для ответа на вопрос «В чём содержится суть людской судьбе?» мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». |
Цитатное | В собственной базе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме произведения и есть «точкой отсчёта» для предстоящего развёртывания мысли. | «Величайшая победа – это победа над самим собой», – сообщил кто-то из древних мудрецов. Задумаемся над данной фразой. О какой победе идёт обращение? С кем либо с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?.. |
Личностное | Предполагает заявление собственной позиции, изложение мыслей, эмоций, которые связаны с темой произведения. | Я не просто так выбрал эту тему. Неприятность, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего заинтересованностями собственного времени и собственного поколения… |
Как писать главную часть
Главная часть — это проверка того, как правильно осознана тема. Главная часть произведения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, исходя из этого тут особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
В первую очередь нужно обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Любой абзац — это довольно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться второй. Предложения должны быть логически связаны так, дабы каждое последующее было ответом на вопрос, появляющийся у читателя по окончании прочтения прошлого предложения. В случае, если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два либо три раза, это указывает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически приятель за втором.
Потому, что мы говорим о написании произведения-рассуждения, нужно обратить внимание на обычную структуру абзаца текста-рассуждения:
Тезис | Я думаю, одна из наиболее значимых задач мастерства — будить в человеке чувство отчизны. |
Развитие мысли | Не просто так русские поэты и писатели в собственных произведениях многократно обращались к теме отчизны и создали необычные образы нашей страны — России. |
Иллюстративная часть (доказательства, примеры) | А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А Есенин, А.А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с различных сторон, с её недостатками и достоинствами, но в первую очередь — с громадной любовью к собственному Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина: В случае, если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я сообщу: «Не нужно рая, Дайте отчизну мою». |
Микровывод | Возможно, это одно из самых броских признаний в любви собственной отчизне, которое не должно покинуть нас, граждан Российской Федерации, равнодушными. |
Обратите внимание на то, что текст, вписанный в таблицу, представляет собой один абзац с абзацным отступом лишь в первом предложении.
Новый абзац — это новая идея, так или иначе связанная с предыдущей, исходя из этого нужно продумать грамотные логические переходы от одной мысли к второй. Вы имеете возможность применять словосочетания и следующие слова для выражения связи между абзацами